Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Че м жестче политический строй , те м глубже в народе сидит психологи я подполья , те м шир е и лучше разви- та социальная практик а обхождени я закона.
На географической карте современного мира можно выделить зоны наибольшей концентрации пси- хологии подполья, в частности негритянский Гарлем, сообщества национальных меньшинств, ЮАР, зоны экологического бедствия в России и те регионы, где подолгу не выплачивают зарплату. Недавняя рельсо- вая война и забастовки учителей — экстремальные формы выражения психологии подполья, когда нако- пившаяся агрессивная энергия прорывается наружу. Но это не самое страшное. Страшнее, когда эта энер- гия себя не обнаруживает. Скрытой формой проявления психологии подпо- лья выступает рестрикционизм — сознательное огра- ничение нормы выработки. Низ пирамиды — это всегда зона экстремального неблагополучия, возникающая потому, что все рычаги давления находятся в руках тех, кто наверху. На протя- жении всего времени своего существования общество не придумало ни одного канала, которым подчиненные могли бы воспользоваться и снизить это давление в свою пользу. Во все эпохи давление шло только сверху вниз. Управленческое давление — широкомасштабная катего- рия. Она включает в себя все многообразие способов, благодаря которым верхи заставляют низы делать то, что тем не хочется: приказы, распоряжения, экономические и юридические санкции, психологическое давление и т. д. При такой асимметрии подчиненные совершенно лише- ны возможности оказывать давление наверх. Не имея за- конных способов, они изобретают незаконные, уравно- вешивая давление путем сопротивления. Таким образом, носителями психологии подполья всегда выступают сопротивленцы. Если они сплачива- ются в коллективное целое, выделяя из своей среды наиболее агрессивного лидера, то с ними практически ничего нельзя сделать. Лидера можно перекупить, но вместо него вскоре появится новый. Психология под- полья страшна тем, что формирует коллективную пси- хологию сопротивления. Самый эффективный способ борьбы с нею — разбить коллектив на одиночек. Этой дорогой пошла вся американская культура. Когда в конце XIX в. Тейлор решил внедрить свою систему, он столкнулся с коллективным феноменом, названным им «артельный труд». Через некоторое время Тейлор по- нял, что коллективное сознание и коллективное пове- дение способны заглушить или дискредитировать лю- бое начинание рационализаторов. Тогда он предложил разогнать артели и ставить задание индивидуально каждому. Лучших рабочих Тейлор щедро вознаграж- дал и повышал по службе. Американские работники с удовольствием приняли новые правила игры, в основе которых лежали два принципа:
1. Индивидуальные достижения. 2. Индивидуальные вознаграждения.
Глава В. Законы и модели организационного поведения Тейлор интуитивно угадал фундаментальную особен- ность человеческой психики: в нормальной обстановке каждый стремится к личной выгоде. Работники объеди- няются в коллективы только в экстремальной ситуации. Таким образом, в обычной обстановке у всех лю- дей существует достижительная мотивация.
Механизм достижитедьной мотивации Механизм достижительной мотивации формиру- ется в результате действия в социальной иерархии за- кона поляризации, гласящего о том, что большинству людей всегда доступно меньшинство социальных благ, и наоборот. Таким образом, подчиненными движет внут- ренняя потребность продвинуться по службе и получить доступ к большему, чем они сейчас имеют, количеству социальных благ. Важным моментом управления выс- тупает не только наличие дефицитных благ, но также и присутствие в структуре личности подчиненных дости- жительной мотивации. Ее можно трактовать как внут- ренюю устремленность к служебному или творческому росту, психологическую установку на рост, желание се- годня сделать лучше, чем было сделано вчера. Мотивация достижения, характеризующая соци- альную иерархию, присуща всем людям. Как показы- вает опыт, со временем мотивация достижения скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можем позволить себе лучше одеваться и питаться, покупать больше книг и ходить в театр, отдыхать на престижных курортах. Со временем потребность в более высоком качестве жиз- ни становится само собой разумеющейся, и у нас по- являются более высокие запросы. Наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния. Мы вновь устремляем- ся вверх.
Таким образом, мотивация достижения тесно свя- зана с законом возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей — один из общих социально-экономических законов, выражающий при- чинно-следственную связь между развитием обществен- ного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования и обогащения потребностей общества. С развитием производительных сил общества происходит исчезновение одних и возник- новение других, новых потребностей. В результате круг потребностей расширяется, они становятся богаче, в их структуре увеличивается доля интеллектуальных и со- циальных потребностей. Научно-техническая револю- ция значительно ускорила темпы экономического и со- циального развития, сократила периоды перехода от одного качественного уровня потребления к другому. Характер действия этого закона включает общие и кон- кретно-исторические черты. При единстве и сходстве общих черт имеются различия, определяемые характе- ром воспроизводства конкретной общественно-эконо- мической формации. Прежде всего эти различия проявляются в общественных условиях развития и обо- гащения способностей человека к труду, которые явля- ются и результатом, и предпосылкой удовлетворения других многообразных потребностей. В отношении поведения отдельных людей закон возвышения потребностей действует следующим об- разом. Выходцы из обеспеченных классов сразу же начинают с достаточно высокого уровня запросов, обусловленных воспитанием, большими материаль- ными возможностями родителей, кругом выгодных связей и знакомств, который позволяет надеяться на благополучную карьеру. У представителей необеспе- ченных слоев круг запросов на старте невысок. Ча- сто он сохраняется даже в зрелом возрасте. Пожи- лые работники преимущественно физического труда неприхотливы ни в пище, ни в развлечениях на про- тяжении всей своей жизни, если их зарплата и доход не увеличиваются. Если выходцы из низшего и среднего класса, полу- чив неплохое образование, начинают совершать вос- ходящую мобильность, то круг их запросов возрастает параллельно их движению вверх. Поначалу достижи- тельная мотивация действует как психологическая за- висть. Сравнивая свое положение с положением пред- ставителей референтной группы, индивид отмечает серьезные различия. Завидуя лучшим возможностям тех, кто стоит выше по должностному рангу, он форми- рует твердую установку на достижение такого же ма- териального положения. Зависть — хорошее чувство, если она побуждает человека не отбирать у другого то, чем он распоряжается, а самому приложить усилия и сравняться в материальном положении. Она рождает 470 установку двигаться вперед.
Глава Законы и модели организационного Приложив усилия, повысив свою квалификацию, проявив трудовую активность и (или) служебное рвение, индивид вскоре продвигается на ступеньку вверх. Перед ним открывается гораздо больше возможностей, вклю- чая коттедж за городом, иномарку, отдых за границей. Он доволен и счастлив тем, что достигнутое стало воз- награждением за приложенные усилия.
Однако через какое-то время старший менеджер привыкает к роскошному кабинету, уже потрепавшей- ся или не совсем новой иномарке. Ему тесно в уютном загородном доме. Продвижение на следующую ступень- ку ввело его в новый круг знакомых— более влиятель- ных и важных людей. Освоившись среди них, он счи- тает себя «своим человеком», а на приобретенные блага смотрит как на само собой разумеющееся. Референт- ной группой становится та часть влиятельных знакомых, которые живут лучше и получают больше. Нынешний материальный уровень перестает его удовлетворять. С неудовлетворенностью рождается зависть, а затем установка на вертикальную мобильность. Начинается восхождение на новую социальную ступеньку, которая вскоре так же, как И прежняя, перестанет его удовлет- ворять. И снова потребуется новое возвышение. По мере социального восхождения у человека не только разгорается аппетит (расширяется список потреб- ностей), но и'увеличивается мастерство.удовлетворять его. Растут потребности, но растет и жизненный опыт, умение избегать ошибок, социальная квалификация, рас- ширяется круг выгодных связей, благодаря которым легче совершить очередной рывок вверх. Возросшее социаль- ное мастерство и расширившиеся социальные возмож- ности еще больше закручивают мотивационную спираль. Подведем промежуточный итог. Достижительная мотивация действует под влияни- ем как минимум двух факторов: • психологического процесса расширения потребно- стей с каждым следующим восхождением вверх; • социального процесса роста мастерства восхож- дения, расширения социальных связей'и возмож- ностей, открывающихся на каждой следующей ступеньке пирамиды. Итак, по мере того как происходит социализация человека, его взросление и втягивание в обществен- ное производство, продвижение по ступенькам иерар-._. хии, у него разжигается аппетит. И чем легче проис- 4/1
ходит прохождение предыдущих ступеней, тем он сильнее. Иначе говоря, удовлетворение предыдущих потребностей рождает новые запросы. Следовательно, мы можем говорить об аккумуля- цияи мотивации достижения, повышении степени ее интенсивности, накоплении ее потенциала. Если чело- век никогда в жизни не терпел крупных поражений, у него обязательно сформируется потребность во влас- ти, карьере, творческих достижениях. Возможен противоположный сценарий: у некоторых людей по мере продвижения наверх происходит умень- шение мотивации достижения. Подобное наблюдается в том случае, если человеку сопутствуют постоянные неудачи. Он — троечник, от него ушла жена, его выгна- ли с работы. Он попробовал построить фирму, но по- гряз в интригах. Не просчитал поступки конкурентов — И его сломали. Это говорит о том, что человек не умеет учиться на ошибках. Середину, т. е. промежуточное положение между очень удачными первыми и очень неудачными вторыми, занимают те, кто учится на соб- ственных ошибках и постепенно продвигается наверх. Самые удачливые — те, кто учится не на своих, а на чужих ошибках.
Таким образом, в зависимости от типа мотивации имеет смысл различать две модели поведения в управ- ленческой иерархии: модель с нарастающей мотивацией; модель с ниспадающей мотивацией. Одни продвинулись наверх очень успешно, другие потерпели провал, смирились и замерли. Сокращается потенциал мотивации. Сотрудник говорит: «Мне не по силам стать директором. Остановлюсь-ка я на уровне начальника цеха, директора маленького предприятия или счце чего-то, не буду я рваться в академики, мне доста- точно старшего научного сотрудника». И всю жизнь он работает старшим научным сотрудником. Это модель поведения с ниспадающей мотивацией. Ей присуща рутинная, повторяющаяся, нетворческая деятельность.
Глава 8. Законы и МОДЕЛИ организационного поведения • Воля к власти
Феномен достижительной мотивации предполага- ет, что у нижних слоев иерархии существует стремле- ние вверх. Особенно оно развито у тех, кто обладает волей к власти. Воля к власти прорастает из недр достижительной мотивации. Это самая мощная субъективная пружина должностного, или иерархического, продвижения. Воля к власти уже понятия мотивации достижения, так как под достижением можно понимать научный, писательский, актерский, ремесленный, предпринима- тельский и прочие виды успеха. А власть — лишь один из его видов. В большей степени стремление к власти развиито у политических лидеров. Они нередко входят во вкус и до- стижение высокого уровня власти расматривают как самоцель. Пожалуй, только с этим видом успеха приклю- чается подобная метаморфоза: средство становится це- лью. Когда монарх, президент, тиран приходят к власти, они делают это для блага своего народа. Поначалу так оно и есть. Они проводят реформы, увольняют и пере- двигают министров, снижают налоги, расширяют власть парламента и пр. Но не у всех реформаторского духа хватает надолго, они погрязают в дворцовых интригах, отдаляются от народа и предаются развлечениям. Они достигли того, чего желали, а обещанные улучшения — теперь лишняя забота, головная боль, от которой прави- тель стремится побыстрее избавиться. Цель — благо народа — вытеснилась средством — завоеванием влас- ти. Ее правитель не хочет уступать никому. Но так мог бы поступить каждый. Ведь от хорошей жизни ради прозя- бания в безвестности никто не отказывается, если к это- му его не принуждают. Достижение успеха — в деньгах, творчестве, зна- ниях, признании заслуг, власти— можно рассматри- вать как стремление к максимальной реализации сво- ей личности.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.02 с.) |