Распределение доходов и социальная политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение доходов и социальная политика государства



Доходы - сов-ть денежных ст-в и мат благ, полученных за опред промежуток времени.

В условиях рынка распр-е доходов тесно связано с проблемой распр-я произв ресурсов.

 

Рыночное распр-е ведет к значитеьному неравенству, это связано с неравенством в распр-и факторов пр-ва, а также с несовершенством конкуренции. Более специфические причины неравенства доходов: "врожденные таланты", образование, "профессональные вкусы", риск, владение соб-тью, удача, связи, несчастья, экономич дискримин, географ и климат условия.

 

Кривая Лоренса иллюстрирует различие доходов.

Более точным показателем неравенства является индекс концетрации доходов населения, он же коф Джини, характеризующий степеь откл-я фактического объема доходов от линий их равномерного распр-я

Исп и др показатели: децильный коэф-т или коэф-т дифференциации доходов, который показывает, во ск раз 10% самых богатых превосходят по уровню 10% самых бедных семей.

 

Соц пол гос-ва - целенапр деят-ть гос-ва, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение соц конфликтов на эконом почве. Ее хар-ер зависит от ст. вмеш-ва гос-ва.

 

Типы гос соц пол:

1) остаточная - выполняет функции, которые не в состоянии осущ рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватывааемости политика, примущ пассивная, компенсационный хар-ер (сша)

2) Институциональная - соц политика играет важнейшую роль в обеспечении населения соц услугами, более конструктивна. (европа)

 

Цели сп: предоставление соц защиты населению и обесп-е опред уровня благосостояния.

 

Соц защита - сов-ть мероприятий гос-ва и органов, отвечающих за их осущ-е.

1) Активная форма сз - гос поддержка и перподготовка кадров на б/п основе, соз-е новых раб мест

2) Пассивная форма сз - дотации, пособия

 

Роль рынка и государства в распределении национальногодохода.

1.Распределение дохода в модели свободной рыночной экономики основывается наследующих принципах:

·учет неравенства способностей работников;

·люди должны получать доход равный вкладу своего факторав создании продукта;

·безраздельное господстве частной (единоличной) собственности;

·распределение доходов должно стимулировать увеличениепроизводства и рост его эффективности;

·свободная конкуренция усиливает неравенство полученныхдоходов

Сторонники либеральной рыночной экономики считают, чторавенство доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее (кривойЛоренца).

На основе кривой Лоренца определяется так называемый децильныйкоэффициент.Он показывает, во сколько разсамыхбогатых семей превосходят по уровню дохода самых бедных. В либеральной рыночнойэкономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределениинац.дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляетсясоц. расслоение населения. Это приводит к тому, что значительная часть людейопускается ниже официальной черты бедности. Они не могут получить средства ксуществованию, так как лишены производственных факторов. Это обстоятельство обостряетсоциальную обстановку.

2. Вправовом демократическом гос-ве осуществляется модель социально ориентированнойэкономики которая строится на следующих принципах:

·нормальным считается множественность формсобственности;

·все граждане наделены по закону основными социальнымиправами и свободами;

·государство создает условия для достаточногоудовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения;

·государство с помощью налогов перераспределяет личныедоходы граждан от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным гражданам;

·социальной опорой гражданского общества становится средний класс.

Социально справедливоераспределение нац.дохода предполагает его эффективное первичное распределение вмикроэкономике и последующее вторичное распределение доходов владельцевфакторов производства, проводимое государством. Это предполагает изменение типауправления макроэкономикой.

В составе соц. инфраструктурысложилась и функционируют три системыгосударственного обеспечения: социальное страхование, государственноевспомоществование и система универсального обеспечения. Они создаются главнымобразом за счет различного рода налогов и выплат из заработной платы.

3. Вгос-вах где сочетается рыночная экономика с гос.сектором, две моделираспределения нац.дохода. Они не противопоставляются и не исключаются другдругом, а сочетаются в единой системе распределения и перераспределения дохода.Это происходит следующим образом:

·на уровне микроэкономики проводится первичноераспределение новой стоимости;

гос-во через налоги проводит вторичное распределение илиперераспределение доходов с целью выровнить уровень жизни граждан.

 

Сущность, структура и функции финансов

Финансы - экономические отношения, возникающие в процессе образования и использования фондов денежных ср-в предприятий, гос-ва, муниц обр-ий и населения.

 

Функции:

1) Распределительная - осущ в процессе кругооборота ресурсов предприятия

2) Перераспрелделительная - реализ гос-ом через систему центрлаиз финансов

3) воспроизводственная - оперируя фондами фин ресурсов, гос-во и предприятия рег-ют воспроизводственный процесс

4) стимулирующая - осущ через налоговую систему, бюджетное финансирование в целях повышения типов эк роста

5) контрольная - реализ через систему гос и негос финансового котроля в целях повышения эф-ти управления денежными ресурсами

 

Финансовая система - форма реализации денежных отношений между всеми субъектами хоз деят-ти по раскр-ю и перераспр-ю совокупного общественного продукта, призвана осущ функции финансов.

 

Фин система РФ:

1. централизованные финансы

1.1. муниц

1.2. гос

2. децентрализ

2.1. домох-в

2.2. орг-ий

 

Бюджетная система России

Бюджет - финансовый план на опред срок, чаще на год, представляющий собой смету доходов и расходов.

Бюджет - форма обр-я и расх-я фондов денежных ср-в, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ = федеральный бюджет + бюджет субъектов федерации + местные бюждеты + гос-ые внебюджетные фонды (напр, пенсионный).

Принципы построения:

1) единства бюджетной системы

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3) полноты отражения доходов и расходов

4) сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников фин-ий его дефицита

Бюджетный кодекс рф запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровнях и ограничивает размеры дефицита

5) эффективности и экономичности исп-я бюджетных ср-в

6) достоверности

7) адресности и целевого хар-ра бюджетных ср-в

 

Федеральный бюджет, доходная часть: часть федеральных налогов, доходов от внешне-экономич деят-ти, от исп-я гос соб-ти, часть прибыли ЦБ и др.

Расходная часть: расходы на гос упр-е, нац оборону, судебную власть, правоохр деят-ть, соц сферу, обслуживание гос долга, оказание финанс помощи субъектам федерации и прочие.

 

Профицит бюджета - превышение доходной части над расходной. Его не планируют с 60х гг.

Дефицит - превышение расходов над доходами. Сам по себе не может служить показателем состояния экономики страны.

Источники фин дефицита гос бюджета:

- эмиссия денег

- гос займы внутри страны и за рубежом

 

Гос долг - сумма непогашенных займов и др. фин. обязательств страны.

 

Сущность и функции налогов

Налог - обязательный индивидуальный платеж, взымаемый с орг-и или физических лиц в форме отчуждения принадл им денежных ср-в в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва.

Обязательные элементы налога:

1) Субъект налога - лицо, на котором лежит об-ть уплачивать налог. Субъект не всегда совпадает с носителем налога. (косвееный налог продавец(суб)-покупатель(нос))

2) Объект - то, что подлежит налогооблажению.

Прямые (имущество, доход, прибыль) и косвенные (операции по реализации товаров и услуг и их стоимость).

3) Налоговая база - часть объекта, с которой взымается налог, она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот.

4) Единица налогообложения - ед. измерения налоговой базы (чаще всего ед. ден. изиер-я, но м.б. и ед. физического показателя)

5) Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формировнаия налоговой базы и определяется размер налогового обязательства (месяц, квартал, год)

6) Налоговая ставка - величина налога на ед. обложения. Она м.б. в %, а м..б. твердой (в ден суммах)

В завис от ставки налога налоги бывают пропорциональные (с ростом объекта налогообложения стампвка не меняется), прогрессивные (с увеличением объекта ставка увеличивается), регрессивные (с ростом объектак ставка уменьшается)

 

Факультативные элементы налога: налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм и т.д.

 

Функции:

1) Фискальная - обеспечивает фин-е бюджетов всех уровней

2) социальная, перераспреедлительная

3) регулирующая

 

Виды (по налоговому к РФ):

1) федеральные (НДС, акцизы, на доходы физ лиц и тд)

2) региональные (транспортный, на игорный бизнес, на им-во орг-ий)

3) местные (земельный и на им-во физ лиц)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.016 с.)