Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешний долг страны и проблемы его реструктуризацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия в процессе реформ взяла на себя все долговые обяза-тельства бывших республик СССР, что при сокращении ее золотого запаса затрудняло возвращение 96 млрд. долларов внешнего долга бывшего СССР (не считая долга странам-членам СЭВ). В свою очередь, Россия сформировала за прошедшее десятилетие свой внешний долг в виде полученных кредитов на сумму около 55 млрд. долларов, что усилило ее совокупную задолженность перед мировым сообществом. Международный валютный фонд и другие международные финансовые организации связывают оказание финансовой помощи российской экономике с системными преобразованиями в ней, а некоторые банки-кредиторы настаивают при оказании помощи на отказе Россией права «суверенного иммунитета», позволяющего им накладывать арест на имущество России за рубежом и обращение его на уплату долгов. Вряд ли последнее обстоятельство устраивает Россию при использовании финансовой помощи. Следует, конечно, видеть и то обстоятельство, что самостоя-тельное поведение России на мировом рынке вряд ли будет на руку международным монополиям. Однако при возможном вступлении страны в ВТО можно будет рассчитывать на прекращение дискри-минационных мер по отношению к экономике страны. Проблема урегулирования внешнего долга имеет специфиче-ский аспект. Кроме собственного внешнего долга на его увеличе-ние «сработали» и такие процессы, как нерациональное использо-вание внешних заимствований, «бегство» капитала по легальным и нелегальным каналам, ошибки в экономической политике. Расту-щие потребности депрессивной экономики, обусловленные инфля-цией, десятилетним спадом экономического развития, неудачными рыночными реформами, кризисом государственных финансов так-же повлияли на рост внешнего долга страны. Все это вместе взятое не только усиливает зависимость страны от внешних заимствова-ний, но и оказывает в настоящее время давление на золотовалют-ные резервы, снижает жизненный уровень населения и создает уг-розу национальной экономической безопасности. Долговая перегрузка экономики сказывается также и на нало-говой системе страны, которая ищет источники погашения внешне-го долга, обслуживание которого создает нагрузку на федеральный бюджет, «съедает» большую часть его доходов. Среди экономистов по отношению к России появились термины «долговая игла», «дол-говая ловушка», которые, в конечном счете, отражают нежелание западных кредиторов видеть на мировых рынках российского кон-курента. Ужесточение позиций западных кредиторов, требующих от страны своевременного погашения внешнего долга, связано также с разрекламированной правительством и СМИ ситуацией об экономическом росте, получении профицита и накоплении золото-валютных резервов. В настоящее время в России разработана государственная концепция управления внешним долгом, в соответствии с которой Россия ежегодно с 2000 года осуществляет платежи по внешнему долгу размером в 14-18 млрд. долларов. Платежи по внешнему дол-гу осуществляются, в основном, по новому российскому долгу, в том числе, по кредитам международных финансовых организаций 8-10 млрд. долларов, которые неподвержены реструктуризации. По оценкам экспертов, если в стране не будут предприняты решитель-ные шаги в направлении решения проблемы внешнего долга, то к 2020 году долговые обязательства России могут составить сумму в 212 млрд. долларов, из них только 70 млрд. – проценты по основ-ному долгу. В ежегодных выплатах внешнего долга стране прихо- дится выплачивать по основной сумме долга и на оплату процен-тов. В вопросе о внешнем долге России остается нерешенной проблемой выверка объема международных финансовых требова-ний и обязательств страны. Так, неурегулированными остаются во-просы о взаимной долговой ответственности между странами СНГ, Россией и бывшими странами Совета Экономической Взаимопо-мощи; между Россией и Германией до настоящего времени спор-ным является вопрос о размере долга, так как пересчет советского долга из переводных рублей в доллары имеет разный курс; во Внешэкономбанке нет полного реестра коммерческого долга быв-шего СССР, не была проведена инвентаризация расчетов советских импортеров – внешнеторговых объединений с западными экспор-терами. Все это затрудняет более точно определить сумму внешне-го долга. Необходимость реструктуризации российского внешнего долга инициируется постоянно правительством страны и происхо-дит это следующим образом. Парижский клуб кредиторов подпи-сал в 1996 г. соглашение о многолетней реструктуризации внешне-го долга бывшего СССР в виде пролонгации (отсрочки) сроков его выплаты на 25 лет на сумму 38 млрд. долл. (в 1999 году соглашение было подтверждено и определен льготный период до 2020 года, по которому выплачиваются только проценты). Лондонским клубом кредиторов в 1997 г. было подписано соглашение о реструктури-зации долга бывшего СССР на сумму 32 млрд. долл. с общим сро-ком погашения – 25 лет (льготный период по выплате только в виде процентов определялся на 7 лет). В 2000 году Лондонский клуб пошел на списание 36,5% (10,6 млрд. долл.) общей суммы внешне-го долга России клубам кредитора и 33% облигаций Внешэконом-банка. Оставшаяся сумма конвертировалась в еврооблигации под гарантии российского правительства с отсрочкой погашения в 30 лет с семилетним льготным периодом. С 2001 года Россия ежегод-но выплачивает по внешнему долгу и процентам по нему (более 50% от суммы ежегодных выплат) значительные суммы (2001 г. – 11,3, 2002 г. – 14,3, 2003 г. – 17,3, 2004 г. – 14,9, 2005 г. – 15,9 млрд. долл.). В настоящее время правительство страны вышло с инициа-тивным предложением к Парижскому клубу кредиторов о досроч-ной выплате внешнего долга, что позволило бы России ежегодно экономить на выплате процентов по внешнему долгу. Это предло-жение дало результат и летом 2005 года после досрочной выплаты части внешнего долга Парижскому клубу его размеры сократились до 28 млрд. долларов. Кроме того, вследствие этой частичной вы-платы внешнего долга страна сумела сэкономить около 600 млн. долларов на выплате процентов. Реструктуризация внешнего долга может осуществляться также и за счет частичного его списания, применения взаимоза- четной схемы (переуступки клубу кредиторов прав на использова-ние дебиторской задолженности иностранных государств бывшему СССР), конверсии части долга в инвестиции, то есть долевое участие инвесторов в акциях российских компаний или передача российских активов (собственности), находящихся за рубежом. Не-традиционной формой расчетов по внешнему долгу могут быть то-варообменные сделки «долги за природу» (например, «Гринпис» выкупает у клуба кредиторов часть долга страны, затем эта сумма передается для проведения природоохранных мер). Невозвращение внешнего долга в оговоренные сроки влияет на внешний имидж страны. Рейтинг страны по степени кредитного риска, рассчитываемый ежегодно журналом «Экономист» в Вели-кобритании, показывает, что Россия относится к странам с высоким риском для кредиторов (страна по этому показателю набирает 95 баллов). Осложняет проблему долга и валютного накопления в стране вывоз капитала из России, происходящий в форме «бегства» капи-тала. По оценкам ВНИКИ МВЭС РФ это «бегство» капитала соста-вило только в начале 90-х годов в среднем за год разных формах около 10-15 млрд. долл., в начале XXI века этот процесс не был приостановлен (в 2003 г. вывоз капитала составил 11, а в 2004 око-ло 7 млрд. долл.). Находясь в иностранных банках, этот капитал инвестирует экономику этих стран, а не России. Источники погашения внешнего долга России: во-первых, это экономический рост, увеличение доходов федерально-го бюджета, сокращение управленческих расходов, совершенство-вание структуры внешней торговли, накопление золотовалютных резервов, сдерживание бегства капитала из страны, выпуск внут-реннего валютного займа и увеличение валютных поступлений в страну; во-вторых, проведение результативных переговоров с ино-странными кредиторами о реструктуризации и списании части внешнего долга, обмене долгов на инвестиции, выкуп долговых обязательств, использование мирового опыта управления внешним долгом; в-третьих, регулирование международных кредитных от-ношений страны посредством инвентаризации внешних долгов, активов, введение прозрачной статистики и создание органа управ-ления внешними долгами и активами России; в-четвертых, возмо-жен нетрадиционный метод решения проблемы внешнего долга посредством товарообмена «долги за природу», передача части на-циональной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов (по оценкам экспертов, Россия может продать часть неис-пользованных квот на выброс парниковых газов в размере 250 млн. т в год); в-пятых, в качестве источника выплаты внешнего долга могут рассматриваться долговые обязательства различных стран бывшему СССР, по экспертным оценкам они составляют 120 млрд. долл. Подавляющая часть этого долга приходится на Кубу, Монго- лию, Вьетнам, Индию, Ирак, Сирию и ряд других стран – всего 57 стран мира – должников СССР. Однако большинство этих стран имеют дефицит бюджета, низкий уровень экономики, их долги СССР не были оформлены в соответствии с международным пра-вом, поэтому с точки зрения перспектив погашения внешнего долга вопрос проблематичен. Вероятно, какую-то часть внешнего долга стран-должников бывшему СССР Россия получит вследствие про-дажи этих долгов Парижскому клубу, другая часть долгов подвер-жена списанию и реструктуризации, или пролонгирована в их оп-лате (предоставлена долговременная рассрочка). Общая сумма долга зарубежных стран по кредитам, предос-тавленным им правительством бывшего СССР и РФ, на конец 2004 года составила 85 млрд. долл. (в 1991 году 145, 4 млрд. долл.). Уменьшение внешнего долга перед Россией происходит за счет списания и реструктуризации долгов, а не их погашения. В общей сложности за последние десять лет Россия списала своим должни-кам более 45 млрд. долл. Так, в конце 2003 года Монголии было списано более 98% задолженности по кредитам бывшего СССР (11 млрд. переводных рублей), Афганистану будет списан долг до 80% старой задолженности, Ираку – 65%. В качестве проблемных должников остаются такие страны, как Куба, Сирия, КНДР, Алжир, Ливия. По оценкам экспертов, Россия может рассчитывать на полу-чение не более 20-25 млрд. долл. основного долга за счет задол-женности иностранных государств (Эксперт. 27-3 октября 2004, N36, с.76). Теневая» экономика в России Теневая экономика, проявляемая в стране, привлекает большее внимание отечественных исследователей. Это объясняется тем, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, но и о более серь-езном явлении, в значительной степени определяющем лицо современно-го российского хозяйства. На вопрос что такое теневая экономика даются самые разные от-веты. Термин «теневая экономика» в целом относится к финансово-хозяйственным операциям, направленным на получение материальной выгоды. Высказываются различные мнения относительно содержания понятия «теневая экономика». Согласно одним взглядам, теневая эконо-мика рассматривается как экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность не-легальных, хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. По мнению других, теневая экономика понимается как виды деятельности, направленные на форми-рование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки. Третья точка зрения рассматривает теневую экономи-ку как всю совокупность экономической деятельности, которую не учи-тывает официальная статистика, она уводится из-под налогообложения ву не пр^эе актер др исти дру тен экономики чаще всего используют междун При родную терминологию как-то- «неофициальная» «нефор- линно научного опния т и не существует ная действующим законодательством и находящаяся, тийным об приме м, ом бирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, представление в виде «исключения» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.; фиктивная (полуправовая) экономика – экономическая деятель-ность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это «се-рые рынки» и прежде всего, они связаны с разными способами уклоне-ния от налогов, включая: использование «черного нала», бартерные об-мены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформле-ния, взяточничество, приписки, спекулятивные сделки, хищения и другие виды мошенничества, связанные с получением и передачей денег; подпольная (криминальная) экономика – экономическая деятель-ность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это «черные рынки»: наркобизнес, незаконное производство и торговля ору-жием, проституция, крупная контрабанда, торговля людьми, рэкет и применение силы. Можно классифицировать теневую экономику по характеру и сте-пени регистрации хозяйственных операций, мотивам действия экономи-ческих субъектов в отношении отчетности: а) скрытая экономика – экономическая деятельность, сознательно ук- б) потерянная экономика – экономическая деятельность, не попадаю- в) учтенная экономика – экономическая деятельность, не отражае- г) неучтенная экономика – экономическая деятельность, выпадающая Учитывая характер государственного вмешательства важно вы-делить три его параметра: степень регулятивного вмешательства, уро-вень налогообложения и масштабы коррупции. Примерами могут слу-жить – сокрытие предприятия (осуществление регулярной организаци-онной хозяйственной деятельности без регистрации), сокрытие хозяйст-венных операций (не отражение их в договорах и отчетности); сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров); сокры-тие доходов (уход от налогов). Условия формирования «теневой» экономики формируются общим состоянием экономики и это не следствие социально-экономических реформ 90-х годов. Она прекрасно существовала и в советский период. Рассмотрение отдельных характеристик теневой эко-номики, таких, как ее масштабы и динамика развития, позволяют видеть это явление в историческом развитии. Корни современной «теневой» экономики находятся в экономической системе бывшего СССР. Еще в СССР в условиях тотального дефицита продукции сформировались предпосылки для широкомасштабной спекуляции, фарцовки и тор-говли из-под прилавка. К этому можно прибавить армию «несунов» (расхитителей государственного имущества), приписки на произ-водстве. В экономике страны имела место подпольная деятельность фальшивомонетчиков, подделывающих как отечественную, так и иностранную валюту. В конце 80-х годов были выявлены 4 пре-ступные группировки этого незаконного вида деятельности. Не в таком широком масштабе, но подобная деятельность имела место и в 90-е годы, иногда это имеет место и в наши дни. Широкое рас-пространение получила в 80-е годы деятельность по подделке внешнеторговых чеков, изготовление и сбыт фальшивых металли-ческих монет, монет, представлявших нумизматическую ценность. Масштабы теневой экономики постоянно возрастали. Так, если в начале 80- годов теневой сектор экономики СССР составлял при-мерно 3% ВВП, то на рубеже 80-90-х годов уже10-11%. Продукция и услуги, произведенные в теневой экономике, оценивались в 90 млрд. рублей в год, из них только в материальном производстве они составляли – 73 млрд. рублей, в непроизводственной сфере – 17 млрд. рублей. (Теневая экономика. М. 1991, с.40). В российском обществе 90-х годов масштабы теневой эконо-мики, по оценкам экспертов, составляли – 27% ВВП. Причиной стремительного роста теневой экономики в России в 90-е годы является переход от административно-командной системы к рыночной экономи-ке. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. В конце 90-х годов западными и российскими экспертами был под-готовлен доклад «О неформальной экономике в России», в кото-ром в качестве основной оценки брались не показатели уровня производства в стране, а объемы потребления. Эксперты доклада, исходя из оценки объемов продаж элитной недвижимости, пришли к выводу, что в стране в тот период времени насчитывалось при-мерно 100 тысяч долларовых миллионеров. На рубеже XX-XXI вв. теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы. Прежде всего, заметно возросли ее масштабы. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возмож-ность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том чис-ле, криминальной экономики. Масштабы теневой экономической дея-тельности в условиях формирования рыночного хозяйства значительно возросли, усилилось влияние ее на экономику страны. Так, по данным экспертов Московского института социально-экономических про-блем (Эксперт. 2000.N12, 27 марта) на рубеже XX-XXI вв. мас-штабы теневой экономики составляли уже 40-46% ВВП. В определении масштабов теневой экономики в России среди экономистов единства нет. Оптимисты считают, что доля теневого сек-тора в России не превышает 20 %, пессимисты же называют цифру 200- 300 %., т.е. если первые считают, что в каждом рубле официально произ-веденной в России продукции содержится 20 «неучтенных» копеек, то, по мнению, последних, на каждый легальный рубль приходится 3-4 «неучтенных» рубля. Даже оценки официальных органов расходятся в «разы». По подсчетам Госкомстата доля теневого сектора российской экономики составляет около 20 % от ВВП, при этом в промышленности – 10 %, а в торговле она доходит до 60 %. Представители МВД оцени-вают теневой сектор на потребительском рынке России в 40 % от суще-ствующего товарооборота. Принципиальные отличия между разными способами расчета доли теневого сектора в российской экономике оп-ределяются в подавляющем случае просто двойным счетом. Госкомстат России учитывает долю «теневой» экономики как отношение добавлен-ной стоимости к ВВП, т.е. все «теневые» продукты и услуги, потреблен-ные в процессе производства, вычитаются. Во втором случае речь идет о ее доле в товарообороте (например, если работник предприятия по-лучил «черным налом» зарплату на сумму 2 тысячи рублей, из кото-рых 500 рублей потратил на штрафы сотрудникам ГИБДД, то учи-тываться, как нелегальная добавленная стоимость, будут лишь полу-ченные им 2 тысячи по расчету Госкомстата, а не 2 тысячи 500 рублей по расчетом того же МВД). Так что эти разные цифры не означают, что по-казатели противоречат друг другу. В экономической науке одной из самых актуальных задач и считается разработка методов расчета объе-мов теневой экономики. «Теневая» экономика представляет собой феномен, который от-носительно легко определить, но невозможно точно измерить. Она охва-тывает все сферы жизнедеятельности общества и представляет интерес, прежде всего, с точки зрения влияния на протекание большинства обычных, «нормальных» экономических явлений и процессов: форми-рование и распределение доходов, торговли, инвестирования и экономи-ческого роста в целом. И осуществленная в последнее десятилетие ли-берализация российской экономики стала дополнительным толчком к расширению теневых сфер, ибо она ослабила эффективный, вертикальный контроль за хозяйственной деятельностью при сохранении высоких ад-министративных барьеров и трансакционных издержек по входу на рынок, значительном налоговом бремени и недостаточной защищен-ности хозяйствующих агентов. Исходя из всего вышесказанного, можно выделить такие особен-ности возникновения теневой экономики в России: 1) возникновение делового тандема чиновника и предпринима-теля, который попал в прямую зависимость от чиновников. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов – норма, следование которой не осуждается. Чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для част-ного предпринимательства. И осуществляемое ими предпринимательст- во носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу; 2) чрезмерно большая роль государства в экономике, что прояв-ляется в сохранении значительного государственного сектора без преж-них экономических и правовых ограничений, а также создании государ-ственных, полугосударственных или негосударственных «уполномочен-ных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять ка-кие-либо насущные функции (например, создание муниципального бан-ка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и т.д.). Это настоящий ис-точник теневой активности, т.к. предприниматели, стремясь получить раз-решение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномочен-ных», вынуждены им платить. Другой источник теневых отношений – лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ста-вит частные фирмы в зависимость от органов власти (например, выдача лицензий аптекам, которые затем становятся монополистами в одном из районов города). Вмешательство государственных органов в эконо-мику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различ-ных частных фирм, всегда приносит выгоды одним и приводит к поте-рям у других; 3) сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью госу-дарства, т.к. оно сохранило контроль за работой ряда секторов эконо-мики (например, контроль за золотодобычей и ограничение в ней частного капитала, как источника существования «черного рынка» торговли зо-лотом, оборот которого составляет сотни килограммов в год). Суще-ствуют также «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Особенно их много в самых прибыльных сферах – в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Не-которые из них обладают финансовой мощностью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовы-вать все функции, которые традиционно выполняло государство – от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. Новая форма монополизма – это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» – это неформальная группиров-ка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающими проникнуть на рынок множество барье-ров, включая и силовые, т.е. связанные с применением насилия. Эконо-мический смысл деятельности «крыши» – поддержание высокого уров-ня цен и прибыли за счет ограничения числа субъектов рынка. Таким образом, часть прибыли «крыша» забирает у других участников рынка, фактически взимая с них неформальный налог; 4) чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрес-сивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80 % прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной нало-говой инспекцией, – одно из следствий ситуации. Когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить ко-мандные высоты в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к ук-лонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой ак-тивности в «тень»; 5) асоциальный характер рыночных преобразований в России. 6) внеправовой характер экономических преобразований, обуслов- Теневая экономика базируется и развивается из конкретных источников: Первый – это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это око- ло 30 млрд. долл. в год). При этом основная часть сделок не являет-ся в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основа-ниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по занижен-ным ценам через посреднические компании, а соответствующий про-цент от прибыли последних оседает за рубежом. Вторым, и основным источником теневой экономики, является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятель-ность, которая имеет место во всех сферах экономики. Третьим – является коррупция, экономический аспект которой заключается в процветающем взяточничестве в различных сферах жиз-ни общества и особенно в законодательной и исполнительной ветвях власти. По расчетам экспертов коррупционная нагрузка на экономику оценивается в 15 – 30 млрд. долл. (в списке стран мира «самые коррум-пированные» Россия занимает 88 место из 133 стран). Движущей силой теневого сектора экономики является свое-образная пирамида лиц, скрытых «теневым занавесом». Надстройка теневой экономики – сугубо криминальные элементы: торговцы нарко-тиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управле-ния, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами. В середине – «теневики-хозяйственники», к которым следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, про-мышленников, мелких и средних бизнесменов, в т.ч. и «челноков». Эти люди – «мотор» экономической деятельности и не только нелегальной. Третья группа представлена наемными работниками, причем как физи-ческого, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррум-пированные государственные служащие, в доходах которых (по некото-рым данным) до 60 % составляют взятки. Общий интерес для всех слоев «пирамиды» заключается в полу-чении дополнительного дохода за пределами «правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж при-сущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней де-лают это в основном путем незаконных операций с сырьем и страте-гическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в 300 млрд. долл. Наемные ра-ботники-профессионалы могут предложить на экспорт только «мозги» и рабочие руки, и они объективно оказываются сейчас в худших условиях. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80 % доходов работника, а в России – лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически способствует удорожанию товаров и услуг на 3 0 %. Механизм функционирования «теневой» экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный ме-ханизмы. Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуата- ции», при этом в роли «дойной коровы» выступает государство или крупное предприятие. Соответствующие схемы: при предприятии соз-даются товарищества с ограниченной ответственностью (или акцио-нерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увели-чивают свой доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны – продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода. Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую» деятельность, обычно включает: - предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и произ-водственные операции; - банк; - «служба безопасности»; - связи. Структуры «теневой экономики» в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на макси-мальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предпри-ятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п. Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х го-дах, во времена окончательной деградации административной систе-мы. Новое поколение политических руководителей России променя-ло «власть на собственность». В сферу теневой экономики вовлечены: - основные капиталы (движимое имущество и недвижимость, ре-сурсы производства, средства производства); - финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя и т.д.); - личные капиталы структур теневой экономики (дома, дачи, земля, автомобили); - трудовые ресурсы (лица, задействованные в теневых экономических видах деятельности). Какие факторы способствуют развитию «теневой» экономи-ки? Их классификация позволяет выделить: 1. Экономические факторы – высокие налоги, переструктури-зация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельско-хозяйственного производства, услуг, торговли), кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом, несовершенство процесса приватизации, деятельность неза-регистрированных экономических структур. 2. Социальные – низкий уровень жизни населения, что спо-собствует развитию скрытых видов деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; неравномерное распределение ВВ П. 3. Правовые – несовершенство законодательства, недоста-точная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности, несовер-шенство механизма координации по борьбе с экономической преступ-ностью. Наличие реального феномена теневой экономики свидетельствует и об определенных ее функциях. 1) дестабилизирующая функция представляет собой: - вытеснение официальных механизмов налогообложения и соот-ветственно снижает объемы собираемых налогов; - дезорганизация производственных процессов в официальной эко-номике и препятствие созданию нормально работающих, «здоро-вых» экономических организаций; - усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые, в т.ч. с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.); - расширение «размытости» принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и на-казание за ее нарушение; 2) стабилизирующая функция представляет собой: - формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйственных субъектов в критических ситуациях; - создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населе-ния; - формирование негосударственной финансовой базы для решения соци-альных задач;
3) экономическая функция состоит в компенсации недостатков работы официальной экономики. Предприятия устанавливают неконтролируе-мые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные дис-пропорции преодолевались; 4) социальная функция заключается в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могут себя реализовать в офици-альных структурах. Даже, если доля таких людей составляет всего лишь 1% население страны, то их число превышает 1 млн. человек. В действи-тельности их намного больше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.135 (0.017 с.) |