Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия развития в преодолении отсталости и бедности

Поиск

в развивающихся странах является новой и масштабной постанов-кой вопроса в мировой политике. Она связана со значительным расширением экономической активности правительств развиваю-щихся стран и возрастанием их роли на международной арене, в том числе и в деятельности ООН и других международных органи-зациях. Международная общественность участвует в разработке программ по оказанию конкретной помощи в решении этой про-блемы современности. Особенность стратегии устойчивого раз-вития состоит в преодолении отсталости и бедности и в том, чтобы соблюдать преемственность в переходе от концепции «догоняю-щего развития» (программа ООН в 60-е годы, разработанная У.Ростоу, Р.Нурксе, предусматривала значительное сближение по-казателей экономического развития промышленно развитых и раз-вивающихся стран за счет планируемого экономического роста при темпах среднегодового прироста суммарного ВВП около 5%), к концепции «модернизации традиционного хозяйства» (сельско-го хозяйства и мелкой промышленности) за счет увеличения инве-стиций в эти сектора экономики (программа ООН в 70-е годы, ав-торами которой являлись Г.Мюрдаль, Е.Шумахер, Р.Робинсон). Рекомендательные установки программ ООН в 60-70-е годы нашли широкое воплощение в планах экономической реализации развития освободившихся государств, но, вместе с тем, в процессах страте-гии обнаружилось усиление дифференциации стран. Положитель-ным моментом следует также считать то, что эти рекомендации стали основой для выработки в самих развивающихся странах но-вой концепции «Борьбы за новый экономический порядок», преодоление периферийности этих стран (авторы, экономисты С.Амин, А.Эммануэль). Эта концепция получила название «Стра-тегия-80», ее главными ориентирами стала ускоренная интеграция «периферии» с промышленно развитыми странами, в которых раз-вивающимся странам отводилась роль сырьевых экспортеров и амортизаторов в кризисные периоды. По программе данной Стра-тегии среднегодовые темпы прироста ВВП всех развивающихся стран должны быть на уровне 7%, объем экспорта – 7,5%, импорта – 8%. Эти показатели были невыполнимыми, и в первые годы своей реализации «Стратегия-80» показала свою недостаточную прорабо-танность и невыполнимость. Разработанная концепция «Стратегия-90» нацеливала на реализацию «Нового экономического поряд-ка» во взаимоотношениях развивающихся стран с индустриально развитыми странами.

На пути преодоления отсталости и бедности страны сталки-ваются с определенными препятствиями, сущность которых со-стоит в следующем:

1. Неравномерное распределение запасов природных ресур-сов среди развивающихся стран (например, страны ОПЕК создали


свое богатство за счет залежей нефти, ее переработки и экспорта нефтепродуктов; ВВП в этих странах на душу населения составляет более 20 тыс. долл. в год, что значительно выше, нежели в ряде промышленно развитых стран). Многие из этих стран не имеют бо-гатых месторождений полезных ископаемых и вынуждены обра-щаться за ними на мировой рынок.

2. Перенаселенность, широкое распространение безработицы, неполное использование рабочей силы, низкая производительность труда (так, плотность населения на 1 кв. милю в отдельных странах достигает 2082 человека, прирост населения в 70-80-е годы состав-лял по этой группе стран от 2 до 4% в год, уровень безработицы – 15-20% вызывает миграцию населения).

3. Накопление капитала (все развивающиеся страны испыты-вают острый дефицит инвестиций, при этом из многих стран про-исходит отток капитала в виде перевода сбережений в индустри-ально развитые страны). Препятствием на пути инвестиций являет-ся недостаток в инвесторах и недостаток стимулов к инвестирова-нию. Этому способствует политическая нестабильность, высокая инфляция, низкие доходы населения, неразвитость финансово-кредитной инфраструктуры.

4. Низкий уровень технологий производства, который создает технологический разрыв по отношению к индустриально развитым странам. В силу невысокой квалификации рабочей силы и ее из-бытка, как это ни парадоксально, этим странам нужна трудоемкая и капиталосберегающая технология, при этих условиях возможно обеспечение занятости рабочей силы. Следует также учитывать и традиционную для стран в их экономике ремесленную деятель-ность, которая не воспринимается населением индустриальными методами (так, например, в Индии, Ираке, Иране ручное ткачество и ковроткачество).

5. Препятствием для многих развивающихся стран является наличие определенных социокультурных и институциональных факторов, как-то: национальный менталитет, самобытность жизни, традиции, поведение и общение между людьми. Экономическое развитие зависит от того, хотят ли этого отдельные социальные группы, отдельные люди, действительно желают они отказаться от старого и напряженно трудиться над внедрением нового. Для эко-номически отсталых стран важно учитывать состояние племенных отношений, соблюдение религиозных обрядов, традиций, церемо-ниалов. Следует отметить, что нередко традиции становятся осно-вой для взяточничества, процветающей клановости, коррупции, борьба с которыми может вызвать трайболизм (межплеменную борьбу)

6. Существенным препятствием для развития стран «третьего мира» является их внешний долг, который составляет около 3 трлн. долл., что примерно равно 39% совокупного валового националь-


ного продукта этих стран. Долговой кризис заставляет большую часть выручки от реализации продукции направлять на обслужива-ние долга и на внутренние цели.

В развитии стран «третьего мира» ярко стала проявляться тенденция к усилению экономической роли государства. Это связа-но с общемировой практикой и также обусловлено внутренними задачами, которые должны решаться в общественном развитии тех или иных стран. Государство активно вмешивается в экономиче-ские процессы в форме прямого участия в общественное воспроиз-водство и косвенного регулирования его различных сторон. Прямое участие связано с формированием государственного сектора, кос-венное – воздействие на все уклады и секторы экономики.

Регулирование экономического развития развивающихся стран осуществляется с помощью тех же инструментов, что и в развитых странах – планирования, финансирования, кредитной и налоговой политики, контроля над ценами, формирования законо-дательных начал в экономике. Плановая практика развивающихся стран породила самые разнообразные планы и программы, в 60-80-е годы было разработано более 300 планов (национальных, региональных, межнациональных, кратко-, средне-, долгосрочных, планы стабилизации, реконструкции, оживления, переходные и т.д.). Наибольшее развитие получили среднесрочные планы, кото-рые варьируются от 4 до 7 лет, их целенаправленность на решение комплекса социально-экономических проблем. На характер планов развивающихся стран оказывают влияние различные международ-ные организации типа МБРР (Международный банк развития и ре-конструкции), МВФ (Международный валютный фонд), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества).

Государство регулирует процесс создания и поддержания систем перераспределения ресурсов общества, с помощью которых контролируется воспроизводственный процесс. По экспертным оценкам через перераспределительные процессы проходит от 1/3 до 1/2 чистого продукта развивающихся стран. В настоящее время усиливается роль кредитных систем по перераспределению ресур-сов. В развивающихся странах создано более 400 банков и корпо-раций, которые финансируют тысячи проектов.

Сельское хозяйство играет важную роль в процессе общест-венного воспроизводства в странах «третьего мира». Возрастаю-щий спрос на сельскохозяйственную продукцию на внешнем и внутреннем рынках делает необходимым увеличение ее производ-ства, особенно товарной продукции. Так, у ряда стран (Судан, Уганда, Бурунди) экспорт сельскохозяйственной продукции со-ставляет в общем объеме экспорта более 90%, Мадагаскара, Эфио-пии – 80%. Урбанизация населения в развивающихся странах также усиливает проблему спроса на продовольствие.


Государство способствует проведению аграрных преобразо-ваний, но сами аграрные реформы значительно различаются в зави-симости от специфики каждой страны (земля в руках группы лати-фундистов или массы мелких собственников), а также исходя из политических соображений (сохранение частной собственности на землю или устранение ее, создание кооперативов). В ходе аграрных преобразований перераспределяются права собственности на зем-лю, осуществляется комплекс технико-экономических мероприятий (закупки сельскохозяйственных машин, удобрений, развитие кре-дита, сбыт продукции, создание новых хозяйств на национализиро-ванных и общинных землях). В ряде развивающихся стран получи-ла распространение «зеленая революция», в основе которой лежит применение новых методов в селекции растений, создание новых устойчивых и продуктивных сортов пшеницы, сорго, риса, а также широкая механизация производства в сельском хозяйстве. Резуль-таты «зеленой революции» значительны, продуктивность зерновых выросла в 4-6 раз. Однако все это не снимает проблему продоволь-ствия во многих развивающихся странах, т.к. темпы роста населе-ния, особенно урбанизированной ее части, значительно выше, не-жели темпы роста сельского хозяйства. Отставание сельскохозяй-ственного производства от роста населения снижает обеспечен-ность на душу населения и способствует тем самым распростране-нию голода. По данным ВОЗ (Всемирная организация здоровья) и ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН), ежедневное потребление калорий на одного человека в раз-вивающихся странах существенно отклоняется от нормы (3400 ккал – стандарт питания), и даже по оптимистическим прогнозам в этих странах и в начале XXI века будут голодать миллионы человек (в Эфиопии, Бангладеш, Гаити уровень потребления составляет менее 50% от США). Для решения проблемы снятия хронического голода необходим комплекс мероприятий внутреннего значения и продо-вольственной помощи из внутренних ресурсов.

Индустриализация экономики развивающихся стран ста-ла одной из важных задач после завершения национально-освободительных революций в этих странах. Достижение полити-ческой самостоятельности – это одна из предпосылок решения про-блемы индустриализации в развивающихся странах. За последние 35 лет 20 века развивающиеся страны увеличили объем промыш-ленного производства в 7,7 раза, в т.ч. продукции обрабатывающей промышленности – примерно в 9,8 раза; доля обрабатывающей промышленности в ВВП в 80-е годы превосходила долю сельско-хозяйственного производства в 1,2 раза, эта же тенденция имела место в 90-е годы. Индустриализация – это долговременный про-цесс, в ходе которой страны «третьего мира» решают определенные

проблемы:


Во-первых, формирование национальных промышленных от-раслей и структурной перестройки, модернизации традиционного производства.

Во-вторых, внедрение машинной технологии.

В-третьих, расширение государственной предприниматель-ской деятельности в индустриальных отраслях национального про-изводства за счет их национализации.

В-четвертых, развитие национального частного предприни-мательства в отраслях обрабатывающей промышленности.

В-пятых, осуществление политики импортозамещения (вы-теснение с внутреннего рынка импортных товаров) и экспортно-ориентированного развития промышленности.

В-шестых, наращивание собственного научно-технического потенциала, что позволит адаптировать достижения НТП в своих странах (например, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Ю.Корея, Индия, Бразилия, страны ОПЕК имеют высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, соперничающие с развитыми странами). Государство бе-рет на себя основную роль инвестирования национальными НИ-ОКР.

Политическое освобождение развивающихся стран не озна-чает для них полной экономической независимости. На смену ко-лониализму – старой системы отношений между метрополиями и колониальными странами, пришел неоколониализм экономиче-ского характера, использующий различные формы косвенного кон-троля над освободившимися странами (установление монопольных низких цен на экспорт сырья из развивающихся стран и монополь-но высоких цен на ввоз технологий; квотирование объемов вывоза продукции; установление высоких процентных ставок за кредиты; поощрение «утечки умов» из слабых стран и др.). Интернационали-зация экономики в мировом масштабе и постепенное втягивание национальных хозяйств в мировой воспроизводственный процесс поставили в зависимость перспективу экономического развития стран «третьего мира» от изменений, происходящих во всемирном хозяйстве. Оба эти обстоятельства лежат в основе борьбы разви-вающихся стран за установление нового мирового экономического порядка (НМЭП). Правовая основа борьбы за НМЭП оформлена в документах Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН – Декларации об установлении Нового мирового экономического по-рядка, Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых еще в 1974 году.

Что же требуют в борьбе за новый мировой экономический порядок страны «третьего мира»?

1. Изменения правил игры в международной торговле, фи-нансах, инвестициях. Так, эти страны считают, что МВФ должен изменить свои правила по отношению к ним в вопросах кредитова-ния (снять барьеры с получения кредитов, снизить учетную про-


центную ставку по кредитам, не вмешиваться в их внутренние эко-номические процессы).

2. Устранения торговых барьеров (тарифы, импортно-
экспортные квоты, создание льготного таможенного тарифа).

3. Изменения направлений инвестиций со стороны ТНК и МНК (транснациональные и межнациональные корпорации на-правляют инвестиции только в выгодные для них отрасли, что за-частую невыгодно развивающимся странам).

4. Изменения условий торговли (индексация цен экспорта к уровню мировых цен, снижение монопольных высоких цен на им-порт).

5. Облегчения долгового бремени (списание части доходов по примеру взаимоотношений Франции с бывшими колониями, когда были списаны полностью долги со стран зоны франка; предостав-ление новых займов на льготных условиях; продление сроков вы-платы долгов).

6. Оказания более существенной помощи развивающимся
странам из международных фондов и программ.

Программа борьбы за новый мировой экономический поря-док осуществляется, но пока ее результаты недостаточны для эко-номического прорыва развивающихся стран. Будущее за большей активизацией этих стран и консолидацией их внутри блока разви-вающихся государств.

Внешняя задолженность стран мира в настоящее время приобрела характер глобальной проблемы. В настоящее время должниками являются свыше 140 стран мира, их общая задол-женность в начале XXI века составила 5,5 трлн. долл. Страна-ми-должниками на рубеже XX-XXI вв. являются: промышленно-развитые государства (США имеет внешний долг в 700, Германия – 350 млрд. долл.), государства с переходной экономикой (в том числе и Россия имеет долг 110 млрд. долл.), так и развивающиеся государства (около 3 трлн. долл.).

Внешний долг – это одна из крупных проблем, затрагиваю-щая национальную экономическую и политическую безопасность страны. В большинстве своем он возникает вследствие займов (кредитов) одних стран у других или одних стран у международных финансово-кредитных организаций. «Жизнь взаймы» не лучший удел жизни общества.

Проблема внешней задолженности развивающихся стран впервые потребовала своего решения в середине 50-х годов вслед-ствие возникшего прецедента с Аргентиной, оказавшейся на грани банкротства. Этот прецедент вызвал к жизни программу рассрочки погашения долгов странами-должниками перед Парижским клу-бом. Вторично данная проблема обострилась на рубеже 70-80-х го-дов в связи с падением цен на нефть и ростом дефицитности торго-вого и платежного баланса развивающихся стран. Внешний долг к


этому времени данных стран составил более 360 млрд. долл. В 1983 году 40 стран мира подписали соглашения об отсрочке платежей по коммерческой задолженности. В 1985 г. была принята программа Бейкера, предусматривающая реструктуризацию платежей по об-служиванию внешнего долга в 15 странах в виде отсрочки плате-жей на 10-20 лет.

В конце 80-х годов был разработан план Брэйди (по имени разработчика, министра финансов США) по реструктуризации за-долженности развивающихся стран, в котором учитывалось сле-дующее обстоятельство, эти страны никогда не смогут полностью решить проблему внешней задолженности, поэтому часть внешнего долга (35%) должна подвергнуться списанию, а отсрочка погаше-ния долга передвигалась на 30 лет. Внешняя задолженность перед банками преобразовывалась в долгосрочные облигационные займы страны-должника (Brady Bonds), держателям которых предлагались различные виды облигаций, котируемых на мировых финансовых рынках. План Брэйди позволил развивающимся странам и их кре-диторам выйти из глобального кризиса внешней задолженности 80-х годов.

В конце 90-х годов Парижский и Лондонский клубы креди-торов под воздействием финансовых кризисов 1994-1998 гг. приня-ли совместную Декларацию «О новых подходах во взаимоотно-шениях между кредиторами и государствами-заемщиками», по которой страны-должники должны объявить себя в состоянии де-фолта, а затем осуществлять реструктуризацию внешнего долга посредством конверсии своих долговых обязательств в государст-венные ценные бумаги. Ряд стран, прибегнув к этой мере, смягчил остроту своей долговой «петли». Однако широкого распростране-ния этот метод не получил, поэтому проблема внешней задолжен-ности развивающихся стран перешла в XXI век, а сумма внешнего долга возросла до 3 трлн. долл. Этот долг висит грузом на эконо-мике развивающихся стран и затрудняет решение многих социаль-но-экономических процессов. По невыплаченным долгам возрас-тают пени, увеличивая тем самым объем внешнего долга. Конечно, некоторые международные кредитно-финансовые организации пы-таются облегчить положение этих стран посредством списания час-ти или всего внешнего долга (данные меры прослеживаются в дея-тельности Парижского клуба кредиторов по отношению к странам «зоны бывшего франка»). В 2005 г. решением МВФ и Всемирного банка в два этапа списаны внешние долги с самых бедных стран на сумму около 40 млрд. долл.

Реструктуризация внешнего долга предусматривает прове-дение следующих мер: списание долга (частичное или полное), вы-куп долга, превращение его в долговые обязательства страны, об-мен долга на акции национальных предприятий, обмен долга на долг, в том числе на долг стран «третьего мира», обмен долга на


налоги, обмен долга на ресурсы, обмен долга на экспорт (долг на

преобааз™

шт ичных ден ш Под

eщейsыsгосударст так и между -


В мировой теневой экономике существуют три ее самостоя-тельных сегмента:

– неофициальная экономика, то есть экономика, не запре-щенная законом на легальные виды деятельности по производству товаров и услуг, которые не фиксируются официальной статисти-кой, тем самым происходит сокрытие этой деятельности от нало-гов. К этому типу теневой экономики можно отнести вторичную занятость людей, работа по совместительству в нескольких местах без указания размера дополнительных заработков (зарплата в кон-верте, а не в ведомости); ремесленная деятельность в текстильной, швейной, ковроткацкой, кожевенной отраслях на конкретного по-требителя; челночный бизнес в середине 90-х годов охватывал око-ло 2 млн. человек, которые вследствие многократного пересечения границы ввозили товаров на сумму в 11 млрд. долл., формируя тем самым стихийную торговлю;

– подпольная (криминальная, черная) экономика – в ос-новном, все запрещенные законом виды экономической деятельно-сти (незаконное производство и сбыт продукции и услуг, как-то: оружия, наркотиков, контрабанда; врачи, практикующие без лицен-зии, рэкет, бандитизм, воровство и т.д.). В этом виде теневой эко-номики лидирует организованная преступность по продаже нарко-тиков. Американская «коза ностра» в начале 90-х годов получала ежегодно доход около 120 млрд. долл. Общий объем доходов орга-низованной преступности мира во второй половине 90-х годов оце-нивался в 1 трлн. долл., причем половину этих доходов преступни-ки получали в США;

– фиктивная экономика – экономика взяточничества и вся-кого рода мошенничества; деятельность, направленная на получе-ние необоснованных выгод, льгот и т.д. Данный сегмент теневой экономики отражает стремление экономических агентов получать ренту, т.е. выгоду от различных экономических связей. К ней мож-но отнести административную ренту, получаемую вследствие по-ложения в системе государственного управления (это поборы должностных лиц), коррупции – подкупе должностных лиц (по оценкам масштабов взяток в мире в середине 90-х годов они дости-гали сотен миллиардов долларов). К наиболее коррумпированным странам эксперты мировой экономики относят северо-восточные страны Европы, большинство африканских и азиатских стран, сюда относят также и Россию.

Управление теневой экономикой не простая проблема, она требует в какой-то ее части совместной борьбы стран (против нар-которговли); необходимо совершенствование законодательства в самих странах по борьбе с коррупцией, бюрократическим произво-лом; требуется углубление либерализации экономики, контроль за вывозом капитала из страны, повышение эффективности самой экономики на всех уровнях хозяйственной жизни страны.


Ключевые термины: мировое хозяйство, международное разде-ление труда, интернационализация экономики, глобализация эко-номики, мировая торговля, международная миграция капитала, международная миграция рабочей силы, международная экономи-ческая интеграция, мировой валовой продукт, внешнеэкономиче-ская либерализация, внешнеторговый баланс, платежный баланс, валютная интервенция, глобальные экономические проблемы, ме-ждународные финансово-кредитные организации, страны «Третьего» мира.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понимание объективных экономических процессов, обуславливающих формирование мирового хозяйства.

2. Охарактеризуйте диалектику развития мирохозяйственного процесса: от «замкнутости» к «открытой экономике», глобализа-ции экономики.

3. Выскажите свое мнение по отношению к миграции рабочей си-лы из России.

4. В чем Вы видите абсолютные и относительные преимущества международной специализации в производстве и торговли?

5. Охарактеризуйте понимание явлений во внешней торговле: дем-пинговые цены и антидемпинговые расследования.

6. Выскажите свои соображения о вступлении (не вступлении) России в ВТО.

7. Что представляют собой МВФ, ФАО, ВТО, ЮНКТАД, НАФТА?

8. Каким образом может осуществляться процесс реструктури-зации внешнего долга?

9. Какой критерий Вы сможете выделить для характеристики глобальных проблем мирового экономического развития?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.20 (0.017 с.)