Проблема выбора и модель потребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема выбора и модель потребления



В связи с ростом производительности труда и, соответствен-но, потока материальных благ и услуг для потенциального потре-бителя во весь рост встает проблема выбора. Разумеется, в прими-тивной малоэффективной экономике для индивидуального потре-бителя такая проблема вставала только после удовлетворения пер-вейших насущнейших потребностей (еда, питье, жилище и т.п.), но в настоящее время, в связи с общественным прогрессом, эта про-блема стала решаться и для «первичных» потребностей. Критерии выбора могут быть различными (потребительские свойства, цена, престижность, «бегство от денег» в условиях галопирующей ин-фляции и т.д.). Проблема выбора для фирмы, нуждающейся в сред-ствах производства и рабочей силе (ресурсах) для осуществления экономический деятельности, решается в несколько ином ключе, ибо фирма может опираться как на свой капитал, так и на доходы от будущей деятельности. Особого разговора заслуживает и вопрос об эффективности аренды различных ресурсов.

В настоящее время исследование экономического поведения лиц в значительной степени базируется на постулатах теории пре-дельной полезности, согласно которой предельные издержки (свя-занные с расходами на ведение экономической деятельности) и предельные доходы (от ведения этой экономической деятельности) соизмеримы. Более того, экономическая деятельность (или ее рас-ширение) должна продолжаться до тех пор, пока предельные из-держки не сравняются с предельными доходами, ибо в противном случае сама экономическая деятельность потеряет смысл. Иными словами, имеет смысл осуществлять экономическую деятельность до тех пор, пока каждая новая денежная единица, вложенная в эту деятельность, приносит несколько больше, чем сама эта денежная единица.

Существует особая теория, называемая теорией потреби-тельского выбора, которая позволяет (с определенной степенью условности) описать выбор потребителей (домохозяйств) на рынке и выделить критерии этого выбора. В теории предполагается, что условный потребитель (его обычно называют рациональным по-требителем) обладает следующими чертами: он желает потреблять одновременно не менее двух благ в возможно большем количестве (предельная полезность этих благ всегда положительна); предпоч-тения потребителя неизменны, а блага в определенной степени «заменяют» друг друга (потребитель может в рамках определенных ограничений отказаться от одного блага в пользу другого); пре-дельная полезность носит убывающий характер. В таких условиях рациональный потребитель предпочитает такой выбор, который максимизирует функцию полезности в условиях ограниченно-сти бюджета (дохода потребителя). Все это можно проиллюстри-ровать с использованием моделирования. Остановимся на этом подробнее.


Известно, что любой реально существующий экономический объект исключительно сложен. Описание его может быть связано со значительными трудностями. Поэтому при изучении экономиче-ских объектов достаточно часто используется моделирование, при котором мы изучаем реально существующий объект экономики, упрощенно его описываем, абстрагируясь от обстоятельств и ха-рактеристик, представляющихся нам малозначащими для данного исследования, затем проверяем модель, примеряя ее к реальному экономическому процессу, и корректируем модель, наблюдая за реальными экономическими процессами. Если моделирование осуществлено правильно, то знание о модели дает нам больше зна-ний о реальном процессе. Модель может быть описана словесно или же математически формализована.

Мотивации экономического поведения изучают особые нау-ки. Например, есть наука квалиметрия, которая в особых условных единицах исследует сравнимость разнообразных благ. В теории экономическое поведение тесно связано с проблемой выбора и так называемыми предпочтениями при выборе. Для отдельного потре-бителя предпочтения при выборе описываются большим классом экономических моделей, среди которых особое место занимают «модели потребления». Суть модели потребления с кривыми без-различия можно описать следующим образом.

Модель может быть составлена для одного случая и несколь-ких наборов благ, между которыми выбирает потребитель. В моде-ли считается, что потребитель будет выбирать, руководствуясь оп-ределенными заданными целями, которые не будут изменяться, то есть считается, что предпочтения потребителя остаются стабиль-ными. Считается, что потребитель выбирает между равнозначными для него по совокупности свойств наборами некоторых благ, точ-нее, обменивает некоторые уже находящиеся у него блага (это, на-пример, его доходы) на нужные ему наборы благ. Для человека его доходы, в таком случае, будут ограничивать совокупность наборов благ лишь некоторыми наборами, которые он может обменять на свои доходы. Лицо, имеющее большие доходы, соответственно, будет иметь большие возможности для выбора.

Модель потребления обычно иллюстрируют графиком в ко-ординатных осях, изображающих разные наборы благ. Для двух наборов благ достаточно двух осей – и все наборы можно изобра-зить на плоскости. Если считать совокупности определенных набо-ров этих двух благ равнозначными, то для отдельного потребителя (или уровня потребления) эти наборы можно будет изобразить в виде точек, которые сольются в кривую, называемую обычно кри-вой безразличия или кривой Эджворта. Для более высокого уровня потребления можно изобразить иную кривую безразличия, распо-ложенную выше и т.д.

Для отдельного потребителя необходимо теперь выяснить, какой уровень потребления он может себе позволить при данных


Благо 2 f

Благо 1

Рис.4. Модель потребления: С 1, С 2, С 3, С 4 – кривые Эджворта; d – линия бюд-жетных ограничений Наклон линии бюджетных ограничений определяется соот-ношением цен на эти два набора благ, а координаты точки на ней соответственно определяют сумму, которую потребитель может истратить на тот или иной набор благ (см. рис.4).

В случае если необходимо взять наборы более чем двух благ, например, n, то строится n-мерное пространство, и, соответственно, задача выбора решается средствами математики в этом простран-стве.


Ключевые термины: рынок, рыночная экономика, рыночная система, экономические ресурсы, потребительский выбор,

Вопросы для самопроверки:

1. Что можно понимать под рынком?

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Каковы принципы рыночной экономики?

4. В чем могут быть заинтересовыны субъекты рыночной экономики?

5. Каковы недостатки рыночной экономики?

6. Какие два начала можно выделить в экономике и в чем их суть?

7. Что представляет собой рыночная система?

8. Как развивалась конкуренция в XVI-XVIII веках?

9. Что представляет собой система «капитализма свободной конкуренции»?

 

10. Какие экономические системы существуют в настоящее время?

11. Что представляет собой рынок?

12. В чем проявляются экономические интересы общества?

13. Как выглядят коллективные (групповые) экономические интересы?

14. Как выглядят экономические интересы домашнего хозяйства (индивида)?

15. Ради чего осуществляется экономическая деятельность?

16. Для чего используется модель «экономики обмена без производства»?

17. Как выглядит «проблема выбора» для потребителя?

18. Что представляет собой «теория потребительского выбора»?

19. Что такое «экономическая модель» и в чем заключается процесс экономического моделирования?

20. Как выглядит «модель потребления с кривыми безразличия» и что она отражает?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.124 (0.013 с.)