Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая Лоренца и ее значения для реализации принципа справедливости налогообложения

Поиск

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1.3). Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств – 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О—Е—А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О—В—А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов (О—Д—А) более равномерным по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов) {О—Е—А). Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков; принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

 

2. Налоги как экономическое, политическое, социальное и культурное явление реальной жизни. [абстрактное, пишем сами]

налог - это одновременно экономическое, хозяйственное, социальное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М. М. Алексеенко ещё в XIX веке отметил эту особенность налога: "С одной стороны, налог - один из элементов

распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е.

цены) собственно и началась экономическая наука. С другой стороны,

установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет

одну из функций государства" [22, с.56].

 

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог, в конечном итоге, на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и экономику страны как единое целое (теория цены и теория переложения). Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм,

выделения приоритетных направлений развития социально-экономических проектов. В развитии взглядов экономической и социологической науки на роль государства в становлении системы налогообложения можно выделить два направления, которые чётко прослеживаются в следующем: первое направление - тезис А. Смита о непроизводительном характере государственных услуг не только отделял финансовое хозяйство государства от совокупности и взаимодействии частных, но и противопоставлял их. Налог в этой концепции не связан с удовлетворением экономических потребностей общества, поскольку обслуживает непроизводительные расходы государства и, следовательно, считается вредным для общества. Второе направление связано с выработкой взглядов на хозяйственную деятельность государства как составную часть народнохозяйственной, как потребность экономического и социального развития, как его фактор. Во взглядах на налог происходит поворот к пониманию налога как осознанной

необходимости. При этом практика налогообложения опережала финансовую науку, правительство столкнулось с непринятием налогов населением,

уклонением от их уплаты.

3.Права представительных органов муниципальных образований в области установления налогов.

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений -- иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

- порядок и сроки уплаты налога, а также

- формы отчетности по данному местному налогу.

Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения - налоговую базу, объект налогообложения и т. д. - устанавливают федеральные законодатели.

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (то есть налогов и сборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ, а до ее вступления в силу - в ст. 21 Закона Российской Федерации "06 основах налоговой системы в Российской Федерации").

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законами этих городов.

Местные налоги и сборы разрешается устанавливать и вводить только в пределах перечня, предусмотренного НК РФ. При этом представительные органы местного самоуправления в своих нормативно-правовых актах обязаны при установлении местного налога определить налоговые ставки в предусмотренных НК РФ пределах, сроки уплаты и формы отчетности по данному налогу.

Могут предусматриваться также налоговые льготы и основания для их предоставления налогоплательщикам. Другие обязательные элементы налогообложения устанавливаются по местным налогам НК РФ. Отличительной особенностью местных налогов и сборов является то, что они полностью (за исключением земельного налога) зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту уплаты и являются их закрепленными доходными источниками.

 

Часть 2. Практические задания (Решение первого и второго задания оценивается до 10 баллов; решение третьего задания оценивается до 15 баллов).

 

1. Налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки была переквалифицирована сделка и доначислена сумма налога. Каким образом должна быть взыскана недоимка?

Ответ: Пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ наделил налоговые органы правом изменять юридическую квалификацию сделок для целей налогообложения.

«Переквалификация» в данном случае – это признание того, что тот или иной договор или их совокупность, неправильно отражают действительную экономическую сущность отношений по сделке. Из этого очевидно следует, что и налоговые последствия такой сделки должны быть совершенно иными, нежели те, что были определены налогоплательщиками изначально самостоятельно. В предложенном примере взыскание налога производится в судебном порядке по ст. 45 п. 2 пп.3 (с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;)

2. У организации, уставный капитал которой полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов в марте 2011 года среднесписочная численность инвалидов составляла 55%. Организация была освобождена от НДС. В апреле 2011 года в связи с увольнением нескольких инвалидов среднесписочная численность инвалидов составила 45%. Теряет ли организация право на льготу?

Ответ: Ответ. Конечно, теряет в апреле. Она должна начислить и уплатить в бюджет НДС за апрель. Статья 149, пункт 3, пп.2.

3. Покупатель купил бутылку водки (40градусов, емкость бутылки 0,5 литра) в магазине за 500 рублей и пожелал узнать сумму акциза и сумму НДС в стоимости покупки. Помогите ему рассчитать сумму акциза и НДС в стоимости покупки.

Ответ: Так как косвенные налоги начисляются в следующей последовательности: Стоимость+таможенные пошлины+акциз+НДС+налог с продаж, рассчитаем сначала НДС, затем акцизы.

По ст. 164 п. 3 налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость равна 18 процентам.

НДС=500*18/118= 76,27 руб.

Акцизы: по ст.193 с 1 января по 30 июня 2012 года налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составляет 254 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, тогда сумма акциза=254*0,5*40%=50,8 (руб.)

 

 

Билет #9

вопрос №1 Понятие дискреционного дохода

1. Это разница между совок. и первоочередными потребностями, он определяет истинную платежеспособность лица).

- часть чистого дохода потребителя, остающаяся после необходимых расходов, уплаты налогов, затрат на удовлетворение первейших жизненных потребностей. Подобный остаточный доход расходуется по собственному усмотрению потребителя, является в этом смысле свободным.

 

вопрос №2. Сущность и назначение налогов с позиции теории коллективных потребностей

Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени. В параграфе о финансовом хозяйстве государства мы достаточно обстоятельно рассматривали вопрос о его нуждах, потребностях, которые получили название “коллективных”, а в дальнейшем - “общественных”. Для удовлетворения такого рода неделимых потребностей и должны быть использованы налоги. Все известные финансовые школы: немецкая, итальянская, австрийская, американская едины в том, что рассматривают налог как эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги, откуда и вытекает, что принудительный характер налога — это наиболее характерный признак, отличающий налог от пошлин, от доходов с доменов и от регалий.

 

вопрос№3. Налоговые инструменты регулирования экономических и социальных процессов (Романовский 50-51)

Одной из наиболее значимых задач налогового регулирования экономики является гармоничное сочетание того инструментария, который применяется в связи с установлением налоговых обязанностей. Традиционно в наиболее общем виде это относится к сочетанию в законодательстве и, соответственно, в экономической политике фискальной и регулирующей функций налогообложения.

установление налоговых льгот является одним из основных инструментов выравнивания положения различных участников экономических отношений либо служит своего рода стимулом для развития приоритетных отраслей. При этом вопрос о целесообразности и эффективности льгот является, скорее, проблемой результативности действий органов власти.

Раздел №2 Задачи.

1.Налогоплательщик-организация и налогоплательщик- физическое лицо подали в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу на иностранном языке. Сотрудник налоговой инспекции не принял декларацию у обоих налогоплательщиков.

Прав ли сотрудник налоговой инспекции?

Если налоговая декларация подается на иностранном языке, то к ней прикладывается перевод, заверенный нотариусом. Если перевод не прикладывался, то сотрудник налоговой инспекции прав.

 

 

2. Школьник в возрасте 15 лет получил от правления садоводческого товарища оплату труда по уборке мусора на территории дачного товарищества в период летних школьных каникул. С полученного дохода не был удержан НДФЛ. Кто в данной ситуации должен нести ответственность за неуплату НДФЛ?

По НК РФ садоводческое товарищество должно было исчислить и удержать налог у школьника, следовательно ответственность за неуплату НДФЛ должно нести садоводческое товарищество. (Ст 226 п.1)

 

 

3. В налоговом период организация «Эх, хорошо!» произвела 2 тыс. бутылок водки крепостью 40 % (объем бутылки 0,5 литра). Реализация водки составила 1800 бутылок, в т.ч. 500 бутылок направлено на экспорт (банковская гарантия на дату отгрузки имеется). В отчетном периоде организация приобрела 800 литров спирта этилового 96%. Закупленный спирт полностью был использован для производства водки. Счет-фактура по приобретенному спирту имеется, сумма акциза выделена отдельной строкой. Рассчитайте сумму акциза к уплате в бюджет организацией «Эх, хорошо!»

 

Объект налогообложения – произведенные и реализованные бутылки.

Экспорт не считаем – ст. 184 - банковская гарантия имеется. Значит 1800 – 500 = 1300 подакцизных бутылок. Акцизы по реализованным алкогольным продуктам:

1300 * 0,5 = 650 литров (40%).

650* 40%* 254 рубля = 66040

При этом, к налоговому вычету идет в соотвт. со ст. 200 п.2 акциз за приобретенный спирт этиловый:

800* 37 = 29600

Итого сумма акциза к уплате: 66040 – 29600 = 36440

 

Билет #10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.009 с.)