Глава 4. Введение в рыночную экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Введение в рыночную экономику



Важной составляющей частью экономической теории являет-ся микроэкономический анализ, изучающий обособленные эконо-мические единицы (домохозяйство, фирма), а также рынки, кон-кретные товары и услуги, цены. Анализ рыночной экономики со-ставляет в микроэкономике центральную часть, так как рыночный механизм является мощным регулятором всей хозяйственной жиз-ни общества.

Рыночная экономика прошла в своем развитии длительный путь, продолжительность которого исчисляется тысячелетиями. По мнению ряда экономистов-теоретиков, это великое детище челове-ческой цивилизации, значимость которого может сравниваться с гениальными техническими открытиями.

Теория рыночной экономики формировалась представителя-ми различных школ и направлений и в своем развитии она прошла эволюцию от концепции свободного рынка к теории регулируемого рынка. Целый ряд теоретических положений меркантилистов (об активной роли государства в регулировании товарного обмена), физиократов (об эквивалентном обмене), Смита (о взаимосвязи в рыночной модели спроса-предложения-конкуренции и цены) акту-альны и в настоящее время. Анализ рыночной экономики вышел за уровень микроэкономики и получил развитие на уровне нацио-нального и мирового хозяйства.

Теория рыночной экономики нашла свое отражение в эконо-мической политике целого ряда стран, которые на разных этапах своего исторического развития переходили от фритредерства к протекционизму, от признания абсолютного рынка к ограничению механизма его действий.

Важным аспектом теории рынка является понимание приро-ды его возникновения и развития. Хотя единства по этому во-просу среди теоретиков-экономистов нет, отметим все-таки неко-торые общие моменты: общественное разделение труда (специа-


лизация больших групп людей на том или ином виде хозяйствен-ной деятельности); экономическая обособленность производите-лей блага (товара или услуги) и необходимость эквивалентного обмена между ними, самостоятельность производителя блага (товара); ограниченность всех ресурсов производства; потреб-ности людей. Уместно в этой связи замечание А.Смита «…дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

Рынок, будучи элементом системы экономических отноше-ний, сам выражает различный спектр отношений, определяющих механизм взаимодействия покупателей и продавцов, систему от-ношений между спросом и предложением, совокупность отноше-ний товарного обмена. Все эти отношения концентрируются в сфе-ре обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей блага.

В теории рыночной экономики важным моментом является определение сущностных черт (характеристик) рынка. К ним следует относить такие характеристики:

- наличие определенной товарной массы;

- наличие развитой и устойчивой денежной системы;

- самостоятельных хозяйствующих субъектов;

- подчинение действию объективных экономических законов не-смотря на стихийность в природе рынка;

- полная материальная ответственность всех участников;

- предположение цены равновесия в определенный момент;

- наличие развитой инфраструктуры;

- открытость экономики перед мировым хозяйством;

- формирование определенного типа человека, который в свои моральные нормы включает рыночную этику и рыночную мо-раль;

- наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию.

Рынок является одним из регуляторов экономики. В этом ка-честве он выполняет несколько функций. Среди ученых нет до сих пор единства в описании этих функций, но в общем виде они могут быть сведены к следующим функциям:

распределительная функция: рынок распределяет блага (факторные блага и потребительские блага) между контрагентами через обмен;

посредническая функция: в рыночной экономике рынок вы-ступает обязательным посредником при обмене, олицетворяя об-щественное признание товара;

стимулирующая функция: рынок стимулирует эффективное использование ограниченных ресурсов;

информационная функция: рынок обеспечивает передачу информации между контрагентами, обеспечивая поиск наиболее эффективных вариантов экономической деятельности;

дифференцирующая функция: рынок дифференцирует то-варопроизводителей по доходам, возможностям и т.п.;


санирующая функция: рынок обеспечивает экономическое «выживание» одних субъектов и разорение других субъектов (кри-териями при этом выступают конкурентоспособность, удача и т.п., т.е. объективные и субъективные моменты).

Рынок существует в силу наличия общественного разделения труда и, соответственно, необходимости обеспечения обществен-ного признания товара через куплю-продажу (в основном с помо-щью денег, что предполагает широкое развитие товарно-денежных отношений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.162 (0.005 с.)