Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Товар и его свойства, теории и закон стоимостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учение о товаре и его свойствах занимает центральное место в работах классиков политэкономии. С анализа товара начал иссле-дование капиталистического способа производства К.Маркс. Со-временная экономическая наука также уделяет большое внимание проблемам товара в связи с разработкой теории рынка. Большинст-во исследователей дает определение товара как продукта труда, предназначенного для обмена. Очевидно, что всякий произведен-ный для продажи продукт должен обладать некой полезностью. Иначе его просто никто не купит. Полезность, способность удов-летворять те или иные человеческие потребности является одним из главных свойств товара, его потребительской стоимостью. Однако потребительской стоимостью обладают не только то-вары. Не являются товарами те полезности, которые даны человеку природой и не стали еще объектами его производственной дея-тельности (целинная земля, дикорастущий лес, вода в природных водоемах, воздух и т.д.). Но и полезные продукты труда не стано-вятся товарами, если их путь к потребителю не лежит через обмен. Товаром является только та потребительская стоимость, которая имеет общественный характер (предназначается для удовлетворе-ния потребности не самого производителя, а других людей) и по-ступает к потребителю через куплю-продажу, через обмен. Всякий товар может иметь одну или несколько потребительских стоимо-стей. Например, древесина может быть использована и как строи-тельный материал, и в качестве топлива, и как ценное химическое сырье. В обмене проявляется еще одно свойство товара – его мено-вая стоимость. Меновой стоимостью называется способность то-вара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. Например, 20 метров ткани обмениваются на 10 кг сахара. Это оз-начает, что меновая стоимость такого количества сахара выразится 20 метрами ткани. Меновая стоимость товаров может меняться в зависимости от времени, места и других условий обмена. Участвующие в обмене потребительные стоимости обычно качественно разнородны. Когда же некоторое количество одного товара можно приравнять к известному количеству другого товара, это означает, что у обоих товаров есть нечто общее. Этим общим является их стоимость. Вопрос о стоимости как свойстве товара и, особенно, о вели-чине стоимости решается различными направлениями и школами экономической науки неоднозначно. В работах меркантилистов и физиократов не содержится исследования стоимости как особой экономической категории. Выясняя природу богатства, анализируя денежное обращение, они обычно отождествляли стоимость с ме-новой стоимостью товара. Только представители классической школы стали рассматри-вать проблему стоимости в качестве центрального момента их на-учной концепции. Согласно этой теории всякий товар обладает стоимостью, поскольку является результатом, материализацией человеческого труда, т.е. стоимость – воплощенный в товаре труд. У.Петти высказал и обосновал положение, что источником стоимо-сти является труд, а величина стоимости товаров измеряется рабо-чим временем, затраченным на их производство. Своим учением о «естественной цене», под которой понимается стоимость, У.Петти заложил основы трудовой теории стоимости. Однако не следует забывать, что Петти жил в эпоху господ-ства меркантилистических воззрений, что не могло не сказаться и на его представлениях о стоимости. В частности, он не выделял стоимость в качестве внутреннего свойства товара, отождествляя стоимость с количеством получаемых за товар денег, т.е. фактиче-ски с его ценой. Более того, Петти считал, что стоимость создает не всякий труд, только тот, который затрачен на производство золота и серебра. Только в работах А.Смита и Д.Рикардо трудовая теория стоимости сложилась как целостная научная концепция. Смит счи- тал, что определение стоимости затраченным на производство то-вара трудом является законом и исходил из положения, что обмен товаров осуществляется в соответствии с заключенным в них коли-чеством труда. Решая вопрос о величине стоимости, Смит пришел к пониманию, что определяющим в данном случае являются не фактические затраты труда отдельного товаропроизводителя, а те затраты, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированным, слож-ным трудом создаются стоимости большие, чем трудом простым, неквалифицированным, и высказал предположение о возможности редукции труда, т.е. сведения более сложного труда к более про-стому труду путем использования ряда коэффициентов. А.Смит был непоследователен в изложении теории стоимости, по-разному определял ее применительно к разным этапам развития товарного производства. Д.Рикардо, сделав акцент на критике такой непоследователь-ности, разработал положение о труде как единственном источнике стоимости. Особой его заслугой является также глубокое исследо-вание самого процесса труда. В частности, Рикардо провел разли-чие между трудом как субстанцией стоимости и трудом как внут-ренней мерой стоимости. Не имея ясного представления о двойст-венном характере труда товаропроизводителей, Рикардо, тем не менее, существенно приблизился к открытию категории абстракт-ного труда. В своих рассуждениях он исходил из того, что различия в отраслевой специфике труда не могли служить препятствием к определению стоимости. Рикардо установил зависимость между величиной стоимости товара и производительностью труда. Его вкладом в развитие трудовой теории стоимости является также по-становка проблемы общественно необходимого труда как крите-рия, определяющего величину стоимости всякого товара. Основные идеи классической трудовой теории стоимости со-ставили фундамент марксистской политической экономии. Свой анализ капитализма К.Маркс начал с анализа товара и его свойств, дополнив теорию стоимости Петти, Смита и Рикардо учением о двойственном характере труда. Маркс обосновал положение, что труд товаропроизводителя всегда имеет две стороны, являясь одно-временно процессом конкретного и абстрактного труда. Конкрет-ным он называл всякий труд, рассматриваемый в совокупности его конкретных признаков, абстрактный – труд вообще, безотноси-тельно его конкретных черт, как затрату рабочей силы товаропро-изводителя, т.е. его нервов, мускулов, энергии. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а затраты абстрактного труда обусловливают стоимость товара. Конкретный труд является веч-ной, внеисторической категорией, абстрактный труд – категория историческая, присущая лишь товарному производству. Введя понятие двойственного труда, Маркс четко разграни-чил потребительную стоимость и стоимость как два основных свойства товара. Меновая стоимость рассматривается им в качестве формы выражения стоимости. Марксом была раскрыта внутренняя противоречивость товара, проявляющаяся в реальной жизни в форме противоречия потребительной стоимости и стоимости, за которой скрывается противоречие конкретного и абстрактного, ча-стного и общественного труда. Примером проявления данного про-тиворечия могут служить кризисы перепроизводства, когда часть произведенных товаров (потребительных стоимостей) не может быть продана (т.е. реализована как стоимость). При этом частный труд, затраченный на производство таких товаров, не признается общественно полезным. Вслед за Смитом и Рикардо К.Маркс исследовал величину стоимости товара, которая по его мнению определяется затратами общественно необходимого рабочего времени, т.е. времени, затра-чиваемого на производство товара при средних общественно нор-мальных условиях производства и среднем, в данном обществе, уровне умелости и интенсивности труда работников. Маркс уста-новил зависимость величины стоимости от производительности, интенсивности и сложности труда. Он исследовал механизм обра-зования стоимости как единство процессов перенесения на продукт стоимости средств производства (конкретным трудом) и создания новой стоимости (абстрактным трудом работника). В конце XIX века экономической наукой было создано уче-ние о стоимости, выступающее альтернативой трудовой стоимости. Начало его разработки было положено неоклассической австрий-ской школой в рамках теории предельной полезности (К.Менгер, Е.Визер, Е.Бем-Баверк). Согласно этой теории стоимость какого-либо блага определяется его предельной полезностью, т.е. полезно-стью последнего, наименее нужного экземпляра данного блага в запасе. В отличие от трудовой теории стоимости, теория предель-ной полезности ставит в центр исследования не затраченный труд на производство товара, а субъективную оценку полезно-сти данного товара потребителем. Само понятие «стоимость» подменяется понятием «ценность» и непосредственно связывается с полезностью блага. Согласно «законам Госсена», положенным в основу теории предельной полезности, ценность всякой вещи (бла-га) падает по мере насыщения потребности в ней и соответственно-го увеличении запасов данного блага. Е.Бем-Баверк в своей книге «Основы теории ценности хозяй-ственных благ» ввел понятие субъективной и объективной стоимо-сти. Субъективной стоимостью он считал личную оценку полез-ности товара покупателем и продавцом, а объективной стоимо-стью – те меновые пропорции, которые возникают при обмене в результате рыночной конкуренции. Еще один подход к определению стоимости товара демонст-рируют сторонники теории предельной производительности. Впер-вые положения этой теории были заложены в работах Д.Кларка (США) и А.Маршалла (Великобритания), использовавших в каче-стве методологической основы теорию «трех факторов производ-ства» и закон «убывающего плодородия почвы». В противовес трудовой теории стоимости, утверждающей, что источником стоимости является лишь труд товаропроизводите-ля, теория предельной производительности признает способность создавать стоимость всеми основными факторами производства (трудом, капиталом, землей). Совокупная стоимость продукта, со-гласно данному положению, должна представлять собой сумму «вкладов» всех факторов, а размер «вклада» каждого фактора оп-ределяется величиной дохода от его применения, то есть заработ-ной платы, процента и ренты. С учетом закона «убывающего пло-дородия почвы» производится расчет предельной производитель-ности труда, капитала и земли и определяется размер «предельного продукта» каждого фактора, т.е. такого состояния, когда прирост продукции на последнюю единицу вложенного фактора уже не превышает издержек на ее приобретение. В итоге стоимость произ-веденного продукта определяется как сумма произведений каждого из вложенных в производство факторов на его предельную произ-водительность. Независимо от конкретного подхода к пониманию стоимости и определению ее величины для большинства направлений и школ экономической науки аксиомой является положение об эквива-лентности товарообмена. В классической и марксистской полити-ческой экономии это положение получило название закона стои-мости. Суть данного закона состоит в том, что производство и об-мен товаров должны осуществляться в соответствии с их стоимо-стью, т.е. согласно трудовой теории стоимости общественно необ-ходимыми затратами труда. Формирование общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) является ключевым звеном в действии закона стоимости. Такие затраты выступают своеобразным общественным нормати-вом, который выявляется в процессе обмена и в который товаро-производители должны «уложиться». В противном случае они рис-куют не возместить те затраты, что превышают общественно нор-мальный уровень. Посредством ОНЗТ становится возможным учет общественного труда. Закон стоимости выполняет ряд функций, одну из своих ос-новных функции – учетную. Второй, не менее важной функцией данного закона является стимулирование стихийного развития производительных сил в условиях частного товарного хозяйст-ва. Закон стоимости стимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии с общественными потребностями и достигают более высокой производительности труда. Предпри-ниматели, у которых производительность труда ниже нормальной, а также те, кто выпускает продукцию в количественном и качест-венном отношении, не отвечающую общественным потребностям, рискуют быть вытеснены с рынка и разориться. Закон стоимости, таким образом, «лишает» товаропроизводителей «свободы» выбора – снижать или не снижать затраты труда, выявлять или не выявлять потребности общества. Все они находятся под экономическим дав-лением и вынуждены постоянно следить за изменениями рыночной конъюнктуры, искать и находить резервы экономии трудозатрат, применяя более совершенную технику и технологию, более деше-вые виды сырья и материалов, осуществляя режим экономии, по-вышая квалификацию работников. Закон стоимости выполняет также функцию стихийного ре-гулятора товарного производства. Механизм его действия в дан-ном случае может быть представлен так. Если спрос на какой-либо товар превышает предложение, то на данный товар повышается цена, которая может существенно отклониться вверх от стоимости и сделать производство указанного товара чрезвычайно выгодным. Но увеличение предложения товаров в конце концов приведет к тому, что между спросом и предложением сначала установится ба-ланс, а затем предложение превысит платежеспособный спрос. Це-ны на товары начнут падать и могут упасть ниже стоимости, сделав производство недостаточно выгодным, а это главный импульс со-кращения производства данного товара. По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из кото-рых формируется интернациональная стоимость. Это означает, что признание на мировом рынке находят интернациональные, обще-ственно необходимые затраты труда. У стран с низкой производи-тельностью труда национальная стоимость товара превышает ин-тернациональную, а потому в полной мере не возмещается. Страна, достигшая высокой производительности труда и, следовательно, имеющая меньшую национальную стоимость по сравнению с ин-тернациональной, реализуя все свои товары по интернациональной стоимости, получает дополнительную прибыль. Это стимулирует расширение национального производства и международных торго-вых связей, дает толчок к дальнейшему развитию производитель-ных сил страны. Четвертой функцией закона стоимости является дифферен-циация товаропроизводителей. Не каждый товаропроизводитель способен выдержать конкурентную борьбу. Те из них, чьи индиви-дуальные затраты труда на производство товара выше общественно необходимого уровня, не возмещают издержек производства и в конце концов разоряются, т.к. не могут непрерывно возобновлять процесс производства. Действие закона стоимости в условиях про-стого товарного производства приводит к разорению одних и обобщению других товаропроизводителей. Первые превращаются в наемных рабочих, вторые становятся капиталистами. Процесс дифференциации товаропроизводителей продолжается и в услови- ях капиталистического производства, особенно усиливаясь в пе-риоды экономических кризисов. Закон стоимости реализует свое действие через механизм цен. Понимание сущности цены и выполняемых ею функции пред-полагает выяснение природы денег.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.142 (0.014 с.) |