Мотивация экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация экономической деятельности



Экономическая деятельность человека является целесообраз-ной. Осуществляя свою деятельность, человек преследует свои ин-тересы. В экономике в первую очередь реализуются интересы эко-номические, впервые полно и ярко описанные А.Смитом (хотя ис-следования, посвященные данной проблеме, были известны и за-долго до него).

Можно говорить об экономических интересах общества, проявляющихся через необходимость удовлетворения потребно-


стей (материальных и иных) всего общества. Считается, что по-требности общества в значительной степени выражает государство (в американских учебниках принято говорить о правительстве как структуре, персонифицирующей государственную власть в эконо-мической области).

Можно говорить и о коллективных экономических инте-ресах, то есть об интересах групп людей, объединенных общим положением в системе общественного производства. Это создает общность интересов данной социальной группы, слоя или иной общности (люди могут быть объединены организационно – в фир-му и т.п. или иным способом, например, и виде социальной стра-ты).

Экономические интересы отдельной личности (индивида, домашнего хозяйства) выражают необходимость удовлетворения нужд (потребностей) индивида в конкретных социально-экономических условиях его жизни. Потребности человека могут быть разнообразными (есть разные классификации), начиная от первичных (в питье, еде, жилище и т.д.) и кончая, например, по-требностями в самовыражении как личности. Степень реализации потребностей как раз и определяется социально-экономическими условиями жизни человека.

Таким образом, можно говорить о том, что экономическая деятельность осуществляется для того, чтобы в конечном счете удовлетворить те или иные потребности. Здесь мы выходим на экономическую категорию «выгодности» – будет осуществляться такая экономическая деятельность, которая «выгодна» или более «выгодна», чем другие виды деятельности. «Выгодность» деятель-ности определяется тем, насколько большое число потребностей можно удовлетворить, если использовать результаты (эффект) дея-тельности. Именно таким образом мотивируется экономическая деятельность. Отметим, что в своей деятельности человек (фирма или государство) может руководствоваться и иными мотивами.

Поведение человека, фирмы, государства (правительства) мотивируется экономическим (материальным) интересом и други-ми факторами. Для оценки мотивационного поведения в условиях рынка можно тем или иным способом смоделировать отношения обмена, не касаясь отношений производства (но в принципе имея их в виду). Иногда такую модель называют моделью экономики обмена или обменом без производства. Простая, исключительно упрощенная, «плоская» модель обмена предполагает лишь двух участников, обменивающих, исходя из собственного интереса, ог-раниченные ресурсы, которыми они обладали до начала процесса обмена. Полностью же описать мотивации можно, используя моде-ли, в которых обмен рассматривается в условиях всей экономики в целом. Говоря опять же обо всей экономике в целом, можно выде-лять (с философских или общеэкономических позиций) хозяйст-вующих субъектов, организующих хозяйственную (экономиче-


скую) деятельность и участвующих в ней (отдельный человек, фирма, государство) и хозяйственные объекты, используемые субъектом для организации хозяйственной деятельности.

Мотивационный механизм в условиях рыночной экономики отличается определенной сложностью. Известны несколько подхо-дов к объяснению деятельности, как самого человека (индивида), так и организаций, созданных человеком для осуществления эко-номической деятельности (фирмы), когда попеременно сменяют друг друга роли потребителя и роли производителя. Т.Веблен во главу угла ставил неэкономические мотивы (престиж и т.п.), Дж.М.Кейнс – склонность к потреблению, К.Маркс для предпри-нимателя основным мотивом считал возможность получения до-полнительной (прибавочной) стоимости в процессе деятельности и т.д. В целом отметим, что и потребитель и производитель в процес-се деятельности на рынке вынуждены оценивать краткосрочные и долгосрочные перспективы.

При оценке мотиваций необходимо, конечно же, четко раз-граничивать отдельного гражданина, человека (олицетворение «до-машнего хозяйства») и «фирму» (организацию, занимающуюся экономической деятельностью), а также государство (правительст-во). Человек как отдельное лицо может выбирать между текущим потреблением (исходя из собственного взгляда на то, что, как и в каком количестве потреблять) и накоплением (в любой форме) с целью увеличения собственного потребления или потребления иных лиц (родственников, детей, а также и наследников и т.п.) в будущем. Фирма решает подобную альтернативу, но уже примени-тельно к производству и обмену – можно сейчас, в текущий мо-мент, инвестировать средства – и в будущем, возможно, получать дополнительные доходы или обеспечить стабильность доходов и т.п.; или же можно сейчас, в настоящий момент, истратить средства на текущее потребление работников или владельцев фирмы, или на маркетинг и т.д. Мотивы поведения государства (правительства) заслуживают особого разговора и в основном связаны с макроэко-номическими моментами. Здесь же отметим, что в общем случае деятельность государства нацелена на поддержание в экономике определенного уровня эффективности и развития, обеспечение ста-бильности, решение задач экономической и социальной справедли-вости, а также задач неэкономического плана, обусловленных «го-сударственными соображениями». Но в любом случае, в любых экономических условиях, именно государство устанавливает «пра-вила экономической игры», то есть правила ведения экономиче-ской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.005 с.)