Че м жестче политический строй , те м глубже в народе сидит психологи я подполья , те м шир е и лучше разви- та социальная практик а обхождени я закона.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Че м жестче политический строй , те м глубже в народе сидит психологи я подполья , те м шир е и лучше разви- та социальная практик а обхождени я закона.



На географической карте современного мира можно выделить зоны наибольшей концентрации пси- хологии подполья, в частности негритянский Гарлем, сообщества национальных меньшинств, ЮАР, зоны экологического бедствия в России и те регионы, где подолгу не выплачивают зарплату. Недавняя рельсо- вая война и забастовки учителей —  экстремальные


формы выражения психологии подполья, когда нако- пившаяся агрессивная энергия прорывается наружу. Но это не самое страшное. Страшнее, когда эта энер- гия себя не обнаруживает.

Скрытой формой проявления психологии подпо- лья выступает рестрикционизм — сознательное огра- ничение нормы выработки.

Низ пирамиды — это всегда зона экстремального неблагополучия, возникающая потому, что все рычаги давления находятся в руках тех, кто наверху. На протя- жении всего времени своего существования общество не придумало ни одного канала, которым подчиненные могли бы воспользоваться и снизить это давление в свою пользу. Во все эпохи давление шло только сверху вниз. Управленческое давление — широкомасштабная катего- рия. Она включает в себя все многообразие способов, благодаря которым верхи заставляют низы делать то, что тем не хочется: приказы, распоряжения, экономические и юридические санкции, психологическое давление и т. д. При такой асимметрии подчиненные совершенно лише- ны возможности оказывать давление наверх. Не имея за- конных способов, они изобретают незаконные, уравно- вешивая давление путем сопротивления.

Таким образом, носителями психологии подполья всегда выступают сопротивленцы. Если они сплачива- ются в коллективное целое, выделяя из своей среды наиболее агрессивного лидера, то с ними практически ничего нельзя сделать. Лидера можно перекупить, но вместо него вскоре появится новый. Психология под- полья страшна тем, что формирует коллективную пси- хологию сопротивления. Самый эффективный способ борьбы с нею — разбить коллектив на одиночек. Этой дорогой пошла вся американская культура. Когда в конце XIX в. Тейлор решил внедрить свою систему, он столкнулся с коллективным феноменом, названным  им

«артельный труд». Через некоторое время Тейлор по- нял, что коллективное сознание и коллективное пове- дение способны заглушить или дискредитировать лю- бое начинание рационализаторов. Тогда он предложил разогнать артели и ставить задание индивидуально каждому. Лучших рабочих Тейлор щедро вознаграж- дал и повышал по службе. Американские работники с удовольствием приняли новые правила игры, в основе которых лежали два принципа:

1. Индивидуальные достижения.

2. Индивидуальные вознаграждения.


 

 

Глава В. Законы и модели организационного поведения                  

Тейлор интуитивно угадал фундаментальную особен- ность человеческой психики: в нормальной обстановке каждый стремится к личной выгоде. Работники объеди- няются в коллективы только в экстремальной ситуации. Таким образом, в обычной обстановке у всех лю-

дей существует достижительная мотивация.

 

Механизм достижитедьной мотивации           

Механизм достижительной мотивации формиру- ется в результате действия в социальной иерархии за- кона поляризации, гласящего о том, что большинству людей всегда доступно меньшинство социальных благ, и наоборот. Таким образом, подчиненными движет внут- ренняя потребность продвинуться по службе и получить доступ к большему, чем они сейчас имеют, количеству социальных благ. Важным моментом управления выс- тупает не только наличие дефицитных благ, но также и присутствие в структуре личности подчиненных дости- жительной мотивации. Ее можно трактовать как внут- ренюю устремленность к служебному или творческому росту, психологическую установку на рост, желание се- годня сделать лучше, чем было сделано вчера.

Мотивация достижения, характеризующая соци- альную иерархию, присуща всем людям. Как показы- вает опыт, со временем мотивация достижения скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можем позволить себе лучше одеваться и питаться, покупать больше книг и ходить в театр, отдыхать на престижных курортах. Со временем потребность в более высоком качестве жиз- ни становится само собой разумеющейся, и у нас по- являются более высокие запросы. Наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния. Мы вновь устремляем- ся вверх.

Таким образом, мотивация достижения тесно свя- зана  с  законом  возвышения  потребностей.

Закон возвышения потребностей — один из общих социально-экономических законов, выражающий при- чинно-следственную связь между развитием обществен- ного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования и обогащения потребностей общества. С развитием производительных


сил общества происходит исчезновение одних и возник- новение других, новых потребностей. В результате круг потребностей расширяется, они становятся богаче, в их структуре увеличивается доля интеллектуальных и со- циальных потребностей. Научно-техническая револю- ция значительно ускорила темпы экономического и со- циального развития, сократила периоды перехода от одного качественного уровня потребления к другому. Характер действия этого закона включает общие и кон- кретно-исторические черты. При единстве и сходстве общих черт имеются различия, определяемые характе- ром воспроизводства конкретной общественно-эконо- мической формации. Прежде всего эти различия проявляются в общественных условиях развития и обо- гащения способностей человека к труду, которые явля- ются и результатом, и предпосылкой удовлетворения других многообразных потребностей.

В отношении поведения отдельных людей закон возвышения потребностей действует следующим об- разом. Выходцы из обеспеченных классов сразу же начинают с достаточно высокого уровня запросов, обусловленных воспитанием, большими материаль- ными возможностями родителей, кругом выгодных связей и знакомств, который позволяет надеяться на благополучную карьеру. У представителей необеспе- ченных слоев круг запросов на старте невысок. Ча- сто он сохраняется даже в зрелом возрасте. Пожи- лые работники преимущественно физического труда неприхотливы ни в пище, ни в развлечениях на про- тяжении всей своей жизни, если их зарплата и доход не увеличиваются.

Если выходцы из низшего и среднего класса, полу- чив неплохое образование, начинают совершать вос- ходящую мобильность, то круг их запросов возрастает параллельно их движению вверх. Поначалу достижи- тельная мотивация действует как психологическая за- висть. Сравнивая свое положение с положением пред- ставителей референтной группы, индивид отмечает серьезные различия. Завидуя лучшим возможностям тех, кто стоит выше по должностному рангу, он форми- рует твердую установку на достижение такого же ма- териального положения. Зависть — хорошее чувство, если она побуждает человека не отбирать у другого то, чем он распоряжается, а самому приложить усилия и сравняться в материальном положении. Она рождает

470 установку  двигаться  вперед.


 

Глава Законы и модели организационного                                      

Приложив усилия, повысив свою квалификацию, проявив трудовую активность и (или) служебное рвение, индивид вскоре продвигается на ступеньку вверх. Перед ним открывается гораздо больше возможностей, вклю- чая коттедж за городом, иномарку, отдых за границей. Он доволен и счастлив тем, что достигнутое стало воз- награждением за приложенные усилия.

Однако через какое-то время старший менеджер привыкает к роскошному кабинету, уже потрепавшей- ся или не совсем новой иномарке. Ему тесно в уютном загородном доме. Продвижение на следующую ступень- ку ввело его в новый круг знакомых— более влиятель- ных и важных людей. Освоившись среди них, он счи- тает себя «своим человеком», а на приобретенные блага смотрит как на само собой разумеющееся. Референт- ной группой становится та часть влиятельных знакомых, которые живут лучше и получают больше. Нынешний материальный уровень перестает  его  удовлетворять. С неудовлетворенностью рождается зависть, а затем установка на вертикальную мобильность. Начинается восхождение на новую социальную ступеньку, которая вскоре так же, как И прежняя, перестанет его удовлет- ворять. И снова потребуется новое возвышение.

По мере социального восхождения у человека не только разгорается аппетит (расширяется список потреб- ностей), но и'увеличивается мастерство.удовлетворять его. Растут потребности, но растет и жизненный опыт, умение избегать ошибок, социальная квалификация, рас- ширяется круг выгодных связей, благодаря которым легче совершить очередной рывок вверх. Возросшее социаль- ное мастерство и расширившиеся социальные возмож- ности еще больше закручивают мотивационную спираль.

Подведем промежуточный итог.

Достижительная мотивация действует под влияни- ем как минимум двух факторов:

• психологического процесса расширения потребно- стей с каждым следующим восхождением вверх;

• социального процесса роста мастерства восхож- дения, расширения социальных связей'и возмож- ностей, открывающихся на каждой следующей ступеньке пирамиды.

Итак, по мере того как происходит социализация человека, его взросление и втягивание в обществен-

ное производство, продвижение по ступенькам иерар- ._. хии, у него разжигается аппетит. И чем легче проис-  4/1


 

ходит прохождение предыдущих ступеней, тем он сильнее. Иначе говоря, удовлетворение предыдущих потребностей рождает новые  запросы.

Следовательно, мы можем говорить об аккумуля- цияи мотивации достижения, повышении степени ее интенсивности, накоплении ее потенциала. Если чело- век никогда в жизни не терпел крупных поражений, у него обязательно сформируется потребность во влас- ти, карьере, творческих достижениях.

Возможен противоположный сценарий: у некоторых людей по мере продвижения наверх происходит умень- шение мотивации достижения. Подобное наблюдается в том случае, если человеку сопутствуют постоянные неудачи. Он — троечник, от него ушла жена, его выгна- ли с работы. Он попробовал построить фирму, но по- гряз в интригах. Не просчитал поступки конкурентов — И его сломали. Это говорит о том, что человек не умеет учиться на ошибках. Середину, т. е. промежуточное положение между очень удачными первыми и очень неудачными вторыми, занимают те, кто учится на соб- ственных ошибках и постепенно продвигается наверх. Самые удачливые — те, кто учится не на своих, а на чужих ошибках.

Таким образом, в зависимости от типа мотивации имеет смысл различать две модели поведения в управ- ленческой иерархии:

модель с нарастающей мотивацией; модель с ниспадающей мотивацией.

Одни продвинулись наверх очень успешно, другие потерпели провал, смирились и замерли. Сокращается потенциал мотивации. Сотрудник говорит: «Мне не по силам стать директором. Остановлюсь-ка я на уровне начальника цеха, директора маленького предприятия или счце чего-то, не буду я рваться в академики, мне доста- точно старшего научного сотрудника». И всю жизнь он работает старшим научным сотрудником. Это модель поведения с ниспадающей мотивацией. Ей присуща рутинная, повторяющаяся, нетворческая деятельность.

472
Индивиды, ориентированные на восходящую мо- бильность, постоянно решают творческие задачи, пе- ред ними возникают неожиданные комбинации — но- вые партнеры, новые противники, новые рынки, новые ситуации. Они заняты творческим, неповторяющимся трудом. Это предприниматели, выдающиеся ученые, бизнесмены, политики, достигшие вершин власти и т. д.


 

Глава 8. Законы и МОДЕЛИ организационного поведения

• Воля к власти

 

Феномен достижительной мотивации предполага- ет, что у нижних слоев иерархии существует стремле- ние вверх. Особенно оно развито у тех, кто обладает волей к власти.

Воля к власти прорастает из недр достижительной мотивации. Это самая мощная субъективная пружина должностного, или иерархического, продвижения.

Воля к власти уже понятия мотивации достижения, так как под достижением можно понимать научный, писательский, актерский, ремесленный, предпринима- тельский и прочие виды успеха. А власть — лишь один из его видов.

В большей степени стремление к власти развиито у политических лидеров. Они нередко входят во вкус и до- стижение высокого уровня власти расматривают как самоцель. Пожалуй, только с этим видом успеха приклю- чается подобная метаморфоза: средство становится це- лью. Когда монарх, президент, тиран приходят к власти, они делают это для блага своего народа. Поначалу так оно и есть. Они проводят реформы, увольняют и пере- двигают министров, снижают налоги, расширяют власть парламента и пр. Но не у всех реформаторского духа хватает надолго, они погрязают в дворцовых интригах, отдаляются от народа и предаются развлечениям. Они достигли того, чего желали, а обещанные улучшения — теперь лишняя забота, головная боль, от которой прави- тель стремится побыстрее избавиться. Цель — благо народа — вытеснилась средством — завоеванием влас- ти. Ее правитель не хочет уступать никому. Но так мог бы поступить каждый. Ведь от хорошей жизни ради прозя- бания в безвестности никто не отказывается, если к это- му его не принуждают.

Достижение успеха — в деньгах, творчестве, зна- ниях, признании заслуг, власти— можно рассматри- вать как стремление к максимальной реализации сво- ей личности.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.024 с.)