Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповое (коллективное) предпринимательство

Поиск

Групповое предпринимательство осуществляется коллекти-вом (то есть числом человек или организаций два и более). Как правило, преимуществом коллективного предприятия является концентрация капиталов и ответственности, а к недостаткам можно отнести меньшую, чем у индивидуального предприятия, гибкость и реакцию на запросы рынка, трудности совместного ведения дела и устранения разногласий между участниками, трудности определе-ния их вклада и разделения между ними дохода и т.д.

Российским законодательством предусмотрено несколько видов предприятий такого типа.

Товарищество согласно российскому законодательству представляет объединение, в котором участники осуществляют контроль через долевое владение собственностью (пай, паевой взнос или подобное). В полном товариществе его члены несут безусловную и полную ответственность (всем своим имуществом) по всем обязательствам товарищества. Именно поэтому число пол-ных товариществ в стране невелико. Участники смешанного това-рищества (иногда его еще называют коммандитным или това-риществом на вере) делятся на две категории. Одни (члены-корреспонденты или коммандитисты, или члены-вкладчики) несут ограниченную ответственность в пределах внесенного пая, но не участвуют в управлении организацией, другие (действительные или полные члены) несут полную имущественную ответственность и управляют данной организацией. Отметим, что объединяться в товарищества могут только физические лица.

В российской экономике существуют также и другие формы объединения капиталов физических лиц в рамках предпринима-тельской деятельности, в том числе кооперативы.


Производственный кооператив (артель) представляет со-бой коммерческую организацию с паевыми взносами вкладчиков.

Кооперативы – весьма демократические организации в пла-не управления: управляются общими собраниями, избирающими правление и председателя, которые управляют кооперативом в промежутках между собраниями.

Общества являются самыми массовыми в России формами организации бизнеса. Они делятся на два больших класса: общест-ва с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) ха-рактеризуются тем, что их участники вносят вклады в капитал об-щества и в случае закрытия организации несут ответственность в пределах своего вклада. Это наиболее удобная и самая большая по численности в России форма организации небольшого бизнеса.

Общества с дополнительной ответственностью предпола-гают, что ответственность участников в случае закрытия организа-ции будет пропорциональна их вкладам в капитал общества.

Акционерные общества являются перспективной формой бизнеса, участниками которых могут быть как физические лица, так и организации (за небольшим исключением). Акционеры поку-пают акции, внося тем самым свой вклад в акционерный капитал, и несут по обязательствам общества ограниченную ответственность в пределах своего вклада. В закрытых акционерных обществах (ЗАО) число участников (инвесторов) заранее (еще до эмиссии, то есть до начала выпуска акций) известно и не может превышать 50-ти, а акционеры и само общество имеют преимущественное право покупки акций акционеров (при продаже акций «на сторону» нуж-но заручиться согласием акционеров и общества на такую опера-цию). В открытых акционерных обществах (ОАО) число участ-ников заранее не известно и акции могут свободно переходить от одного акционера к другому.

Именно такие фирмы составляют значительную часть нашей экономики.

Акционерное предпринимательство имеет свои особенно-сти. Появившись в эпоху свободной конкуренции, акционерные общества в настоящее время значительно видоизменились.

К преимуществам акционерной формы собственности от-носятся: балансирование интересов владельцев, управляющих, на-емных работников; возможности относительного быстрого привле-чения значительных средств; возможности «распыления» собст-венности между мелкими вкладчиками и в то же время концентра-ции управления; высокая мобильность капитала по сферам дея-тельности; отделение некомпетентных собственников от управле-ния, которое остается за специально нанятыми специалистами и т.п. Разумеется, есть и недостатки: фактические возможности кон-троля над акционерным обществом при незначительном капитале (для достаточно большого общества часто бывает достаточно кон-


центрации 5% капитала для контроля над всем обществом); рас-слоение среди акционеров в зависимости от числа имеющихся у них акций; невозможность преодоления отчуждения работника от собственности и т.д.

Для управления акционерным обществом характерна внеш-няя демократизация. Высшим органом управления акционерным обществом считается общее собрание акционеров. Держатели обыкновенных акций решают на нем основные вопросы голосова-нием по принципу: одна акция – один голос. Незначительные во-просы решаются простым большинством голосов, весьма важные для общества (например, закрытие общества) – большинством в 2/3 или даже 3/4 голосов. Собрание, проводимое не реже, чем 1 раз в год, утверждает годовую отчетность, назначает директоров, опре-деляет размер дивидендов. Директора полностью самостоятельны в вопросах оперативного управления, а предложенный ими размер дивиденда по обыкновенным акциям общее собрание может утвер-дить или уменьшить. Наличие в акционерном обществе государст-венного капитала не ведет ни к каким принципиальным изменени-ям, даже если на руках у государства контрольный пакет акций (обычно 50% голосов плюс один голос – количество, достаточное для блокировки любого решения), только на собрании будет при-сутствовать чиновник, представляющий интересы государства и голосующий от имени государства.

Особняком стоят некоммерческие организации, которые мо-гут быть частными, государственными, смешанными и т.п.

Потребительский кооператив является некоммерческой ор-ганизацией, созданной для совместного потребления путем объе-динения имущественных паевых взносов. В России широко извест-ны гаражные, жилищно-строительные, садоводческие и прочие кооперативы. Члены таких кооперативов вносят пай, а своими до-полнительными платежами обеспечивают деятельность кооперати-ва. При этом частью собственности кооператива (гаражом, кварти-рой и т.п.) член кооператива пользуется единолично, а частью соб-ственности (лестничная площадка, дорога к боксу и т.п.) члены кооператива пользуются совместно. Членами потребительского кооператива могут быть как физические, так и юридические лица.

Общественные и религиозные организации (объедине-ния) представляют добровольные объединения граждан. Эти орга-низации являются некоммерческими и существуют за счет имуще-ства (в том числе, возможно, и членских взносов), которые им пе-редают их члены.

Граждане и (или) юридические лица могут создавать не имеющие членства некоммерческие организации, преследующие общественно полезные цели на основе добровольных имуществен-ных взносов – фонды. Юридические лица (коммерческие органи-зации) могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в виде некоммерческих организаций для координации предприниматель-


ской деятельности и защиты общих имущественных интересов. Как государство, так и частные субъекты могут создавать учрежде-ния – некоммерческие организации, финансируемые собственни-ком полностью или частично. Учреждение получает имущество собственника в оперативное управление и отвечает по своим обяза-тельствам находящимися в его распоряжении денежными средст-вами, а при их недостатке ответственность несет собственник имущества.

Существуют и другие, менее распространенные, формы груп-пового (коллективного) предпринимательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.008 с.)