Тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XX вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XX вв



Основными тенденциями в современной мировой экономике являются глобализация, постиндустриализация и преодоление раз-рыва между странами.

Интернационализация и интеграция мирового хозяйства обу-славливают проявление глобализации, т.е. трансформации раз-розненных национальных хозяйств в интегрированную гло-бальную экономику. Глобализации способствуют функциониро-вание международной транспортной инфраструктуры, внедрение достижений информационной революции (в начале 21 века количе-ство компьютеров с доступом в Интернет составило в мире около 300 млн.), развитие транснациональных корпораций, распростране-ние по всему миру новых производственных и управленческих тех-нологий, расширение кредитных ресурсов на рынке ссудного капи-тала и др.

Глобализация – объективный процесс современного мирово-го сообщества и одновременно это неизбежный этап в развитии человеческой цивилизации. Вместе с тем в этом процессе, несущем положительные начала, присутствуют и масштабные противоречия, не исключающие негативных воздействий.

Глобализация экономики отражает глубокие изменения во всей системе международных экономических отношений. Глобали-зация как процесс начался давно, в настоящее время он приобрета-ет новые масштабы. В экономической сфере глобализация означает процесс интернационализации в международном масштабе, уско-ряемый всеохватываемой современной системой связи и информа-ции, коммерческой трансакцией, которая затрагивает экономику, демографию, экологию, политику, право, социальные отношения и науку. Глобализация экономики характеризуется постепенным втя-гиванием в процесс мирохозяйственных связей всей системы меж-дународных экономических отношений: внешней торговли, движе-ния капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, научного и научно-технологического сотрудничества в области инжиниринга и информационных технологий.

Глобализация экономики – многоуровневое явление, затраги-вающее микроэкономический (отдельные предприятия), мезоэко-номический (отдельные отрасли) и макроэкономический уровни (региональную и национальную экономику). В условиях рыночных отношений микроуровень глобализации проявляется в процессе установления связей отдельными фирмами (предприятия, органи-


зации), которые предстают в качестве субъектов (ячейки) междуна-родных экономических связей во всех их формах. На мезоуровне мирохозяйственные контакты устанавливаются на специализиро-ванных рынках товаров и услуг, капитала, труда, финансово-кредитных ресурсов. Макроуровень глобализации проявляется в расширении контактов между национальными хозяйствами и эко-номическими региональными объединениями. Национальные эко-номики все теснее переплетаются (прежде всего, на региональном уровне) и мировое хозяйство становится единым комплексом. В этом заключается экономическая суть глобализации.

В середине XX века в развитых странах стала набирать силу и проявляться в качестве главной тенденции в мировой экономике начала XXI века постиндустриализация, распространяясь на все страны. Эта тенденция характеризуется переходом от индустриаль-ного к постиндустриальному обществу.

Основная часть истории человечества приходится на доинду-стриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство). Первичный сектор до сих пор до-минирует в экономике многих наименее развитых стран.

Процесс активной индустриализации, начавшийся в XVIII в., закончился в развитых странах примерно в первой половине XX в., в большинстве постсоциалистических и некоторых развивающихся странах ближе к концу XX в. Главным сектором индустриальной экономики стал вторичный сектор (промышленность и строитель-ство).

Сущность постиндустриализации заключается в том, что на фоне продолжающейся активной индустриализации, для совре-менного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70—80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.

Причем быстрый рост этого сектора происходит, прежде все-го, за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются научными и социально-культурными отрас-лями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. – около 1/5). Общим для данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний, и обслуживание людей,


чем на обслуживание отраслей материального производства. Круп-ными отраслями сферы услуг остаются и те, что традиционно ори-ентировались преимущественно на обслуживание людей – это тор-говля и общественное питание, государственное управление (вклю-чая «силовые» ведомства).

В доиндустриальном (традиционном) обществе главным эко-номическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Эконо-мические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала.

В постиндустриальном обществе основными ресурсами ста-новятся знания и труд. Экономические отношения во многом опре-деляются способностями вырабатывать и использовать новые зна-ния. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физи-чески здоровой рабочей силе). Интеллектуальное развитие общест-ва становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жиз-ни, а сама эта жизнь во многом определяется постоянными ново-введениями (инновациями). Повышенное внимание к знаниям, ин-формации приводит к тому, что постиндустриальное общество час-то называют информационным.

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики явля-ются:

изменение структуры производства и потребления (пре-имущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преоб-ладать над товарами, а в структуре потребительских расходов насе-ления доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом оборо-те: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов эконо-мики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это прежде всего рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР - не менее 2,5-3% от всех занятых в отрасли). Увеличива-ется и доля их продукции в мировой торговле;

рост уровня образования, прежде всего, за счет послешко-льного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее раз-витых странах несколько процентов, в развитых – десятки процен-тов (в Японии – 30%, Германии – 36%). В некоторых бывших со-


ветских республиках этот показатель доходит до 42— 46% (в Рос-сии, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США – более 80%). В результа-те население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют выс-шее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населе-ния, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним об-разованием;

новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работни-ков уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское об-служивание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому что-бы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе – демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высо-кую отдачу от своих главных и все более дорогих экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издерж-ках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демо-кратией. Она основана на идее соучастия каждого работника в ка-питале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового коллектива в ру-ководящих органах компании, регулярное распространение в тру-довом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений компании;

повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего, через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное об-щество стремится перейти к такому экономическому росту, кото-рый опирался бы не на природные ресурсы, а, прежде всего, на ис-пользование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является по-степенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государ-


ствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается;

гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе ин-
дустриализации огромные производственные мощности в матери-
альной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в
развитие ставших главными для него экономических ресурсов –
знания и особенно человека. Основным объектом приложения ин-
вестиций, а также расходов бюджета становятся социально-
культурные отрасли. Так, если в нашей стране в годы довоенных
пятилеток в эти отрасли направлялось около 30% всех капитало-
вложений, то в 60-е гг. – более 1/3 и в 90-е гг. – около 40%.Образно
говоря, главными становятся вложения в человеческий, а не в ос-
новной и оборотный капитал;

информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и приме-нение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растёт. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (за-нятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию совре-менных средств связи, электроники современное потребление ин-формации облегчается, становясь доступным рядовым потребите-лям. Общество становится все более насыщенным знаниями и тя-гой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;

ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уро-вень доходов значительной части общества ведут к быстрому об-новлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразо-ванный зажиточный покупатель требует все более приспособлен-ной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными стано-вятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы – знания и труд, а не земля и ка-питал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и сред-них предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России – пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, дости-гающая в российском импорте около 20 млрд. долл. в год и во мно-


гом обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными и мелки-ми предпринимателями.

Несмотря на то, что переход от индустриального к постинд-стриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее, поро-ждает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление структур-ной и квалификационной безработицы, порожденное падающим или стагнирующим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и материалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большинстве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и обра-зованием, и той частью, которая малоквалифицированна.

В России переход к постиндустриальному обществу ослож-няется экономическим кризисом, который привел не только к чрез-мерному сокращению производства во многих отраслях первичного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отрас-лей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здра-воохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное хо-зяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некото-рым показателям не продвигается вперед к постиндустриальному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показате-лям (образование, компьютеризация) продвижение вперед продол-жается.

Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не только внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в част-ности:

• изменяется структура производства и потребления мирового ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг, которая в 80-е гг. росла темпами, составлявшими 3,4% в год, а в 90-е гг. – 2,6% (весь мировой ВВП соответственно 3,1 и 2,0%), в результате чего доля сферы услуг возросла с 53 до 63% в мировом ВВП;

• все больший упор развитые страны делают на использова-ние знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на науко-емкие технологии снижает спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сель-ского хозяйства и добывающей промышленности (хотя доля энер-горесурсов в отдельные периоды повышалась). В 1937 г. на эту продукцию приходился 61% мирового экспорта товаров, в 1960 г. – 45%, в 1996 г. – 23% (остальное составляли изделия обрабатываю-щей промышленности, т.е. готовые изделия);

• быстро растет международная торговля знаниями (между-народная передача технологии). Так, у США, крупнейшего в мире экспортера знаний, экспорт товаров за 1989–1996 т. вырос в 1,8 раза, экспорт услуг – в 1,8 раза (со 128 до 235 млрд. долл.), а такая составная часть экспорта услуг, как поступления от продажи патен-тов, лицензий и авторских прав, возросла в 2,2 раза (с 14 до 30


млрд. долл.) и одновременно в 3 раза возрос их импорт (с 2,5 до 7,5 млрд. долл.);

• обилие и доступность экономической информации в соче-тании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала. Так, ТНК, рас-полагая свежей информацией о положении дел во всех странах ми-ра, имеют возможность создавать в них свои филиалы, а современ-ная связь позволяет этим филиалам посылать свою отчетность в штаб-квартиры ТНК даже ежедневно, если это необходимо.

Преодоление разрыва в уровнях развития также является важной тенденцией мировой экономики. Разрыв в уровнях соци-ально-экономического развития между странами и территориями мира наблюдается на протяжении всей истории человечества. Пер-воначально сосредоточением человеческой цивилизации были Древние Греция и Рим, страны Древнего Востока, в их хозяйствен-ной истории аккумулировался опыт и преимущество перед другими территориями мира. В средние века уровень развития экономики Китая превосходил европейские страны и России. В настоящее время сравнительно небольшая группа стран (30 государств) суще-ственно превышают по всем социально-экономическим показате-лям более 150 стран. В будущем, вероятно, этот разрыв будет со-кращаться, но, сам по себе он сохранится.

В настоящее время, несмотря на разницу в среднегодовых темпах прироста ВВП на душу населения, в промышленно разви-тых странах (2,3%), а в развивающихся странах (5-6%) – абсолют-ные показатели свидетельствуют о низком уровне экономического развития развивающихся стран. Так, если среднемировой показа-тель производства ВВП на душу населения (в ценах 2000 г. и ППС) составляет – 8,1 тыс. долл., то в странах-лидерах производст-во ВВП на душу – 29,0 тыс. долл., в развивающихся странах – лишь 3,8 тыс. долл.; производительность труда соответственно – 21,7 тыс. долл., 64,9 тыс. долл., 10,9 тыс. долл.; доля стран в мировом ВВП у стран-лидеров – 51,0%, развивающихся стран – 37,6%).

Однако нельзя не замечать того обстоятельства, что совре-менный НТП способствует ускорению экономического развития развивающихся стран. Уже сейчас четко заметен рывок ряда быв-ших отсталых стран, например, страны НИС, ряд стран членов ОПЕК, в которых показатели экономического развития уже значи-тельно превышают уровни усредненных общемировых показате-лей. Например, Китай по ряду показателей (ВВП, объем экспорта, накопленные ЗВР) приблизился к таким странам – лидерам, как США и Япония.

В будущем экономическим центром мира может стать Вос-точная и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Южная Корея, но-вые развитые и новые индустриальные страны), на которые уже сейчас приходится 30% мирового ВВП, т.е. больше, чем его произ-


водят в Европе или Северной Америке, причем роль экономическо-го лидера переходит от Японии к Китаю. Позиции этого региона усиливаются также из-за того, что он становится центром притяже-ния соседних регионов с потенциально высокими темпами роста – Южной Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании и, возможно, России. Этот огромный макрорегион мира называют Азиатско-Тихоокеанским. Вероятно, что в первые деся-тилетия XXI века события, которые будут происходить здесь (а не в Европе и Северной Америке, как в XIX в.), будут определять ход экономического развития мира.

Теории мировой экономики

Развитие мировой экономики нашло отражение в научных концепциях, доктринах экономистов-теоретиков различных стран мира. В большей степени теории мировой экономики сформиро-вались в XX веке, как отражение бурного развития производи-тельных сил, торговли между странами, изменений в мировом хо-зяйстве, обусловленных распадом государств-империй, НТП и на-ционально-освободительными революциями в колониально зави-симых странах. В начале XX века сформировалась теория импе-риализма, отражающая процессы концентрации, централизации капитала и образования монополий, функционирования финансо-вого капитала и финансовой олигархии, территориального раздела мира крупными национальными и межнациональными монополи-ями (Гобсон, Ленин, Гильфердинг, Бухарин). Развитие и совершен-ствование производительных сил и производственных отношений в мировой экономике нашло отражение в теории экономической власти (Мюллер, Гэлбрайт), акцентировавшей внимание на вопро-сах усиления финансовой мощи корпораций, их информационного влияния на мировую экономику, связи корпораций с государством, выработки монополиями средств силового давления на мировой рынок. По мере развития международной торговли сформирова-лись и такие теории мировой экономики как: теория конкурент-ных преимуществ (Портер), международной торговли (Кругман), технологического разрыва между странами мирового хозяйства

(Познер). Выход в свет монографии лауреата Нобелевской премии Г.Мюрдаля «Страны «третьего мира» дал толчок в осмыслении теории развивающихся государств, состояния и прогноза их раз-вития.

Получила признание научной общественности теория ста-дий экономического роста (Ростоу), в которой прослеживался ис-торический процесс развития мировой экономики (6 стадий) с фу-туристическими оценками на ее перспективу в развитии постинду-стриальной мировой экономики. Идеи Ростоу о постиндустриаль-ной мировой экономике были развиты социологом Р. Ароном и лауреатом Нобелевской премии, экономистом Дж.Гэлбрайтом, со-


циологом Д.Беллем и футурологом А.Тоффлером, которые постин-дустриальную мировую экономику рассматривали как шаг мирово-го сообщества в новую цивилизацию с новой интеллектуальной технологией, экономическая власть в этой цивилизации переходит к корпорациям, доходы которых направляются на удовлетворение запросов потребителей, вследствие чего меняются стандарты жиз-ни; государство решает только социальные проблемы. Теория еди-ной цивилизации (Фукуяма) закладывает теоретическое понима-ние глобализации в экономике посредством развития интеграции и транснационального хозяйства, модернизации общества по запад-ным стандартам. Следует заметить, что автор этой теории стоит на позиции того, что Япония и Китай должны сохранить свою иден-тичность.

Наряду с вышеуказанными теориями прогностического ха-рактера получили признание теории с пессимистическими прогно-зами в развитии мировой экономики. К ним следует отнести тео-рию столкновения цивилизаций (Хантингтон), теорию упадка империй (Кеннеди), в которых высказывался прогноз столкнове-ния стран между собой на основе социально-культурных различий; отвлечение средств на вооружение создает перегрев в обществе, что ведет к экономическому упадку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.018 с.)