Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия развития в преодолении отсталости и бедностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
в развивающихся странах является новой и масштабной постанов-кой вопроса в мировой политике. Она связана со значительным расширением экономической активности правительств развиваю-щихся стран и возрастанием их роли на международной арене, в том числе и в деятельности ООН и других международных органи-зациях. Международная общественность участвует в разработке программ по оказанию конкретной помощи в решении этой про-блемы современности. Особенность стратегии устойчивого раз-вития состоит в преодолении отсталости и бедности и в том, чтобы соблюдать преемственность в переходе от концепции «догоняю-щего развития» (программа ООН в 60-е годы, разработанная У.Ростоу, Р.Нурксе, предусматривала значительное сближение по-казателей экономического развития промышленно развитых и раз-вивающихся стран за счет планируемого экономического роста при темпах среднегодового прироста суммарного ВВП около 5%), к концепции «модернизации традиционного хозяйства» (сельско-го хозяйства и мелкой промышленности) за счет увеличения инве-стиций в эти сектора экономики (программа ООН в 70-е годы, ав-торами которой являлись Г.Мюрдаль, Е.Шумахер, Р.Робинсон). Рекомендательные установки программ ООН в 60-70-е годы нашли широкое воплощение в планах экономической реализации развития освободившихся государств, но, вместе с тем, в процессах страте-гии обнаружилось усиление дифференциации стран. Положитель-ным моментом следует также считать то, что эти рекомендации стали основой для выработки в самих развивающихся странах но-вой концепции «Борьбы за новый экономический порядок», преодоление периферийности этих стран (авторы, экономисты С.Амин, А.Эммануэль). Эта концепция получила название «Стра-тегия-80», ее главными ориентирами стала ускоренная интеграция «периферии» с промышленно развитыми странами, в которых раз-вивающимся странам отводилась роль сырьевых экспортеров и амортизаторов в кризисные периоды. По программе данной Стра-тегии среднегодовые темпы прироста ВВП всех развивающихся стран должны быть на уровне 7%, объем экспорта – 7,5%, импорта – 8%. Эти показатели были невыполнимыми, и в первые годы своей реализации «Стратегия-80» показала свою недостаточную прорабо-танность и невыполнимость. Разработанная концепция «Стратегия-90» нацеливала на реализацию «Нового экономического поряд-ка» во взаимоотношениях развивающихся стран с индустриально развитыми странами. На пути преодоления отсталости и бедности страны сталки-ваются с определенными препятствиями, сущность которых со-стоит в следующем: 1. Неравномерное распределение запасов природных ресур-сов среди развивающихся стран (например, страны ОПЕК создали свое богатство за счет залежей нефти, ее переработки и экспорта нефтепродуктов; ВВП в этих странах на душу населения составляет более 20 тыс. долл. в год, что значительно выше, нежели в ряде промышленно развитых стран). Многие из этих стран не имеют бо-гатых месторождений полезных ископаемых и вынуждены обра-щаться за ними на мировой рынок. 2. Перенаселенность, широкое распространение безработицы, неполное использование рабочей силы, низкая производительность труда (так, плотность населения на 1 кв. милю в отдельных странах достигает 2082 человека, прирост населения в 70-80-е годы состав-лял по этой группе стран от 2 до 4% в год, уровень безработицы – 15-20% вызывает миграцию населения). 3. Накопление капитала (все развивающиеся страны испыты-вают острый дефицит инвестиций, при этом из многих стран про-исходит отток капитала в виде перевода сбережений в индустри-ально развитые страны). Препятствием на пути инвестиций являет-ся недостаток в инвесторах и недостаток стимулов к инвестирова-нию. Этому способствует политическая нестабильность, высокая инфляция, низкие доходы населения, неразвитость финансово-кредитной инфраструктуры. 4. Низкий уровень технологий производства, который создает технологический разрыв по отношению к индустриально развитым странам. В силу невысокой квалификации рабочей силы и ее из-бытка, как это ни парадоксально, этим странам нужна трудоемкая и капиталосберегающая технология, при этих условиях возможно обеспечение занятости рабочей силы. Следует также учитывать и традиционную для стран в их экономике ремесленную деятель-ность, которая не воспринимается населением индустриальными методами (так, например, в Индии, Ираке, Иране ручное ткачество и ковроткачество). 5. Препятствием для многих развивающихся стран является наличие определенных социокультурных и институциональных факторов, как-то: национальный менталитет, самобытность жизни, традиции, поведение и общение между людьми. Экономическое развитие зависит от того, хотят ли этого отдельные социальные группы, отдельные люди, действительно желают они отказаться от старого и напряженно трудиться над внедрением нового. Для эко-номически отсталых стран важно учитывать состояние племенных отношений, соблюдение религиозных обрядов, традиций, церемо-ниалов. Следует отметить, что нередко традиции становятся осно-вой для взяточничества, процветающей клановости, коррупции, борьба с которыми может вызвать трайболизм (межплеменную борьбу) 6. Существенным препятствием для развития стран «третьего мира» является их внешний долг, который составляет около 3 трлн. долл., что примерно равно 39% совокупного валового националь- ного продукта этих стран. Долговой кризис заставляет большую часть выручки от реализации продукции направлять на обслужива-ние долга и на внутренние цели. В развитии стран «третьего мира» ярко стала проявляться тенденция к усилению экономической роли государства. Это связа-но с общемировой практикой и также обусловлено внутренними задачами, которые должны решаться в общественном развитии тех или иных стран. Государство активно вмешивается в экономиче-ские процессы в форме прямого участия в общественное воспроиз-водство и косвенного регулирования его различных сторон. Прямое участие связано с формированием государственного сектора, кос-венное – воздействие на все уклады и секторы экономики. Регулирование экономического развития развивающихся стран осуществляется с помощью тех же инструментов, что и в развитых странах – планирования, финансирования, кредитной и налоговой политики, контроля над ценами, формирования законо-дательных начал в экономике. Плановая практика развивающихся стран породила самые разнообразные планы и программы, в 60-80-е годы было разработано более 300 планов (национальных, региональных, межнациональных, кратко-, средне-, долгосрочных, планы стабилизации, реконструкции, оживления, переходные и т.д.). Наибольшее развитие получили среднесрочные планы, кото-рые варьируются от 4 до 7 лет, их целенаправленность на решение комплекса социально-экономических проблем. На характер планов развивающихся стран оказывают влияние различные международ-ные организации типа МБРР (Международный банк развития и ре-конструкции), МВФ (Международный валютный фонд), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества). Государство регулирует процесс создания и поддержания систем перераспределения ресурсов общества, с помощью которых контролируется воспроизводственный процесс. По экспертным оценкам через перераспределительные процессы проходит от 1/3 до 1/2 чистого продукта развивающихся стран. В настоящее время усиливается роль кредитных систем по перераспределению ресур-сов. В развивающихся странах создано более 400 банков и корпо-раций, которые финансируют тысячи проектов. Сельское хозяйство играет важную роль в процессе общест-венного воспроизводства в странах «третьего мира». Возрастаю-щий спрос на сельскохозяйственную продукцию на внешнем и внутреннем рынках делает необходимым увеличение ее производ-ства, особенно товарной продукции. Так, у ряда стран (Судан, Уганда, Бурунди) экспорт сельскохозяйственной продукции со-ставляет в общем объеме экспорта более 90%, Мадагаскара, Эфио-пии – 80%. Урбанизация населения в развивающихся странах также усиливает проблему спроса на продовольствие. Государство способствует проведению аграрных преобразо-ваний, но сами аграрные реформы значительно различаются в зави-симости от специфики каждой страны (земля в руках группы лати-фундистов или массы мелких собственников), а также исходя из политических соображений (сохранение частной собственности на землю или устранение ее, создание кооперативов). В ходе аграрных преобразований перераспределяются права собственности на зем-лю, осуществляется комплекс технико-экономических мероприятий (закупки сельскохозяйственных машин, удобрений, развитие кре-дита, сбыт продукции, создание новых хозяйств на национализиро-ванных и общинных землях). В ряде развивающихся стран получи-ла распространение «зеленая революция», в основе которой лежит применение новых методов в селекции растений, создание новых устойчивых и продуктивных сортов пшеницы, сорго, риса, а также широкая механизация производства в сельском хозяйстве. Резуль-таты «зеленой революции» значительны, продуктивность зерновых выросла в 4-6 раз. Однако все это не снимает проблему продоволь-ствия во многих развивающихся странах, т.к. темпы роста населе-ния, особенно урбанизированной ее части, значительно выше, не-жели темпы роста сельского хозяйства. Отставание сельскохозяй-ственного производства от роста населения снижает обеспечен-ность на душу населения и способствует тем самым распростране-нию голода. По данным ВОЗ (Всемирная организация здоровья) и ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН), ежедневное потребление калорий на одного человека в раз-вивающихся странах существенно отклоняется от нормы (3400 ккал – стандарт питания), и даже по оптимистическим прогнозам в этих странах и в начале XXI века будут голодать миллионы человек (в Эфиопии, Бангладеш, Гаити уровень потребления составляет менее 50% от США). Для решения проблемы снятия хронического голода необходим комплекс мероприятий внутреннего значения и продо-вольственной помощи из внутренних ресурсов. Индустриализация экономики развивающихся стран ста-ла одной из важных задач после завершения национально-освободительных революций в этих странах. Достижение полити-ческой самостоятельности – это одна из предпосылок решения про-блемы индустриализации в развивающихся странах. За последние 35 лет 20 века развивающиеся страны увеличили объем промыш-ленного производства в 7,7 раза, в т.ч. продукции обрабатывающей промышленности – примерно в 9,8 раза; доля обрабатывающей промышленности в ВВП в 80-е годы превосходила долю сельско-хозяйственного производства в 1,2 раза, эта же тенденция имела место в 90-е годы. Индустриализация – это долговременный про-цесс, в ходе которой страны «третьего мира» решают определенные проблемы: Во-первых, формирование национальных промышленных от-раслей и структурной перестройки, модернизации традиционного производства. Во-вторых, внедрение машинной технологии. В-третьих, расширение государственной предприниматель-ской деятельности в индустриальных отраслях национального про-изводства за счет их национализации. В-четвертых, развитие национального частного предприни-мательства в отраслях обрабатывающей промышленности. В-пятых, осуществление политики импортозамещения (вы-теснение с внутреннего рынка импортных товаров) и экспортно-ориентированного развития промышленности. В-шестых, наращивание собственного научно-технического потенциала, что позволит адаптировать достижения НТП в своих странах (например, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Ю.Корея, Индия, Бразилия, страны ОПЕК имеют высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, соперничающие с развитыми странами). Государство бе-рет на себя основную роль инвестирования национальными НИ-ОКР. Политическое освобождение развивающихся стран не озна-чает для них полной экономической независимости. На смену ко-лониализму – старой системы отношений между метрополиями и колониальными странами, пришел неоколониализм экономиче-ского характера, использующий различные формы косвенного кон-троля над освободившимися странами (установление монопольных низких цен на экспорт сырья из развивающихся стран и монополь-но высоких цен на ввоз технологий; квотирование объемов вывоза продукции; установление высоких процентных ставок за кредиты; поощрение «утечки умов» из слабых стран и др.). Интернационали-зация экономики в мировом масштабе и постепенное втягивание национальных хозяйств в мировой воспроизводственный процесс поставили в зависимость перспективу экономического развития стран «третьего мира» от изменений, происходящих во всемирном хозяйстве. Оба эти обстоятельства лежат в основе борьбы разви-вающихся стран за установление нового мирового экономического порядка (НМЭП). Правовая основа борьбы за НМЭП оформлена в документах Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН – Декларации об установлении Нового мирового экономического по-рядка, Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых еще в 1974 году. Что же требуют в борьбе за новый мировой экономический порядок страны «третьего мира»? 1. Изменения правил игры в международной торговле, фи-нансах, инвестициях. Так, эти страны считают, что МВФ должен изменить свои правила по отношению к ним в вопросах кредитова-ния (снять барьеры с получения кредитов, снизить учетную про- центную ставку по кредитам, не вмешиваться в их внутренние эко-номические процессы). 2. Устранения торговых барьеров (тарифы, импортно- 3. Изменения направлений инвестиций со стороны ТНК и МНК (транснациональные и межнациональные корпорации на-правляют инвестиции только в выгодные для них отрасли, что за-частую невыгодно развивающимся странам). 4. Изменения условий торговли (индексация цен экспорта к уровню мировых цен, снижение монопольных высоких цен на им-порт). 5. Облегчения долгового бремени (списание части доходов по примеру взаимоотношений Франции с бывшими колониями, когда были списаны полностью долги со стран зоны франка; предостав-ление новых займов на льготных условиях; продление сроков вы-платы долгов). 6. Оказания более существенной помощи развивающимся Программа борьбы за новый мировой экономический поря-док осуществляется, но пока ее результаты недостаточны для эко-номического прорыва развивающихся стран. Будущее за большей активизацией этих стран и консолидацией их внутри блока разви-вающихся государств. Внешняя задолженность стран мира в настоящее время приобрела характер глобальной проблемы. В настоящее время должниками являются свыше 140 стран мира, их общая задол-женность в начале XXI века составила 5,5 трлн. долл. Страна-ми-должниками на рубеже XX-XXI вв. являются: промышленно-развитые государства (США имеет внешний долг в 700, Германия – 350 млрд. долл.), государства с переходной экономикой (в том числе и Россия имеет долг 110 млрд. долл.), так и развивающиеся государства (около 3 трлн. долл.). Внешний долг – это одна из крупных проблем, затрагиваю-щая национальную экономическую и политическую безопасность страны. В большинстве своем он возникает вследствие займов (кредитов) одних стран у других или одних стран у международных финансово-кредитных организаций. «Жизнь взаймы» не лучший удел жизни общества. Проблема внешней задолженности развивающихся стран впервые потребовала своего решения в середине 50-х годов вслед-ствие возникшего прецедента с Аргентиной, оказавшейся на грани банкротства. Этот прецедент вызвал к жизни программу рассрочки погашения долгов странами-должниками перед Парижским клу-бом. Вторично данная проблема обострилась на рубеже 70-80-х го-дов в связи с падением цен на нефть и ростом дефицитности торго-вого и платежного баланса развивающихся стран. Внешний долг к этому времени данных стран составил более 360 млрд. долл. В 1983 году 40 стран мира подписали соглашения об отсрочке платежей по коммерческой задолженности. В 1985 г. была принята программа Бейкера, предусматривающая реструктуризацию платежей по об-служиванию внешнего долга в 15 странах в виде отсрочки плате-жей на 10-20 лет. В конце 80-х годов был разработан план Брэйди (по имени разработчика, министра финансов США) по реструктуризации за-долженности развивающихся стран, в котором учитывалось сле-дующее обстоятельство, эти страны никогда не смогут полностью решить проблему внешней задолженности, поэтому часть внешнего долга (35%) должна подвергнуться списанию, а отсрочка погаше-ния долга передвигалась на 30 лет. Внешняя задолженность перед банками преобразовывалась в долгосрочные облигационные займы страны-должника (Brady Bonds), держателям которых предлагались различные виды облигаций, котируемых на мировых финансовых рынках. План Брэйди позволил развивающимся странам и их кре-диторам выйти из глобального кризиса внешней задолженности 80-х годов. В конце 90-х годов Парижский и Лондонский клубы креди-торов под воздействием финансовых кризисов 1994-1998 гг. приня-ли совместную Декларацию «О новых подходах во взаимоотно-шениях между кредиторами и государствами-заемщиками», по которой страны-должники должны объявить себя в состоянии де-фолта, а затем осуществлять реструктуризацию внешнего долга посредством конверсии своих долговых обязательств в государст-венные ценные бумаги. Ряд стран, прибегнув к этой мере, смягчил остроту своей долговой «петли». Однако широкого распростране-ния этот метод не получил, поэтому проблема внешней задолжен-ности развивающихся стран перешла в XXI век, а сумма внешнего долга возросла до 3 трлн. долл. Этот долг висит грузом на эконо-мике развивающихся стран и затрудняет решение многих социаль-но-экономических процессов. По невыплаченным долгам возрас-тают пени, увеличивая тем самым объем внешнего долга. Конечно, некоторые международные кредитно-финансовые организации пы-таются облегчить положение этих стран посредством списания час-ти или всего внешнего долга (данные меры прослеживаются в дея-тельности Парижского клуба кредиторов по отношению к странам «зоны бывшего франка»). В 2005 г. решением МВФ и Всемирного банка в два этапа списаны внешние долги с самых бедных стран на сумму около 40 млрд. долл. Реструктуризация внешнего долга предусматривает прове-дение следующих мер: списание долга (частичное или полное), вы-куп долга, превращение его в долговые обязательства страны, об-мен долга на акции национальных предприятий, обмен долга на долг, в том числе на долг стран «третьего мира», обмен долга на налоги, обмен долга на ресурсы, обмен долга на экспорт (долг на преобааз™ шт ичных ден ш Под eщейsыsгосударст так и между - В мировой теневой экономике существуют три ее самостоя-тельных сегмента: – неофициальная экономика, то есть экономика, не запре-щенная законом на легальные виды деятельности по производству товаров и услуг, которые не фиксируются официальной статисти-кой, тем самым происходит сокрытие этой деятельности от нало-гов. К этому типу теневой экономики можно отнести вторичную занятость людей, работа по совместительству в нескольких местах без указания размера дополнительных заработков (зарплата в кон-верте, а не в ведомости); ремесленная деятельность в текстильной, швейной, ковроткацкой, кожевенной отраслях на конкретного по-требителя; челночный бизнес в середине 90-х годов охватывал око-ло 2 млн. человек, которые вследствие многократного пересечения границы ввозили товаров на сумму в 11 млрд. долл., формируя тем самым стихийную торговлю; – подпольная (криминальная, черная) экономика – в ос-новном, все запрещенные законом виды экономической деятельно-сти (незаконное производство и сбыт продукции и услуг, как-то: оружия, наркотиков, контрабанда; врачи, практикующие без лицен-зии, рэкет, бандитизм, воровство и т.д.). В этом виде теневой эко-номики лидирует организованная преступность по продаже нарко-тиков. Американская «коза ностра» в начале 90-х годов получала ежегодно доход около 120 млрд. долл. Общий объем доходов орга-низованной преступности мира во второй половине 90-х годов оце-нивался в 1 трлн. долл., причем половину этих доходов преступни-ки получали в США; – фиктивная экономика – экономика взяточничества и вся-кого рода мошенничества; деятельность, направленная на получе-ние необоснованных выгод, льгот и т.д. Данный сегмент теневой экономики отражает стремление экономических агентов получать ренту, т.е. выгоду от различных экономических связей. К ней мож-но отнести административную ренту, получаемую вследствие по-ложения в системе государственного управления (это поборы должностных лиц), коррупции – подкупе должностных лиц (по оценкам масштабов взяток в мире в середине 90-х годов они дости-гали сотен миллиардов долларов). К наиболее коррумпированным странам эксперты мировой экономики относят северо-восточные страны Европы, большинство африканских и азиатских стран, сюда относят также и Россию. Управление теневой экономикой не простая проблема, она требует в какой-то ее части совместной борьбы стран (против нар-которговли); необходимо совершенствование законодательства в самих странах по борьбе с коррупцией, бюрократическим произво-лом; требуется углубление либерализации экономики, контроль за вывозом капитала из страны, повышение эффективности самой экономики на всех уровнях хозяйственной жизни страны. Ключевые термины: мировое хозяйство, международное разде-ление труда, интернационализация экономики, глобализация эко-номики, мировая торговля, международная миграция капитала, международная миграция рабочей силы, международная экономи-ческая интеграция, мировой валовой продукт, внешнеэкономиче-ская либерализация, внешнеторговый баланс, платежный баланс, валютная интервенция, глобальные экономические проблемы, ме-ждународные финансово-кредитные организации, страны «Третьего» мира. Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте понимание объективных экономических процессов, обуславливающих формирование мирового хозяйства. 2. Охарактеризуйте диалектику развития мирохозяйственного процесса: от «замкнутости» к «открытой экономике», глобализа-ции экономики. 3. Выскажите свое мнение по отношению к миграции рабочей си-лы из России. 4. В чем Вы видите абсолютные и относительные преимущества международной специализации в производстве и торговли? 5. Охарактеризуйте понимание явлений во внешней торговле: дем-пинговые цены и антидемпинговые расследования. 6. Выскажите свои соображения о вступлении (не вступлении) России в ВТО. 7. Что представляют собой МВФ, ФАО, ВТО, ЮНКТАД, НАФТА? 8. Каким образом может осуществляться процесс реструктури-зации внешнего долга? 9. Какой критерий Вы сможете выделить для характеристики глобальных проблем мирового экономического развития?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.20 (0.017 с.) |