Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. От кризиса к экономике ростаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
менной России и осточноевопейских странах по своей направ доход и производительность труда – до уровня 1983 г. Объем про-изведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции снизился до уровня начала 80-х годов. Спад производства носил не структурный, а всеобщий характер. Причем в сильной степени он поразил наиболее прогрессивные отрасли и виды производства. В 90-е годы падение уровня производства продолжилось, оно сопровождалось нарушением хозяйственных взаимосвязей между регионами. Спад производства вместе с растущей инфляцией при-вели к снижению жизненного уровня населения, создали социаль-ную напряженность в обществе. Повышение цен в апреле 1991 года и гиперинфляция, проявившаяся в 1992-1994 гг., резко снизили жизненный уровнь населения страны. По данным статистики более 15 млн. человек находилось за порогом физического выживания, треть населения имела доходы ниже официального прожиточного минимума, в то время как доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в десять раз превышали доходы такой же части наименее обеспеченных людей. По стране прокатились протестные выступ-ления различных социальных групп общества (в ряде городов про-тесты вылились в марши пустых кастрюль, перекрытие авто- и же-лезнодорожных магистралей, шахтеры стучали касками перед До-мом правительства, работники образования требовали не столько повышения зарплаты, сколько возвращения долгов по ней). Таким образом, кризисное состояние распространялось на всю социально-экономическую жизнь страны, а сам кризис получил определение всеобщего кризиса. Всеобщий кризис 90-х годов характеризовался следующими признаками: обвальным спадом производства в промышленной сфере, аграрном секторе и строительстве (сокращение производст-ва было настолько сильным, что потребовалось прибегнуть к прак-тике товарной интервенции, с тем, чтобы обеспечивать население страны продуктами питания); резким подъемом безработицы (со-кращение производства вызвало банкротство многих предприятий, что, в свою очередь, привело к высвобождению многомиллионной массы бывших занятых работников, уровень безработицы достигал в отдельных регионах 25-28%, Ивановская область была в числе лидеров по этому показателю). Не менее значимым признаком всеобщего кризиса явилось расстройство финансово-денежной системы страны, которое проявилось в дефицитности государственного бюджета, растущих неплатежах, прогрессирующем обесценивании рубля, инфляцион-ном росте (в первой половине 90-х годов цены росли в среднем за год в 10 – 20 раз), «войне платежных бюджетов» между центром и регионами, неуправляемой эмиссии. Во второй половине 90-х годов в стране разразился банковский кризис (1995, 1998 гг.), который свидетельствовал о противоречивых отношениях между государст-вом и банками, следствием которых было банкротство многих бан- ков, резко возрос внутренний долг государства, правительство при-знало дефолт и осуществило девальвацию рубля. Кризис высветил проблему инвестиций. Объем инвестиций в российскую экономику не удовлетворяет ее потребностей, тем бо-лее, что в 90-е годы он имел тенденцию к сокращению. Инвестиции в настоящее время очень востребованы, так как износ основных фондов приближается, по оценке специалистов, к 60 процентам – порогу, за которым начинается физическое разрушение производ-ственного потенциала страны, что обусловливает развитие тенден-ции проявления технологических катастроф. Признаком проявления всеобщего кризиса явилось сохране-ние дефицита на потребительском рынке, когда в круг нереали-зованных потребностей попали товары первой необходимости, по-вседневного спроса. Сводный индекс удовлетворения потребности населения в товарах народного потребления в первой половине 90-х годов оценивался как падающий от 0,6 до 0,4, в том числе то-варами легкой промышленности – от 0,5 до 0,3. Насыщение рынка произошло за счет ограничения возможностей большой части насе-ления в покупке товаров вследствие многократного роста цен, а также за счет вытеснения российских товаров импортом. Во второй половине 90-х годов эта тенденция была несколько изменена в лучшую сторону, когда после девальвации рубля в 1998 г. импорт стал невыгодным, что дало толчок для отечественного производст-ва и насыщения рынка своей продукцией. Всеобщий кризис 90-х годов высветил проблему внешней задолженности страны, положение осложнялось тем, что внешняя задолженность СССР формировалась так и в такой структуре, что именно на начало 90-х годов выпадала наибольшая тяжесть по вы-плате процентов и возврату долгов. Россия, признав за собой долги бывшего СССР размером в 91,6 млрд. долларов, не смогла обслу-живать этот долг. Невозможность обслуживания внешнего долга выразилась в сокращении импорта, что ударило по ресурсной базе рынка и осложнило условия работы многих отраслей тяжелой про-мышленности, особенно химии и современного машиностроения. Впоследствии страна накопила свой собственный долг, который суммарно с советским внешним долгом превысил к концу 90-х го-дов 150 млрд. долларов. Проявление общего кризиса характеризовалось и кризисом мотивационного механизма, который был связан с низкой обес-печенностью товарами и услугами еще в экономике СССР, а в 90-е годы усилился вследствие падения благосостояния большой части населения в условиях инфляции, российский рубль перестал быть мерилом оценки труда. 11.2. Переходная экономика в 90-е годы: цели, задачи, вариан-ты преобразований Состояние переходной экономики не новое явление в исто-рии российского общества, но содержание современной переход-ной экономики имеет свою специфику. Сущность ее заключалась в том, что в этой экономике сохранялась определенная «смесь» эле-ментов прошлой административно-командной экономики и совре-менной рыночной системы. В этой «смеси» проявлялись черты ры-ночной экономики свободной конкуренции (например, в методах первоначального накопления капитала, социальном расслоении общества, концентрации капитала в руках некоторых криминаль-ных структур) и традиционной экономики (например, развитие мелкотоварного сектора в сельском хозяйстве). Необходимость переходного периода к рыночной экономике в российском обществе была обусловлена исчерпанием возможно-стей экстенсивных факторов экономического роста, что составляло основу административно-командной системы. Состояние произво-дительных сил, предполагающее переход к новому технико-экономическому базису, также требовало новых методов управле-ния экономикой. Рыночный менеджмент и диверсификация произ-водства становятся необходимостью, нацеленной на преодоление стагнации российской экономики. Предпосылками, при которых совершался переход общества к рыночной экономике, являлись следующие моменты. Во-первых, необходимость тесной взаимосвязи мирового экономического раз-вития, в котором национальная экономика функционирует лишь как его часть, подчиняющаяся общеэкономическим закономерно-стям. Во-вторых, учет национальной экономики как специфиче-ского социально-экономического образования, имеющего свои ис-торические, национальные, религиозные особенности, учет кото-рых обязателен при определении перспективы ее развития. В-третьих, развитие экономики в переходный период обусловлено сломом старого хозяйственного механизма и формированием ры-ночного механизма, гибкость и адаптация которого должны созда-вать условия для переключения экономики с одного типа на дру-гой. В-четвертых, новая экономическая система должна соединять собственность, труд и управление посредством развития многооб-разных форм собственности в рамках смешанной экономики, а также учитывать многообразие форм участия населения во владе-нии и ее управлении, тем самым опыт рыночной экономики при-нимался в расчет с регулирующими функциями государства. Задачи, решаемые при переходе к рыночной экономике: 1. Разгосударствление и приватизация экономики, создание слоя частных собственников и развитие предпринимательства. 2. Формирование рыночной инфраструктуры, новых меха-низмов и хозяйственных связей в экономике. 3. Демонополизация экономики и создание условий для ма-лого и среднего бизнеса в различных отраслях народного хозяйст-ва. 4. Либерализация экономики путем снятия жесткого государ-ственного контроля в области ценообразования (переход к ценооб-разованию, основанному на рыночном механизме), внешнеэконо-мической деятельности. 5. Финансово-кредитная стабилизация с целью ограничения объема денежной массы в обращении. 6. Создание системы мер по социальной поддержке населе-ния в условиях приспособления к рыночной экономике. 7. Проведение активной структурно-инвестиционной полити-ки, направленной на опережение развития производства потреби-тельских товаров и услуг, повышение гибкости производства и его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим ново-введениям. 8. Совершенствование системы национальных счетов приме-нительно к мировой практике. 9. Изменение налоговой системы и налоговой политики, учи-тывающее мировой опыт рыночной экономики. Функционирование переходной экономики может осуществ-ляться поэтапно, по мере вызревания объективных условий и предпосылок перехода общества к новому типу развития, и пре-одоления социально-экономической нестабильности, являющейся одной из характерных черт переходного периода. Если обратиться к опыту НЭПа, прерванного в 1929 г., то по замыслам разработчи-ков и идеологов этой политики переходное состояние экономики должно было бы продолжаться десятилетия и «надолго». Тем бо-лее, что задачей НЭПа являлся не прямой переход к социализму, а овладение методами управления экономикой, развитием коопера-ции и «культурным воспитанием общества», т.е. решение тех задач, которые должны были способствовать развитию производи-тельных сил России. В процессе переходного периода, как показывает опыт Рос-сии и восточноевропейских стран, резко усиливалась политизация общества в оценке мероприятий по формированию нового типа экономики. Зачастую политические соображения превалировали над экономическими представлениями. Например, частная собст-венность, предпринимательство, рыночная экономика до настояще-го времени воспринимаются отдельными слоями общества как чу-ждые природе россиян. С другой стороны, романтизация свободно-го предпринимательства и фермерства сторонниками чисто рыноч-ных преобразований зачастую показывало на то, что в своих пред-ставлениях либеральные политики не учитывали тех негативных тенденций, которые проявляются в экономике. Политизация может дать некоторые положительные результаты в виде обсуждения, дискуссий, но в большей мере она отвлекает от действительных экономических вопросов, которые надо решать в настоящее время и видеть перспективу развития экономики. Учитывая состояние политизации в стране в условиях переходной экономики, обращал на себя внимание факт неготовности менталитета россиян к транс-формации в рыночную среду, многонациональный и полирелиги-озный состав населения России имеет свои определенные традиции хозяйственной жизни, не совсем вписывающиеся в рамки рыноч-ной экономики. Следует помнить, что в российской экономике тра-диционно были сильны патерналистические традиции государст-венного регулирования экономикой, у населения сформировались этатистские представления о роли государства в их жизни. Эконо-мическая идеология в обществе, долгое время нацеленная на кри-тику рыночной системы, отождествляла ее с «язвами капитализма». Это создало среди части населения антирыночное мышление и не-гативную оценку преобразовательных процессов в направлении рыночной экономики. Носителями рыночной психологии были от-дельные, активные слои населения. Не исключено, что к таким могли быть отнесены и определенные слои общества, сформиро-ванные «теневой» экономикой прошлых лет. Переходный период от модели административно-командной экономики к рыночной системе развития в первой половине 90-х годов был осуществлен в варианте «шоковой терапии». Этот вы-бор являлся вынужденной мерой, объясняемой необходимостью преодоления тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита на внутреннем рынке. «Шоковая терапия» – это док-трина западной экономической мысли, используемая в макроэко-номических преобразованиях, в тех ситуациях, когда экономика находится в предкризисном или кризисном развитии. Данная док-трина была разработана в основном для развивающихся стран, од-нако ее элементы нашли применение в послевоенной Японии, в тех или иных формах эта модель реализовалась практически во всех восточно-европейских странах, но наиболее полно она выразилась в «плане Бальцеровича» в Польше, нацеленном на вывод страны из экономического спада. Кризис российской экономике в начале 90-х годов был налицо, возникли условия для применения модели «шо-ковой терапии» в российском обществе. Мероприятия, предусматриваемые и проводимые в экономи-ке страны методом «шоковой терапии», следующие: во-первых, проводилась либерализация цен для ограничения совокупного спроса, цены переводились на рыночную основу (так, по оценкам экспертов в 1992 году цены на многие потребительские товары вы-росли на 2600%, а в 1993 г. – на 1000%). Во-вторых, в экономике страны проводились мероприятия по разгосударствлению и прива-тизации, ставящие своей целью развитие различных форм пред-принимательства и преодоление государственного монополизма. В- третьих, вводилась жесткая система налогообложения для различ-ных секторов экономики и населения. В-четвертых, замораживал-ся рост зарплаты для предотвращения инфляции, сократились госу-дарственные расходы путем снижения или отмены дотаций и ряд производств и социальных сфер. В-пятых, ужесточались условия для предоставления кредитов с тем, чтобы осуществлять контроль над ростом денежной массы. В-шестых, государственные предпри-ятия переводились на коммерческий расчет, ликвидировалась прак-тика централизованного планирования. Как показывает опыт восточно-европейских стран, важным условием трансформации экономический системы посредством «шоковой терапии» являлось накопление «критической массы» ча-стного сектора, т.е. доли негосударственных хозяйствующих субъ-ектов. Восточно-европейские страны этот предел уже прошли. В России вследствие «малой приватизации» уровень негосударствен-ного сектора в ряде производств и сфере обслуживания населения также превысил указанный порог необратимости. Частный сектор составил около 70% в общем количестве предприятий. Проведение преобразований в варианте «шоковой терапии» создало ситуацию социальной напряженности в российском обще-стве. Это объяснялось тем, что не были учтены моменты соци-ально-экономического характера, среди которых отметим сле-дующие: - особенности российской экономики (отсутствие частного секто-ра, долговременная практика централизованного управления, го-сударственный монополизм); - стереотипы массового сознания, сформированные в советской системе и отражающие стремление во всем опираться на государ-ство; - тотальный дефицит в экономике сформировал в общественном сознании установки на неспособность системы решить проблемы обеспечения населения жизненно необходимыми средствами; - не был принят во внимание и мировой опыт становления и разви-тия современной рыночной экономики и его рыночного механиз-ма, направленности национальных моделей экономического раз-вития в социальные сферы (культуру, экологию, науку, здраво-охранение). «Шоковая терапия» сопровождалась «обвальным» спадом производства, снижением жизненного уровня большой части насе-ления в стране, гиперинфляцией, расслоением общества, возрос-шим дефицитом госбюджета. Резкая поляризация российского об-щества сформировала питательную среду для роста преступности, социальной дезорганизации, нищеты. Очень метко в этой связи за-метил бывший диссидент, философ А.Зиновьев «Мы метили в коммунизм, а попали в народ». В ходе перехода от одной экономической системы к другой было сделано немало ошибок, о которых интересно высказался ли-дер польских реформаторов Л.Валенса: «Все мы наделали ошибок. Мы совершили революцию, но понятия не имели об управлении страной. Мы лезли на рожон. Необходимо отдать себе в этом отчет и исправить все то, что сделано плохо». 11.3. Преобразование отношений собственности в условиях ста-новления и развития рыночной экономики Переход к рынку потребовал глубокого реформирования от-ношений собственности, поскольку реальное функционирование рыночной экономики возможно лишь в условиях многообразия форм собственности. Юридическую основу преобразования отношений собствен-ности в России в 90-е годы составляли Конституция РФ, закон «О собственности в РФ», а также ряд последовавших за ним законо-дательных актов. Данный закон определял государственную собст-венность, право на владение и распоряжение которой находилось у органов государственной власти. В настоящее время положения данного закона вошли в Гражданский кодекс РФ, который является основным документом, регламентирующим вопросы собственно-сти. Государственная собственность в нашей стране в настоя-щее время выступает на следующих уровнях: федеральная собст-венность, государственная собственность субъектов Федерации и муниципальная собственность. Полномочия собственника в отношении федеральной собственности закреплены за Государст-венным комитетом по управлению имуществом Российской Феде-рации (Госкомимущество РФ), имеющим свои территориальные отделения. Полномочия собственника в отношении государствен-ной собственности субъектов, входящих в состав РФ, закреплены за соответствующими комитетами по управлению государствен-ным имуществом. В исключительной федеральной собственности находятся: объекты, составляющие основу национального богатст-ва страны (ресурсы континентального шельфа, уникальные при-родные объекты, историко-культурные памятники и т.п.); объекты, осуществляющие государственные функции (государственная каз-на, имущество вооруженных сил и правоохранительных органов, центральных органов государственного управления, объекты науки и образования, имеющие общегосударственное значение и т.п.); объекты оборонного производства, а также объекты, обеспечиваю-щие функционирование народного хозяйства в целом. Значительное место в структуре отношений собственности занимает муниципальная собственность. Она трактуется как иму-щество, право на владение и распоряжение которой принадлежит органам местного самоуправления. Объектами муниципальной собственности могут быть: жилой и нежилой фонд, предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслужи-вания, предприятия и объекты народного образования, культуры, спорта и т.п. Собственность граждан – имущество, правомочия собст-венника, которое закреплено за отдельным гражданином или семь-ей. По закону в собственности граждан могут находиться любые объекты, помимо тех, которые являются исключительно собствен-ностью государства: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего хозяйства, денежные средства, акции, облигации и другие ценные блага; средства массовой ин-формации; предприятия, имущественные комплексы в сфере про-изводства товаров, бытового обслуживания населения и торговли; продукты интеллектуального и творческого труда. Закон «О собственности в РФ» предусматривал также суще-ствование общей (коллективной) собственности. Она определя-лась как имущество, принадлежащее на правах собственности од-новременно нескольким собственникам (гражданам, юридическим лицам, органам государственной и муниципальной власти). В ры-ночной экономике общая собственность обычно выступает в виде товарищества или акционерных обществ. В настоящее время заметное место в экономической жизни занимает собственность общественных объединений (организа-ций). К этой форме собственности можно относить имущество пар-тии, благотворительных фондов и религиозных организаций, имею-щих статус юридического лица. В соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц – субъектов собственности могут выступить не-государственные предприятия и общественные организации, объе-динения. При этом предприятия любой организационно-правовой формы, кроме государственной (муниципальной) собственности, считаются частными, а их имущество, равно как и имущество гра-ждан – частной собственностью. Это более узкая трактовка отно-шений частной собственности, нежели принято в мировой практи-ке. Обычно все правоотношения собственности, не входящие в сферу государственной собственности, регулируются частным пра-вом (или правом частной собственности). Иначе говоря, с юриди-ческой точки зрения, любая негосударственная собственность есть частная собственность. Возникновение отношений частной собственности в эконо-мике России является прямым результатом проведения в нашей стране политики разгосударствления и приватизации. Разгосудар-ствление – что совокупность мер по преобразованию государст-венной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Приватизация – одно из направле-ний разгосударствления собственности, заключающееся в передаче объектов собственности в частную собственность отдельных граж-дан и юридических лиц. В результате проводимых мер по разгосу-дарствлению и приватизации в нашей стране формируется сме-шанная экономика, т.е. такая экономика, в которой определяющая роль рынка сочетается с государственным макроэкономическим регулированием, и функционируют равноправно различные эконо-мические уклады. Правовой основой процесса разгосударствления и приватиза-ции в 90-е годы являлись законы Российской Федерации «О при-ватизации государственных и муниципальных предприятий», «О собственности в РФ», «О предприятиях и предпринима-тельской деятельности» (в настоящее время два последних закона отменены, так как их основные положения вошли в Гражданский кодекс РФ). Организационно проводил мероприятия по приватиза-ции Государственный фонд федерального имущества, позднее Ко-митет по федеральному имуществу РФ (в настоящее время Мини-стерство имущества) по управлению государственным имущест-вом, который формирует на местах (республика, край, область) свои подразделения. Этот комитет разрабатывал программу прива-тизации, нормативные акты, организовывал и контролировал реа-лизацию мер по приватизации. Он выступал продавцом приватизи-руемых государственных предприятий, учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретал акции и паи акционерных об-ществ, обменивал акции. Порядок и способы проведения прива-тизации государственных и муниципальных предприятий регла-ментируются вышеуказанным законом. Приватизация осуществляется путем купли-продажи госу-дарственных и муниципальных предприятий по курсу или на аук-ционе посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду. Оплата стоимости приобретенных предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может про-изводиться единовременно или в рассрочку. При приватизации ра-ботники государственных или муниципальных предприятий имеют право приобрести акции своих предприятий на льготных условиях (скидка с цены акций на 30% от номинальной стоимости, рассрочка при оплате акции на 3 года). При преобразовании в акционерное общество льготы работников следующие: безвозмездное предос-тавление 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных ак-ций, на льготных условиях, право купить контрольный пакет акций (51% суммарного пакета акций). В нашей стране процесс приватизации начался с января 1992 года. Он проводился в несколько этапов. Первый, чековый этап завершился в июне 1994 года, он получил определение «малой приватизации». В настоящее время проводится второй, денежный этап приватизации. На первом этапе осуществлялась приватиза- ция малых предприятий в сфере производства сервиса, коммуналь-но-бытового хозяйства и т.п. В результате свыше 85 тыс. магази-нов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта и т.д. перешли в частные руки. Этот этап позволил сформировать в обществе класс собственников различного уровня. По мнению экспертов процесса приватизации, на данном этапе было допущено ряд ошибок, свя-занных с тем, что практически за бесценок ушли в частную собст-венность предприятия и организации государственной собственно-сти. Денежный этап приватизации ставил задачу не только фор-мирования среднего класса в стране, но и повышения эффективно-сти приватизируемых предприятий, пополнения доходной части государственного бюджета. На этом этапе в основном через аукци-онную и конкурсную продажу было приватизировано около 15 тыс. средних, крупных и крупнейших предприятий, многие из которых были зарегистрированы в качестве акционерных обществ. На дан-ном этапе приватизации также были допущены ошибки, связанные с занижением цен на продаваемое государственное имущество. В целом на конец 90-х годов было приватизировано в той или иной форме около 90 тыс. предприятий или почти 60% всех хозяйствен-ных единиц, состоящих на самостоятельном балансе. Это привело к появлению в стране широкого слоя частных собственников, в их числе около 40 млн. российских акционеров. Но сам по себе факт обладания небольшим количеством акций предприятия или инве-стиционного фонда, по мнению ряда экономистов, не делает чело-века реальным собственником. Хорошо известно, что собствен-ность на акции реализуется тремя путями: участием в управле-нии акционерным обществом, получением дивидендов и продажей акций. Но в нашей стране большинство рядовых акционеров не мо-гут полностью реализовать эти права собственников вследствие неразвитости рыночной инфраструктуры. Цели программы прива-тизации государственных и муниципальных предприятий в РФ к настоящему времени в определенной степени не достигнуты. И ес-ли государство получило во второй половине 90-х годов около 100 млрд. рублей за счет продажи своего имущества, то в области ис-пользования этого имущества сохранялась низкая эффективность функционирования предприятий; не в достаточной мере решались вопросы социальной защищенности большой части населения. Ряд решаемых задач на рубеже XX–XX1 вв. дал положительный эф-фект, как то: объем продаж государственного имущества составил более 170 млрд.рублей; ликвидирована дефицитность госбюджета (в настоящее время государственный бюджет РФ имеет профицит, объем которого в 2004 году составил около 500 млрд. руб., объем профицита в 2005 году может приблизиться к 700 млрд. рублям); расширился процесс демонополизации государственной собствен-ности. Начало XXI века ознаменовалось третьим этапом приватиза-ции, на котором подлежат приватизации активы государства: энер-гетика, железные дороги, недра. Касаясь данного этапа приватиза-ции, следует отметить, что в ходе его нельзя повторять предыду-щих ошибок, так как неудачи в нем могут подтолкнуть к протест-ным выступлениям в обществе, Следует учесть мировой опыт при-ватизации в ряде стран (Англии и Норвегии), где идея о приватиза-ции железных дорог отодвинута на 10 лет. Мировой опыт в области приватизации показывает, что в различных государствах привати-зация проводилась, прежде всего, ради пополнения казны и повы-шения эффективности производства и этот процесс долговремен-ный. Так, процесс приватизации, начатый в Англии, до сих пор не завершен. Многие исследователи склоняются сейчас к мысли, что осуществление приватизации высокими темпами как в России, не наблюдалось ни в одной стране мира. В сочетании с разрывом хо-зяйственных связей между бывшими республиками СССР, они соз-дали сложную экономическую ситуацию в стране. В этих условиях особое значение приобретает выработка и осуществление научно-обоснованных программ перевода экономи-ки страны из модели кризисной ситуации, к модели экономическо-го роста, основанной на использовании мирового опыта и учета российской специфики. Совершенствование отношений собственности в российской экономике связано с реализацией закона РФ «О реституции собст-венности», в соответствии с которым, людям, подвергшимся не-обоснованным репрессиям в 30-е годы, возвращается их имущество или осуществляется его компенсация в денежной форме (на это мо-гут рассчитывать и близкие родственники, доказавшие родствен-ную связь с репрессированным лицом). Подобный процесс рести-туции наблюдается во всех странах с переходной экономикой. Од-нако сам процесс реституции проходит противоречиво и не имеет четкой статистики возвращенного имущества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.017 с.) |