Социальная политика государства. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика государства. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца



Исследование рыночного механизма показывает, что одним из «провалов» рынка является невозможность справедливого рас-пределения доходов, поскольку рынок – социально нейтральный механизм. Поэтому нормативное суждение о справедливости, справедливом распределении доходов, сочетающих в себе мораль-ный и этический аспекты, не оставляет равнодушными ни полити-ков, ни простых граждан. Исходя из этого, одним из важнейших направлений государственной деятельности, сглаживающей нега-тивные стороны рыночного механизма, является социальная по-литика, подразумевающая действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных групп общества. В широком смысле слова под социальной политикой можно понимать комплекс мер макроэкономического регулирова-ния, призванных обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, равные «стартовые условия» для граждан страны.

Социальная политика связана с понятием «справедливость», определяемая как честность, беспристрастность. Исходя из теории экономики благосостояния, справедливым можно считать равно-правное распределение и эффективное, допускающее приемлемую степень неравенства в распределении. В экономической литературе концепция справедливого распределения доходов рассматривается с позиции трех подходов: эгалитаристского, утилитаристского и роулсианского.

Эгалитаристский подход (концепция) считает справедливым уравнительное распределение доходов, то есть распределение по-ровну. Слабым местом этого подхода является выбор критериев оценки «одинаковости заслуг» для распределения доходов поров-ну: трудовой вклад, владение имуществом, умственные физические и умственные способности. Подход с позиции Шарикова из «Со-


бачьего сердца» М.Булгакова «…взять и поделить все поровну» примитивен для характеристики эгалитаризма.

Утилитаристский подход (предложен экономистом XIX века И.Бентаном) считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой полезностей всех членов общества.

Роулсианская концепция базируется на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое мак-симизирует благосостояние наименее обеспеченного члена обще-ства.

Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурент-ном механизме спроса и предложения на факторы производства.

Государство, учитывая обстоятельства рыночного механиз-ма, выстраивает систему мер по социальной защите населения. Под социальной защитой понимают комплексную систему мер, обес-печивающую нормальные условия жизнедеятельности человека от рождения до смерти, защищающую его социальные права и, в пер-вую очередь, право человека на достойное существование.

Социальная защита включает в себя выплаты и компенсации из средств федерального и местных бюджетов, фондов предпри-ятий и граждан. Она может проводиться в различных формах:

а) денежных выплат и компенсаций;

б) предоставления материальных благ и услуг; бесплатного
питания, крова, оказание медицинской помощи, покровительства,
опекунства и др.

Основными источниками средств социальной защиты яв-ляются:

а) налоговые отчисления;

б) целевые отчисления от доходов предприятий и граждан;

в) пожертвования.

Политика по социальной защите населения строится диффе-ренцировано:

– в зависимости от возраста: дети дошкольного возраста, уча-щаяся молодежь, студенты, работающие граждане, пенсионеры;

– от социального положения: наемные работники, предпри-ниматель, безработные;

– от условий труда: тяжесть, вредность;

– от доходов: малообеспеченные слои населения, лица с фик-сированным доходом, безработные.

Вопрос о видах и формах социальной защиты относится к самым трудным в социальной экономике, поскольку всем желаю-щим и нуждающимся в помощи получить ее невозможно. Социо-логи дают такой рецепт: «Помогать только тем, кто не способен помочь себе сам».


Особо следует выделить социальную поддержку тех слоев населения, которые остро в ней нуждаются. Такие категории насе-ления принято называть социально незащищенными (уязвимыми) слоями. К социально незащищенным слоям населения относится, прежде всего, лица, лишенные возможности самостоятельно собст-венными усилиями улучшить свое благосостояние, поддержать минимально необходимые условия жизни. В широком смысле сло-ва социально незащищенными считаются люди с низкими дохода-ми, не превышающими прожиточный минимум. При отнесении тех или иных групп людей к категории социально незащищенных сле-дует учитывать не только текущие доходы, но и денежные сбере-жения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Но на практике получить достоверные сведения об имущест-венном состоянии людей трудно, приходится использовать в каче-стве критерия, характеризующего материальное положение, офи-циальные денежные доходы. По состоянию на 1 ноября 2004 года в России лица с доходами ниже прожиточного уровня к общей чис-ленности населения составляли 18,7% населения (прогноз на 2007 год –10%). Это прежде всего многодетные семьи; семьи, потеряв-шие кормильца, неполные семьи; инвалиды, престарелые, пенсио-неры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие на стипендию; безработные лица, пострадавшие от стихийных бедст-вий, политических и социальных конфликтов.

Прожиточный минимум – это минимальная сумма денеж-ных средств, дохода, достаточная для удовлетворения основных объективно необходимых физиологических и социально-культурных потребностей человека. Прожиточный минимум рас-считывается на «среднестатистического жителя» и для различных социально-демографических групп населения (мужчины, женщи-ны, дети и т.д.). Прожиточный минимум определяется по так назы-ваемой «потребительской корзине» – набору товаров и услуг, обеспечивающих человеку удовлетворение основных материаль-ных и духовных потребностей, на принятом в настоящее время в обществе минимально допустимом уровне.

Составляющей частью проблемы определения прожиточного минимума является понимание и измерение бедности. В мировой экономической науке и практике на этот счет сложилось две кон-цепции. Одна из них исторически более ранняя – основана на по-нимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется неизменным объемом благ, обеспечивающих удовле-творение минимальных стандартов существования. Измеряется он путем экспертных оценок основных физиологических потребно-стей людей разного пола, возраста, характера занятости. Другая концепция, получившая развитие в послевоенный период, рассмат-ривает бедность как относительную категорию и причисляет к бед-


ным те семьи, чьи доходы существенно ниже достигнутого в обще-стве уровня благосостояния.

Абсолютное толкование категории бедности позволяет ста-вить задачу – ее устранение путем доплат семьям, чьи доходы ниже биологического минимума. Относительное понимание бедности, когда прожиточный минимум зависит от среднего достигнутого в обществе уровня благосостояния и должен периодически пере-сматриваться вслед за ростом доходов, делает задачу устранения бедности неразрешимой в принципе, т.е. пока в обществе объек-тивно существует дифференциация доходов.

Дифференциация населения по уровню доходов является объективным следствием действия рыночного механизма. Степень неравенства доходов можно видеть на кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика М.Лоренца. Причем при построении кривой Лоренца учитывается персональ-ное, а не функциональное распределение доходов.

Процент

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

0 20 40 60 80 100

Рис.29. Кривая Лоренца

На рис.29 «доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретически возможно абсолютно рав-ное распределение доходов, которое на графике представлено бис-сектрисой, указывающей на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Например, 20% семей получают 20% от всего дохода, 40% – 40%, а 60% – 60% и т. д. Кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов, а область между линией, обозначающей абсолютное равенство рас-пределения и кривой Лоренца, отражает степень неравенства дохо-дов.

По кривой Лоренца можно видеть насколько фактическое распределение близко к абсолютному равенству: чем больше кри-


вая Лоренца отклоняется от «абсолютного равенства», тем выше степень неравенства распределения дохода. См. рис.30.


Процент

дохода Абсолютное равенство

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Процент семей

20 40 60 80 100

Рис.30.Кривая Лоренца.

Есть и другие способы измерения неравенства в распределении доходов: наиболее известный из них – децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходами 10% населения из низшей группы. Так, например в Швеции, если сравнивать доходы низших 10% и высших 10% групп населения до вычета налогов и получения трансфертов, то соотношение будет 1:100, а если взять соотношение располагаемых доходов, то уже 1:4. Анализ децильного коэффициента в России по Отчетам Всемирного банка в конце 90-х годов свидетельствовал о следующем раскладе групп населения в распределяемых доходах – 10% населения высшей группы имели доходы в 6-15 раз выше, чем 10% населения низшей группы. Сравнение по квинтильным группам населения (по 20% каждая) показывало, что доходы первой группы(с самыми низкими доходами) составляло 6,2% валовых доходов, а доходы пятой группы (с самыми высокими доходами) –47,3%, децильный коэффициент составлял 13,9.

Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциаци доходов, является коэффициент Джинни, или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с крнвой Лоренца. К концу 90- х годов коэффициент Джинни в России вырос по отношению к 1991 году с 0,26 до 0,45. Коэффициент Джинни и децильный коэффициент могут рассчитываться для различных видов доходов и их субъектов. Можно рассчитывать индексы по величине заработной платы, по доходу от предпринимательской деятельности, по величине ВВП (ВНП) на душу населения, по валовому доходу домашнего хозяйства. Интересно заметить, что по данным Всемирного банка по показателю ВВП, рассчитанному на душу


населения паритету покупательной способности, в начале XXI века Россия отставала от Франции на 50 лет, Германии на 48 лет. Душевой ВВП, рассчитанный по указанной методике в 2001 году, в России равнялся уровню душевого ВВП США 1935 года, Англии – уровню 1934 года, Швеции – уровня 1944 года.

Неравенство в доходах обусловлено различными причи-нами, в качестве которых выделим следующие:

а) различиями интеллектуальных, физических и эстетических
способностей людей. Люди с высокими интеллектуальными спо-
собностями имеют больше шансов получить относительно высоко
оплачиваемую работу, например, в области медицины, права, эко-
номики. Другие, наоборот, обречены на подсобные и низкооплачи-
ваемые работы;

б) различиями в уровне образования и обучения. У выпуск-
ников вузов более широкие перспективы и доступ к высокооплачи-
ваемой работе;

в) выбором профессии. Дифференциация доходов в этом слу-
чае наблюдается как в зависимости от выбранной профессии, так и
внутри самой профессии.

Социальная защита основной массы населения в рыночных условиях – это защита от кризиса, инфляции (роста цен) и массовой безработицы. Для того чтобы рост цен не приводил к катастрофи-ческому понижению уровня потребления и жизни, применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, стипен-дии, пенсии периодически увеличиваются с учетом роста цен «по-требительской корзины». При этом индексация доходов осуществ-ляется «задним числом» и зачастую не компенсирует всех потерь от инфляции. Осуществляется также индексация вкладов, государ-ственных облигаций и иных накоплений.

Существуют виды стабильной социальной поддержки опре-деленных слоев населения со стороны государства, не связанные с чрезвычайными ситуациями. Это социальное обеспечение и соци-альное страхование (гарантии). Социальное страхование – система материального обеспечения при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях.

По способу формирования средств, идущих на социальное страхование, можно выделить: обязательное, дополнительное, спе-циальное, добровольное страхование. Так, к общему обязательному страхованию относится в России – страхование, связанное с выпла-той государственных пенсий, пособий по безработице и др. Допол-нительное страхование ставит целью обеспечить более высокий уровень социальной защиты против предусмотренных норм. На-пример, медицинская страховка в независимых пенсионных фон-дах. Формы дополнительного страхования разнообразны: оно мо-жет быть обязательным, добровольным, индивидуальным, коллек-тивным. Специальное страхование вводится для особых категорий


работников и сфер деятельности. Например, резервное требование Центрального Банка – страховка на воздушном транспорте. Добро-вольное социальное страхование зависит от воли и желания самих граждан и фирм. Это может быть, например, страхование от несча-стных случаев жизни, автотранспорта, жилья и др.

Основными видами социального страхования являются – пенсионное обеспечение, медицинская помощь, страхование вре-менной нетрудоспособности, безработицы.

Согласно Российскому законодательству, женщины, начиная с 55 лет, а мужчины – с 60 лет, имеют право выхода на пенсию. Пенсия выплачивается в зависимости от стажа работы, уровня за-работной платы, но не ниже минимального предусмотренного за-коном уровня. Кроме того, существуют пенсии по инвалидности, потере кормильца. Пенсии выплачиваются за счет средств государ-ственного Пенсионного фонда и федерального бюджета, образуе-мого из отчислений, взимаемых из фонда заработной платы пред-приятий независимо от форм собственности. На Западе отчисления в Пенсионный фонд и фонд социального страхования и фирма, и работник осуществляют равными по величине долями.

Средства на страховые взносы по всем видам обязательного страхования вносят все предприятия, независимо от формы собст-венности. Они накапливаются в России на счетах специальных фондов: Пенсионном Фонде, Фонде обязательного социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования.

По мере развития рыночных отношений будет расти роль не-государственных социальных страховок в области медицинского обслуживания, дополнительного пенсионного обеспечения и др.

И, наконец, еще одно направление социальной защиты – обеспечение социальных гарантий в сфере трудовой деятельности (работающим гражданам). К такого рода гарантиям относятся ре-гулирование со стороны государства основных параметров труда и отдыха, условий работы и ее оплаты. Определяется максимальная продолжительность рабочей недели, минимальная продолжитель-ность оплачиваемых отпусков, регламентируются предельно до-пустимые параметры тяжести и вредности труда по возрасту ра-ботников, минимальные размеры денежных компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях, минимальная оплата труда. Эти вопросы отражены в Трудовом кодексе РФ, действующем с 1.02.2002 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.106 с.)