Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и его экономические функции. Границы и методы государственного регулирования

Поиск

В современной экономической науке и хозяйственной прак-тике довольно остро стоит вопрос о роли государства в решении макроэкономических проблем. Если в странах с развитой рыночной экономикой решение этого вопроса уже довольно четко определи-лось, то в странах с переходной экономикой доминируют тенден-ции на резкое ограничение государственного вмешательства в ры-ночные процессы. Основным тезисом политиков является положе-ние «Чем меньше государства – тем лучше». Но лучше ли это и каково место государства в современной экономике? Этот вопрос является одним из центральных в настоящее время, он имеет свою предысторию.

Одними из первых поставили вопрос о необходимости вме-шательства государства в экономическую жизнь представители меркантилистской теории, во взглядах которых проводилась идея о протекционистской политике со стороны государства. В XVII веке европейские меркантилисты полагали, что только государство мо-жет обеспечить экономический порядок, они разработали и осуще-ствили на практике систему регулирования в области налогов, фи-нансов, внешней торговли. Выражением этой политики является билль «О навигационном акте» диктатора Кромвеля в Англии се-редины XVII века.

В XVIII-XIX вв., в условиях расцвета свободной конкурен-ции экономическая роль государства сводилась, в основном, к ох-ране права собственности и свободы экономического выбора. В этой экономической реальности возобладал тезис, выдвинутый А.Смитом, о государстве в качестве «ночного сторожа частной собственности». Однако, несмотря на доминирование этого тези-са, в XVIII-XIX вв. высказывались и противоположные идеи, о не-обходимости вмешательства государства в экономику. Известны теоретические обоснования идеи централизованного государства А.Гамильтона (США), К.Ротбертуса, К. Маркса и Ф. Энгельса (Германия). Представляют интерес идеи Ф.Энгельса, изложенные им в письме к К.Шмидту в 1890 году, о трояком проявлении дейст-вий государственной власти по отношению к экономике: способст-вующих развитию, действующих против экономического развития и препятствующих экономическому развитию.

На рубеже XIX-XX вв. стала отчетливо проявляться тенденция к вмешательству государства в экономические процессы, и наиболее характерным отражением этой тенденции явилась политика промышленно развитых государств с рыночной экономикой в эпоху мирового кризиса 1929/1933 гг., нашедшая отражение в теоретических концепциях экономиста Дж.Кейнса.


Вторая половина XX века ознаменовалась почти повсемест-ным усилением экономического присутствия государства в хозяй-ственной жизни, инструментом которого явилась национализация крупных производств и перевод их в государственное имущество, планирование экономики, реализация модели социально-рыночного развития экономики в политических установках прави-тельства ряда стран.

Усиление экономической роли государства в рыночной эко-номике связано, как правило, с «провалами» рынка, то есть слу-чаями, когда рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ограниченных ресурсов общества. Эти «провалы» можно рассматривать в качестве причин к активизации государ-ства в экономической сфере. К ним следует отнести проявление монополизации в рыночной экономике (развитие несовершен-ной конкуренции), неспособность рыночного управления эконо-микой в сохранении ресурсов и окружающей среды, отсутствие заинтересованности у частного бизнеса в производстве обществен-ных благ (производимые блага для пользования всем обществом: национальная оборона, общественный транспорт, социальная ин-фраструктура), сохранение неравномерности в распределении до-ходов, нестабильность макроэкономического развития, проявляе-мая в кризисных процессах в экономике.

Об укреплении государства в хозяйственных процессах ры-ночной экономики свидетельствуют реально проводимые процессы в странах, нашедшие отражение в ряде важнейших показателей экономической жизни: доля государственного сектора в созда-ваемом ВВП (в 90-е годы она составляла в Великобритании – 50%, Франции – 54%, США – 38%, Японии – 35%); доля занятых в го-сударственном секторе от общей численности работающих

(Швеция – 32%, Франция – 25%, Великобритания – 14%, США – 13%, Япония – 6%); рост государственных расходов за 90 лет XX века составил в США 4,5 раза (32,8%), Японии – 5 раз (37%), Шве-ции – 6 раз (58,5%), Германии – 3,5 раза (47%), Франции – 3 раза (54,3%); рост социальных трансфертов ( расходы на пенсии, по-собия, здравоохранение) и их удельный вес в общих расходах государства за соответствующий период XX века составил в США – 27 раз (16,3%), Японии – 80 раз (16,1%), Швеции – 21 раз (21,3), Германии – 21 раз (21,2), Франции – 35 раз (27,8%).

Развитие экономики во второй половине XX века характери-зовалось своеобразием мер в каждой стране по вмешательству пра-вительственных органов в хозяйственные процессы. Это своеобра-зие отдельной страны или региона стран мирового хозяйства мож-но теоретически сформулировать в виде моделей, отражающих степень государственного воздействия на экономическое развитие в целом, так и в отдельных звеньях экономики. Так, с оветская мо-дель государственного воздействия на экономику отличалась от


всех других высокой степенью огосударствления, приведшего к государственному монополизму. Скандинавская модель характе-ризуется своеобразием государственной политики в экономике, выраженной в поддержке хозяйствующих субъектов в аграрной сфере субсидиями, льготными кредитами, поддержке националь-ных монополий, производством государственным сектором высо-кой доли общественных благ (образования, медицинского обеспе-чения), обеспечением социальных трансфертов. Латиноамерикан-ская модель отличается существенной ролью государства в инве-стиционной политике, сильным протекционизмом, поощрении ус-коренной индустриализации, экспансией государственных пред-приятий в рынок, сохранением низкой налогооблагаемой базы, но одновременно – слабой развитостью производства общественных благ, низким уровнем социальных трансфертов, сохранением нера-венства. Сингапурская (гонконгская) модель характеризуется такими чертами, как высокий уровень открытости экономики, ста-бильно высокие темпы экономического роста (7% в год), рост ре-альных доходов населения, значительный экспорт (200% ВВП), невмешательство государства в рынок, освобождение внешней тор-говли от пошлин и инвалютного контроля, отказ от бюджетных субсидий отраслям и предприятиям, направленность системы со-циальной защиты только на малоимущих граждан, отсутствие по-собий по безработице, наличие больших резервов инвалюты, соб-ственность государства на жилье, широкие вливания инвестиций в инфраструктуру. Модель стран Западной Европы отличается тем, что государство при помощи инвестиций большие усилия направ-ляет на внешнеторговую политику, осуществляет политику плав-ных ставок таможенных тарифов, организует лоббирование эконо-мической дипломатией интересов страны на внешнем рынке, под-держивает производство, ориентированное на мировой рынок. В странах этого региона на поддержку экспорта, в том числе, дота-циями, ежегодно расходуются большие финансовые ресурсы. Рас-ходы на эти цели окупаются значительно быстрее, нежели ориен-тированные на внутренний рынок. Такая деятельность государст-венных органов резко сокращает отрицательное сальдо торгового баланса. Модель современной России первоначально была сори-ентирована на принцип: «чем меньше государства – тем лучше». Реализации данного принципа нашло свое отражение в либераль-ной модели российских преобразований, в форсированной прива-тизации государственного имущества, децентрализации налоговой системы, либерализации внешней торговли, демонополизации бан-ковской системы. В настоящее время наблюдается некоторый от-ход от этого принципа.

Государство является нерыночным механизмом воздействия на экономику, и в этом процессе оно выполняет определенные

Экономические функции.


1). Государство устанавливает правила экономического по-ведения, «правил игры» экономических субъектов посредством создания правовой среды (законодательства), обеспечивая нор-мальные условия для функционирования частного бизнеса. Госу-дарственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к тому или иному субъекту рыночной экономики, нару-шающему, сформулированный государственными органами, поря-док. Например, нарушение договора о поставках продукции потре-бителям, нанесшее им экономический ущерб, требует возмещения упущенной выгоды. Законодательство устанавливает общий поря-док определения и возмещения этого ущерба. Государство уста-навливает антимонопольное законодательство, в котором разрабо-таны санкции за превышение определенного уровня производства или торговли, приводящего к монополизации и росту цен, тем са-мым защищается конкуренция и права потребителей. В отдельных случаях государство идет на предоставление монопольных прав экономическим субъектам, т.е. само искусственно создает монопо-лии. Например, юридически защищает право изобретателя на его интеллектуальную собственность. Хотя такая монополия сдержи-вает применение изобретения, но создает мощные стимулы к соз-данию новых идей и технологических новинок. Государство фор-мулирует экологическое право, обязательное для всех предприни-мателей, занимающихся промышленным производством. Государ-ственное законодательство распространяется на права собственно-сти, на защиту предпринимательской деятельности и пр.

2). Важной функцией государства является управление де-нежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся бумажные, т.е. «неполноценные» деньги. Объем денеж-ной массы, включая и безналичные деньги, является чрезвычайно важным инструментом государственной монетарной политики. Из-быточный рост денег вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, их недостаток может привести к экономическому спаду, безработице. Регулирование денежной массы осуществляется Центральным бан-ком, который во всех странах, как правило, является государствен-ным и управляет всей банковской системой страны.

3). Функцией государства является финансирование нацио-нальной обороны, поддержания общественного порядка, общест-венно нормальных условий жизнедеятельности, образования, ме-дицинского обслуживания и т.п.

4). Важными функциями современного государства являются стабилизация экономических процессов в стране, путем вмеша-тельства в механизм рынка (государство может проводить полити-ку поощрения привлечения инвестиций из различных источников и тем самым повышать производство дефицитной продукции, усили-вать совокупный спрос на ресурсы); изменение структуры произ-водства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом


возникающих в экономике отрицательных и положительных внеш-них эффектов (например, исходя из учета выбросов от производст-ва в окружающую среду вредных веществ, сверх допустимых норм перепрофилируется или ликвидируется это производство, тем са-мым высвобождаются ресурсы, могущие использоваться по друго-му назначению).

5). Государство контролирует и регулирует уровень занято-сти населения, цены, темпы экономического роста (последнее об-стоятельство особенно важно для российской экономики в услови-ях перехода от всеобщего кризиса к модели экономического роста).

В определенных экономических ситуациях государство вмешивается в рыночный механизм, но при этом оно имеет сво-ей задачей не ликвидировать рыночную экономику, а способство-вать ее стабилизации. В этой связи уместно отметить справедливое замечание экономиста Я.Корнаи: «… не надо возводить между государством и рынком берлинской стены, эти две могущест-венные силы взаимодополняют друг друга в ходе экономического развития».

Вмешательство государства в рыночный механизм приводит к стабилизации товарных рынков и цен на них. Для этих целей используется товарная интервенция (закупка товаров на рынке, когда цены очень низки, что угрожает последующим падением производства, и, наоборот, выбросу товарной массы из государст-венных запасов, в случае, когда цены чрезмерно высокие, что при-водит к стабилизации или падению цен). В этом случае, государст-во выступает на рынке как спекулянт, т.е. экономический субъект, покупающий товары с целью их последующей перепродажи. В данном примере термин «спекулянт» не содержит в себе ничего криминального, хотя единого мнения по вопросу о том, что должно ли государство заниматься товарной интервенцией, среди экономи-стов нет. Выступающие против этой функции считают, что с ней легко справятся частные спекулянты. А выполнение этой функции государством может повлечь множество нежелательных для обще-ства фактов:

а) если государство просчитается, то убытки от ошибок чи-
новников падут на плечи налогоплательщиков;

б) правительство может оказаться под сильным давлением
различных заинтересованных групп. Например, производители
зерна могут вынудить чиновников закупить зерно, когда цена на
него достаточно высока. Тем самым спровоцировать еще больший
рост цен, формирование избыточных государственных запасов зер-
на и потери при его хранении.

В пользу же товарной интервенции государства приводятся следующие аргументы:

а) отсутствие необходимых средств у частника может не по-зволить им осуществить самим товарную интервенцию. Этот аргу-


мент, думается, имеет смысл только для страны с неразвитым рын-ком капитала и банковской системы, какой, например, все еще ос-тается Россия;

б) действия частных спекулянтов могут привести к дестаби-лизации товарного рынка, когда будет искусственно увеличен спрос на товар в силу того, что он стал объектом спекуляции. Уве-личение спроса может еще больше подстегнуть спрос на товары.

Государственное регулирование цен применяется в странах с рыночной экономикой. В ряде стран государственное регулирова-ние цен составляет 5-10% (США), 20% (Япония), 50% (Швейцария) от всей совокупности цен. Регулированию подлежат цены на про-дукцию трех блоков: инфраструктуры (тарифы на транспорт, топ-ливо, электроэнергетику), сельскохозяйственного производства (цены на зерно, молоко, мясо), жилье, коммунальные услуги, им-портная продукция. Регулирование цен осуществляется в форме введения фиксированных цен (цены на уровне, превышающем цену равновесия или ниже этого уровня), преференционные (льготные цены), залоговые (цены на сельскохозяйственную про-дукцию с минимальным доходом), целевые (определяющие ниж-ний уровень доходности фермерских хозяйств) цены.

Большее значение имеет вмешательство государства в процесс стабилизации экономики в целом, т.е. в предотвращение спада производства и лавинообразного роста числа безработных. Необходимость такого вмешательства, как уже известно, обоснова-на Дж.Кейнсом. Государство, по мнению сторонников этого учено-го, кейнсианцев, должно вмешиваться в экономику через стимули-рование спроса на товары и услуги. Если, к примеру, наметился спад производства, рекомендуется снизить налоги и увеличить го-сударственные закупки. Наоборот, начался подъем и рост цен, пра-вительство должно сократить расходы и повысить налоги.

Другой точки зрения придерживаются сторонники экономи-ста Мильтона Фридмена (США, лауреата Нобелевской премии), «монетаристы», они стоят на позициях сведения роли государства лишь к регулированию денежного обращения, манипулированию количеством денег. Согласно их точки зрения, рыночная экономика внутренне устойчива. Спады производства возможны, но не будут длительными и глубокими, если правительство не наделает глупо-стей. В частности, Великая депрессия тридцатых годов, по их мне-нию, вызвана тем, что правительство резко сократило количество денег и тем самым вызвало падение производства. Монетаристы возражают против стимулирования государством спроса, считая, что эта политика оказывает дестабилизирующее воздействие.

Теоретические споры между неокейнсианцами и современ-ными монетаристами продолжаются до сих пор. Но два противопо-ложных подхода к государственному регулированию экономики базируются лишь на различия в степени и сферы государственного


вмешательства, не отрицая по сути идеи необходимости государст-венного регулирования.

Государственное вмешательство (регулирование) – это реа-лии современной экономики, исходя из которых определяется пи-рамида целей:

цели первого порядка включают в себя цели макроэконо-мического развития (обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста ВВП, стабильности цен, минимальной без-работицы и т.д.);

цели второго порядка связаны с мерами по развитию кон-куренции, стимулирование роста ВВП, сглаживание циклического развития, нивелирование различий в доходах, поддержание внеш-неэкономического равновесия, конкурентоспособности и т.д.

цели третьего порядка определяются задачами удовлетво-ренности от окружающей среды, экономии ресурсов, совершенст-вовании кредитно-финансовой сферы и т.п.;

цели четвертого порядка находятся в области разработки административно-правовых норм, налоговых правил, кодексов по-ведения.

Постановка целей тесно связана с выбором объектов и на-правлений регулирования экономики. К ним следует относить: регулирование инвестиций (капиталовложений) посредством создания благоприятного и привлекательного инвестиционного климата в стране в виде стимулов для отечественных и зарубеж-ных, государственных и частных инвесторов; регулирование сбы-та за счет налоговой политики (применение пониженных или по-вышенных ставок), закупок сельскохозяйственной продукции, формирования устойчивых государственных заказов; регулирова-ние рынка труда (создание Центров занятости, системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование уровня заработной пла-ты); регулирование НИОКР (ведение различного рода поощрений для инновационного бизнеса, венчурных предприятий, повышения расходов государства на фундаментальную и прикладную науку); экологическое регулирование (поощрение инвестиций в эколо-гию, создание экологического права, установление предельно до-пустимых норм выбросов вредных веществ); регулирование в об-ласти социальной защиты населения (создание системы соци-ального страхования, организация поддержки медицинских и обра-зовательных программ, фондов по реабилитации части населения); внешнеэкономическое регулирование (преодоление автаркии, признание открытости экономики, тарифное и нетарифное регули-рование, выборочный протекционизм, смягчение антидемпинговых мероприятий, создание благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций и миграции рабочей силы).

Основными направлениями государственного регулиро-вания являются: государственное предпринимательство, которое


не должно выходить за рамки необходимого; макропрограммиро-вание через составление прогнозов, краткосрочных конъюнктур-ных программ, среднесрочных структурных программ; фискальная политика, кредитно-финансовое регулирование и поддержка де-нежного обращения.

В процессе вмешательства (регулирования) в экономическую жизнь государство прибегает к использованию разнообразного ин-струментария, содержания которого составляют административ-но-правовые средства (хозяйственное право, парламентские зако-ны, разрешения и запреты, стандарты, нормы; государственные финансы, связанные с формированием и использованием государ-ственного (федерального) бюджета, централизованных фондов (стабилизационный фонд), различного рода дотации в виде субвен-ций, субсидий, введение и отмена налоговых льгот; денежно-кредитный инструментарий в виде маневрирования учетной ставки процента, операций на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг и т.д. В качестве инструмента ре-гулирования может выступать государственное имущество, ис-пользуемое в качестве объекта рыночной экономики для проведе-ния приватизации, демонополизации. Государство имеет и внеш-неэкономический инструментарий, воздействующий на эконо-мику, как-то: Таможенный кодекс, тарифные и нетарифные меры в области экспортно-импортных операций, законодательства в сфере миграции капиталов и рабочей силы.

Государственное регулирование может осуществляться ад-министративными методами, включающими меры запрета, раз-решения, принуждения, то есть всего того, что ограничивает сво-боду экономического выбора. Административные методы основа-ны на соответствующем законодательстве о собственности, сдел-ках, договорах и обязательствах, налогах, ограничении монополи-стической деятельности.

Кроме административных методов в регулировании нацио-нального хозяйства государством используются экономические методы, предполагающие сохранение свободы выбора и воздейст-вия государства на экономические интересы хозяйствующих субъ-ектов посредством создания у них материальной заинтересованно-сти в выборе такой линии поведения, которая способствует госу-дарственной политике.

Экономические методы подразделяются на косвенные и пря-мые. Косвенные методы вмешательства государства в экономику – это методы воздействия на экономические интересы товаропро-изводителей, осуществляемые через рычаги кредитно-денежной системы, фискальной политики и др. Эти методы основываются на учете действия законов рыночного механизма: спроса и предложе-ния, конкуренции, законов денежного обращения и др.


Выбор конкретных методов воздействия зависит от того, ка-кая экономическая доктрина принимается правительством за осно-ву регулирования. При выборе кейнсианской модели регулирова-ния государство сознательно идет на дефицитное финансирование, дополнительную эмиссию денег, снижение кредитных ставок, по-нижение налогов. При использовании неоклассической рыночной модели, наоборот, дефицитное финансирование прекращается, как это было в западных странах, например, в 80-е годы, сокращается государственный сектор (приватизация предприятий). Но полного перехода к неоклассической модели уже не наблюдается, инстру-менты косвенного регулирования отбираются на базе синтеза кейн-сианства и неоклассической политики. Так, наряду с попыткой со-кращения дефицита государственного бюджета используются та-кие инструменты, как понижение налоговых ставок на корпорации (рейганомика), хотя эти действия вновь стимулировали дефицит государственного бюджета.

Косвенные методы могут реализовываться как разовое пита-ние решений, так и автоматически. Примером могут служить дис-креционная и автоматическая фискальная политика. Автоматиче-ские методы называют встроенными стабилизаторами.

Прямое государственное вмешательство – это, по пре-имуществу, административные методы воздействия на предпри-ятия и отрасли государственного сектора экономики, основанные на запретах и ограничениях. Прямое государственное вмешатель-ство – это и принятие законодательных актов, призванных упоря-дочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Оно выступает в качестве дополнения к косвенным мето-дам для компенсации недостатков частного сектора. Например, ес-ли государство желает защитить внутренний рынок от какого-либо товара, то оно может прямо запретить или ограничить его ввоз. Это будет чисто административный метод. Либо ввести высокие тамо-женные пошлины, которые сделают импорт товара не выгодным (косвенный метод). Чаще, в подобных случаях, государство сочета-ет систему таможенных тарифов с квотированием ввоза.

Опыт и практика государственного вмешательства в эконо-мические процессы позволяет проследить формы этого воздейст-вия на экономику. В первую очередь, это краткосрочное антицик-лическое (конъюнктурная политика), среднесрочное, долгосрочное и целевое регулирование. Антициклическое регулирование во вто-рой половине 70-х годов перешло в «дерегулирование», которое имеет ориентацию не столько на движение спроса, сколько на тех-нологическое развитие, отвечая тем самым потребностям научно-технического прогресса, а с другой стороны, оно концентрируется на антиинфляционных аспектах политики – поддержании низких темпов инфляции и недопущение ее скачков в периоды повышения темпов роста ВВП. «Дерегулирование» включает три аспекта – ус-


тановка жесткой экономии бюджетных расходов, уменьшение на-логов и распродажа государственного имущества (приватизация).

Высшей формой государственного регулирования является программирование, предполагающее комплексное использование всех методов государственного регулирования для определенных экономических целей. Различают целевое (развитие отрасли или региона, определенного направления НТП), общенациональное (стабилизация экономики в целом), чрезвычайное программирова-ние (борьба с инфляцией, массовой безработицей). Программиро-вание в своей основе в условиях рыночной экономики носит инди-кативно-рекомендательный характер, т.е. выступает как пожелание к частному капиталу. Индикативное планирование нашло широкое распространение в Японии, Южной Корее, Тайване, Франции.

Каковы же границы и механизмы государственного вме-шательства в рыночный механизм?

Возможности и границы эффективности государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки. Многие проявления эффективности государственного регулирова-ния, например, социальная стабильность, не имеют однозначных количественных параметров. Вместе с тем государственное регу-лирование все же доказало свою высокую эффективность, о чем свидетельствует динамика экономических процессов в развитых странах мира, положительное решение экологических проблем в ряде стран, высокий уровень социальной защищенности. Совре-менная социально ориентированная рыночная экономика приобре-ла подобный характер только благодаря воздействию государства, что выгодно отличает ее от предыдущих стадий экономического развития.

В то же время эффективность государственного регулирова-ния далеко не безгранична. Государство всегда несет затраты, из-держки, но и предприятия несут расходы по соблюдению государ-ственных предписаний, для выполнения которых им приходится содержать штат юристов и специалистов-консультантов по различ-ным вопросам или прибегать к услугам дорогостоящих экспертов. Не следует также думать, что всякий раз, когда рыночный меха-низм оказывается неэффективным (из-за стихийного действия, дифференциации доходов, ориентации исключительно на при-быль), государство должно вмешиваться в экономические процес-сы. В ряде случаев такое вмешательство может привести к пони-жению экономической эффективности. Например, борьба с моно-полизмом может превратиться в борьбу с крупным производством. Или завышение налоговых ставок и дотаций могут привести к снижению экономической активности.

Но самая важная причина возможной неэффективности вме-шательства государства в экономику заключается в том, что лица, проводящие такую политику от имени государства, могут пресле-


довать свои личные интересы. Например, руководители государст-венных структур (обороны, фундаментальных исследований, энер-гетики) могут быть лично заинтересованы в расширении своего ведомства, т.к. за этим стоят повышение окладов, числа подчинен-ных, объемов используемых ресурсов и т.д. В этом случае они мо-гут прибегнуть к искажению информации, в результате объем фи-нансирования для общества может оказаться чрезмерным.

Следует отметить, что и рынок, и государственное регулиро-вание – два сложных механизма организации хозяйственной жизни, и найти их оптимальное сочетание – непростая задача.

В системе мер государственного воздействия на хозяйствен-ную жизнь общества особое место занимает экономическая поли-тика – совокупность мер, направленных на упорядочение эконо-мических процессов, на их прогнозирование и реализацию. Первые шаги в области формирования экономической политики были сде-ланы еще в XIX веке. Первоначально экономическая политика но-сила «точечный характер» своей направленности, то есть отражала меры в отдельных отраслях социально-экономической жизни: аг-рарной сфере, промышленности, внешнеэкономической области и т.д. Например, в Германии во второй половине XIX века были при-няты меры в социальной области в виде социального законодатель-ства (законы социального страхования по болезни, по инвалидно-сти, пенсионному обеспечению). В России областью экономиче-ской политики стали аграрные проблемы, поставившие в качестве острой необходимости проведение аграрных реформ 1861 и 1906-1911 гг. В XX веке экономическая политика стала формироваться комплексно, увязывая многие социально-экономические проблемы в русло единой политики.

Комплексный анализ экономической политики государства впервые был проведен экономистом Я.Тинбергеном (1952 г., Гол-ландия), ставшим впоследствии лауреатом Нобелевской премии в области экономических исследований.

Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны, она реализуется в кон-кретных мероприятиях государственного регулирования. Для со-временного российского общества экономическая политика харак-теризуется потребностями переходного состояния от всеобщего кризиса к экономическому росту, стабилизационного развития эко-номики и преодоления противоречий, характерных для незрелого рыночного общества.

Субъектами (исполнителями) экономической политики яв-ляются государство, региональные политики, местные институ-циональные образования, негосударственные союзы и объедине-ния. Государство на основе своей власти связывает интересы раз-личных хозяйствующих субъектов и побуждает их действия в на-правлении единых целей. От имени государства реализует эконо-


мическую политику исполнительная власть – правительство; зако-нодательная власть обсуждает и принимает основные направления экономической политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.019 с.)