Социальная политика. Сущность и основные направления.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика. Сущность и основные направления.



Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей, обеспечение определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства — дети, люди преклонного возраста, инвалиды, безработные.

Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения и регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества. Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда.

Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

Третье направление заключается в том, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

При этом государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в целом, формирование экономических стимулов людей для участия в общественном производстве, воспроизводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей.

Следует учитывать взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. Так как решение задач социальной политики определяется экономическим развитием страны, то она выступает как фактор экономического развития, связанный с реализацией творческого потенциала трудовых ресурсов общества. Поэтому пределы социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов. В таком случае границы участия государства в реализации социальной политики определяются, прежде всего, состоянием экономики. При определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать негативные последствия. Так, например, при социальной помощи безработным важно установить объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремление поиска работы.

Социальная политика базируется на следующих принципах:

· Всеобщность;

· гибкость системы социальных гарантий;

· наличие ресурсного обеспечения социальной политики.

Практическая реализация этих принципов осуществляется путем формирования эффективной системы социальной защиты. Основными элементами этой системы являются: формирование и поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация доходов населения, осуществление трансфертных выплат и др.

Функции социальной политики проявляются в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния всех членов общества, системы социальной защиты населения, регулированию доходов и занятости трудоспособного населения.

В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсации и индексации текущих доходов.

Для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимости жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны. Он отражает ценовые изменения основных элементов потребительских доходов. Для исчисления индекса стоимости жизни производится определение структуры семейных расходов ("потребительской корзины") и выведение на этой основе товарных коэффициентов.

Доходы населения, проблема неравенства доходов.

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов населения. Доход представляет собой сумму денежных средств, зарабатываемую и получаемую членами общества в течение года. Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей. Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и роста сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение цен.

Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доход от собственности (проценты по вкладам, ренту и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию). На величину доходов оказывает влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами, налоги.

Величина доходов и их распределение определяют уровень жизни населения. Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными благами. При этом следует подчеркнуть, что уровень жизни определяется не только объемом и количеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и степенью различий в материальной обеспеченности населения.

На практике в целях определения минимального уровня жизни, черты бедности проводится расчет прожиточного минимального уровня, который представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей человека. Прожиточный минимум служит также для обоснования минимального уровня заработной платы, который характеризует порог бедности. Поэтому обеспечение минимального прожиточного уровня населения является важнейшим направлением деятельности государства.

Формой реализации этого направления является распределение денежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфертных выплат и реализации государственных программ по стабилизации доходов. При этом следует учитывать тенденции дифференциала доходов от трудовой деятельности и доходов, получаемых от собственности на имущество, ценные бумаги и факторы производства.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения чаще используют децильный коэффициент или кривую Лоренца. Кривая Лоренца характеризует неравномерность распределения доходов. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают долю всего количества семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть семей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента семей дает кривую Лоренца ОАВСДЕ, отражающую фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами людей. Если бы в экономических системах существовало абсолютное равенство в распределении доходов, например 20 % беднейшего населения получали 20 % совокупного дохода, 40 % населения — 40 % дохода и т.д., все точки расположились бы на прямой ОЕ, построенной под углом 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Таким образом, реальное распределение будет характеризоваться кривой ОАВСД Е

Р и с. Кривая Лоренца

Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отклоняется от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень экономического неравенства в каждой стране может быть измерена как площадь между кривой Лоренца этой системы и линией абсолютного равенства.

Так, если вычислить площадь, образованную прямой ОЕ и кривой ОАВСДЕ (заштрихованная область), и разделить ее на площадь треугольника ОЕF, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Рыночное распределение доходов не гарантирует членам общества равных доходов и одинакового благосостояния. В этом и состоит социальная "несправедливость" рынка. Это связано с возрастанием роли факторов, которые обусловливают различия в доходах населения и повышении эффективности производства. Тот, кто обладает большей собственностью, получает большую заработную плату и заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальное неравенство.

Таким образом, неравенство доходов является обязательным условием эффективного функционирования рыночной экономики. Поэтому государство должно вторгаться в сферу перераспределения доходов, учитывать проблемы равенства и справедливости, ослаблять социальную напряженность в обществе и экономическое неравенство. Социальное равенство предполагает не только равенство перед законом в отношении к средствам производства, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и приобретения социальных благ пропорционально заслугам. Как показывает исторический опыт, уравнительное распределение в обществе приводит к нищете.

Государство должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль со стороны государства над доходами и прогрессивное налогообложение высоких доходов, наследства, дарений, ликвидацию необоснованных привилегий, формирование новой системы налогообложения.

В западной экономической теории выделяют четыре вида справедливого распределения и перераспределения доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарное распределение означает, что в обществе отсутствует
неравенство в распределении доходов.

Роулсианское распределение предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарное распределение основано на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночное распределение предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор вида справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также историческими и национальными особенностями развития общества.

Понятие "социальная защита" означает политику государства, стремящегося обеспечить нормальные условия жизни гражданам, в первую очередь тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.008 с.)