Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития мирового хозяйства на рубеже XX-XX ввСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными тенденциями в современной мировой экономике являются глобализация, постиндустриализация и преодоление раз-рыва между странами. Интернационализация и интеграция мирового хозяйства обу-славливают проявление глобализации, т.е. трансформации раз-розненных национальных хозяйств в интегрированную гло-бальную экономику. Глобализации способствуют функциониро-вание международной транспортной инфраструктуры, внедрение достижений информационной революции (в начале 21 века количе-ство компьютеров с доступом в Интернет составило в мире около 300 млн.), развитие транснациональных корпораций, распростране-ние по всему миру новых производственных и управленческих тех-нологий, расширение кредитных ресурсов на рынке ссудного капи-тала и др. Глобализация – объективный процесс современного мирово-го сообщества и одновременно это неизбежный этап в развитии человеческой цивилизации. Вместе с тем в этом процессе, несущем положительные начала, присутствуют и масштабные противоречия, не исключающие негативных воздействий. Глобализация экономики отражает глубокие изменения во всей системе международных экономических отношений. Глобали-зация как процесс начался давно, в настоящее время он приобрета-ет новые масштабы. В экономической сфере глобализация означает процесс интернационализации в международном масштабе, уско-ряемый всеохватываемой современной системой связи и информа-ции, коммерческой трансакцией, которая затрагивает экономику, демографию, экологию, политику, право, социальные отношения и науку. Глобализация экономики характеризуется постепенным втя-гиванием в процесс мирохозяйственных связей всей системы меж-дународных экономических отношений: внешней торговли, движе-ния капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, научного и научно-технологического сотрудничества в области инжиниринга и информационных технологий. Глобализация экономики – многоуровневое явление, затраги-вающее микроэкономический (отдельные предприятия), мезоэко-номический (отдельные отрасли) и макроэкономический уровни (региональную и национальную экономику). В условиях рыночных отношений микроуровень глобализации проявляется в процессе установления связей отдельными фирмами (предприятия, органи- зации), которые предстают в качестве субъектов (ячейки) междуна-родных экономических связей во всех их формах. На мезоуровне мирохозяйственные контакты устанавливаются на специализиро-ванных рынках товаров и услуг, капитала, труда, финансово-кредитных ресурсов. Макроуровень глобализации проявляется в расширении контактов между национальными хозяйствами и эко-номическими региональными объединениями. Национальные эко-номики все теснее переплетаются (прежде всего, на региональном уровне) и мировое хозяйство становится единым комплексом. В этом заключается экономическая суть глобализации. В середине XX века в развитых странах стала набирать силу и проявляться в качестве главной тенденции в мировой экономике начала XXI века постиндустриализация, распространяясь на все страны. Эта тенденция характеризуется переходом от индустриаль-ного к постиндустриальному обществу. Основная часть истории человечества приходится на доинду-стриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство). Первичный сектор до сих пор до-минирует в экономике многих наименее развитых стран. Процесс активной индустриализации, начавшийся в XVIII в., закончился в развитых странах примерно в первой половине XX в., в большинстве постсоциалистических и некоторых развивающихся странах ближе к концу XX в. Главным сектором индустриальной экономики стал вторичный сектор (промышленность и строитель-ство). Сущность постиндустриализации заключается в том, что на фоне продолжающейся активной индустриализации, для совре-менного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70—80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих. Причем быстрый рост этого сектора происходит, прежде все-го, за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются научными и социально-культурными отрас-лями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. – около 1/5). Общим для данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний, и обслуживание людей, чем на обслуживание отраслей материального производства. Круп-ными отраслями сферы услуг остаются и те, что традиционно ори-ентировались преимущественно на обслуживание людей – это тор-говля и общественное питание, государственное управление (вклю-чая «силовые» ведомства). В доиндустриальном (традиционном) обществе главным эко-номическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Эконо-мические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала. В постиндустриальном обществе основными ресурсами ста-новятся знания и труд. Экономические отношения во многом опре-деляются способностями вырабатывать и использовать новые зна-ния. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физи-чески здоровой рабочей силе). Интеллектуальное развитие общест-ва становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жиз-ни, а сама эта жизнь во многом определяется постоянными ново-введениями (инновациями). Повышенное внимание к знаниям, ин-формации приводит к тому, что постиндустриальное общество час-то называют информационным. Важнейшими чертами постиндустриальной экономики явля-ются: • изменение структуры производства и потребления (пре-имущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преоб-ладать над товарами, а в структуре потребительских расходов насе-ления доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом оборо-те: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов эконо-мики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это прежде всего рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР - не менее 2,5-3% от всех занятых в отрасли). Увеличива-ется и доля их продукции в мировой торговле; • рост уровня образования, прежде всего, за счет послешко-льного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее раз-витых странах несколько процентов, в развитых – десятки процен-тов (в Японии – 30%, Германии – 36%). В некоторых бывших со- ветских республиках этот показатель доходит до 42— 46% (в Рос-сии, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США – более 80%). В результа-те население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют выс-шее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населе-ния, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним об-разованием; • новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работни-ков уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское об-служивание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому что-бы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе – демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высо-кую отдачу от своих главных и все более дорогих экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издерж-ках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демо-кратией. Она основана на идее соучастия каждого работника в ка-питале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового коллектива в ру-ководящих органах компании, регулярное распространение в тру-довом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений компании; • повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего, через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное об-щество стремится перейти к такому экономическому росту, кото-рый опирался бы не на природные ресурсы, а, прежде всего, на ис-пользование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является по-степенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государ- ствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается; • гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе ин- • информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и приме-нение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растёт. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (за-нятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию совре-менных средств связи, электроники современное потребление ин-формации облегчается, становясь доступным рядовым потребите-лям. Общество становится все более насыщенным знаниями и тя-гой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество; • ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уро-вень доходов значительной части общества ведут к быстрому об-новлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразо-ванный зажиточный покупатель требует все более приспособлен-ной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными стано-вятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы – знания и труд, а не земля и ка-питал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и сред-них предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России – пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, дости-гающая в российском импорте около 20 млрд. долл. в год и во мно- гом обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными и мелки-ми предпринимателями. Несмотря на то, что переход от индустриального к постинд-стриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее, поро-ждает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление структур-ной и квалификационной безработицы, порожденное падающим или стагнирующим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и материалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большинстве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и обра-зованием, и той частью, которая малоквалифицированна. В России переход к постиндустриальному обществу ослож-няется экономическим кризисом, который привел не только к чрез-мерному сокращению производства во многих отраслях первичного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отрас-лей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здра-воохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное хо-зяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некото-рым показателям не продвигается вперед к постиндустриальному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показате-лям (образование, компьютеризация) продвижение вперед продол-жается. Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не только внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в част-ности: • изменяется структура производства и потребления мирового ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг, которая в 80-е гг. росла темпами, составлявшими 3,4% в год, а в 90-е гг. – 2,6% (весь мировой ВВП соответственно 3,1 и 2,0%), в результате чего доля сферы услуг возросла с 53 до 63% в мировом ВВП; • все больший упор развитые страны делают на использова-ние знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на науко-емкие технологии снижает спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сель-ского хозяйства и добывающей промышленности (хотя доля энер-горесурсов в отдельные периоды повышалась). В 1937 г. на эту продукцию приходился 61% мирового экспорта товаров, в 1960 г. – 45%, в 1996 г. – 23% (остальное составляли изделия обрабатываю-щей промышленности, т.е. готовые изделия); • быстро растет международная торговля знаниями (между-народная передача технологии). Так, у США, крупнейшего в мире экспортера знаний, экспорт товаров за 1989–1996 т. вырос в 1,8 раза, экспорт услуг – в 1,8 раза (со 128 до 235 млрд. долл.), а такая составная часть экспорта услуг, как поступления от продажи патен-тов, лицензий и авторских прав, возросла в 2,2 раза (с 14 до 30 млрд. долл.) и одновременно в 3 раза возрос их импорт (с 2,5 до 7,5 млрд. долл.); • обилие и доступность экономической информации в соче-тании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала. Так, ТНК, рас-полагая свежей информацией о положении дел во всех странах ми-ра, имеют возможность создавать в них свои филиалы, а современ-ная связь позволяет этим филиалам посылать свою отчетность в штаб-квартиры ТНК даже ежедневно, если это необходимо. Преодоление разрыва в уровнях развития также является важной тенденцией мировой экономики. Разрыв в уровнях соци-ально-экономического развития между странами и территориями мира наблюдается на протяжении всей истории человечества. Пер-воначально сосредоточением человеческой цивилизации были Древние Греция и Рим, страны Древнего Востока, в их хозяйствен-ной истории аккумулировался опыт и преимущество перед другими территориями мира. В средние века уровень развития экономики Китая превосходил европейские страны и России. В настоящее время сравнительно небольшая группа стран (30 государств) суще-ственно превышают по всем социально-экономическим показате-лям более 150 стран. В будущем, вероятно, этот разрыв будет со-кращаться, но, сам по себе он сохранится. В настоящее время, несмотря на разницу в среднегодовых темпах прироста ВВП на душу населения, в промышленно разви-тых странах (2,3%), а в развивающихся странах (5-6%) – абсолют-ные показатели свидетельствуют о низком уровне экономического развития развивающихся стран. Так, если среднемировой показа-тель производства ВВП на душу населения (в ценах 2000 г. и ППС) составляет – 8,1 тыс. долл., то в странах-лидерах производст-во ВВП на душу – 29,0 тыс. долл., в развивающихся странах – лишь 3,8 тыс. долл.; производительность труда соответственно – 21,7 тыс. долл., 64,9 тыс. долл., 10,9 тыс. долл.; доля стран в мировом ВВП у стран-лидеров – 51,0%, развивающихся стран – 37,6%). Однако нельзя не замечать того обстоятельства, что совре-менный НТП способствует ускорению экономического развития развивающихся стран. Уже сейчас четко заметен рывок ряда быв-ших отсталых стран, например, страны НИС, ряд стран членов ОПЕК, в которых показатели экономического развития уже значи-тельно превышают уровни усредненных общемировых показате-лей. Например, Китай по ряду показателей (ВВП, объем экспорта, накопленные ЗВР) приблизился к таким странам – лидерам, как США и Япония. В будущем экономическим центром мира может стать Вос-точная и Юго-Восточная Азия (Китай, Япония, Южная Корея, но-вые развитые и новые индустриальные страны), на которые уже сейчас приходится 30% мирового ВВП, т.е. больше, чем его произ- водят в Европе или Северной Америке, причем роль экономическо-го лидера переходит от Японии к Китаю. Позиции этого региона усиливаются также из-за того, что он становится центром притяже-ния соседних регионов с потенциально высокими темпами роста – Южной Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Австралии и Океании и, возможно, России. Этот огромный макрорегион мира называют Азиатско-Тихоокеанским. Вероятно, что в первые деся-тилетия XXI века события, которые будут происходить здесь (а не в Европе и Северной Америке, как в XIX в.), будут определять ход экономического развития мира. Теории мировой экономики Развитие мировой экономики нашло отражение в научных концепциях, доктринах экономистов-теоретиков различных стран мира. В большей степени теории мировой экономики сформиро-вались в XX веке, как отражение бурного развития производи-тельных сил, торговли между странами, изменений в мировом хо-зяйстве, обусловленных распадом государств-империй, НТП и на-ционально-освободительными революциями в колониально зави-симых странах. В начале XX века сформировалась теория импе-риализма, отражающая процессы концентрации, централизации капитала и образования монополий, функционирования финансо-вого капитала и финансовой олигархии, территориального раздела мира крупными национальными и межнациональными монополи-ями (Гобсон, Ленин, Гильфердинг, Бухарин). Развитие и совершен-ствование производительных сил и производственных отношений в мировой экономике нашло отражение в теории экономической власти (Мюллер, Гэлбрайт), акцентировавшей внимание на вопро-сах усиления финансовой мощи корпораций, их информационного влияния на мировую экономику, связи корпораций с государством, выработки монополиями средств силового давления на мировой рынок. По мере развития международной торговли сформирова-лись и такие теории мировой экономики как: теория конкурент-ных преимуществ (Портер), международной торговли (Кругман), технологического разрыва между странами мирового хозяйства (Познер). Выход в свет монографии лауреата Нобелевской премии Г.Мюрдаля «Страны «третьего мира» дал толчок в осмыслении теории развивающихся государств, состояния и прогноза их раз-вития. Получила признание научной общественности теория ста-дий экономического роста (Ростоу), в которой прослеживался ис-торический процесс развития мировой экономики (6 стадий) с фу-туристическими оценками на ее перспективу в развитии постинду-стриальной мировой экономики. Идеи Ростоу о постиндустриаль-ной мировой экономике были развиты социологом Р. Ароном и лауреатом Нобелевской премии, экономистом Дж.Гэлбрайтом, со- циологом Д.Беллем и футурологом А.Тоффлером, которые постин-дустриальную мировую экономику рассматривали как шаг мирово-го сообщества в новую цивилизацию с новой интеллектуальной технологией, экономическая власть в этой цивилизации переходит к корпорациям, доходы которых направляются на удовлетворение запросов потребителей, вследствие чего меняются стандарты жиз-ни; государство решает только социальные проблемы. Теория еди-ной цивилизации (Фукуяма) закладывает теоретическое понима-ние глобализации в экономике посредством развития интеграции и транснационального хозяйства, модернизации общества по запад-ным стандартам. Следует заметить, что автор этой теории стоит на позиции того, что Япония и Китай должны сохранить свою иден-тичность. Наряду с вышеуказанными теориями прогностического ха-рактера получили признание теории с пессимистическими прогно-зами в развитии мировой экономики. К ним следует отнести тео-рию столкновения цивилизаций (Хантингтон), теорию упадка империй (Кеннеди), в которых высказывался прогноз столкнове-ния стран между собой на основе социально-культурных различий; отвлечение средств на вооружение создает перегрев в обществе, что ведет к экономическому упадку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.012 с.) |