Основные направления и способы повышения международной конкурентоспособности экономики России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и способы повышения международной конкурентоспособности экономики России



Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связано с судьбой российской экономики, ее вероят-ными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмот-


ря на все усилия правительства Российской Федерации, предприня-тые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не разработаны.

На их пути по-прежнему стоит монополизм – застарелая бо-лезнь нашего народного хозяйства. Для успеха экономической ре-формы ей необходимо придать четкую антимонопольную направ-ленность. И здесь не удастся ограничиться лишь системой специ-альных мероприятий, направленных против монополизма: создани-ем государственного органа, проводящего и координирующего всю деятельность в этой области, принятием антимонопольного законо-дательства, формирующего правовую основу антимонопольной по-литики.

Вероятные в перспективе варианты вхождения России в ми-рохозяйственные связи будут обусловливаться, прежде всего, дву-мя глобальными, объективными и взаимозависимыми процессами: интенсификацией и интернационализацией производства. В обо-зримой перспективе оба эти процесса будут стимулировать эконо-мический рост и международное разделение труда, мировую тор-говлю товарами и услугами, а также служить импульсом к сближе-нию стран и активизации усилий правительств по координации внешнеэкономической политики и внешнеэкономической деятель-ности хозяйствующих субъектов.

Интеграция России в мировое хозяйство – одно из важней-ших направлений структурной перестройки российской экономики. При этом комплекс стратегических целей и задач, связанных с об-ретением Россией международной конкурентоспособности, вклю-чает в себя, прежде всего:

1) целенаправленное содействие государства структурной пе-рестройке экономики;

2) изменение характера присутствия России в мировой эко-номике как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условий;

3) обеспечение экономической безопасности страны.
Достижение этих целей предполагает:

- формирование новой структуры экспорта, обусловленной наме-чаемыми структурными сдвигами в экономике страны (значи-тельное повышение в нем удельного веса и объема товаров с вы-сокой степенью переработки, особенно изделий машиностроения, а также услуг);

- выявление и целенаправленное использование наиболее перспек-тивных для российского экспорта товарно-страновых ниш на ми-ровом рынке, концентрацию основных усилий и средств для дос-тижения рыночного успеха на них, а также всемерное развитие научно-технического сотрудничества, производственной коопе-рации, инжениринга, лизинга и других перспективных форм свя-зей с зарубежными партнерами;


- обеспечение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группи-ровками, организациями и союзами, снятие любых дискримина-ционных ограничений на торговлю с Россией;

- обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, ми-нерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров. При этом особую роль при-звана сыграть политическая, финансовая, организационная под-держка государством продвижения российских товаров и услуг на рынки с высокой степенью монополизации или защищенные протекционистскими мерами зарубежных государств и их союз-ников;

- поддержку со стороны государства импорта товаров, имеющих важное экономическое и социальное значение;

- урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотноше-ниях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками России;

- формирование эффективной системы зашиты внешнеэкономиче-ских интересов России посредством развертывания валютного, экспортного, таможенного и других форм контроля.

Стержневым стимулом внешнеэкономической политики должны служить интересы реализации имеющихся и потенциаль-ных конкурентных преимуществ российской экономики. К ним от-носятся:

а) высококвалифицированная дешевая рабочая сила;

б) низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относитель-
но развитой инфраструктуре для их проведения и наличии серьез-
ных технологических заделов и разработок по ряду направлений;

в) долговременное присутствие российской машино-
технической продукции на ряде рынков (в развивающихся государ-
ствах Азии, Африки, Латинской Америки), обеспечивающее опре-
деленные рычаги контроля за этими экспортными нишами;

г) значительные масштабы накопленных основных произ-
водственных фондов и фондов универсального обрабатывающего
оборудования в промышленности, позволяющие снизить капитало-
емкость технологической модернизации отрасли вообще и кон-
кретных проектов в частности;

д) наличие в ряде секторов промышленности уникальных
передовых технологий, опирающихся на достижения российской
фундаментальной и прикладной наук, которые по многим парамет-
рам не уступают мировым аналогам.

К сожалению, реализация этих преимуществ на практике ос-ложняется целым рядом конкурентных слабостей нашей экономи-ки.


Главное, пожалуй, заключается в том, что у нас практически отсутствует финансовая, организационная и информационная ин-фраструктура поддержки конкурентоспособности российского экс-порта и рационализация структуры импорта.

Жесткий протекционизм ряда зарубежных стран, поддержи-вающий монополию транснациональных корпораций, перекрывает все входы на большинство рынков, где Россия могла бы использо-вать конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример – рынок космических технологий и услуг.

Следует учитывать и то, что основная масса конкурентных технологий сосредоточена в военно-промышленном комплексе, где они использовались, как правило, для производства мелких серий и единичных изделий при слабом контроле за материальными затра-тами.

В рамках существующих ограничений возможны различные варианты вхождения России в мирохозяйственные связи с точки зрения использования конкурентных преимуществ, имеющегося потенциала и обретения благоприятных конкурентных позиций на мировых рынках.

Вариант первый – стабилизация и в перспективе расшире-ние традиционного экспорта топливно-сырьевых товаров, а также экспорта машино-технической продукции и продукции глубокой переработки в сочетании с усилиями по закреплению позиций в уже «обжитых» рыночных нишах, и мерами, противодействующи-ми вытеснению российской промышленной продукции с традици-онных рынков сбыта. Последнее обстоятельство является исключи-тельно важным как с точки зрения поддержания внутреннего про-изводства и занятости, так и с точки зрения диверсификации струк-туры экспорта и экономии невозобновляемых сырьевых ресурсов, обеспечивающих основную массу валютных доходов от внешней торговли.

Этот вариант предусматривает также развитие инвестицион-ного сотрудничества с зарубежными странами в области энергети-ки, в том числе, атомной, металлургии, нефтедобычи, транспорти-ровки нефти и газа, горнодобывающей промышленности, реконст-рукции, расширении и модернизации построенных за рубежом предприятий, дноуглубительных работ. Инвестиции в эти области представляют собой инвестиции в экспортный потенциал, обеспе-чивая рыночные ниши для российских технологий и машин. Через механизм воспроизводственных связей импульсы инвестиционного спроса будут распространяться на широкий круг предприятий, по-ставщиков, способствуя поддержанию тонуса экономической ак-тивности.

Вариант второй – реализация конкурентных преимуществ, связанных с формированием новой структуры экспорта.


Стратегическая цель данного сценария развития внешнеэко-номических связей России в долгосрочной перспективе заключает-ся в превращении экспорта преимущественно сырьевого в индуст-риальный, что отвечает современным тенденциям и направлениям развития мировой торговли. Основой практической реализации данного варианта могут стать конкурентные преимущества, вопло-щенные в уникальных высоких технологиях.

В структуре российской промышленности и сферы услуг имеется ряд секторов, которые, располагая уникальными высокими технологиями, способны сыграть роль экспортного тарана. Это, прежде всего, авиакосмическая, лазерная, атомная промышлен-ность, судостроение, космические технологии, услуги по разработ-ке программного обеспечения и проведению геологических изы-сканий. Активное освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей народного хозяйства позволит им значитель-но упрочить свое положение в условиях обвального сокращения внутреннего спроса на их продукцию. В наибольшей степени уни-кальные технологии воплощены в продукции оборонного комплек-са России. Об этом свидетельствуют результаты участия в послед-ние годы наших производителей военной продукции на различных международных выставках вооружений, подтвердивших высокую конкурентоспособность российского оружия на мировом рынке.

Перечисленные выше варианты интеграции России в мирохо-зяйственные связи не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Эффективное включение в мировое разделение труда предполагает одновременный прорыв на этих двух направлениях. При этом нельзя сбрасывать со счетов, что эволюция мирохозяйст-венных связей может в перспективе внести определенные коррек-тивы в содержание этих процессов, а также могут появиться какие-то новые условия сценарного развития. И все же стратегическим приоритетом является использование конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в имеющихся уникальных техно-логиях и научных разработках.

Учитывая состояние конкурентоспособности России на ми-ровых рынках необходимо формирование целостной системы мер государственного стимулирования экспорта.

Главная задача государства в этой области состоит в том,
чтобы создать благоприятные экономические, правовые и иные ус-
ловия для развития российского экспорта и повышения его эффек-
тивности, а также надежные механизмы предоставления государст-
венной финансовой, налоговой, информационно-

консультационной, маркетинговой, дипломатической и других ви-дов помощи отечественным экспортерам.

Решение этой задачи предполагает осуществление государст-вом комплекса разносторонних мер, среди которых особого внима-ния заслуживают, в частности, следующие:


- проведение систематической работы по изучению экспортного потенциала страны, динамики ее конкурентоспособности, а также тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъ-юнктуры мировых рынков для определения отраслевых и товар-ных приоритетов содействия экспорту в рамках программы раз-вития внешнеторговой деятельности;

- формирование эффективных механизмов предоставления госу-дарственной поддержки экспортерам;

- создание системы внешнеторговых информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубеж-ные представительства;

- обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предостав-ление государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;

- активизация оперативной работы государственных органов по продвижению российской экспортной продукции и защите инте-ресов отечественных предприятий за рубежом;

- широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта;

- финансовая поддержка научно-технического прогресса в стране (выделение значительных государственных средств на проведе-ние фундаментальных и отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

- использование мер налогового регулирования (могут быть разра-ботаны специальные меры по возмещению налога на добавлен-ную стоимость, начислению и уплате налога на прибыль для предприятий-экспортеров готовой продукции, снижению косвен-ного налогообложения экспорта услуг, освобождению экспорте-ров от уплаты налогов на рекламу);

- укрепление зарубежной инфраструктуры по сбыту и обслужива-нию поставляемого на экспорт оборудования, формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих ква-лифицированное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме;

- формирование банка сведений о современных достижениях оте-чественной и зарубежной науки и техники, передовом предпри-нимательском и производственном опыте, конъюнктуре мировых рынков и перспективах ее развития, формах и методах конку-рентной борьбы, практике работы на внешних рынках основных фирм-экспортеров и конкурентов и т.д;

- организовать эффективную систему сертификации экспортируе-мых товаров (по типу ранее существовавшей государственной инспекции экспортных товаров) для преодоления технических барьеров в международной торговле и в значительной мере об-легчит доступ российских товаров на внешние рынки. Современ-


ные российские системы стандартизации и сертификации в целом

приведены в соответствие с требованиями ГАТТ/ВТО, ЕЭК ООН,

ИСО, регламентирующих эту деятельность; - совершенствование рекламы российских экспортных товаров

должно стать важной органической частью политики стимулиро-

вания экспорта.

Уровень государственного содействия экспорту во многом зависит от активизации внешнеэкономической политики страны. Здесь имеется в виду проведение на государственном уровне ком-плекса мероприятий, направленных на формирование и развитие соответствующей договорно-правовой базы внешнеэкономических связей (ВЭС) России. Необходимо добиться от торговых партнеров и международных организаций отказа от любых форм дискримина-ции российских экспортеров и товаров, особенно изделий высокой технологии (ракетно-космической и авиационной техники, оружия и военной техники и др.) и от предъявления по отношению к рос-сийским товарам ряда повышенных требований в части отдельных технических и эксплуатационных показателей (экологических норм, норм безопасности, эргономики, шумности и др.). Необхо-димо добиваться пресечения вмешательства отдельных стран и ор-ганизаций во внешнеэкономические отношения РФ с другими странами.

Эффективная защита национальных производителей должна основываться на поддержке, в первую очередь, конкурентоспособ-ных отечественных предприятий обрабатывающей промышленно-сти, с тем, чтобы они могли пополнить финансовые средства, мате-риальные и нематериальные активы, необходимые для выхода на внешний рынок. При таком подходе защита внутреннего рынка России выступает как важный элемент национальной экспортной стратегии. В свою очередь, развитие экспорта, особенно продукции обрабатывающей промышленности, придаст долговременные сти-мулы модернизации и повышения конкурентоспособности нацио-нальной экономики, которая благодаря этому окажется менее вос-приимчивой к давлению импорта.

Структурные преобразования в экономике сельского хозяйства

России.

Аграрный сектор в экономике России имеет традиционно важное значение для российского общества, так как преобразова-ния в нем, с одной стороны, затрагивают интересы многомиллион-ного крестьянства, а, с другой – их проведение в жизнь должно способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны. Преобразования в сельском хозяйстве, начатые в 90-х го-дах, еще не завершены, они не во всем имеют последовательный характер. В аграрном секторе проведены меры по его реструктури-зации и деколлективизации, вследствие чего в сельском хозяйстве


сформировалась многоукладная система отношений собственности, характеризуемая параллельным функционированием различных хозяйствующих субъектов: государственные СХП (тепличные хо-зяйства, племенные сельскохозяйственные фирмы, совхозы, спе-циализированные птицеводческие фабрики и животноводческие хозяйства), СХП в коллективной и групповой собственности (сель-скохозяйственные кооперативы, различные формы сельскохозяйст-венных акционерных обществ, ассоциации), частные товарные хо-зяйства фермеров, индивидуальные крестьянские хозяйства, а так-же личные подсобные хозяйства. Демонополизация государствен-ной собственности на землю была проведена посредством привати-зации 116 млн. гектар земли. Вследствие этого в сельском хозяйст-ве более 38 млн. работников бывших колхозов и совхозов получили на руки Свидетельства о праве собственности на землю с указанием земельного пая, дающего им право на самостоятельное ведение хо-зяйства. Многие владельцы земельных паев (14 млн. человек) пере-дали свои земельные паевые участки на определенных условиях в уставной капитал фермерских ассоциаций, сельскохозяйственных кооперативов. Определенная часть собственников земельных паев сдали в аренду, продали или хотят продать свои участки, но вслед-ствие отсутствия региональных рынков земли, несовершенства ка-дастровой оценки земельных участков (определение стартовой це-ны земельного участка исходя из его качества и территориальной расположенности) процесс купли-продажи земли затруднен. Исхо-дя из создавшейся многоукладности в земельных отношениях, вполне естественно стоит вопрос об эффективности сельскохозяй-ственных предприятий и индивидуально-фермерских хозяйств. За-явленный в начале 90-х годов тезис «Фермеры нас накормят» оказался несостоятельным, так как основную массу сельскохозяй-ственной продукции все-таки производят крупные сельскохозяйст-венные предприятия.

Преобразования в сельском хозяйстве нашли отражение в си-туации рыночного оборота земли и принятии Земельного кодекса, который бы регулировал процессы купли-продажи земли. Потенци-альная стоимость земель сельскохозяйственного назначения оцени-вается экспертами в 1 трлн. долларов. Однако рынок земли еще не имеет своего широкого претворения, несмотря на ряд эксперимен-тов по аукционной купле-продаже земельных участков, проведен-ных в различных регионах страны (рыночный оборот, в основном, охватывает земельные участки садово-огороднических кооперати-вов и в сделках с сельскохозяйственными угодьями, отвлекаемыми под жилищное или производственное строительство).

Экономические преобразования в сельском хозяйстве сопро-вождались социальными изменениями, в частности с 2001 года крестьянские хозяйства стали облагаться единым социальным на-логом, заменившим взносы в различные государственные внебюд-


жетные фонды. Был также введен земельный налог, ставший базой для регулирования рыночных операций по купле-продаже земель-ных участков. В социальном составе сельских работников сформи-ровалась группа фермеров, которые насчитывают вместе с членами семей около полумиллиона человек. В фермерских хозяйствах раз-решено применение наемного труда, число таких работников со-ставляет более двухсот тысяч человек. В фермерских (крестьян-ских) хозяйствах производится в настоящее время около 6% вало-вой продукции отрасли. Изменения коснулись и социально-политической и культурной сфер жизни сельских жителей. На селе изменилась система управления территориями, вводятся традици-онные формы крестьянского самоуправления (сходы, сельские ста-росты, земское и волостное управление), возвращаются элементы традиционного крестьянского уклада жизни.

В настоящее время сельское хозяйство продолжает находить-ся в затяжном кризисе, что объективно требует пересмотра ряда направлений реформы в данном секторе экономики. Требует струк-турного преобразования политика инвестиций в сельское хозяйст-во, во всех странах мира сельское хозяйство всегда поддерживается государством (в России государственная поддержка сельского хо-зяйства составляет на 1 гектар всех угодий 13 долл., в США – 200 долл., в странах Евросоюза – 800 долл., в Швеции – 3200 долл.). Необходим новый подход к определению цен на промышленную продукцию, направляемую в сельское хозяйство, это объясняется тем, что диспаритет цен в настоящее время углубляет деиндустриа-лизацию сельскохозяйственного производства. Правительство должно проводить умелую политику товарной зерновой интервен-ции, учитывающей интересы сельскохозяйственных производите-лей посредством механизма установления цен, покрывающих не только издержки, но позволяющих осуществлять накопления у производителей продукции (в 2005 году подобная практика нахо-дит место во взаимоотношениях между правительством и сельско-хозяйственными производителями). Важным моментом для сель-ского хозяйства является политика капиталовложений со стороны государства в социально-культурную инфраструктуру сельской ме-стности, недостаточный уровень развития которой приводит к по-вышенной миграции людей из сельских территорий в города.


Ключевые термины: переходная экономика, экономическая ре-форма, многоукладная экономика, приватизация, реституция, те-невая экономика, либерализация, деколлективизация, деиндустриа-лизация, конкурентоспособность страны, инвестиционный кли-мат.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите основные признаки всеобщего кризиса в России.

2. Раскройте понимание причин возникновения кризиса в стране.

3. Дайте определение переходной экономике и определите задачи, решаемые в ходе ее осуществления.

4. Что такое «шоковая терапия»? Насколько правилен был этот вариант преобразований для страны?

5. Назовите законодательные акты РФ, направленные на совер-шенствование отношений собственности в стране.

6. Что такое реституция? Назовите известные Вам примеры ее осуществления.

7. Вследствие действия каких факторов сформировался высокий внешний долг России? Что такое реструктуризация внешнего дол-га?

8. Вследствие каких причин сформировалась теневая экономика в стране, и каким образом можно преодолеть ее воздействие на общество?

9. Необходимы ли для экономики страны зарубежные инвестиции, для каких отраслей экономики важно их использование?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин А. Юность науки. М., 1985.

2. Аникин А. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990.

3. Антология экономической классики: В 2 т. М.: Ключ, 1993.

4. Бартенев С. История экономических учений. М.: Юрист, 2002.

5. Бартенев С. Экономические теории и школы. История и современность: курс лекций. М.: Бек, 1999.

6. Внешний долг России и проблемы его урегулирования. Научный альманах. М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Государственное регулирование рыночной экономики /Под ред. Кушлина В.М.Экономика, 2000.

8. Долан Э., Линдсней Д. Микроэкономика. Спб.: Литература Плюс, 1994.

9. Давыдов Ю. Россия, США и интегрирующаяся Европа. М., 2002.

10. История мировой экономики/Под ред. А.Марковой и Г.Поляк. М.: Юнити, 2002.

11. История экономической мысли в России/Под ред. А.Марковой. М.: ЮНИТИ, 1996.

12. Кашанина Т. Предпринимательство: правовые основы. М., 2000.

13. Клямкин И. и др. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000.

14. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

15. Корнаи.Я. Дефицит. М.: Феникс, 1998.

16. Курс экономической теории: учебник. / Под ред. М. Чепу-рина, Е. Киселевой. Киров, 2002.

17. Курс экономики: учебник/Под ред. Б.Райзенберга. М., 2000.

18. Ламперт X. Социальная рыночная экономика: германский путь. М.: Дело, 1993.

19. Лауреаты Нобелевских премий. М., 2002.

20. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Про-гресс, 1992.

21. Макконнелл Р., Брю С. Экономикс. М.: Республика. 1992.


 

22. Маленьков Б.И. История экономических учений. Иваново. Ивгу. 2004.

23. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1-3. М.: Прогресс, 1993.

24. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. М.: Наука, 2000.

25. Мировая экономика./ Под ред. А.Булатова. М.: Экономист, 2003, 2004.

26. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М.: Эконо-мика, 1992.

27. Портер М.Международная конкуренция. М., 1993.

28. Приватизация: чему учит мировой опыт. М.: Междуна-родные отношения, 1993.

29. Океанова З. Экономическая теория: учебник. М., 2004.

30. Сажина М. Чибриков Г. Экономическая теория. М.: Норма, 2003.

31. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М.: НПО МГОН, 1993.

32. Современная смешанная экономика. / Под ред. В. Марты-нова. М.: ИМЭМО РАН, 1992.

33. Спиридонов И.Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности России. М.: Инфра, 1999.

34. Столбов В. История экономики. Иваново: ИГХТУ, 2003.

35. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. М.: РГГУ, 1998.

36. Тимофеев Л. Институциональная коррупция. М.: РГГУ, 2000.

37. Теневая экономика. М., 1991.

38. Худокормов А. История экономических учений. М.: МГУ, 1992.

39. Фишер С. и др. Экономика. М.: Дело, 1993.

40. Экономика: учебник/Под ред. А.Булатова. М., 2003.

41. Экономическая теория: учебник/Под ред. В.Видяпина и др. М.: ИНФРА, 2003.

42. Ядгаров Я. История экономических учений. М.: Инфра, 1999.


Экономические словари

1. Райзенберг Б. И др. Современный экономический словарь. М.: Инфра, 1996.

2. Популярная экономическая энциклопедия. М.: БЭ, 2001.

3. Большой экономический словарь. М.: Прав. культура, 1993.

4. Рыночная экономика: Словарь. / Под ред. Г. Киппермана. М.: Республика, 1993.

5. Рынок ценных бумаг: Словарь. М.: Финансы и стат-ка, 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.062 с.)