Факторные рынки и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторные рынки и их особенности



Чтобы понять сущность факторных рынков, мы для начала остановимся на особенностях классификации рынков.

Как мы уже установили ранее, для изучения рынка обычно абстрагируются от реального рынка и создают некую модель рын-ка. В принципе моделирование любого рынка в самом простом ва-рианте возможно путем составления всего трех формул – уравне-ния спроса (описывает спрос в статике или изменение спроса на рынке), уравнения предложения (описывает предложение в статике или изменение предложения на рынке) и уравнения реакции рынка (превращает статическую модель в динамическую, показывая, ка-ким путем и как рынок реагирует на изменения в первых двух формулах, то есть на изменения спроса и предложения).

Опишем одну из моделей спроса и предложения (для по-требительских товаров).

Предполагается, что формирующийся на рынке спрос на не-который товар рассматривается как функция его цены, потреби-тельского дохода и цен на конкурирующие и дополняющие товары; затраты, связанные с изготовлением товара (издержки), предпола-гаются зависящими от объема производства, от его динамики и от цен на основные производственные ресурсы; потребительские рас-ходы могут быть функцией дохода, ликвидных (то есть легко об-ращаемых в деньги) активов и предыдущего уровня потребления.

Уже из этой модели видно, что «рыночные позиции», зани-маемые потребительскими товарами и экономическими ресурсами (факторами), различны. Соответственно, факторные рынки в виде моделей будут выглядеть по-иному. На этом мы остановимся не-сколько ниже.

Рынок, с одной стороны, является единым целым, с другой – может быть разделен в аналитических целях на отдельные части. Существует большое количество классификаций, призванных оп-ределить критерии, по которым рынки могут быть классифициро-ваны.

В рамках разных классификаций выделяют разные критерии, позволяющие разделить рынок на части. Рынок можно разделить: по характеру (уровню) конкуренции на рынке; по товарам и услу-гам (товарным группам), продающимся на данной части рынка; по контрагентам; по степени соответствия законодательству; по гео-графическим критериям; по роли продавцов и покупателей и т.п.

Самая простая классификация, на которую указано выше – разделение рынков на рынки услуг и товаров, а последних, в свою очередь, на рынки потребительских товаров и товаров производст-венного назначения. Отдельно могут быть также выделены рынки сырья и даже рынки отдельных товаров (товарных групп). В неко-торых случаях границы рынков могут быть размыты. Можно выде-


лить также рынки пространств (по географическому признаку): рынки регионов, рынки отдельных стран, рынки межстрановых объединений (например, «Европейский союз»), мировой рынок. С точки зрения соответствия действующему законодательству можно выделить легальный, полулегальный и нелегальный рынки. Воз-можны и иные классификации.

Для нормального функционирования экономики развитой страны необходимо, чтобы в ней функционировали следующие рынки: рынок предметов потребления; рынок услуг; финансовый рынок (иногда его ставят на первое место, но это не совсем верно); рынок капитала; рынок труда (рабочей силы); рынок информации; возможно существование и иных рынков. Можно также выделять рынки факторных товаров (экономических ресурсов) и рынки по-требительских товаров. На характеристике некоторых из этих рынков мы остановимся ниже.

Для нормального осуществления процесса производства как материального, так и нематериального, необходимы факторы производства, иначе называемые экономическими ресурсами. Факторы производства используются для производства материаль-ных благ и услуг, отчуждаются, продаются и покупаются и т.п. До сих пор нет единого мнения, что же можно считать фактором про-изводства или экономическим ресурсом. Исследователями созданы многочисленные модели, число факторов в которых колеблется от одного до нескольких десятков.

Считается, что первую развернутую теорию факторов произ-водства выдвинул Ж.-Б.Сэй, выделивший три фактора: труд, капи-тал и землю – по принципу их участия в производстве и создавае-мому ими продукту. Последующее моделирование производствен-ной деятельности и рынка отталкивалось от существования этих трех факторов. Однако были и модели с другим числом факторов.

Знаменитая производственная функция Кобба-Дугласа, поя-вившаяся в 1928 году, использовала только два фактора: труд и капитал. Значительная часть исследователей склоняется к мысли, что именно в таком сочетании и следует рассматривать факторы производства в моделях. Производственная функция Калецкого предполагает три фактора: к труду и капиталу прибавлен инсти-туциональный фактор (социальные институты и т.п.). В модели Солоу вообще имеется лишь один фактор и так далее.

Часть современных ученых вслед за Маршаллом выделяет четыре фактора производства или четыре экономических ресурса: труд, капитал, землю, предпринимательские способности. За-метим, что в выделении последнего фактора наблюдается некото-рая нелогичность – по определению факторы производства могут быть проданы (отчуждены) – но каким образом можно организо-вать отчуждение предпринимательской способности? Фактор «земля» понимается некоторыми учеными расширительно – как природные ресурсы, которые могут существовать относительно


независимо от деятельности человека и, возможно, даже приносить дополнительный продукт.

Есть и еще одна классификация – выделяются факторы (экономические ресурсы) трудовые, материальные (созданные человеком), природные и отдельно финансовые (денежные средства и суррогаты денег, таким образом, выделяются в отдельный класс ввиду их особой роли).

Рынок факторов производства (экономических ресурсов) – это особенный рынок. Его главное отличие, например, от рынка потребительских товаров состоит в том, что спрос на ре-сурсы вторичен, ибо ориентируется на будущее потребление това-ра, который будет изготовлен из данного ресурса. Иногда говорят, что спрос на экономические ресурсы является производным или зависимым. Фактически спрос фирмы на производственные ресур-сы сильно зависит от спроса на конечный продукт фирмы. Такое положение ресурсов позволяет считать рынок факторов (или фак-торный рынок) особенным рынком.

Как правило, для исчисления отдачи от ресурса, поступаю-щего на рынок, пользуются категориями теории предельной полез-ности. В этом случае в анализ вовлекается понятие предельного дохода, получаемого от применения дополнительной единицы ре-сурса, то есть мы смотрим, насколько увеличился суммарный до-ход от продажи дополнительной единицы продукции, созданной с использованием данного ресурса. Необходимо, правда, учитывать, что применение дополнительного ресурса вызовет увеличение рас-ходов – ведь ресурс необходимо купить, затратить на его приобре-тение какие-то средства. Вывод следующий: дополнительные ре-сурсы будут вовлекаться в производство до тех пор, пока доход, полученный от применения дополнительной единицы ресурса (так называемый предельный доход) не сравняется с затратами на его приобретение (так называемыми предельными издержками на ре-сурс).

Отметим, что эластичность спроса на ресурсы по цене (то есть реакция спроса на ресурсы на изменение цены) будет зависеть от эластичности спроса по цене конечной продукции, выпускаемой с использованием данного ресурса, замещаемости ресурсов (то есть возможности замены одного вида ресурсов другим видом) и доли данного ресурса в общих затратах на производство (издержках) конечного продукта.

Фирма, как правило, пытается купить оптимальную для нее комбинацию производственных ресурсов. В теоретической модели совершенной конкуренции например, оптимизация достигается тогда, когда предельный продукт, умноженный на цену выпуска, равен цене фактора производства. Согласно правилу наименьших издержек для конкуренции любого вида затраты минимизируются, когда предельный продукт на одну денежную единицу производст-венных ресурсов уравнен для каждого производственного фактора.


Предложение ресурсов также имеет свои особенности – ре-сурсы конечны (ограничены). Ограниченность ресурсов высту-пает одним из постулатов «экономикс». Заметим, однако, что при теоретических построениях ограниченность ресурсов часто вообще не принимается во внимание.

Итак, мы рассмотрели основные особенности факторных рынков и их отличия от рынков потребительских товаров. Остано-вимся теперь на некоторых видах рынков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.005 с.)