Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний долг страны и проблемы его реструктуризации

Поиск

Россия в процессе реформ взяла на себя все долговые обяза-тельства бывших республик СССР, что при сокращении ее золотого запаса затрудняло возвращение 96 млрд. долларов внешнего долга бывшего СССР (не считая долга странам-членам СЭВ). В свою очередь, Россия сформировала за прошедшее десятилетие свой внешний долг в виде полученных кредитов на сумму около 55 млрд. долларов, что усилило ее совокупную задолженность перед мировым сообществом.

Международный валютный фонд и другие международные финансовые организации связывают оказание финансовой помощи российской экономике с системными преобразованиями в ней, а некоторые банки-кредиторы настаивают при оказании помощи на


отказе Россией права «суверенного иммунитета», позволяющего им накладывать арест на имущество России за рубежом и обращение его на уплату долгов. Вряд ли последнее обстоятельство устраивает Россию при использовании финансовой помощи.

Следует, конечно, видеть и то обстоятельство, что самостоя-тельное поведение России на мировом рынке вряд ли будет на руку международным монополиям. Однако при возможном вступлении страны в ВТО можно будет рассчитывать на прекращение дискри-минационных мер по отношению к экономике страны.

Проблема урегулирования внешнего долга имеет специфиче-ский аспект. Кроме собственного внешнего долга на его увеличе-ние «сработали» и такие процессы, как нерациональное использо-вание внешних заимствований, «бегство» капитала по легальным и нелегальным каналам, ошибки в экономической политике. Расту-щие потребности депрессивной экономики, обусловленные инфля-цией, десятилетним спадом экономического развития, неудачными рыночными реформами, кризисом государственных финансов так-же повлияли на рост внешнего долга страны. Все это вместе взятое не только усиливает зависимость страны от внешних заимствова-ний, но и оказывает в настоящее время давление на золотовалют-ные резервы, снижает жизненный уровень населения и создает уг-розу национальной экономической безопасности.

Долговая перегрузка экономики сказывается также и на нало-говой системе страны, которая ищет источники погашения внешне-го долга, обслуживание которого создает нагрузку на федеральный бюджет, «съедает» большую часть его доходов. Среди экономистов по отношению к России появились термины «долговая игла», «дол-говая ловушка», которые, в конечном счете, отражают нежелание западных кредиторов видеть на мировых рынках российского кон-курента. Ужесточение позиций западных кредиторов, требующих от страны своевременного погашения внешнего долга, связано также с разрекламированной правительством и СМИ ситуацией об экономическом росте, получении профицита и накоплении золото-валютных резервов.

В настоящее время в России разработана государственная концепция управления внешним долгом, в соответствии с которой Россия ежегодно с 2000 года осуществляет платежи по внешнему долгу размером в 14-18 млрд. долларов. Платежи по внешнему дол-гу осуществляются, в основном, по новому российскому долгу, в том числе, по кредитам международных финансовых организаций 8-10 млрд. долларов, которые неподвержены реструктуризации. По оценкам экспертов, если в стране не будут предприняты решитель-ные шаги в направлении решения проблемы внешнего долга, то к 2020 году долговые обязательства России могут составить сумму в 212 млрд. долларов, из них только 70 млрд. – проценты по основ-ному долгу. В ежегодных выплатах внешнего долга стране прихо-


дится выплачивать по основной сумме долга и на оплату процен-тов.

В вопросе о внешнем долге России остается нерешенной проблемой выверка объема международных финансовых требова-ний и обязательств страны. Так, неурегулированными остаются во-просы о взаимной долговой ответственности между странами СНГ, Россией и бывшими странами Совета Экономической Взаимопо-мощи; между Россией и Германией до настоящего времени спор-ным является вопрос о размере долга, так как пересчет советского долга из переводных рублей в доллары имеет разный курс; во Внешэкономбанке нет полного реестра коммерческого долга быв-шего СССР, не была проведена инвентаризация расчетов советских импортеров – внешнеторговых объединений с западными экспор-терами. Все это затрудняет более точно определить сумму внешне-го долга.

Необходимость реструктуризации российского внешнего долга инициируется постоянно правительством страны и происхо-дит это следующим образом. Парижский клуб кредиторов подпи-сал в 1996 г. соглашение о многолетней реструктуризации внешне-го долга бывшего СССР в виде пролонгации (отсрочки) сроков его выплаты на 25 лет на сумму 38 млрд. долл. (в 1999 году соглашение было подтверждено и определен льготный период до 2020 года, по которому выплачиваются только проценты). Лондонским клубом кредиторов в 1997 г. было подписано соглашение о реструктури-зации долга бывшего СССР на сумму 32 млрд. долл. с общим сро-ком погашения – 25 лет (льготный период по выплате только в виде процентов определялся на 7 лет). В 2000 году Лондонский клуб пошел на списание 36,5% (10,6 млрд. долл.) общей суммы внешне-го долга России клубам кредитора и 33% облигаций Внешэконом-банка. Оставшаяся сумма конвертировалась в еврооблигации под гарантии российского правительства с отсрочкой погашения в 30 лет с семилетним льготным периодом. С 2001 года Россия ежегод-но выплачивает по внешнему долгу и процентам по нему (более 50% от суммы ежегодных выплат) значительные суммы (2001 г. – 11,3, 2002 г. – 14,3, 2003 г. – 17,3, 2004 г. – 14,9, 2005 г. – 15,9 млрд. долл.). В настоящее время правительство страны вышло с инициа-тивным предложением к Парижскому клубу кредиторов о досроч-ной выплате внешнего долга, что позволило бы России ежегодно экономить на выплате процентов по внешнему долгу. Это предло-жение дало результат и летом 2005 года после досрочной выплаты части внешнего долга Парижскому клубу его размеры сократились до 28 млрд. долларов. Кроме того, вследствие этой частичной вы-платы внешнего долга страна сумела сэкономить около 600 млн. долларов на выплате процентов.

Реструктуризация внешнего долга может осуществляться также и за счет частичного его списания, применения взаимоза-


четной схемы (переуступки клубу кредиторов прав на использова-ние дебиторской задолженности иностранных государств бывшему СССР), конверсии части долга в инвестиции, то есть долевое участие инвесторов в акциях российских компаний или передача российских активов (собственности), находящихся за рубежом. Не-традиционной формой расчетов по внешнему долгу могут быть то-варообменные сделки «долги за природу» (например, «Гринпис» выкупает у клуба кредиторов часть долга страны, затем эта сумма передается для проведения природоохранных мер).

Невозвращение внешнего долга в оговоренные сроки влияет на внешний имидж страны. Рейтинг страны по степени кредитного риска, рассчитываемый ежегодно журналом «Экономист» в Вели-кобритании, показывает, что Россия относится к странам с высоким риском для кредиторов (страна по этому показателю набирает 95 баллов).

Осложняет проблему долга и валютного накопления в стране вывоз капитала из России, происходящий в форме «бегства» капи-тала. По оценкам ВНИКИ МВЭС РФ это «бегство» капитала соста-вило только в начале 90-х годов в среднем за год разных формах около 10-15 млрд. долл., в начале XXI века этот процесс не был приостановлен (в 2003 г. вывоз капитала составил 11, а в 2004 око-ло 7 млрд. долл.). Находясь в иностранных банках, этот капитал инвестирует экономику этих стран, а не России.

Источники погашения внешнего долга России: во-первых, это экономический рост, увеличение доходов федерально-го бюджета, сокращение управленческих расходов, совершенство-вание структуры внешней торговли, накопление золотовалютных резервов, сдерживание бегства капитала из страны, выпуск внут-реннего валютного займа и увеличение валютных поступлений в страну; во-вторых, проведение результативных переговоров с ино-странными кредиторами о реструктуризации и списании части внешнего долга, обмене долгов на инвестиции, выкуп долговых обязательств, использование мирового опыта управления внешним долгом; в-третьих, регулирование международных кредитных от-ношений страны посредством инвентаризации внешних долгов, активов, введение прозрачной статистики и создание органа управ-ления внешними долгами и активами России; в-четвертых, возмо-жен нетрадиционный метод решения проблемы внешнего долга посредством товарообмена «долги за природу», передача части на-циональной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов (по оценкам экспертов, Россия может продать часть неис-пользованных квот на выброс парниковых газов в размере 250 млн. т в год); в-пятых, в качестве источника выплаты внешнего долга могут рассматриваться долговые обязательства различных стран бывшему СССР, по экспертным оценкам они составляют 120 млрд. долл. Подавляющая часть этого долга приходится на Кубу, Монго-


лию, Вьетнам, Индию, Ирак, Сирию и ряд других стран – всего 57 стран мира – должников СССР. Однако большинство этих стран имеют дефицит бюджета, низкий уровень экономики, их долги СССР не были оформлены в соответствии с международным пра-вом, поэтому с точки зрения перспектив погашения внешнего долга вопрос проблематичен. Вероятно, какую-то часть внешнего долга стран-должников бывшему СССР Россия получит вследствие про-дажи этих долгов Парижскому клубу, другая часть долгов подвер-жена списанию и реструктуризации, или пролонгирована в их оп-лате (предоставлена долговременная рассрочка).

Общая сумма долга зарубежных стран по кредитам, предос-тавленным им правительством бывшего СССР и РФ, на конец 2004 года составила 85 млрд. долл. (в 1991 году 145, 4 млрд. долл.). Уменьшение внешнего долга перед Россией происходит за счет списания и реструктуризации долгов, а не их погашения. В общей сложности за последние десять лет Россия списала своим должни-кам более 45 млрд. долл. Так, в конце 2003 года Монголии было списано более 98% задолженности по кредитам бывшего СССР (11 млрд. переводных рублей), Афганистану будет списан долг до 80% старой задолженности, Ираку – 65%. В качестве проблемных должников остаются такие страны, как Куба, Сирия, КНДР, Алжир, Ливия. По оценкам экспертов, Россия может рассчитывать на полу-чение не более 20-25 млрд. долл. основного долга за счет задол-женности иностранных государств (Эксперт. 27-3 октября 2004, N36, с.76).

Теневая» экономика в России

Теневая экономика, проявляемая в стране, привлекает большее внимание отечественных исследователей. Это объясняется тем, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, но и о более серь-езном явлении, в значительной степени определяющем лицо современно-го российского хозяйства.

На вопрос что такое теневая экономика даются самые разные от-веты. Термин «теневая экономика» в целом относится к финансово-хозяйственным операциям, направленным на получение материальной выгоды. Высказываются различные мнения относительно содержания понятия «теневая экономика». Согласно одним взглядам, теневая эконо-мика рассматривается как экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность не-легальных, хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. По мнению других, теневая экономика понимается как виды деятельности, направленные на форми-рование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки. Третья точка зрения рассматривает теневую экономи-ку как всю совокупность экономической деятельности, которую не учи-тывает официальная статистика, она уводится из-под налогообложения


ву не пр^эе актер др исти дру тен экономики чаще всего используют

междун При родную терминологию как-то- «неофициальная» «нефор-

линно научного опния т и не существует

ная действующим законодательством и находящаяся, тийным об приме м, ом


бирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, представление в виде «исключения» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.;

фиктивная (полуправовая) экономика – экономическая деятель-ность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это «се-рые рынки» и прежде всего, они связаны с разными способами уклоне-ния от налогов, включая: использование «черного нала», бартерные об-мены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформле-ния, взяточничество, приписки, спекулятивные сделки, хищения и другие виды мошенничества, связанные с получением и передачей денег;

подпольная (криминальная) экономика – экономическая деятель-ность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это «черные рынки»: наркобизнес, незаконное производство и торговля ору-жием, проституция, крупная контрабанда, торговля людьми, рэкет и применение силы.

Можно классифицировать теневую экономику по характеру и сте-пени регистрации хозяйственных операций, мотивам действия экономи-ческих субъектов в отношении отчетности:

а) скрытая экономика – экономическая деятельность, сознательно ук-
рываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых
органов;

б) потерянная экономика – экономическая деятельность, не попадаю-
щая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц на-
блюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических
агентов.

в) учтенная экономика – экономическая деятельность, не отражае-
мая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая стати-
стикой в результате специальных расчетов;

г) неучтенная экономика – экономическая деятельность, выпадающая
и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

Учитывая характер государственного вмешательства важно вы-делить три его параметра: степень регулятивного вмешательства, уро-вень налогообложения и масштабы коррупции. Примерами могут слу-жить – сокрытие предприятия (осуществление регулярной организаци-онной хозяйственной деятельности без регистрации), сокрытие хозяйст-венных операций (не отражение их в договорах и отчетности); сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров); сокры-тие доходов (уход от налогов).

Условия формирования «теневой» экономики формируются общим состоянием экономики и это не следствие социально-экономических реформ 90-х годов. Она прекрасно существовала и в советский период. Рассмотрение отдельных характеристик теневой эко-номики, таких, как ее масштабы и динамика развития, позволяют видеть это явление в историческом развитии. Корни современной «теневой» экономики находятся в экономической системе бывшего СССР. Еще в СССР в условиях тотального дефицита продукции сформировались


предпосылки для широкомасштабной спекуляции, фарцовки и тор-говли из-под прилавка. К этому можно прибавить армию «несунов» (расхитителей государственного имущества), приписки на произ-водстве. В экономике страны имела место подпольная деятельность фальшивомонетчиков, подделывающих как отечественную, так и иностранную валюту. В конце 80-х годов были выявлены 4 пре-ступные группировки этого незаконного вида деятельности. Не в таком широком масштабе, но подобная деятельность имела место и в 90-е годы, иногда это имеет место и в наши дни. Широкое рас-пространение получила в 80-е годы деятельность по подделке внешнеторговых чеков, изготовление и сбыт фальшивых металли-ческих монет, монет, представлявших нумизматическую ценность. Масштабы теневой экономики постоянно возрастали. Так, если в начале 80- годов теневой сектор экономики СССР составлял при-мерно 3% ВВП, то на рубеже 80-90-х годов уже10-11%. Продукция и услуги, произведенные в теневой экономике, оценивались в 90 млрд. рублей в год, из них только в материальном производстве они составляли – 73 млрд. рублей, в непроизводственной сфере – 17 млрд. рублей. (Теневая экономика. М. 1991, с.40).

В российском обществе 90-х годов масштабы теневой эконо-мики, по оценкам экспертов, составляли – 27% ВВП. Причиной стремительного роста теневой экономики в России в 90-е годы является переход от административно-командной системы к рыночной экономи-ке. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. В конце 90-х годов западными и российскими экспертами был под-готовлен доклад «О неформальной экономике в России», в кото-ром в качестве основной оценки брались не показатели уровня производства в стране, а объемы потребления. Эксперты доклада, исходя из оценки объемов продаж элитной недвижимости, пришли к выводу, что в стране в тот период времени насчитывалось при-мерно 100 тысяч долларовых миллионеров.

На рубеже XX-XXI вв. теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возмож-ность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том чис-ле, криминальной экономики. Масштабы теневой экономической дея-тельности в условиях формирования рыночного хозяйства значительно возросли, усилилось влияние ее на экономику страны. Так, по данным экспертов Московского института социально-экономических про-блем (Эксперт. 2000.N12, 27 марта) на рубеже XX-XXI вв. мас-штабы теневой экономики составляли уже 40-46% ВВП.

В определении масштабов теневой экономики в России среди экономистов единства нет. Оптимисты считают, что доля теневого сек-тора в России не превышает 20 %, пессимисты же называют цифру 200-


300 %., т.е. если первые считают, что в каждом рубле официально произ-веденной в России продукции содержится 20 «неучтенных» копеек, то, по мнению, последних, на каждый легальный рубль приходится 3-4 «неучтенных» рубля. Даже оценки официальных органов расходятся в «разы». По подсчетам Госкомстата доля теневого сектора российской экономики составляет около 20 % от ВВП, при этом в промышленности – 10 %, а в торговле она доходит до 60 %. Представители МВД оцени-вают теневой сектор на потребительском рынке России в 40 % от суще-ствующего товарооборота. Принципиальные отличия между разными способами расчета доли теневого сектора в российской экономике оп-ределяются в подавляющем случае просто двойным счетом. Госкомстат России учитывает долю «теневой» экономики как отношение добавлен-ной стоимости к ВВП, т.е. все «теневые» продукты и услуги, потреблен-ные в процессе производства, вычитаются. Во втором случае речь идет о ее доле в товарообороте (например, если работник предприятия по-лучил «черным налом» зарплату на сумму 2 тысячи рублей, из кото-рых 500 рублей потратил на штрафы сотрудникам ГИБДД, то учи-тываться, как нелегальная добавленная стоимость, будут лишь полу-ченные им 2 тысячи по расчету Госкомстата, а не 2 тысячи 500 рублей по расчетом того же МВД). Так что эти разные цифры не означают, что по-казатели противоречат друг другу. В экономической науке одной из самых актуальных задач и считается разработка методов расчета объе-мов теневой экономики.

«Теневая» экономика представляет собой феномен, который от-носительно легко определить, но невозможно точно измерить. Она охва-тывает все сферы жизнедеятельности общества и представляет интерес, прежде всего, с точки зрения влияния на протекание большинства обычных, «нормальных» экономических явлений и процессов: форми-рование и распределение доходов, торговли, инвестирования и экономи-ческого роста в целом. И осуществленная в последнее десятилетие ли-берализация российской экономики стала дополнительным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких ад-министративных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищен-ности хозяйствующих агентов.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить такие особен-ности возникновения теневой экономики в России:

1) возникновение делового тандема чиновника и предпринима-теля, который попал в прямую зависимость от чиновников. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов – норма, следование которой не осуждается. Чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для част-ного предпринимательства. И осуществляемое ими предпринимательст-


во носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу;

2) чрезмерно большая роль государства в экономике, что прояв-ляется в сохранении значительного государственного сектора без преж-них экономических и правовых ограничений, а также создании государ-ственных, полугосударственных или негосударственных «уполномочен-ных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять ка-кие-либо насущные функции (например, создание муниципального бан-ка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и т.д.). Это настоящий ис-точник теневой активности, т.к. предприниматели, стремясь получить раз-решение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномочен-ных», вынуждены им платить. Другой источник теневых отношений – лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ста-вит частные фирмы в зависимость от органов власти (например, выдача лицензий аптекам, которые затем становятся монополистами в одном из районов города). Вмешательство государственных органов в эконо-мику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различ-ных частных фирм, всегда приносит выгоды одним и приводит к поте-рям у других;

3) сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью госу-дарства, т.к. оно сохранило контроль за работой ряда секторов эконо-мики (например, контроль за золотодобычей и ограничение в ней частного капитала, как источника существования «черного рынка» торговли зо-лотом, оборот которого составляет сотни килограммов в год). Суще-ствуют также «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Особенно их много в самых прибыльных сферах – в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Не-которые из них обладают финансовой мощностью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовы-вать все функции, которые традиционно выполняло государство – от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. Новая форма монополизма – это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» – это неформальная группиров-ка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающими проникнуть на рынок множество барье-ров, включая и силовые, т.е. связанные с применением насилия. Эконо-мический смысл деятельности «крыши» – поддержание высокого уров-ня цен и прибыли за счет ограничения числа субъектов рынка. Таким образом, часть прибыли «крыша» забирает у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог;

4) чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрес-сивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий


уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80 % прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной нало-говой инспекцией, – одно из следствий ситуации. Когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить ко-мандные высоты в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к ук-лонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой ак-тивности в «тень»;

5) асоциальный характер рыночных преобразований в России.
Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных
ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», вве-
дена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализа-
ции экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.
В промышленности, сельском хозяйстве и других сферах многие годы
действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч ра-
бочих мест и зарплатой на уровне ниже прожиточного минимума. Лю-
дям приходится искать средства к существованию и новые виды заня-
тий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и
увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения,
продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет
неформальной деятельности и, как правило, без регистрации;

6) внеправовой характер экономических преобразований, обуслов-
ленный тем, что реальное поведение населения и властей в период ре-
форм лишь в малой степени регулируется формальными законами. В
эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы,
прежде всего, правящие группировки. Нормальная работа суда, прокура-
туры и других правоохранительных органов связала бы руки представи-
телям высоко статусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей со-
циалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные
органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одни-
ми из важнейших ее субъектов в нынешней России, т.к. заняты не свойст-
венной им деятельностью (милиционеры в форме работают охранника-
ми в частных фирмах, торгуют в свободное от службы время и т.п.) и к
тому же еще и коррумпированы. Другое проявление внеправового харак-
тера преобразований – принятие законодательных актов без учета инте-
ресов и запросов населения. Законодательные органы в большинстве слу-
чаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, по-
требности общества, а административные распоряжения, отражающие
интересы влиятельных групп. Такие нормы люди без всяких угрызений
совести обходят, когда им это выгодно, и экономическая деятельность
уходит в «тень».

Теневая экономика базируется и развивается из конкретных источников:

Первый – это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это око-


ло 30 млрд. долл. в год). При этом основная часть сделок не являет-ся в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основа-ниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по занижен-ным ценам через посреднические компании, а соответствующий про-цент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики, является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятель-ность, которая имеет место во всех сферах экономики.

Третьим – является коррупция, экономический аспект которой заключается в процветающем взяточничестве в различных сферах жиз-ни общества и особенно в законодательной и исполнительной ветвях власти. По расчетам экспертов коррупционная нагрузка на экономику оценивается в 15 – 30 млрд. долл. (в списке стран мира «самые коррум-пированные» Россия занимает 88 место из 133 стран).

Движущей силой теневого сектора экономики является свое-образная пирамида лиц, скрытых «теневым занавесом». Надстройка теневой экономики – сугубо криминальные элементы: торговцы нарко-тиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управле-ния, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами. В середине – «теневики-хозяйственники», к которым следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, про-мышленников, мелких и средних бизнесменов, в т.ч. и «челноков». Эти люди – «мотор» экономической деятельности и не только нелегальной. Третья группа представлена наемными работниками, причем как физи-ческого, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррум-пированные государственные служащие, в доходах которых (по некото-рым данным) до 60 % составляют взятки.

Общий интерес для всех слоев «пирамиды» заключается в полу-чении дополнительного дохода за пределами «правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж при-сущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней де-лают это в основном путем незаконных операций с сырьем и страте-гическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в 300 млрд. долл. Наемные ра-ботники-профессионалы могут предложить на экспорт только «мозги» и рабочие руки, и они объективно оказываются сейчас в худших условиях. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80 % доходов работника, а в России – лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически способствует удорожанию товаров и услуг на 3 0 %.

Механизм функционирования «теневой» экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный ме-ханизмы. Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуата-


ции», при этом в роли «дойной коровы» выступает государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы: при предприятии соз-даются товарищества с ограниченной ответственностью (или акцио-нерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увели-чивают свой доход.

Схема является симметричной, действующей в обе стороны – продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую» деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и произ-водственные операции;

- банк;

- «служба безопасности»;

- связи.

Структуры «теневой экономики» в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на макси-мальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предпри-ятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х го-дах, во времена окончательной деградации административной систе-мы. Новое поколение политических руководителей России променя-ло «власть на собственность».

В сферу теневой экономики вовлечены:

- основные капиталы (движимое имущество и недвижимость, ре-сурсы производства, средства производства);

- финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя и т.д.);

- личные капиталы структур теневой экономики (дома, дачи, земля, автомобили);

- трудовые ресурсы (лица, задействованные в теневых экономических видах деятельности).

Какие факторы способствуют развитию «теневой» экономи-ки? Их классификация позволяет выделить:

1. Экономические факторы – высокие налоги, переструктури-зация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельско-хозяйственного производства, услуг, торговли), кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в


целом, несовершенство процесса приватизации, деятельность неза-регистрированных экономических структур.

2. Социальные – низкий уровень жизни населения, что спо-собствует развитию скрытых видов деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; неравномерное распределение ВВ П.

3. Правовые – несовершенство законодательства, недоста-точная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности, несовер-шенство механизма координации по борьбе с экономической преступ-ностью.

Наличие реального феномена теневой экономики свидетельствует и об определенных ее функциях.

1) дестабилизирующая функция представляет собой:

- вытеснение официальных механизмов налогообложения и соот-ветственно снижает объемы собираемых налогов;

- дезорганизация производственных процессов в официальной эко-номике и препятствие созданию нормально работающих, «здоро-вых» экономических организаций;

- усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые, в т.ч. с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.);

- расширение «размытости» принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и на-казание за ее нарушение;

2) стабилизирующая функция представляет собой:

- формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйственных субъектов в критических ситуациях;

- создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населе-ния;

- формирование негосударственной финансовой базы для решения соци-альных задач;

 

3) экономическая функция состоит в компенсации недостатков работы официальной экономики. Предприятия устанавливают неконтролируе-мые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные дис-пропорции преодолевались;

4) социальная функция заключается в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могут себя реализовать в офици-альных структурах. Даже, если доля таких людей составляет всего лишь 1% население страны, то их число превышает 1 млн. человек. В действи-тельности их намного больше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.135 (0.017 с.)