Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетно-налоговая система и фискальная политикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственный бюджет – это финансовый план страны. Он служит цели финансового обеспечения расходов государства. С расширением прямого участия государства в национальном произ-водстве государственные расходы постоянно растут. Причем вы-растают они, как показывает статистика, быстрее, чем растет на-циональный доход. Тем самым происходит увеличение доли госу-дарства в национальном продукте. Например, в послевоенный пе-риод доля государства в ВНП составила: в Великобритании – 35%, во Франции – 31%, в Италии – 20%, в США – 26%. В 1990-е годы она возросла в Великобритании до – 50%, Франции до – 54%, в США до – 38%, Японии – до 35% валового национального продукта. Надо отметить и то, что в богатых, развитых странах до-ля государства в национальном продукте выше, чем в бедных, сла-боразвитых. Например, в послевоенный период доля государства в национальном продукте составила в Индии – 8%, в Мексике, Паки-стане, Турции – 10%. По мнению экономистов, причина этого в том, что по мере роста доходов взаимосвязи и коллективные расхо-ды увеличиваются, а потребность расхода на индивидуальные предметы первой необходимости уменьшается. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, централизованный фонд денежных ресурсов государ-ства. Совокупность бюджетов всех органов власти, действующих на территории страны, образует бюджетную систему. Совокуп-ность доходов и расходов федерального бюджета, бюджета субъек-тов Федерации и местных бюджетов образует консолидирован-ный бюджет страны. В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип фискального федерализма, сущность которого заключается в том, что каждый бюджет автономен, за ним закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов. Этот принцип не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Доходная часть бюджета складывается из налоговых посту-плений, займов и денежной эмиссии. Основным источником пополнения доходной части госу-дарственного бюджета являются налоги. Налоги – это часть денежных доходов физических и юриди-ческих лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством в прину-дительно обязательном порядке на основе законодательного уста-новления налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран. Ос-новными элементами налога являются: субъект налога – физи-ческое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность платить налог; объект налога – то, что подлежит налогообложе-нию (текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и пр.); налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (твердая или долевая ставка); источник налога – доход, из которо-го выплачивается налог (зарплата, дивиденды, прибыль и пр.); на-логовые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налога (необлагаемый минимум, отсрочки выплаты долгов); нало-говые санкции – денежные начеты, взимаемые за такие наруше-ния в сфере налогообложения, как уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую деклара-цию ложных сведений и т.д. Налоги формируют в госбюджете до 80-90% всех доходов. В Российской Федерации основу всех доходов составляют налоги, взимаемые с юридических и физических лиц. Налоговый кодекс насчитывает около 20 налогов, однако фактически 5 налогов обес-печивают около 90% налоговых поступлений в консолидирован-ный бюджет страны. Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в странах с рыночной экономикой различна. Из трех основных налогов (на потребление, на труд и на капитал), участвующих в формировании доходной части бюджета, приходится на налог на личное потребление – 40%, на прибыль корпораций (фирм) – 10%, на социальные взносы – 30%, на налог на добавленную стоимость – 10%, на таможенные пошлины – 5%, на прочие налоги и налоговые по-ступления – 5%. Среди налогов на личное потребление населения высокую долю составляют подоходный налог с физических лиц, налог с фонда заработной платы, имущественные налоги. При международном сопоставлении удельного веса различ-ных налогов в бюджете доля налоговых поступлений различается (например, в России подоходный и социальный налоги составляют немногим более 30%, в то время как в странах ОЭСР от 41 до 50%, следует заметить, что в развитых странах подоходный налог со-вмещает обложение трудовых и капитальных доходов). Размеры налога на прибыль корпораций (фирм) в европей-ских странах и США различается, в США, Италии и Великобрита-нии они определяются исключительно ее величиной, в то время как ФРГ, Франции, Швеции часть налога на прибыль взимается неза-висимо от ее размеров. Общей тенденцией этого налога является его снижение. Так, в странах ОЭСР фирмы выплачивали в середине 80-х годов 45% своей прибыли, то уже через 10 лет этот уровень снизился до 30% прибыли. Налог с чистой прибыли, взимаемый с юридических лиц (корпоративный налог), в разных странах также различен: в США, Франции, Испании, Италии и Дании ставка этого налога составляет 34%, в Великобритании – 35%, Бельгии – 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль). В России ставка налога на прибыль, отчисляемую в госбюджет, для фирм, зани-мающихся производственной деятельностью, начиная с 2000 года, составляет 20%. Определенная часть дохода госбюджета формируется не за счет налогов, а вследствие продажи государственных земель, госу-дарственных предприятий (в России в 1990-е годы доходы от при-ватизации составили 0,8% от общей суммы налоговых поступле-ний, только в 2004 году доход от приватизации превысил 100 млрд. рублей), и продажи оружия и т.д. В российском бюджете сохраняется ситуация, существо-вавшая еще при административно-командной экономике, когда ос-новная часть бюджета формируется за счет налогов с предприятий. В первую очередь, это налог на добавленную стоимость (НДС) – 22%, налог на прибыль юридических лиц – 20% (в регионах ставка налога на прибыль может быть установлена местными властями, но не более 22% для предприятий и не более 30% – для банков и стра-ховых организаций). В настоящее время большая часть производства имеет низ-кую рентабельность или просто убыточно, наблюдается также яв-ная тенденция к сокращению числа предприятий. Поэтому размеры налоговых поступлений в бюджет постоянно сокращаются как за счет снижения числа плательщиков, так и за счет уменьшения их оборота. Одновременно возрастают нагрузки на бюджет со сторо-ны нерентабельных государственных предприятий и дотационных субъектов РФ, в которых имеется дефицит бюджета (в настоящее время в стране в таком положении наблюдаются 63 ее субъекта, общая сумма дефицита бюджета в которых составляет 55,1 млрд. рублей). Государственный бюджет в таких условиях должен по-полняться за счет новых налогоплательщиков и увеличения их прибыли, а не за счет ужесточения фискальной сущности налого-вой системы, как это имеет место в настоящее время. Постоянно увеличивая налоговые ставки и вводя новые виды налогов, госу-дарство не стимулирует развитие производства и повышение его эффективности. Оптимальный объем платежей в бюджет по раз-ным подсчетам не должен превышать 30-50% дохода предприни-мателей. Половина дохода, как минимум, должна оставаться в их распоряжении. В России в настоящее время в распоряжении предпринима-телей остается практически только 15% дохода. Этого недостаточ-но для нормального развития и функционирования предприятий. Кроме того, подобная политика ведет к сокращению бюджетных поступлений. Зависимость налоговых сборов от размера налоговой ставки отражается «кривой Лаффера» (рис.28.), американского экономи-ста, разработки которого легли в основу бюджетной реформы пра-вительства Р.Рейгана. «Налоговые поступления, – по мнению Лаффера, – являются продуктом одновременно налоговой став-ки и налоговой базы. По мере того, как налоговая ставка воз-растает, база сокращается,... так как налоговые ставки ока- зывают влияние на деловую активность – или налоговую базу – посредствам воздействия на экономические стимулы. Если эко-номические... субъекты заинтересованы в чистом, за вычетом налогов, доходе, тогда производство будет развиваться, а введе-ние налога с более высокой процентной ставкой будет препят-ствовать производству облагаемого налогом товара». Обратимся к рисунку «кривой Лаффера», из которого видно, что до определенного предела роста налоговой ставки налоговые поступления в бюджет увеличиваются, поскольку ее дальнейшее повышение начинает затрагивать побудительные мотивы деятель-ности субъектов, подавляя их. Налоговая ставка, % r2 rопт r1 Т' Величина налоговых поступлений Рис.28. Кривая Лаффера. Кривая Лаффера показывает, что один и тот же доход госу-дарству могут принести два разных уровня ставок (от 0 до 100%): r1 и r2. Существует некая оптимальная величина ставки налогов, способная обеспечить максимальный доход государству (Т'). Таким образом, исходя из «кривой Лаффера», можно сказать, что существует такая налоговая система, которая максимизирует доход правительства и выпуск продукции. По расчетам она колеб-лется от 30% до 50%, но не должна превышать 50%. От сокращения налоговых ставок Россия могла бы получить троякий по характеру действия эффект: 1) рост налоговой базы; 2) улучшение перераспределения капитала за счет движения его из низкооблагаемых в высокооблагаемые сферы экономики; 3) переход части экономических субъектов из «теневой» в легальную экономику. Проблема величины налоговых поступлений особенно остро стоит в условиях дефицита государственного бюджета. Расходная часть бюджета содержит статьи: – национальная оборона; - управление государством и национальная безопасность, право-охранительная деятельность (содержание государственного аппа-рата, судов, законодательных и исполнительных органов власти); - национальная экономика; - культура, средства массовой информации, здравоохранение и спорт, образование; - социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное об-служивание населения, социальное обеспечение населения и дру-гие вопросы социальной политики); - межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции, дотации от-раслям экономики и регионам страны; поддержка малого предпри-нимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства); - обслуживание внутреннего и внешнего долга, внешнеэкономическая деятельность (помощь иностранным госу-дарствам). Государственные расходы на рубеже XX-XXI вв. в развитых странах составляли по отношению к ВВП от 34,4% (США) до 47-49% (Англия и Германия), 53,8% (Франция) и 58,5% (Швеция). В структуре государственных расходов все большее значение приоб-ретают социальные трансферты государства (пенсии, пособия, рас-ходы на здравоохранение и др.). Так, за 90 лет в XX веке расходы на эти трансферты выросли в США – в 27 раз, Японии – в 80 раз, Швеции в – 21 раз, Франции – в 35 раз. Расходы государственного бюджета должны быть сбаланси-рованы доходами. В том случае, если расходная часть бюджета превышает его доходную часть, то имеет место дефицит госбюд-жета. Причины возникновения дефицита бюджета следующие: спад или падение экономики, темпов роста производства, произво-дительности труда, эффективности производства; рост расходов государства без учета финансовых возможностей (военные расхо-ды, покрытие убытков предприятий, содержание административно-го аппарата); инфляция, нарушение денежного обращения, нера-циональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика и др. В условиях дефицита бюджета государство стремится по-крыть этот дефицит за счет увеличения налоговых ставок, но на определенном этапе эти действия перестают приносить желаемые результаты. Государство, в этом случае, вынуждено обращаться к иным источникам поступления денег в бюджет, например, к госу-дарственным внутренним займам путем выпуска облигаций, внешним государственным займам, денежной эмиссии. Внутренний заем может быть осуществлен в 2-х формах: – выпуск государственных ценных бумаг (долговых обяза-тельств), например облигаций; – кредит в Центральном банке. Использование кредитных ресурсов Центрального банка сни-жает его возможности регулирования ссудного рынка, и по этому во всех странах с рыночной экономикой доступ к этим кредитам ограничен. С 1.01.1995 года Правительство РФ отказалось от прак-тики получения кредита в Центральном банке страны. Наиболее целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита, по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке, равно как и эмиссией денег, является выпуск государствен-ных ценных бумаг. Следует отметить, что к выпуску долговых ценных бумаг государство может прибегнуть и в связи с необходи-мостью погашения ранее выпущенных правительством займов да-же при бездефицитном бюджете. Кроме того, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие раз-рывы поступлений платежей и расходами. Поэтому государство может выпускать ценные бумаги и в целях сглаживания неравно-мерностей поступлений налоговых платежей. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в разных странах неодинаковы, что видно из следующих данных: государственные бумаги в процентах валового продукта составили в 1990-е годы в Италии – 50%, в Великобритании – 24%, в США – 29%. Доля государственных ценных бумаг в неоплачен-ном внутреннем долге и ряде стран достигла высокого уровня. Так, в 1990-е годы в Великобритании она составила 88,6%, в Италии – 83%, во Франции – 82%, в США – 62%. Покрытие дефицита госбюджета посредством эмиссии денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальным това-ром платежных средств, что влечет за собой инфляцию и расстрой-ство денежного обращения. Дефицит бюджета, наблюдавшийся во многих странах мира в 80-е годы, был достаточно большим, нежели в предшествующие годы. В 90-е годы дефицит бюджета значительно снизился (напри-мер, в США он составлял 0,3% по отношению к ВВП). В начале XXI века в США наметилась тенденция возврата к дефицитному бюджету, который в 2004 году уже составлял около 3% ВВП (304 млрд. долл.), совокупный дефицит бюджета страны за предшест-вующие 5 лет составил – 1,084 трлн. долл. В странах – членах ЕС дефицит бюджета за соответствующий период снизился до 2,3%; в Японии он составил – 3,7%. В настоящее время бюджетный дефи-цит не является редкостью. Но причины его возникновения, разме-ры, источники покрытия и последствия могут быть различны. В России проблема дефицитности бюджета стояла остро все 90-е годы экономической жизни страны, причинами этому явлению было бюджетное финансирование, связанное со значительной до-лей в нем затрат на социальное страхование, поддержание неэф-фективных отраслей народного хозяйства, военные расходы. Экономические концепции, имеющие хождение в настоящее время, допускают дефицитный бюджет. Так, например, кейнсиан-ская теория, рекомендует использовать дефицитное финансирова-ние, как средство стимулирования совокупного спроса, а тем са-мым и роста совокупного предложения. В 30-е годы в программе «Нового курса» президента Ф.Д.Рузвельта в США использовались рекомендации Кейнса по широкому финансированию затрат на со-циальные нужды, что сделало федеральный бюджет дефицитным. Такое состояние федерального бюджета было оправданным, так как предотвращало социальный взрыв в американском обществе. В 80-е годы многие страны стали отходить от данной концепции и принимали специальные программы по сокращению дефицита по-средством законодательного ограничения размеров дефицита и оп-ределения сроков его покрытия, сокращения государственных рас-ходов в области социальных программ, проведения приватизации государственного имущества (рейганомика и тэтчеризм). Подоб-ные действия объясняются чрезмерным разрастанием бюджетных дефицитов и их отрицательным влиянием на экономику. Существуют различные концепции регулирования дефицита госбюджета. Одна из них – циклически балансируемого бюджета предполагает, что в период кризиса дефицитное финансирование растет в силу расширения различных социальных и стабилизаци-онных программ при снижении сумм налоговых поступлений. Компенсация возникающего разрыва переносится на период бума, когда налоговые поступления растут, социальные программы со-кращаются. Трудность в данном случае заключается в том, что размах подъемов и спадов не всегда совпадает. И если подъем был коротким, то покрыть дефицит не удается. Другой концепцией, направленной на преодоление дефицит-ности бюджета, является рациональная сбалансированность бюджета, формулирующая необходимость поддержания сбаланси-рованности бюджета, равновесия бюджетных расходов источникам их финансирования – доходам. Инструментом реализации этой концепции на практике является Бюджетный кодекс, в котором прописаны механизмы поддержания сбалансированности бюджета, как в расходной его части, так, и в планировании профицита бюд-жета. При превышении доходов государства над его расходами формируется профицит бюджета (с 2000 года госбюджет России имеет постоянный профицит, который составил в 2000 г. –1,4% ВВП, в 2005 г. – 3% ВВП. Это обстоятельство позволило прави-тельству формировать Стабилизационный фонд, который направ-лен на поддержку программ экономического роста страны и реше- ние социальных проблем по повышению экономического благосос-тояния членов общества). Как следствие дефицитности бюджета в стране появляется государственный долг, в настоящее время во многих странах име-ется государственная задолженность. Государственный долг – денежное обязательство страны, выраженное в определенной сумме денежных средств, которую государство взяло взаймы, что-бы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов, накопленных за ряд прошлых лет за вычетом бюджетных профицитов или излишков. Погашение своей задолженности и выплата процентов по обязательствам осу-ществляется государством за счет налогов и доходов, получаемых от внешней торговли. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг образуется за счет зай-мов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг резидентами данной страны. Основными держателя-ми этих ценных бумаг (кредиторами государства) являются цен-тральные и коммерческие банки, небанковские финансовые инсти-туты, фирмы, население. Следствием внутреннего долга является такое положение, при котором все граждане страны как налогопла-тельщики оплачивают проценты по государственному долгу; дол-говое бремя перекладывается на будущее поколение; выплаты про-центов по государственному долгу оборачиваются новыми расхо-дами государственного бюджета, ростом дефицитности бюджета; процентные ставки возрастают, что приводит к снижению частных инвестиций. Решение проблемы внутреннего долга может осу-ществляться за счет повышения эффективности производства, ста-бильности экономики и ее динамического роста. Другим вариантом может быть рефинансирование долга посредством выпуска новой серии государственных ценных бумаг, выручка от которого идет на выплату процентов по предыдущим сериям (схема Понзи по фи-нансированию дефицитного бюджета). В России, таким образом, правительство выстраивало «финансовую пирамиду», которая лоп-нула в августе 1998 года. Государство может использовать полити-ку налогового пресса по отношению к населению и бизнесу. Не-редко, в подобных ситуациях государство прибегает к эмиссии де-нег, используя свое монопольное право на печатный станок. Ино-гда правительства стран прибегают к полумерам при решении про-блемы внутреннего долга. Так, в СССР в первой половине 80-х го-дов произошла частичная ликвидация государственного внутренне-го долга посредством принятия решения о выкупе по номинальной стоимости у граждан страны облигаций послевоенного восстанови-тельного займа. Освобождение от внутреннего долга может осуще-ствиться и кардинальной мерой правительства, полной нуллифика- цией долгов перед населением, фирмами и банковскими организа-циями. Внешний долг – это задолженность государства иностран-ным компаниям, банкам, государственным учреждениям, между-народным экономическим организациям. Причины внешней дол-говой зависимости заключаются в следующем: неэффективная экономика, нерациональное использование внешних заимствова-ний, «бегство» капитала, ошибочная экономическая политика (пра-вопреемство советских внешних долгов, ориентация на внешние заимствования, отсутствие практики регулирования международ-ных кредитных отношений). Ориентация на внешние заимствования можно проследить на структуре государственного внешнего долга Российской Федера-ции (включая и обязательства бывшего СССР, принятые Россией), которая выглядит следующим образом исходя из данных 2002 года: – задолженность странам-участницам Парижского клуба кре-диторов – 48.3, в том числе, советский долг – 38.7 млрд. долл. (в настоящее время эта задолженность сокращена до 28 млрд. долл.), – задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб – Млрд. долл., – задолженность коммерческим банкам Лондонского клуба кредиторов (в этом клубе объединяется 600 иностранных коммер-ческих банков-кредиторов) – 32.3 млрд. долл., – задолженность Токийскому клубу кредиторов, – задолженность перед международными финансовыми ор-ганизациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) – 16.1 млрд. долл. (в настоящее время Россия не является должников МВФ), – Еврооблигации Российской Федерации – 36.4 млрд. долл. – ОВГВЗ и ОГВЗ – 10.8 млрд. долл. В наибольшей степени Россия к началу XXI века задолжала Германии – 27.6 млрд. долл. (советский долг – 16,9 млрд. долл.); Италии – 6.1млрд. долл. (советский долг – 5,3 млрд. долл.); Япо-нии – 4.3 млрд. долл. (советский долг – 2.4 млрд. долл.); Франции – 3.9 млрд. долл. (советский долг – 2.5 млрд. долл.); США – 3,5 млрд. долл. (советский долг – 3.0 млрд. долл.) В настоящее время РФ имеет совокупный внешний долг на уровне 212 млрд. долл., чисто государственный долг ее составлял на начало 2005 года 110 млрд. долл.(по данным Министерства финансов РФ) в По показа-телю долговой зависимости Россия относится к странам со сред-ним уровнем внешнего долга. По оценкам Всемирного банка Рос-сия в 2004 г. по показателям «внешний долг, в % к экспорту» – (0,8%) занимает 62 место, «внешний долг, в % к ВВП» –(13%) занимает 80 место. В результате накопления внешнего долга страна вынуж-дена сокращать импорт и увеличивать экспорт, накапливая тем са-мым валюту для расчета с внешним долгом; происходит перекла- дывание долгового бремени на будущее поколение; страны-кредиторы диктуют свои условия в случае предоставления ино-странных займов; происходит давление на золотовалютные резер-вы; снижается жизненный уровень населения; возникает угроза национальной безопасности; возрастает нагрузка на федеральный бюджет. Для всех стран-должников напряженность проблемы внеш-него долга может решаться вследствие осуществления реструкту-ризации их внешнего долга странами – кредиторами (мероприятия, направленные на снижение внешне-долгового бремени). Реструктуризация внешнего долга может осуществляться за счет частичного или полного его списания, применения взаимо-зачетной схемы (переуступки клубу кредиторов прав на использо-вание дебиторской задолженности иностранных государств быв-шему кредитору); конверсии части долга в инвестиции, то есть долевое участие инвесторов в акциях компаний или передача акти-вов (собственности), находящихся за рубежом; выкуп долга на от-крытых фондовых рынках, обмен долга на ресурсы и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.01 с.) |