Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фискальная политика: сущность, виды, инструменты. Налоговая система РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из инструментов микроэкономического регулирова-ния экономики является фискальная политика. Под фискальной политикой понимается система мероприятий правительства, на-правленных на использование возможностей по взиманию налогов и расходованию средств для регулирования экономической ситуа-ции в стране. Через манипулирование государственными расхода-ми и налогообложением правительство может достичь таких целей, как увеличение производства и занятости, снижение инфляции, сглаживание колебаний экономического цикла. Теоретическим обоснованием правомерности такого вмеша-тельства служит кейнсианская теория, доказывающая, что эконо-мика может находиться в состоянии равновесия и при неполной занятости. При этом безработица будет сохраняться долгое время, если государство не предпримет меры по увеличению совокупного спроса. Кейнс доказывал, что если, например, государство финан-сирует проведение общественных работ, ранее не занятые рабочие получат некоторый доход, что приведет к увеличению спроса, оживлению деловой активности, восстановлению полной занято-сти. Различают два типа фискальной политики: дискреционную и автоматическую. Дискреционная фискальная политика означает сознатель-ное принятие решений о целенаправленном изменении государст-вом сумм своих расходов и налогов (доходов). Целью такой поли-тики является максимальное приближение реального равновесного объема национального продукта к потенциальному, т.е. производ-ству при полной занятости, а также контроль за инфляцией, реше-нием социальных вопросов. Можно выделить два основных направления дискреционной фискальной политики. 1. Изменение государственных расходов. Сюда входят как изменения программ общественных работ и других, связанных с расходами, так и изменение программ трансфертного (перераспре-делительного) типа. 2. Изменение налоговых ставок или уровня налогов. Во-прос в том, что предпочтительнее изменять расходы или налоги? – является одним из самых острых вопросов, стоящих перед прави-тельством, особенно в период кризисов. Существуют две точки зрения. Первая, которой придерживаются «либеральные» экономи-сты, заключается в том, что государственный сектор должен быть расширен для компенсации или сглаживания погрешностей рыноч-ного механизма. При таком подходе рекомендуется расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государствен-ных расходов и закупок, и ограничение совокупных расходов в пе-риод роста инфляции за счет увеличения налогов. Вторая точка зрения «консервативных» экономистов сводит-ся к мнению о том, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен. Поэтому целесообразнее в период спада рост сово-купных расходов обеспечить за счет снижения налогов, а в период инфляции уменьшения совокупного спроса добиться за счет со-кращения государственных расходов. Государство может использовать дискреционную фискаль-ную политику для стабилизации экономики: 1. В период кризиса применяется стимулирующая а) в снижении налоговых ставок; б) увеличении государственных расходов в форме транс- в) одновременном снижении налоговых ставок и увеличении Такая фискальная политика получила название экспансиони-стской, т.к. она приводит к дефициту государственного бюджета в период депрессии. 2. В период экономического роста и инфляции, вызванных а) увеличение налогов; б) уменьшение правительственных расходов (трансфертных в) одновременное увеличение налоговых ставок и сокраще-ние государственных расходов. Сдерживающая фискальная политика приводит к сокраще-нию дефицита государственного бюджета. При дефиците государственного бюджета его воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования бюджета (эмиссия дополнительных денежных средств или выпуск государ-ственных облигаций внутреннего займа). Крупным недостатком дискреционной фискальной политики является возможное запаздывание мер, принимаемых для коррек-ции сокращений производства и инфляционного роста. Этой отри-цательной черты не имеют встроенные или автоматические стаби-лизаторы. Встроенный (автоматический) стабилизатор – любая мера, автоматически реагирующая на колебание «конъюнктуры». Они вступают в действие без специального принятия решений со сторо-ны правительства, когда это необходимо, и представляют собой автоматическую фискальную политику. Инструментами, дейст-вующими как встроенные стабилизаторы, являются: 1) налоговые ставки и налоговая система; 2) сокращение и увеличение государственных расходов на Действие встроенных стабилизаторов, автоматически реаги-рующих на изменение экономической ситуации в стране, следую-щее: сумма налогов без изменения ставок растет в период бума и падает в период спада производства. Выплаты по социальному страхованию увеличиваются в период кризиса и сокращаются в период экономического подъема, когда уровень безработицы сни-жается, число нуждающихся в социальной помощи падает, и про-граммы социальной помощи автоматически сокращаются. На практике автоматическая и дискреционная фискальная политика тесно связаны. Поэтому говорят о единой фискальной политике, используемой для стабилизации экономики. Современная налоговая система сложна, многоступенчата, она имеет национальную и региональную специфику. Становление и развитие существующей налоговой системы в РФ началось с 1992 года с момента принятия закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и характеризуется двумя этапами: Первый этап становления налоговой системы (1992–1998 гг.) сопровождался децентрализацией государственной системы, с проявлявшимися тенденциями к сепаратизму со стороны отдель-ных субъектов Федерации; концентрацией полномочий по исполь-зованию налоговых инструментов на региональном уровне; широ-ким использованием налоговых льгот. Все это вместе взятое при-водило к снижению поступлений в государственный бюджет (по некоторым оценкам, потери консолидированного бюджета состав-ляли ежегодно более 200 млрд. рублей) и соответственно не спо-собствовало созданию устойчивой налоговой системы; Второй этап развития и совершенствования налоговой системы проходил в условиях централизации государства, приня-тия и вступления в действие Налогового кодекса РФ, I части, а затем в 2001 году и II-й его части. Суть этого этапа отражалась в использовании нейтралистической концепции налоговой поли-тики, в соответствие с которой происходило снижение налоговых ставок, а, с другой стороны, расширялась налоговая база за счет отмены многочисленных льгот. Удельный вес налогов, относительно валового внутреннего продукта разных стран, различен. Это связано с фискальной поли-тикой государства и затратами на социальное страхование. Извест-но, что затраты на образование и лечение «съедают» львиную долю бюджета американской семьи, т.к. американцы сравнительно не-много отчисляют в фонд социального страхования, в то время, как житель Швеции выплачивает в фонд социального страхования зна-чительные суммы. Поэтому, если сравнить долю налогов, включая и отчисления в фонд социального страхования, в валовом продук-те, то можно увидеть, что в США она составляет около 1/3 ВВП, в европейских странах (в среднем) 40-50% ВВП, Швеции – до 54% ВВП. В России эта цифра равняется 43%, это меньше чем в Шве-ции и Дании, но больше, чем в США. Налоговые поступления помимо фискальных задач обеспе-чивают и другие цели: – защиту определенных отраслей производства. Например, таможенный тариф (налог на импорт) помогает защитить интересы национальных фирм, делая импорт дороже, чем он мог бы быть. – сдерживание деятельности фирм вредной с точки зрения общества. Например, налоги на сигареты, спиртные напитки взи-маются одновременно с целью получения государством денег и отвлечение людей от курения и алкоголя. – поощрение отдельных видов деятельности через предос-тавление налоговых льгот для предприятий, внедряющих научно-технический прогресс, использующих новые технологии; учрежде-ний культуры, науки, образования. – сглаживание различий в доходах и социальную поддержку незащищенных слоев населения. Исходя, из сущности и целей налогообложения складываются определенные функции налого-вой системы: – перераспределение доходов (государство взимает налоги с одних, выплачивает в виде трансфертов, дотаций – другим); – стимулирование экономического положения общества за счет достижения высокой занятости и низких цен. – фискальная – пополнение казны государства – контрольная – обязательность сбора налоговых платежей в соответствии с величиной доходов, необходимость декларирова-ния доходов. В государстве существует огромное множество налогов. Их можно классифицировать по ряду признаков, как-то: 1. субъекты и объекты налогообложения, характер и методы взимания налогов, способ организации сбора налогов. По субъек-там (налогоплатильщикам) они разделяются на налоги с физиче-ских лиц и юридических лиц. По объектам налогообложения вы-деляют имущественные налоги, подоходные, ресурсные и др. 2. По способу налогообложения налоги делят на прямые и косвенные. Прямые налоги – налоги, которые изымаются непо-средственно из дохода. К прямым налогам относятся налоги с при-были, подоходный налог с физических лиц, с имущества и др. К ос-венные налоги – налоги на потребителя ( они переносятся на ко-нечного потребителя в зависимости от степени эластичности спро-са на товары, облагаемые этим налогом). Чем эластичнее спрос, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя. К кос-венным налогам относятся все разновидности акцизов. Акциз – это косвенный налог, который взимается путем простого прибавления суммы налога к цене, что приводит к их увеличению. Акцизы уста-навливаются государством на табачные изделия, алкогольные на-питки, автомобили, изделия из драгоценных металлов и др. К кос-венным налогам относят и налог на добавленную стоимость. В большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего, НДС – от15 до 50% всех налоговых поступлений. Акцизы составляют от 7 до 12% налоговых поступлений. В США, Канаде и Японии роль косвенного налогообложения заметно ниже, так как в этих странах существует устойчивое негативное отноше-ние общества к косвенным налогам из-за их инфляционного влия-ния и несоответствия стандартам социальной справедливости. 3. По методу исчисления – пропорциональные (ставка нало-га постоянна, независимо от величины дохода), прогрессивные (налоговая ставка повышается при возрастании дохода), регрес-сивные (доля налоговых изъятий уменьшается при возрастании дохода). 4. По уровню бюджета – федеральные, региональные, ме-стные налоги. 5. По способу удержания – кадастровые (по описи), «у ис-точника возникновения дохода», декларируемые (заявительные) налоги. 6. По полноте прав по распоряжению – на закрепленные и регулируемые (зачисленные на несколько уровней бюджета). 7. По назначению – общие и целевые, используемые на за-ранее известные цели (например, ЕСН, транспортный налог, отчис-ления в Пенсионный фонд) Очень важно при организации налоговой системы обеспе-чить максимальную справедливость налогообложения. Поэтому при установлении характера сбора налогов учитываются основные принципы налогообложения: – принцип выгоды (или получения материальных благ) – налоги платит тот, кто пользуется бюджетными программами; – принцип платежеспособности, т.е. размер взимаемых на-логов должен зависеть от размера дохода налогоплательщика; – принцип всеобщности (охват налогообложением всех эко-номических субъектов); – принцип равнонапряженности (взимание соответствую-щих налогов по единым для всех налогоплательщиков ставкам; – принцип социальной справедливости (примерное равен-ство налогообложения, обеспечиваемое дифференциацией ставок налога и налоговыми льготами); – принцип эффективности – налоги могут оказывать нега-тивное воздействие на стимулы к труду и предпринимательской деятельности, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия, поэтому система налогообло-жения должна строиться таким образом, чтобы не оказывать нега-тивного воздействия на экономику. Из этих принципов вытекает принцип справедливости по вертикали – люди, находящиеся в равных условиях, должны пла-тить равные налоги, и справедливости по горизонтали – равные по доходам и использованию государственных программ люди должны платить равные налоги, неравные – разные налоги. Для обеспечения названного равенства или справедливости при распределении налогов среди налогоплательщиков используют такие способы взимания налогов: пропорциональный, прогрессив-ный, регрессивный. 1) Пропорциональный налог – сумма налога пропорцио-нальна доходам. 2) Регрессивный налог – с повышением дохода доля (либо ставка) налога понижается. 3) Прогрессивный налог – налог, ставка которого растет с повышением доходов. Для достижения пропорциональности, т.е. большей справед-ливости взимания налогов, необходимо повышать прогрессивность налога. Например, прогрессивный налог – на доходы физических лиц. Некоторые виды налогов при одинаковой ставке оказываются регрессивными, т.к. сумма налога в общей доле дохода понижается с ростом дохода. В России существует трехуровневая налоговая система, вследствие которой формируется федеральный, региональный и местный бюджеты. Объединение бюджетов всех уровней формиру-ет консолидированный бюджет. Федеральный бюджет складывается из поступлений от сле-дующих видов налогов, ставки на которые устанавливаются цен-трализованно: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользование недрами, лесной и водный налоги, федеральные лицензионные сборы, таможенная пошлина, подо-ходный налог на физических лиц и др. Бюджет субъектов Федерации складывается из следующих платежей: налога на имущество организаций, налога на недвижи-мость, дорожного налога, транспортного налога, налога с продаж, налога на игорный бизнес, региональных лицензионных сборов и др. Местные бюджеты формируются из налогов на имущество физических лиц, земельного налога, сбора на право торговли, нало-га на рекламу, налога на пользование или дарение, а также местных лицензионных сборов и др. Местные власти имеют право устанав-ливать налоговые сборы на территориях, находящихся в их подчи-нении (в курортных зонах введен курортный сбор), в ряде городов, через которые проходит большой поток транзитных пассажиров муниципалитеты вводят экологический налог и др. Сбор налогов может осуществляться раздельно по всем трем уровням. Так, осуществляется перечисление в различные уровни бюджета. Например, НДС (налог на добавленную стои-мость) направляется в Федеральный бюджет. Второй способ, когда налоги поступают в Центр, а отсюда перераспределяются на ниж-ние уровни бюджета. Такая система сбора преобладала при форми-ровании некогда союзного бюджета. И, наконец, возможна органи-зация сбора налога на местном уровне, с последующим перечисле-нием установленных сумм в федеральный бюджет. Современная налоговая политика должна строиться на осно-ве умеренной интервенционистской концепции, в соответствии с которой необходимо выделять круг приоритетных проблем, для решения которых необходимо использовать налоговые инструмен-ты. К таким приоритетным моментам следует отнести стимулиро-вание инвестиционного процесса, особенно в высокотехнологич-ных отраслях промышленности; снижение уровня дифференциации доходов между социальными группами населения; достижение принципа социальной справедливости в территориальном разрезе В целом современная налоговая система России крайне слож-на и имеет, по преимуществу, фискальный характер. Структура на-логовой системы по своим основным параметрам соответствует налоговым системам развитых стран, в которых основным источ-ником налоговых доходов прямо или косвенно является зарплата. В условиях низких доходов большой части российского населения такая конструкция налоговой системы неспособна обеспечить фи-нансирование бюджетной сферы. Главной задачей государства яв-ляется восстановление контроля над топливно-энергетическим комплексом с тем, чтобы доходы от природных ресурсов использо-вались для восстановления экономики и социальной сферы обще-ства Современная налоговая система в России совершенствуется в направлении создания в ней единой законодательной и норматив-ной базы (в настоящее время действуют I и 2 части Налогового ко-декса), а также преодоления ее нестабильности, сложности ввиду обширного перечня налогов и сборов (на территории России соби-рается свыше 50 налогов и сборов). Требует своего решения про-блема снижения высокого налогового бремени (это является усло-вием уклонения от уплаты налогов, приводит к росту недоимок по платежам в бюджет). Уклонения от уплаты налогов, по некоторым оценкам, составляют 10-15% от общей суммы налоговых поступ-лений в бюджет. Эти уклонения нередко носят как открытое игно-рирование налоговых обязательств (непредставление бухгалтер-ской отчетности в налоговые органы), так и скрытый характер в форме искажения отчетности в документации о финансово-хозяйственной деятельности, маскировка объектов налогообложе-ния, дача заведомо ложных сведений на отсутствие денежных средств и др. Требуют своего совершенствования, рационализации гипер-трофированные налоговые органы, в свою очередь, необходимо преодоление атрофированных прав налогоплательщиков. Коренное реформирование российской налоговой системы происходит по следующим направлениям: 1) изменение принципов налогообложения, в т.ч. снижение налоговых ставок при одновременном упрощении налоговых льгот; 2) изменение организации сбора налоговых поступлений (контроль за поступлениями во внебюджетные фонды); 3) изменение соотношения в бюджете между различными ви-дами налога в сторону повышения роли налогов с физических лиц. Реформирование налоговой системы должно учитывать ми-ровой опыт практики налогообложения и эволюции налоговой сис-темы. Учитывая наличие трех типов налоговой политики – поли-тики максимальной налоговой нагрузки, политики умеренных налоговых ставок и политики достаточно высокого уровня на-логообложения государство должно избегать попадания в «нало-говую ловушку» при максимальной налоговой нагрузке, которое не сопровождается приростом государственных доходов (принцип Лаффера). Вместе с тем, государство также не должно спровоциро-вать роста инфляции при достаточно высоком уровне налогообло-жения, не ослабить финансирования бюджетной сферы (социаль-ные программы) при умеренных налоговых ставках.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.011 с.) |