Глава 11. От кризиса к экономике роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. От кризиса к экономике роста



менной России и осточноевопейских странах по своей направ


доход и производительность труда – до уровня 1983 г. Объем про-изведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции снизился до уровня начала 80-х годов. Спад производства носил не структурный, а всеобщий характер. Причем в сильной степени он поразил наиболее прогрессивные отрасли и виды производства.

В 90-е годы падение уровня производства продолжилось, оно сопровождалось нарушением хозяйственных взаимосвязей между регионами. Спад производства вместе с растущей инфляцией при-вели к снижению жизненного уровня населения, создали социаль-ную напряженность в обществе. Повышение цен в апреле 1991 года и гиперинфляция, проявившаяся в 1992-1994 гг., резко снизили жизненный уровнь населения страны. По данным статистики более 15 млн. человек находилось за порогом физического выживания, треть населения имела доходы ниже официального прожиточного минимума, в то время как доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в десять раз превышали доходы такой же части наименее обеспеченных людей. По стране прокатились протестные выступ-ления различных социальных групп общества (в ряде городов про-тесты вылились в марши пустых кастрюль, перекрытие авто- и же-лезнодорожных магистралей, шахтеры стучали касками перед До-мом правительства, работники образования требовали не столько повышения зарплаты, сколько возвращения долгов по ней). Таким образом, кризисное состояние распространялось на всю социально-экономическую жизнь страны, а сам кризис получил определение всеобщего кризиса.

Всеобщий кризис 90-х годов характеризовался следующими признаками: обвальным спадом производства в промышленной сфере, аграрном секторе и строительстве (сокращение производст-ва было настолько сильным, что потребовалось прибегнуть к прак-тике товарной интервенции, с тем, чтобы обеспечивать население страны продуктами питания); резким подъемом безработицы (со-кращение производства вызвало банкротство многих предприятий, что, в свою очередь, привело к высвобождению многомиллионной массы бывших занятых работников, уровень безработицы достигал в отдельных регионах 25-28%, Ивановская область была в числе лидеров по этому показателю).

Не менее значимым признаком всеобщего кризиса явилось расстройство финансово-денежной системы страны, которое проявилось в дефицитности государственного бюджета, растущих неплатежах, прогрессирующем обесценивании рубля, инфляцион-ном росте (в первой половине 90-х годов цены росли в среднем за год в 10 – 20 раз), «войне платежных бюджетов» между центром и регионами, неуправляемой эмиссии. Во второй половине 90-х годов в стране разразился банковский кризис (1995, 1998 гг.), который свидетельствовал о противоречивых отношениях между государст-вом и банками, следствием которых было банкротство многих бан-


ков, резко возрос внутренний долг государства, правительство при-знало дефолт и осуществило девальвацию рубля.

Кризис высветил проблему инвестиций. Объем инвестиций в российскую экономику не удовлетворяет ее потребностей, тем бо-лее, что в 90-е годы он имел тенденцию к сокращению. Инвестиции в настоящее время очень востребованы, так как износ основных фондов приближается, по оценке специалистов, к 60 процентам – порогу, за которым начинается физическое разрушение производ-ственного потенциала страны, что обусловливает развитие тенден-ции проявления технологических катастроф.

Признаком проявления всеобщего кризиса явилось сохране-ние дефицита на потребительском рынке, когда в круг нереали-зованных потребностей попали товары первой необходимости, по-вседневного спроса. Сводный индекс удовлетворения потребности населения в товарах народного потребления в первой половине 90-х годов оценивался как падающий от 0,6 до 0,4, в том числе то-варами легкой промышленности – от 0,5 до 0,3. Насыщение рынка произошло за счет ограничения возможностей большой части насе-ления в покупке товаров вследствие многократного роста цен, а также за счет вытеснения российских товаров импортом. Во второй половине 90-х годов эта тенденция была несколько изменена в лучшую сторону, когда после девальвации рубля в 1998 г. импорт стал невыгодным, что дало толчок для отечественного производст-ва и насыщения рынка своей продукцией.

Всеобщий кризис 90-х годов высветил проблему внешней задолженности страны, положение осложнялось тем, что внешняя задолженность СССР формировалась так и в такой структуре, что именно на начало 90-х годов выпадала наибольшая тяжесть по вы-плате процентов и возврату долгов. Россия, признав за собой долги бывшего СССР размером в 91,6 млрд. долларов, не смогла обслу-живать этот долг. Невозможность обслуживания внешнего долга выразилась в сокращении импорта, что ударило по ресурсной базе рынка и осложнило условия работы многих отраслей тяжелой про-мышленности, особенно химии и современного машиностроения. Впоследствии страна накопила свой собственный долг, который суммарно с советским внешним долгом превысил к концу 90-х го-дов 150 млрд. долларов.

Проявление общего кризиса характеризовалось и кризисом мотивационного механизма, который был связан с низкой обес-печенностью товарами и услугами еще в экономике СССР, а в 90-е годы усилился вследствие падения благосостояния большой части населения в условиях инфляции, российский рубль перестал быть мерилом оценки труда.


11.2. Переходная экономика в 90-е годы: цели, задачи, вариан-ты преобразований

Состояние переходной экономики не новое явление в исто-рии российского общества, но содержание современной переход-ной экономики имеет свою специфику. Сущность ее заключалась в том, что в этой экономике сохранялась определенная «смесь» эле-ментов прошлой административно-командной экономики и совре-менной рыночной системы. В этой «смеси» проявлялись черты ры-ночной экономики свободной конкуренции (например, в методах первоначального накопления капитала, социальном расслоении общества, концентрации капитала в руках некоторых криминаль-ных структур) и традиционной экономики (например, развитие мелкотоварного сектора в сельском хозяйстве).

Необходимость переходного периода к рыночной экономике в российском обществе была обусловлена исчерпанием возможно-стей экстенсивных факторов экономического роста, что составляло основу административно-командной системы. Состояние произво-дительных сил, предполагающее переход к новому технико-экономическому базису, также требовало новых методов управле-ния экономикой. Рыночный менеджмент и диверсификация произ-водства становятся необходимостью, нацеленной на преодоление стагнации российской экономики.

Предпосылками, при которых совершался переход общества к рыночной экономике, являлись следующие моменты. Во-первых, необходимость тесной взаимосвязи мирового экономического раз-вития, в котором национальная экономика функционирует лишь как его часть, подчиняющаяся общеэкономическим закономерно-стям. Во-вторых, учет национальной экономики как специфиче-ского социально-экономического образования, имеющего свои ис-торические, национальные, религиозные особенности, учет кото-рых обязателен при определении перспективы ее развития. В-третьих, развитие экономики в переходный период обусловлено сломом старого хозяйственного механизма и формированием ры-ночного механизма, гибкость и адаптация которого должны созда-вать условия для переключения экономики с одного типа на дру-гой. В-четвертых, новая экономическая система должна соединять собственность, труд и управление посредством развития многооб-разных форм собственности в рамках смешанной экономики, а также учитывать многообразие форм участия населения во владе-нии и ее управлении, тем самым опыт рыночной экономики при-нимался в расчет с регулирующими функциями государства.

Задачи, решаемые при переходе к рыночной экономике:

1. Разгосударствление и приватизация экономики, создание слоя частных собственников и развитие предпринимательства.

2. Формирование рыночной инфраструктуры, новых меха-низмов и хозяйственных связей в экономике.


3. Демонополизация экономики и создание условий для ма-лого и среднего бизнеса в различных отраслях народного хозяйст-ва.

4. Либерализация экономики путем снятия жесткого государ-ственного контроля в области ценообразования (переход к ценооб-разованию, основанному на рыночном механизме), внешнеэконо-мической деятельности.

5. Финансово-кредитная стабилизация с целью ограничения объема денежной массы в обращении.

6. Создание системы мер по социальной поддержке населе-ния в условиях приспособления к рыночной экономике.

7. Проведение активной структурно-инвестиционной полити-ки, направленной на опережение развития производства потреби-тельских товаров и услуг, повышение гибкости производства и его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим ново-введениям.

8. Совершенствование системы национальных счетов приме-нительно к мировой практике.

9. Изменение налоговой системы и налоговой политики, учи-тывающее мировой опыт рыночной экономики.

Функционирование переходной экономики может осуществ-ляться поэтапно, по мере вызревания объективных условий и предпосылок перехода общества к новому типу развития, и пре-одоления социально-экономической нестабильности, являющейся одной из характерных черт переходного периода. Если обратиться к опыту НЭПа, прерванного в 1929 г., то по замыслам разработчи-ков и идеологов этой политики переходное состояние экономики должно было бы продолжаться десятилетия и «надолго». Тем бо-лее, что задачей НЭПа являлся не прямой переход к социализму, а овладение методами управления экономикой, развитием коопера-ции и «культурным воспитанием общества», т.е. решение тех задач, которые должны были способствовать развитию производи-тельных сил России.

В процессе переходного периода, как показывает опыт Рос-сии и восточноевропейских стран, резко усиливалась политизация общества в оценке мероприятий по формированию нового типа экономики. Зачастую политические соображения превалировали над экономическими представлениями. Например, частная собст-венность, предпринимательство, рыночная экономика до настояще-го времени воспринимаются отдельными слоями общества как чу-ждые природе россиян. С другой стороны, романтизация свободно-го предпринимательства и фермерства сторонниками чисто рыноч-ных преобразований зачастую показывало на то, что в своих пред-ставлениях либеральные политики не учитывали тех негативных тенденций, которые проявляются в экономике. Политизация может дать некоторые положительные результаты в виде обсуждения,


дискуссий, но в большей мере она отвлекает от действительных экономических вопросов, которые надо решать в настоящее время и видеть перспективу развития экономики. Учитывая состояние политизации в стране в условиях переходной экономики, обращал на себя внимание факт неготовности менталитета россиян к транс-формации в рыночную среду, многонациональный и полирелиги-озный состав населения России имеет свои определенные традиции хозяйственной жизни, не совсем вписывающиеся в рамки рыноч-ной экономики. Следует помнить, что в российской экономике тра-диционно были сильны патерналистические традиции государст-венного регулирования экономикой, у населения сформировались этатистские представления о роли государства в их жизни. Эконо-мическая идеология в обществе, долгое время нацеленная на кри-тику рыночной системы, отождествляла ее с «язвами капитализма». Это создало среди части населения антирыночное мышление и не-гативную оценку преобразовательных процессов в направлении рыночной экономики. Носителями рыночной психологии были от-дельные, активные слои населения. Не исключено, что к таким могли быть отнесены и определенные слои общества, сформиро-ванные «теневой» экономикой прошлых лет.

Переходный период от модели административно-командной экономики к рыночной системе развития в первой половине 90-х годов был осуществлен в варианте «шоковой терапии». Этот вы-бор являлся вынужденной мерой, объясняемой необходимостью преодоления тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита на внутреннем рынке. «Шоковая терапия» – это док-трина западной экономической мысли, используемая в макроэко-номических преобразованиях, в тех ситуациях, когда экономика находится в предкризисном или кризисном развитии. Данная док-трина была разработана в основном для развивающихся стран, од-нако ее элементы нашли применение в послевоенной Японии, в тех или иных формах эта модель реализовалась практически во всех восточно-европейских странах, но наиболее полно она выразилась в «плане Бальцеровича» в Польше, нацеленном на вывод страны из экономического спада. Кризис российской экономике в начале 90-х годов был налицо, возникли условия для применения модели «шо-ковой терапии» в российском обществе.

Мероприятия, предусматриваемые и проводимые в экономи-ке страны методом «шоковой терапии», следующие: во-первых, проводилась либерализация цен для ограничения совокупного спроса, цены переводились на рыночную основу (так, по оценкам экспертов в 1992 году цены на многие потребительские товары вы-росли на 2600%, а в 1993 г. – на 1000%). Во-вторых, в экономике страны проводились мероприятия по разгосударствлению и прива-тизации, ставящие своей целью развитие различных форм пред-принимательства и преодоление государственного монополизма. В-


третьих, вводилась жесткая система налогообложения для различ-ных секторов экономики и населения. В-четвертых, замораживал-ся рост зарплаты для предотвращения инфляции, сократились госу-дарственные расходы путем снижения или отмены дотаций и ряд производств и социальных сфер. В-пятых, ужесточались условия для предоставления кредитов с тем, чтобы осуществлять контроль над ростом денежной массы. В-шестых, государственные предпри-ятия переводились на коммерческий расчет, ликвидировалась прак-тика централизованного планирования.

Как показывает опыт восточно-европейских стран, важным условием трансформации экономический системы посредством «шоковой терапии» являлось накопление «критической массы» ча-стного сектора, т.е. доли негосударственных хозяйствующих субъ-ектов. Восточно-европейские страны этот предел уже прошли. В России вследствие «малой приватизации» уровень негосударствен-ного сектора в ряде производств и сфере обслуживания населения также превысил указанный порог необратимости. Частный сектор составил около 70% в общем количестве предприятий.

Проведение преобразований в варианте «шоковой терапии» создало ситуацию социальной напряженности в российском обще-стве. Это объяснялось тем, что не были учтены моменты соци-ально-экономического характера, среди которых отметим сле-дующие:

- особенности российской экономики (отсутствие частного секто-ра, долговременная практика централизованного управления, го-сударственный монополизм);

- стереотипы массового сознания, сформированные в советской системе и отражающие стремление во всем опираться на государ-ство;

- тотальный дефицит в экономике сформировал в общественном сознании установки на неспособность системы решить проблемы обеспечения населения жизненно необходимыми средствами;

- не был принят во внимание и мировой опыт становления и разви-тия современной рыночной экономики и его рыночного механиз-ма, направленности национальных моделей экономического раз-вития в социальные сферы (культуру, экологию, науку, здраво-охранение).

«Шоковая терапия» сопровождалась «обвальным» спадом производства, снижением жизненного уровня большой части насе-ления в стране, гиперинфляцией, расслоением общества, возрос-шим дефицитом госбюджета. Резкая поляризация российского об-щества сформировала питательную среду для роста преступности, социальной дезорганизации, нищеты. Очень метко в этой связи за-метил бывший диссидент, философ А.Зиновьев «Мы метили в коммунизм, а попали в народ».


В ходе перехода от одной экономической системы к другой было сделано немало ошибок, о которых интересно высказался ли-дер польских реформаторов Л.Валенса: «Все мы наделали ошибок. Мы совершили революцию, но понятия не имели об управлении страной. Мы лезли на рожон. Необходимо отдать себе в этом отчет и исправить все то, что сделано плохо».

11.3. Преобразование отношений собственности в условиях ста-новления и развития рыночной экономики

Переход к рынку потребовал глубокого реформирования от-ношений собственности, поскольку реальное функционирование рыночной экономики возможно лишь в условиях многообразия форм собственности.

Юридическую основу преобразования отношений собствен-ности в России в 90-е годы составляли Конституция РФ, закон «О собственности в РФ», а также ряд последовавших за ним законо-дательных актов. Данный закон определял государственную собст-венность, право на владение и распоряжение которой находилось у органов государственной власти. В настоящее время положения данного закона вошли в Гражданский кодекс РФ, который является основным документом, регламентирующим вопросы собственно-сти.

Государственная собственность в нашей стране в настоя-щее время выступает на следующих уровнях: федеральная собст-венность, государственная собственность субъектов Федерации и муниципальная собственность. Полномочия собственника в отношении федеральной собственности закреплены за Государст-венным комитетом по управлению имуществом Российской Феде-рации (Госкомимущество РФ), имеющим свои территориальные отделения. Полномочия собственника в отношении государствен-ной собственности субъектов, входящих в состав РФ, закреплены за соответствующими комитетами по управлению государствен-ным имуществом. В исключительной федеральной собственности находятся: объекты, составляющие основу национального богатст-ва страны (ресурсы континентального шельфа, уникальные при-родные объекты, историко-культурные памятники и т.п.); объекты, осуществляющие государственные функции (государственная каз-на, имущество вооруженных сил и правоохранительных органов, центральных органов государственного управления, объекты науки и образования, имеющие общегосударственное значение и т.п.); объекты оборонного производства, а также объекты, обеспечиваю-щие функционирование народного хозяйства в целом.

Значительное место в структуре отношений собственности занимает муниципальная собственность. Она трактуется как иму-щество, право на владение и распоряжение которой принадлежит органам местного самоуправления. Объектами муниципальной


собственности могут быть: жилой и нежилой фонд, предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслужи-вания, предприятия и объекты народного образования, культуры, спорта и т.п.

Собственность граждан – имущество, правомочия собст-венника, которое закреплено за отдельным гражданином или семь-ей. По закону в собственности граждан могут находиться любые объекты, помимо тех, которые являются исключительно собствен-ностью государства: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего хозяйства, денежные средства, акции, облигации и другие ценные блага; средства массовой ин-формации; предприятия, имущественные комплексы в сфере про-изводства товаров, бытового обслуживания населения и торговли; продукты интеллектуального и творческого труда.

Закон «О собственности в РФ» предусматривал также суще-ствование общей (коллективной) собственности. Она определя-лась как имущество, принадлежащее на правах собственности од-новременно нескольким собственникам (гражданам, юридическим лицам, органам государственной и муниципальной власти). В ры-ночной экономике общая собственность обычно выступает в виде товарищества или акционерных обществ.

В настоящее время заметное место в экономической жизни занимает собственность общественных объединений (организа-ций). К этой форме собственности можно относить имущество пар-тии, благотворительных фондов и религиозных организаций, имею-щих статус юридического лица.

В соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц – субъектов собственности могут выступить не-государственные предприятия и общественные организации, объе-динения. При этом предприятия любой организационно-правовой формы, кроме государственной (муниципальной) собственности, считаются частными, а их имущество, равно как и имущество гра-ждан – частной собственностью. Это более узкая трактовка отно-шений частной собственности, нежели принято в мировой практи-ке. Обычно все правоотношения собственности, не входящие в сферу государственной собственности, регулируются частным пра-вом (или правом частной собственности). Иначе говоря, с юриди-ческой точки зрения, любая негосударственная собственность есть частная собственность.

Возникновение отношений частной собственности в эконо-мике России является прямым результатом проведения в нашей стране политики разгосударствления и приватизации. Разгосудар-ствление – что совокупность мер по преобразованию государст-венной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Приватизация – одно из направле-ний разгосударствления собственности, заключающееся в передаче


объектов собственности в частную собственность отдельных граж-дан и юридических лиц. В результате проводимых мер по разгосу-дарствлению и приватизации в нашей стране формируется сме-шанная экономика, т.е. такая экономика, в которой определяющая роль рынка сочетается с государственным макроэкономическим регулированием, и функционируют равноправно различные эконо-мические уклады.

Правовой основой процесса разгосударствления и приватиза-ции в 90-е годы являлись законы Российской Федерации «О при-ватизации государственных и муниципальных предприятий», «О собственности в РФ», «О предприятиях и предпринима-тельской деятельности» (в настоящее время два последних закона отменены, так как их основные положения вошли в Гражданский кодекс РФ). Организационно проводил мероприятия по приватиза-ции Государственный фонд федерального имущества, позднее Ко-митет по федеральному имуществу РФ (в настоящее время Мини-стерство имущества) по управлению государственным имущест-вом, который формирует на местах (республика, край, область) свои подразделения. Этот комитет разрабатывал программу прива-тизации, нормативные акты, организовывал и контролировал реа-лизацию мер по приватизации. Он выступал продавцом приватизи-руемых государственных предприятий, учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретал акции и паи акционерных об-ществ, обменивал акции. Порядок и способы проведения прива-тизации государственных и муниципальных предприятий регла-ментируются вышеуказанным законом.

Приватизация осуществляется путем купли-продажи госу-дарственных и муниципальных предприятий по курсу или на аук-ционе посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду. Оплата стоимости приобретенных предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может про-изводиться единовременно или в рассрочку. При приватизации ра-ботники государственных или муниципальных предприятий имеют право приобрести акции своих предприятий на льготных условиях (скидка с цены акций на 30% от номинальной стоимости, рассрочка при оплате акции на 3 года). При преобразовании в акционерное общество льготы работников следующие: безвозмездное предос-тавление 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных ак-ций, на льготных условиях, право купить контрольный пакет акций (51% суммарного пакета акций).

В нашей стране процесс приватизации начался с января 1992 года. Он проводился в несколько этапов. Первый, чековый этап завершился в июне 1994 года, он получил определение «малой приватизации». В настоящее время проводится второй, денежный этап приватизации. На первом этапе осуществлялась приватиза-


ция малых предприятий в сфере производства сервиса, коммуналь-но-бытового хозяйства и т.п. В результате свыше 85 тыс. магази-нов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта и т.д. перешли в частные руки. Этот этап позволил сформировать в обществе класс собственников различного уровня. По мнению экспертов процесса приватизации, на данном этапе было допущено ряд ошибок, свя-занных с тем, что практически за бесценок ушли в частную собст-венность предприятия и организации государственной собственно-сти. Денежный этап приватизации ставил задачу не только фор-мирования среднего класса в стране, но и повышения эффективно-сти приватизируемых предприятий, пополнения доходной части государственного бюджета. На этом этапе в основном через аукци-онную и конкурсную продажу было приватизировано около 15 тыс. средних, крупных и крупнейших предприятий, многие из которых были зарегистрированы в качестве акционерных обществ. На дан-ном этапе приватизации также были допущены ошибки, связанные с занижением цен на продаваемое государственное имущество. В целом на конец 90-х годов было приватизировано в той или иной форме около 90 тыс. предприятий или почти 60% всех хозяйствен-ных единиц, состоящих на самостоятельном балансе. Это привело к появлению в стране широкого слоя частных собственников, в их числе около 40 млн. российских акционеров. Но сам по себе факт обладания небольшим количеством акций предприятия или инве-стиционного фонда, по мнению ряда экономистов, не делает чело-века реальным собственником. Хорошо известно, что собствен-ность на акции реализуется тремя путями: участием в управле-нии акционерным обществом, получением дивидендов и продажей акций. Но в нашей стране большинство рядовых акционеров не мо-гут полностью реализовать эти права собственников вследствие неразвитости рыночной инфраструктуры. Цели программы прива-тизации государственных и муниципальных предприятий в РФ к настоящему времени в определенной степени не достигнуты. И ес-ли государство получило во второй половине 90-х годов около 100 млрд. рублей за счет продажи своего имущества, то в области ис-пользования этого имущества сохранялась низкая эффективность функционирования предприятий; не в достаточной мере решались вопросы социальной защищенности большой части населения. Ряд решаемых задач на рубеже XX–XX1 вв. дал положительный эф-фект, как то: объем продаж государственного имущества составил более 170 млрд.рублей; ликвидирована дефицитность госбюджета (в настоящее время государственный бюджет РФ имеет профицит, объем которого в 2004 году составил около 500 млрд. руб., объем профицита в 2005 году может приблизиться к 700 млрд. рублям); расширился процесс демонополизации государственной собствен-ности.


Начало XXI века ознаменовалось третьим этапом приватиза-ции, на котором подлежат приватизации активы государства: энер-гетика, железные дороги, недра. Касаясь данного этапа приватиза-ции, следует отметить, что в ходе его нельзя повторять предыду-щих ошибок, так как неудачи в нем могут подтолкнуть к протест-ным выступлениям в обществе, Следует учесть мировой опыт при-ватизации в ряде стран (Англии и Норвегии), где идея о приватиза-ции железных дорог отодвинута на 10 лет. Мировой опыт в области приватизации показывает, что в различных государствах привати-зация проводилась, прежде всего, ради пополнения казны и повы-шения эффективности производства и этот процесс долговремен-ный. Так, процесс приватизации, начатый в Англии, до сих пор не завершен. Многие исследователи склоняются сейчас к мысли, что осуществление приватизации высокими темпами как в России, не наблюдалось ни в одной стране мира. В сочетании с разрывом хо-зяйственных связей между бывшими республиками СССР, они соз-дали сложную экономическую ситуацию в стране.

В этих условиях особое значение приобретает выработка и осуществление научно-обоснованных программ перевода экономи-ки страны из модели кризисной ситуации, к модели экономическо-го роста, основанной на использовании мирового опыта и учета российской специфики.

Совершенствование отношений собственности в российской экономике связано с реализацией закона РФ «О реституции собст-венности», в соответствии с которым, людям, подвергшимся не-обоснованным репрессиям в 30-е годы, возвращается их имущество или осуществляется его компенсация в денежной форме (на это мо-гут рассчитывать и близкие родственники, доказавшие родствен-ную связь с репрессированным лицом). Подобный процесс рести-туции наблюдается во всех странах с переходной экономикой. Од-нако сам процесс реституции проходит противоречиво и не имеет четкой статистики возвращенного имущества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.034 с.)