Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория спроса и предложения. Рыночное равновесиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизм рынка базируется на взаимодействии таких его элементов, как спрос, предложение, конкуренция и ценовой меха-низм. Можно моделировать рынок в целом, а можно попытаться смоделировать отдельные механизмы, составляющие во взаимо-действии рыночный механизм. В упрощенной модели экономической реальности считается, что на рынке действуют, с одной стороны, производители (посред-ники), желающие продать те блага (товары, услуги), которыми они обладают, а с другой стороны – потребители, желающие приобре-сти блага (товары, услуги) для того, чтобы потребить их и удовле-творить с их помощью свои потребности. Для описания вышеиз-ложенного в теории рынка используются две категории «спрос» и «предложение». Модели спроса и предложения являются абстрак-циями, которые позволяют проиллюстрировать формирование ры-ночной цены в условиях совершенной, т.е. ничем не ограниченной конкуренции. Связующим звеном между производством и потреблением выступает спрос. Известно большое количество определений поня-тия «спрос». Иногда его определяют как «общественную и личную потребность в материальных благах или услугах, в средствах про-изводства и предметах потребления». Иногда «спрос» отождествляют с «платежеспособностью» применительно к населению и потребительскому рынку. Но все же платежный спрос – это спрос, обеспеченный денежными средства-ми покупателей. Экономисты-практики часто определяют спрос в экономике как желание и возможность купить. Вторая часть – возможность купить – определяется платежеспособностью, а первая – желание купить – связана как с ценой, так и с теорией предпочтений. В ка-честве иллюстрации образования индивидуального спроса иногда используют рассмотренную нами ранее «модель потребления». Можно выделить индивидуальный и рыночный спрос (впро-чем, как и индивидуальное и рыночное предложение). Первый оп-ределяет конкретный спрос одного человека (или фирмы), второй – спрос во всей экономике в целом. Спрос можно определить как рыночную форму потребности человека. Спрос связан с личным потреблением, но последнее по-нятие шире, чем спрос, т.к. включает в себя кроме благ, которые покупатель готов приобрести, общественные блага, которые госу-дарство предоставляет гражданам бесплатно и блага, создаваемые в личном подсобном хозяйстве и т.п. Спрос как явление реальной жизни подвержен постоянным изменениям. Модель спроса, таким образом, может описать состояние спроса в зависимости от определенного фактора (факторов). Гра-фически линию спроса можно изобразить на плоскости, по одной из осей на которой откладывается цена блага, по другой – его ко-личество (объем), точнее, то количество (объем) блага, которое же-лали бы и имели бы возможность купить потребители. Предполага-ется, что данный график – как бы моментальный снимок рыночной ситуации, ибо в каждый отдельный момент существуют потребите-ли, желающие купить разное количество блага по разным ценам. «Момент», на который зафиксирован спрос, представляет собой некоторый промежуток времени (обычно достаточно малый для полноты картины). Если отметить все точки с координатами цен и количеством блага, то мы получим некоторую линию (она может быть любой формы: прямая или кривая линия, хотя есть все же не-которые закономерности в формах кривых), которая и будет яв-ляться так называемой кривой спроса. Величина или объем спроса – это количество блага, которое покупатель готов приобрести при данных условиях. На спрос ока-зывают влияние следующие факторы: 1. Ценовой фактор или цена данного товара (Р); 2. Неценовые факторы:
- доходы потребителей (или их платежеспособность) (V); - цены на взаимозаменяемые товары (субституты) (Рs); - вкус, мода, предпочтение (Z); - инфляционные ожидания покупателей (Е); - численность населения и его структура (S). Зависимость величины спроса от вышеперечисленных фак-торов выражает прямая функция спроса: Qd = f (P, V, Ps, Рc, Z, E, S), где Qd – величина спроса. Если неценовые факторы принять за неизменные, то получим зависимость, имеющую вид: Qd = f (Р), т.е. количество товаров, которое согласен приобрести потребитель, есть функция цены товара. Зависимость между количеством това-ров, которое потребитель готов купить, и ценой товара обратная. Она отражена в законе падающего спроса: с повышением цены товара объем спроса на него падает, и, наоборот, при снижении це-ны товара объем спроса увеличивается. То же самое называют и «законом Курно»: «спрос увеличивается, когда цена падает». Если «перевернуть» зависимость, то мы получим закон спроса: «чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей». Этот закон можно проиллюстрировать на графике линии спроса (рис.5.): Цена(Н) QA QB Количество спросав (Q) "ны Изменение неценовых факторов спроса отражается сдвигом ну), снижения цены на взаимодополняемый товар (например, сни-жение цен на бензин вызывает рост спроса на автомобили), изме-нения моды на товар, роста инфляционных ожиданий населения, увеличения численности населения. 2. Сдвиг влево из положения d в d2 отражает снижение спро-са, вызванное обратным изменением неценовых факторов, в т.ч. снижением доходов населения, инфляционных ожиданий, сниже-нием численности населения и т.д.
Q Рис.6. График смещения лини спроса влево и вправо Изменение цены товара не вызывает сдвига линии спроса, а отражается движением вдоль линии d – вверх или вниз, т.к. изме-няется величина спроса в рамках данного спроса (рис.7). Рис.7. График движения вдоль линии спроса Предложение – это рыночная форма производства. Оно представляет собой желание и возможность производителя (про-давца) поставить на рынок то или иное количество товара при каж-дом значении цены в данное время и в данном месте. Предложение на рынке можно рассматривать аналогично спросу. Считается, что производители (посредники), преследуя свой личный интерес, предлагают на рынке к продаже по некоторым ценам определенные количества благ. Предложение – это желание и возможность про-дать. Продают определенные количества благ по определенным ценам. Нижним пределом цены для блага (товара, услуги), предла-гаемого производителем (посредником) в принципе будет возме-щение затрат производителя (посредника), хотя возможны случаи (по тем или иным обстоятельствам), когда продажа осуществляется и ниже затрат. Итак, если мы на какой-то момент в координатах «количество блага, предлагаемого к продаже» – «цена» отметим все точки, соответствующие ценам и количествам товара, предла-гаемого к продаже, у нас получится некоторая линия, именуемая линией предложения (на графике она может быть прямой или кри-вой). В стандартном случае она будет такой, какой изображена на рисунке 8. В этом случае, чем больше цена, тем большее количе-ство блага пытаются продать (хотя возможны и нестандартные случаи). Эту стандартную ситуацию иногда называют «законом предложения» и определяют так: «чем выше цена, тем больше предложение продавцов». Величина или объем предложения – это количество товара, поставляемого на рынок при данном значении цены (Qs). На пред-ложение оказывают влияние следующие факторы: 1. Ценовой фактор или цена данного товара (Р). 2. Неценовые факторы:
- уровень применяемых технологий (О); - цены на ресурсы или издержки (С); - налоги и субсидии (Т); - инфляционные ожидания (Е); - численность производителей (N). Зависимость величины предложения от вышеперечисленных факторов выражается следующим образом: Qs = f (P, O, C, T, E, N …), где Qs – величина предложения. Если неценовые факторы принять за неизменные, то получим зависимость, имеющую вид: Qs = f (Р). Зависимость количества предлагаемых к продаже товаров от их цены прямая и она отражена в законе предложения. Закон предложения гласит: с увеличением цены товара объем предложения данного товара на рынке растет, и, наобо-рот, при снижении цены товара объем его предложения пада-ет. Эту зависимость можно отразить на графике предложения (рис.8). Каждая точка линии предложения (s) показывает опреде-ленное количество предлагаемого на рынке товара при каждом значении цен. Она отражает прямую зависимость между Qs и Р. Рис.8. График предложения Кривая s имеет положительный наклон, который объясняется ростом затрат по мере расширения производства и заинтересован-ностью производителей расширять его по мере роста цен, т.к. это позволяет покрывать возросшие затраты. Следует различать изменения предложения и объема (вели-чины) предложения. При изменении цены изменяется величина предложения в рамках существующего предложения, что отражают движением вдоль линии s (рис.9.). Рис.9. График движения цен вдоль линии предложения При изменении неценовых факторов изменяется само пред- ложение, что отражают сдвигом линии «s» параллельно самой себе (рис.10.): 1. Вправо (вниз) из положения s в s1 отражает рост предло-жения под влиянием следующих изменений неценовых факторов: внедрения новых технологий, удешевления сырья, снижения нало-гов, ростом числа фирм и т.д.. 2. Влево (вверх) из положения s в s2 отражает сокращение предложения под влиянием обратного изменения неценовых фак-торов: старением технологий, удорожания сырья, ростом налогов и т.д.. Рис.10. График смещения линии предложения вправо и влево Чтобы понять, как устанавливается рыночная цена товара в условиях совершенной, т.е. свободной конкуренции, рассмотрим модель рыночного равновесия на рынке отдельного товара. Для этого совместим линии спроса (d) и предложения (s) на одном гра-фике (рис.11).
Рис.11. График рыночного равновесия Рыночное равновесие характеризуется на графике точ-кой равновесия – точка Е. В этой точке РE = Pd = Ps и QE = Qd = Qs. РE – это равновесная рыночная цена, на которую согласился и про-давец, и покупатель. По этой цене на рынке продается основная масса товаров. Равновесная точка – это состояние рынка, при котором достигается согласие и в цене (РE) и в объеме продаж (QE) – между покупателем и продавцом, при этом покупатель не ищет новых товаров на рынке, а производитель – новых рын-ков сбыта. Рассмотрим, что произойдет на рынке, если цена устано-вится: 1) выше равновесной: Р1 > РE; 2) ниже равновесной: Р2 < РE. Проиллюстрируем данные ситуации на графике (рис.12): Рис.12. График отклонения цены от равновесия При отклонении цены от равновесной в сторону повыше-ния возникает сложность со сбытом продукции, т.е. происходит затоваривание. В результате усиливается конкуренция между про-давцами, и цена будет снижаться, возвращаясь к равновесному зна-чению. Одновременно и объем продаж вернется к равновесному состоянию, т.е. конкуренция вернула рынок товара на равновесное состояние. При отклонении цены в сторону понижения от рав-новесного уровня величина спроса увеличивается, а величина предложения сокращается, и возникает дефицит товара, прояв-ляющийся в очередях, в исчезновении товаров с прилавков. В ре-зультате усиливается конкуренция между покупателями, и цена и объем продаж вернутся в равновесное значение. Таким образом, в самой рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее к рав-новесному значению. В условиях прямого государственного (или иного) регулиро-вания цен, при установлении «потолка» цены, равного Р1, возник-нет хроническое затоваривание, а при установлении «пола» цены – дефицит, а соответственно очереди, исчезновение товаров с при-лавка. Под воздействием изменений неценовых факторов равновес-ное состояние устанавливается на новом уровне цен и объеме про-даж. При этом изменение рыночного спроса и предложения вызы-вают следующие изменения рыночного равновесия: 1. В условиях роста спроса равновесная цена и равновесный объем продаж растут (рис.13). Рис.13. График равновесия в условиях роста спроса 2. При снижении спроса – и равновесная цена, и равновесный объем снижаются (рис.14). Рис.14. График равновесия в условиях падения спроса 3. При увеличении предложения равновесная цена снижает-ся, а объем продаж растет (рис.15). Рис.15. График равновесия при увеличении предложения 4. При снижении предложения равновесная цена растет, а равновесный объем падает. Рис.16. График равновесия при снижении предложения 5. При одновременном сдвиге линий спроса и предложения изменение равновесной цены и равновесного объема в конечном счете зависит от того, что преобладает изменение спроса или изме-нение предложения и в каком направлении они изменяются: Рис.17. График равновесия при одновременном сдвиге линий спро- са и предложения Исследование проблем спроса и предложения, а также ры- Н.Д.Кондратьева, Л.Н.Юровского, Е.Е.Слуцкого. Из современных ученых свой вклад в решение этой проблемы внесли К.Эрроу, Ж.Дебре, П.Самуэльсон, В.С.Немчинов, В.В.Новожилов и другие. Начало исследованию рыночного равновесия положила тео-рия А.Смита, названная создателем «теорией невидимой руки». Сут ш п ш ш т т Для объяснения негибкости цен в свою очередь привлекают-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.007 с.) |