Глава 8. Фирма (предприятие, организация) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Фирма (предприятие, организация)



Ресурсы предприятия

До начала процесса производства предприятие (организация) должно обладать определенными ресурсами, которые получили название экономических ресурсов (факторов производства). Долж-на иметься готовая к действиям рабочая сила. Материальные ре-сурсы предприятия образуют капитал (фонды по старой термино-логии). Капитал может находиться в денежной форме (собственно деньги), производительной форме (физический капитал) и товар-ной форме (иногда эти формы называют функциональными фор-мами). Капитал находится в непрерывном движении. Исходной формой движения является, естественно, денежная форма, сам процесс движения носит название кругооборота, а непрерывный процесс движения с возвращением к первоначальной стадии – обо-рота. Поскольку капитал последовательно проходит стадии произ-водства и обращения, логично говорить о капитале, находящемся в производстве и капитале, находящемся в обращении. Капитал, за-нятый в производстве, по характеру оборота может быть разделен на основной (машины, оборудование, производственные здания и сооружения и т.п.) и оборотный (затраты на сырье, материалы, го-рючее, рабочую силу и т.п.). Капитал, израсходованный на разные факторы, может носить разные названия. Капитал, расходуемый на покупку рабочей силы (труда) будет переменным капиталом, а из-расходованный на покупку иных ресурсов – постоянным капита-лом. Для нормального обеспечения процесса воспроизводства ка-питал должен с течением времени (а частично – непрерывно) вос-станавливаться в натуральной форме и по стоимости.

Издержки предприятия

Как правило, фирма оценивает свою деятельность не только с точки зрения получения максимума прибыли, но и с точки зрения соотношения затрат и результатов, то есть оценивает эффектив-ность своей деятельности. Затраты для фирмы приобретают форму издержек. Существует большое количество классификаций издер-жек. На некоторых из них мы с вами остановимся. Отметим, кста-ти, что для общества в целом издержками по товару или услуге бу-дут не только затраты фирмы, но и полученная ею прибыль (по-скольку покупатели приобретают товары или услуги именно по рыночным ценам): по своей природе издержки для общества сход-ны с понятием «стоимость», о котором мы говорили в первом раз-деле.

Итак, для фирмы совокупные затраты прошлого и живого труда, объективно необходимые для производства и реализации товара, принимают форму издержек. Иногда издержки разделяют для предприятий производственной сферы (там их называют себе-стоимостью) и непроизводственной сферы (издержки обращения).


Более предпочтительной является классификация, когда издержки любого предприятия в производственной сфере называют издерж-ками производства, а его же, например, издержки в сфере обра-щения – издержками обращения. Известно (см. раздел I), что в издержки включается как часть необходимого, так и часть приба-вочного продукта. Иногда издержки обращения делят на дополни-тельные издержки обращения (их связывают с продолжением про-цесса производства в сфере обращения – упаковкой, расфасовкой, сортировкой, хранением продукта и т.п.) и чистые издержки обра-щения (связаны с изменением форм стоимости и включают в себя издержки по купле-продаже и ведению учета).

По другой терминологии издержками предприятия считают-ся просто все затраты на приобретение факторов производства. При этом можно выделять бухгалтерские или явные издержки, сводящиеся к возмещению привлеченных организацией со стороны факторов производства и неявные издержки (альтернативные или вмененные издержки, они же – издержки упущенных возможно-стей). Суть последних в следующем – оцениваются варианты дея-тельности с разными ресурсами, и если какой-либо набор ресурсов обеспечивает деятельность с лучшими показателями эффективно-сти, то на него и ориентируются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.003 с.)