Место рынка в экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место рынка в экономической теории



Если под рынком понимать в первую очередь отношения об-мена, то следует признать, что исследование этих экономических отношений ученые начали еще в глубокой древности. Изыскания древнекитайских и древнеиндийских, древнегреческих и древне-римских ученых в той или иной степени затрагивали отношения обмена. На Востоке основное внимание уделялось проблемам ор-ганизации и управления хозяйством в рамках государства (в пер-вую очередь следует говорить об управлении царским и храмовым хозяйством) и поэтому в основном исследовались вопросы регули-рования рынка или установления над отдельными параметрами рынка государственного контроля. Такие идеи мы находим, напри-мер, в коллективных трактатах «Артхашастра» (Древняя Индия) и «Гуаньцзы» (Древний Китай). Собственно отношения обмена на-ходились на заднем плане. В Древней Греции отношения обмена впервые были развернуто описаны Аристотелем в труде «Никома-хова этика».

В средние века проблема исследования рынка несколько трансформировалась. В силу известных причин экономическая мысль в значительной степени стала прерогативой церковных уче-ний. Исследование отношений обмена в основном свелось к разра-ботке учения о «справедливой цене». Наиболее преуспевшие в этом ученые-схоласты (Фома Аквинский, Уильям Оккам и другие) пытались найти критерии «справедливости» цены (например – цена при обмене должна быть такой, чтобы обеспечивала каждому со-словию, участвовавшему в обмене, условия существования, соот-ветствующие статусу сословия). Теоретики церковной Реформации (Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие) уже рассматривали экви-валентность обмена товаров на рынке в качестве идеи, обеспечи-вающей свободу и равенство.

Впервые рыночные отношения как объект полноценного на-учного исследования были представлены в трудах представителей меркантилизма (XVI-XVIII века). Именно меркантилисты первыми попытались научно описать обмен с позиций исследования чисто практической выгоды, которую можно извлечь из отношений об-мена, они создали первыми теорию рынка. Физиократ Ф.Кенэ в работе «Экономическая таблица» впервые представил обмен и ры-


ночные отношения в макроэкономическом плане, рассмотрев об-мен между общественными классами.

Классики политической экономии А.Смит и Д.Рикардо были экономистами в определенной степени универсальными (занима-лись в основном макроэкономикой, но разрабатывали и микроэко-номические вопросы) и среди прочего коснулись вопросов рынка и собственно обмена. Большинство основополагающих «рыночных» экономических категорий были научно определены именно ими. Следует отметить, что классики политэкономии прежде всего стремились к выявлению объективных закономерностей на рынке – именно так появилась знаменитая «теория невидимой руки», кото-рая признавала возможность объективного саморегулирования рынка.

Считается, что переход к теории спроса и предложения при анализе рынка одним из первых совершил Т.Р.Мальтус в начале XIX века, Н.У.Сениор первым привлек психологические ощущения человека к описанию рыночных категорий, а завершил основание нового подхода к описанию рынка на базе спроса и предложения в середине XIX века Дж.С.Милль, который перенес тяжесть исследо-вания на механизм ценообразования и факторы, влияющие на цену. Новый развернутый взгляд на рынок на основе теории цены как целое направление в экономической науке (при этом механизм це-нообразования рассматривается через соотношение спроса и пред-ложения) предложил А.Маршалл в 1890 г. Он фактически соединил теорию спроса на основе разработанной ранее представителями австрийской школы (К.Менгером, Э.Бем-Баверком и Ф.Визером) теории предельной полезности и теорию предложения на основе концепции факторов производства в духе Ж.-Б.Сэя. Основным принципом была провозглашена «свобода выбора субъекта». Ры-нок описывался в духе классиков как саморегулирующийся («не-оклассика»).

В XIX и на рубеже XIX-XX веков возникли и альтернатив-ные неоклассическим идеям взгляды на исследование рынка. Мар-ксисты (К.Маркс, Ф.Энгельс и их последователи) и институциона-листы (Т.Веблен, Дж.Р.Коммонс, У.К.Митчелл и их последователи) обратили внимание на недостаточность объективных регуляторов рынка, необходимых для нормального экономического развития, анализировали противоречия рынка. Представители марксистского учения проанализировали рыночные отношения как в микроэконо-мическом, так и макроэкономическом планах. Именно им принад-лежит ведущая роль в исследовании многих факторов производст-ва, действующих на рынке, и самих отношений обмена, они сыгра-ли важную роль в исследовании конкуренции и т.п. Акцент делался на поиск закономерностей (экономических законов и категорий и т.п.), управляющих рыночными процессами – на этом строилась их теория рынка. Институционалисты применили к анализу рынка и рыночных отношений социально-экономический подход. Анализ


рыночной системы и отношений обмена в построениях марксистов и институционалистов отличался исключительной стройностью и логичностью.

В XX веке исследование рынка продолжилось. Свой вклад, хотя и с противоположных по сути позиций, в теорию рынка вне-сли кейнсианцы (Дж.М.Кейнс и его последователи); большие ис-следования провели и монетаристы (М.Фридмен, Ф.Хайек и др.), фактически возродившие неоклассическое направление. Кейнсиан-цы априори считали рынок механизмом, неспособным к полному саморегулированию в силу ряда причин, и сосредоточили свои усилия на поиске инструментов, позволяющих регулировать ры-ночные отношения, а монетаристы вкупе с другими неоклассиками продолжали считать, что рынок может саморегулироваться и иска-ли инструменты, способные обеспечить саморегулирование.

Еще одно направление в исследовании рынка связано с при-менением средств экономико-математики. Здесь представлены как исследования рыночного равновесия (В.Паретто, Л.Вальрас и др.), так и исследования особенностей отношений обмена (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий и др.). Современная наука добилась значительных успехов в исследовании рынка и внесла существен-ный вклад в теорию рынка.

Развитие рынка в реальной экономике в исторической ретро-спективе происходило следующим образом.

ХVI-ХIX века – это время постепенного завоевания товар-ным производством господствующего положения в экономике. Именно к этому периоду относится появление рынков товаров, труда, капиталов, земли. Именно в это время воздействие конку-рентных сил на развитие экономики становится всеобъемлющим, пока не охватывает чуть ли не все виды деятельности. В XVI-XVIII вв. конкуренция носила в основном ценовой характер, а сами ры-ночные отношения отождествлялись со стихийными конкурентны-ми отношениями. Регулирующие силы имели внешний по отноше-нию к рынку характер и ограничивали действие рыночных сил. К этим регулирующим силам относились силы феодального строя (феодалы с их иерархическими привилегиями, опиравшиеся на го-сударственную власть и т.п.), монопольные объединения типа фео-дальных цехов и т.д. Однако к началу XIX века всевозрастающее воздействие конкурентных сил достигло кульминации, обеспечив расцвет «капитализма свободной конкуренции». Появление такой экономической системы было обусловлено, в частности, преобла-данием атомистических структур (территориально удаленных друг от друга, технологически не связанных предприятий, работающих на относительно замкнутые рынки) в ведущих отраслях экономики, не создающих основ для монопольно-регулирующих сил. Это было обусловлено низким уровнем концентрации капитала и производ-ства, небольшой дифференциацией продукции и т.п.


В XX веке изменения в экономических системах разных стран продолжались. Условно все существовавшие в XX веке эко-номические системы можно разделить на системы «свободного рынка» (близкого к капитализму свободной конкуренции) – в на-стоящее время характерны в основном для аграрных развивающих-ся стран; системы жесткой командной экономики на плановых на-чалах или рыночных с жесткой регламентацией экономической деятельности – в настоящее время существуют лишь в небольшом числе стран Азии, Африки, Латинской Америки и в условиях дик-таторских режимов; системы, сочетающие в себе начала «плана» и «рынка» – все остальные страны, в том числе и те, которые по ста-ринке считают себя странами чисто «рыночной» экономики.

В литературе в настоящее время существует огромное мно-жество определений рынка. Если попытаться «свести» все опреде-ления к некоторому общему знаменателю, то можно получить при-близительно следующее.

Рынок может быть определен как сфера обмена продуктами труда (товарами) и деятельностью (услугами); как особый тип ор-ганизации обмена деятельностью и продуктами деятельности; как форма организации взаимосвязей между хозяйствующими субъек-тами.

Принципы рыночной экономики

Иногда некоторые специфические черты рыночной системы именуют «принципами рыночной экономики». Разумеется, не сле-дует понимать эти принципы буквально: все нижеперечисленные принципы реализуются лишь в условиях ограничений, налагаемых существованием определенной общественно-экономической сис-темы, в рамках которой они «работают».

К принципам рыночной экономики относятся: свобода пред-принимательства, свобода выбора вида экономической дея-тельности (профессии), свобода потребительского выбора, на-личие экономических интересов, все экономические ресурсы (факторы) априори имеют хозяев и могут свободно использо-ваться по назначению. Принципы одновременно обеспечивают экономию ограниченных ресурсов и повышение эффективности. Субъекты, занятые предпринимательской деятельностью заинтере-сованы в увеличении объемов продаж, снижении издержек и мак-симизации прибыли (минимизации убытков как частный случай) одновременно. Потребители при покупках заинтересованы в опти-мизации своей выгоды. Развитие рыночной экономики координи-рует, в частности, такой важный механизм, как ценовой механизм, обеспечивающий рост эффективности, внедрение достижений на-учно-технического прогресса, непрерывный поиск наиболее эф-фективных экономических и технических решений и т.п.

Общество, однако, вынуждено не только пожинать плоды свершений рыночной экономики, но вынуждено и мириться с ее


недостатками (или пытаться исправить их). Для обеспечения сво-боды выбора потребителя необходимо относительное перепроиз-водство благ: часть благ никогда не будет куплена (либо не будет куплена до истечения срока годности) и отправится на свалку. Ка-питаловложения без регулирования со стороны общества (государ-ства) идут в первую очередь в наиболее прибыльные проекты, и лишь затем – в остальные. Владельцы факторов могут на некоторое время задержать их использование в экономике, дожидаясь повы-шения цен и т.д.

Любая экономика является как бы «двуединой» – она содер-жит в себе взаимосвязанные объективное и субъективное начала.

Объективное начало применительно к экономике можно условно назвать «рыночным» – оно связанно с действием объек-тивных экономических законов и категорий. Действие это не зави-сит от воли и желания человечества, поэтому к нему можно лишь приспосабливаться, пытаясь «обуздать» экономические законы и поставить их действие на службу человеку. Иногда в этой связи говорят о «механизме действия» и «механизме использования» экономических законов.

Субъективное начало, связанное в экономике с деятельно-стью отдельных личностей (домохозяйств), фирм и государства (правительства) как представителей общества также играет весьма существенную роль.

Иногда рыночную экономику определяют как децентрали-зованную экономику, в которой решения в основном принимаются снизу, на уровне фирмы, а государство лишь определяет «правила экономической игры». Однако встречаются и иные определения рыночной экономики.

Рыночную систему в целом в динамике иногда представля-ют как сочетание конкуренции и монополии в определенных про-порциях. При этом конкуренция представляет собой как бы сти-хийно-регулирующее (или саморегулирующееся, объективное) на-чало, а монополия – организационно-регулирующее (в значитель-ной степени – субъективное) начало. Реализация объективного и субъективного начал в рыночной экономике осуществляется в хо-зяйственной деятельности ее субъектов, которые мотивируют свои действия, выраженные в интересах и потребностях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.01 с.)