Генезис и развитие научного знания об экономической жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис и развитие научного знания об экономической жизни общества



Экономическая мысль эпохи рабовладения и раннего феодализма

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности. Уже в ранних цивилизациях люди обладали определенными хозяйст-венными знаниями. Вполне естественным было их стремление как-то обобщить накопленный опыт, передать его потомкам.

Первоначально сведения об экономической жизни не выде-лялись в какую-то самостоятельную область знания, они дошли до нас как бы «вкрапленными» в народный эпос и разнообразные ре-лигиозные верования. Наскальная живопись, фрески, барельефы на стенах домов и храмов, древние пергаменты и папирусы, древние религиозные книги, а также передававшиеся изустно сказания, ми-фы, легенды, сказки – вот те источники, которые знакомят нас с экономической мыслью древности.

Все основные центры древней цивилизации: Древний Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Греция, Рим оставили нам множест-во документов по вопросам хозяйственной жизни. Это долговые расписки, купчие, договоры об аренде и найме работников, школь-ные наставления. Авторы философских сочинений, нравственных поучений, законодательных актов, записок о путешествиях неред-ко, описывая какой-либо хозяйственный опыт, стремились дать советы по организации труда, ведению учета, торговли и т.п.

Наиболее развитая экономическая мысль эпохи рабовладения характерна для античного мира. В Древней Греции и Древнем Риме существовало четкое разделение труда на умственный и физиче-ский. Умственный труд был привилегией высших сословий – пра-вителей, жрецов, философов, поэтов, а физический труд – уделом рабов и части свободных граждан. Еще на ранних ступенях антич-ной цивилизации произошло отделение пастушества от земледе-лия, а затем и выделение различных ремесел. Дальнейшее развитие общества сопровождалось расширением торговли, товарно-денежных отношений, появлением довольно крупных частных хо-зяйств, основанных на рабском труде, имущественным расслоени-ем свободных граждан.

В трудах выдающихся античных мыслителей Ксенофонта («Домострой», «О доходах»), Аристотеля («Политика», «Афин-ская Политая», «Никомахова этика»), Платона («Государство», «Законы») можно было обнаружить описание рабовладельческого хозяйства в виде ойконоса (домашнее хозяйства), эргастерии (мас-терские), латифундии (аграрного поместья), полиса (городской об-щины), которые по своему характеру были замкнутыми натураль-ными производствами; товарное хозяйство, товарно-денежные от-ношения, торговая и ростовщическая деятельность рассматрива-лась ими как занятия негреческого населения. Эти мыслители об-ратили внимание на функции денег, на возможности межтеррито-


риального обмена производимой продукцией, долговое рабство свободных греков ими осуждалось, свои ментальные представле-ния о хозяйственной деятельности они связывали лишь с земледе-лием.

Переход от рабовладения к феодализму, сопровождавшийся усилением натурализации хозяйства, ослаблением хозяйственных связей, первоначально вызвал определенный регресс экономиче-ской мысли. В документах раннего средневековья речь идет, в ос-новном, о хозяйственных единицах в рамках феодального и кресть-янского хозяйства.

Хотя отношения товарного обмена в эпоху феодализма не играли решающей роли, однако общественная мысль не могла их игнорировать, поскольку они влияли на экономическое положение феодалов и церкви. Товарно-денежные отношения в этот период обычно рассматривались с позиции религиозной канонической доктрины. Наиболее известным представителем каноников являлся Фома Аквинский, чье экономическое учение во многом основыва-лось на взглядах Аристотеля. В арабской экономической мысли в этот период выделялся Ибн Хальдун.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.004 с.)