Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория спроса и предложения. Рыночное равновесиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте Механизм рынка базируется на взаимодействии таких его элементов, как спрос, предложение, конкуренция и ценовой меха-низм. Можно моделировать рынок в целом, а можно попытаться смоделировать отдельные механизмы, составляющие во взаимо-действии рыночный механизм. В упрощенной модели экономической реальности считается, что на рынке действуют, с одной стороны, производители (посред-ники), желающие продать те блага (товары, услуги), которыми они обладают, а с другой стороны – потребители, желающие приобре-сти блага (товары, услуги) для того, чтобы потребить их и удовле-творить с их помощью свои потребности. Для описания вышеиз-ложенного в теории рынка используются две категории «спрос» и «предложение». Модели спроса и предложения являются абстрак-циями, которые позволяют проиллюстрировать формирование ры-ночной цены в условиях совершенной, т.е. ничем не ограниченной конкуренции. Связующим звеном между производством и потреблением выступает спрос. Известно большое количество определений поня-тия «спрос». Иногда его определяют как «общественную и личную потребность в материальных благах или услугах, в средствах про-изводства и предметах потребления». Иногда «спрос» отождествляют с «платежеспособностью» применительно к населению и потребительскому рынку. Но все же платежный спрос – это спрос, обеспеченный денежными средства-ми покупателей. Экономисты-практики часто определяют спрос в экономике как желание и возможность купить. Вторая часть – возможность купить – определяется платежеспособностью, а первая – желание купить – связана как с ценой, так и с теорией предпочтений. В ка-честве иллюстрации образования индивидуального спроса иногда используют рассмотренную нами ранее «модель потребления». Можно выделить индивидуальный и рыночный спрос (впро-чем, как и индивидуальное и рыночное предложение). Первый оп-ределяет конкретный спрос одного человека (или фирмы), второй – спрос во всей экономике в целом. Спрос можно определить как рыночную форму потребности человека. Спрос связан с личным потреблением, но последнее по-нятие шире, чем спрос, т.к. включает в себя кроме благ, которые покупатель готов приобрести, общественные блага, которые госу-дарство предоставляет гражданам бесплатно и блага, создаваемые в личном подсобном хозяйстве и т.п. Спрос как явление реальной жизни подвержен постоянным изменениям. Модель спроса, таким образом, может описать состояние спроса в зависимости от определенного фактора (факторов). Гра-фически линию спроса можно изобразить на плоскости, по одной из осей на которой откладывается цена блага, по другой – его ко-личество (объем), точнее, то количество (объем) блага, которое же-лали бы и имели бы возможность купить потребители. Предполага-ется, что данный график – как бы моментальный снимок рыночной ситуации, ибо в каждый отдельный момент существуют потребите-ли, желающие купить разное количество блага по разным ценам. «Момент», на который зафиксирован спрос, представляет собой некоторый промежуток времени (обычно достаточно малый для полноты картины). Если отметить все точки с координатами цен и количеством блага, то мы получим некоторую линию (она может быть любой формы: прямая или кривая линия, хотя есть все же не-которые закономерности в формах кривых), которая и будет яв-ляться так называемой кривой спроса. Величина или объем спроса – это количество блага, которое покупатель готов приобрести при данных условиях. На спрос ока-зывают влияние следующие факторы: 1. Ценовой фактор или цена данного товара (Р); 2. Неценовые факторы:
- доходы потребителей (или их платежеспособность) (V); - цены на взаимозаменяемые товары (субституты) (Рs); - вкус, мода, предпочтение (Z); - инфляционные ожидания покупателей (Е); - численность населения и его структура (S). Зависимость величины спроса от вышеперечисленных фак-торов выражает прямая функция спроса: Qd = f (P, V, Ps, Рc, Z, E, S), где Qd – величина спроса. Если неценовые факторы принять за неизменные, то получим зависимость, имеющую вид: Qd = f (Р), т.е. количество товаров, которое согласен приобрести потребитель, есть функция цены товара. Зависимость между количеством това-ров, которое потребитель готов купить, и ценой товара обратная. Она отражена в законе падающего спроса: с повышением цены товара объем спроса на него падает, и, наоборот, при снижении це-ны товара объем спроса увеличивается. То же самое называют и «законом Курно»: «спрос увеличивается, когда цена падает». Если «перевернуть» зависимость, то мы получим закон спроса: «чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей». Этот закон можно проиллюстрировать на графике линии спроса (рис.5.): Цена(Н)
QA QB Количество спросав (Q) "ны Изменение неценовых факторов спроса отражается сдвигом ну), снижения цены на взаимодополняемый товар (например, сни-жение цен на бензин вызывает рост спроса на автомобили), изме-нения моды на товар, роста инфляционных ожиданий населения, увеличения численности населения. 2. Сдвиг влево из положения d в d2 отражает снижение спро-са, вызванное обратным изменением неценовых факторов, в т.ч. снижением доходов населения, инфляционных ожиданий, сниже-нием численности населения и т.д.
Q Рис.6. График смещения лини спроса влево и вправо Изменение цены товара не вызывает сдвига линии спроса, а отражается движением вдоль линии d – вверх или вниз, т.к. изме-няется величина спроса в рамках данного спроса (рис.7).
Рис.7. График движения вдоль линии спроса Предложение – это рыночная форма производства. Оно представляет собой желание и возможность производителя (про-давца) поставить на рынок то или иное количество товара при каж-дом значении цены в данное время и в данном месте. Предложение на рынке можно рассматривать аналогично спросу. Считается, что производители (посредники), преследуя свой личный интерес, предлагают на рынке к продаже по некоторым ценам определенные количества благ. Предложение – это желание и возможность про-дать. Продают определенные количества благ по определенным ценам. Нижним пределом цены для блага (товара, услуги), предла-гаемого производителем (посредником) в принципе будет возме-щение затрат производителя (посредника), хотя возможны случаи (по тем или иным обстоятельствам), когда продажа осуществляется и ниже затрат. Итак, если мы на какой-то момент в координатах «количество блага, предлагаемого к продаже» – «цена» отметим все точки, соответствующие ценам и количествам товара, предла-гаемого к продаже, у нас получится некоторая линия, именуемая линией предложения (на графике она может быть прямой или кри-вой). В стандартном случае она будет такой, какой изображена на рисунке 8. В этом случае, чем больше цена, тем большее количе-ство блага пытаются продать (хотя возможны и нестандартные случаи). Эту стандартную ситуацию иногда называют «законом предложения» и определяют так: «чем выше цена, тем больше предложение продавцов». Величина или объем предложения – это количество товара, поставляемого на рынок при данном значении цены (Qs). На пред-ложение оказывают влияние следующие факторы: 1. Ценовой фактор или цена данного товара (Р). 2. Неценовые факторы:
- уровень применяемых технологий (О); - цены на ресурсы или издержки (С); - налоги и субсидии (Т); - инфляционные ожидания (Е); - численность производителей (N). Зависимость величины предложения от вышеперечисленных факторов выражается следующим образом: Qs = f (P, O, C, T, E, N …), где Qs – величина предложения. Если неценовые факторы принять за неизменные, то получим зависимость, имеющую вид: Qs = f (Р). Зависимость количества предлагаемых к продаже товаров от их цены прямая и она отражена в законе предложения. Закон предложения гласит: с увеличением цены товара объем предложения данного товара на рынке растет, и, наобо-рот, при снижении цены товара объем его предложения пада-ет. Эту зависимость можно отразить на графике предложения (рис.8). Каждая точка линии предложения (s) показывает опреде-ленное количество предлагаемого на рынке товара при каждом значении цен. Она отражает прямую зависимость между Qs и Р.
Рис.8. График предложения Кривая s имеет положительный наклон, который объясняется ростом затрат по мере расширения производства и заинтересован-ностью производителей расширять его по мере роста цен, т.к. это позволяет покрывать возросшие затраты. Следует различать изменения предложения и объема (вели-чины) предложения. При изменении цены изменяется величина предложения в рамках существующего предложения, что отражают движением вдоль линии s (рис.9.).
Рис.9. График движения цен вдоль линии предложения При изменении неценовых факторов изменяется само пред- ложение, что отражают сдвигом линии «s» параллельно самой себе (рис.10.): 1. Вправо (вниз) из положения s в s1 отражает рост предло-жения под влиянием следующих изменений неценовых факторов: внедрения новых технологий, удешевления сырья, снижения нало-гов, ростом числа фирм и т.д.. 2. Влево (вверх) из положения s в s2 отражает сокращение предложения под влиянием обратного изменения неценовых фак-торов: старением технологий, удорожания сырья, ростом налогов и т.д..
Рис.10. График смещения линии предложения вправо и влево Чтобы понять, как устанавливается рыночная цена товара в условиях совершенной, т.е. свободной конкуренции, рассмотрим модель рыночного равновесия на рынке отдельного товара. Для этого совместим линии спроса (d) и предложения (s) на одном гра-фике (рис.11).
Рис.11. График рыночного равновесия Рыночное равновесие характеризуется на графике точ-кой равновесия – точка Е. В этой точке РE = Pd = Ps и QE = Qd = Qs. РE – это равновесная рыночная цена, на которую согласился и про-давец, и покупатель. По этой цене на рынке продается основная масса товаров. Равновесная точка – это состояние рынка, при котором достигается согласие и в цене (РE) и в объеме продаж (QE) – между покупателем и продавцом, при этом покупатель не ищет новых товаров на рынке, а производитель – новых рын-ков сбыта. Рассмотрим, что произойдет на рынке, если цена устано-вится: 1) выше равновесной: Р1 > РE; 2) ниже равновесной: Р2 < РE. Проиллюстрируем данные ситуации на графике (рис.12):
Рис.12. График отклонения цены от равновесия При отклонении цены от равновесной в сторону повыше-ния возникает сложность со сбытом продукции, т.е. происходит затоваривание. В результате усиливается конкуренция между про-давцами, и цена будет снижаться, возвращаясь к равновесному зна-чению. Одновременно и объем продаж вернется к равновесному состоянию, т.е. конкуренция вернула рынок товара на равновесное состояние. При отклонении цены в сторону понижения от рав-новесного уровня величина спроса увеличивается, а величина предложения сокращается, и возникает дефицит товара, прояв-ляющийся в очередях, в исчезновении товаров с прилавков. В ре-зультате усиливается конкуренция между покупателями, и цена и объем продаж вернутся в равновесное значение. Таким образом, в самой рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее к рав-новесному значению. В условиях прямого государственного (или иного) регулиро-вания цен, при установлении «потолка» цены, равного Р1, возник-нет хроническое затоваривание, а при установлении «пола» цены – дефицит, а соответственно очереди, исчезновение товаров с при-лавка. Под воздействием изменений неценовых факторов равновес-ное состояние устанавливается на новом уровне цен и объеме про-даж. При этом изменение рыночного спроса и предложения вызы-вают следующие изменения рыночного равновесия: 1. В условиях роста спроса равновесная цена и равновесный объем продаж растут (рис.13).
Рис.13. График равновесия в условиях роста спроса 2. При снижении спроса – и равновесная цена, и равновесный объем снижаются (рис.14).
Рис.14. График равновесия в условиях падения спроса 3. При увеличении предложения равновесная цена снижает-ся, а объем продаж растет (рис.15).
Рис.15. График равновесия при увеличении предложения 4. При снижении предложения равновесная цена растет, а равновесный объем падает.
Рис.16. График равновесия при снижении предложения 5. При одновременном сдвиге линий спроса и предложения изменение равновесной цены и равновесного объема в конечном счете зависит от того, что преобладает изменение спроса или изме-нение предложения и в каком направлении они изменяются:
Рис.17. График равновесия при одновременном сдвиге линий спро- са и предложения Исследование проблем спроса и предложения, а также ры- Н.Д.Кондратьева, Л.Н.Юровского, Е.Е.Слуцкого. Из современных ученых свой вклад в решение этой проблемы внесли К.Эрроу, Ж.Дебре, П.Самуэльсон, В.С.Немчинов, В.В.Новожилов и другие. Начало исследованию рыночного равновесия положила тео-рия А.Смита, названная создателем «теорией невидимой руки». Сут ш п ш ш т т Для объяснения негибкости цен в свою очередь привлекают-
|
|||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |