Последствия миграции рабочей силы для страны-донора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия миграции рабочей силы для страны-донора



(экспортера рабочей силы) выражается в увеличении национально-го ВНП за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, сокращении расходов национального бюджета на обучение, здра-воохранение и другие расходы социального характера, повышении профессиональной квалификации и приобретении опыта за рубе-жом, уменьшении безработицы за счет оттока части рабочей силы. Последствия для страны-импортера иностранной рабочей силы могут носить противоречивый характер: с одной стороны, страна-импортер использует уже готовую рабочую силу, иностранные ра-бочие повышают спрос на товары и услуги, стимулируют тем са-мым рост производства и повышение занятости; снижаются из-держки производства вследствие дешевизны иностранной рабочей силы. С другой, – мигранты создают напряженность на внутреннем рынке труда и в обществе в целом, возникают национальные, рели-гиозные и этнические проблемы.

Регулирование международной миграции рабочей силы осу-ществляется каждой страной самостоятельно, на основе соответст-вующего национального законодательства. Однако в настоящее время существует множество международных соглашений, право-вых актов, присоединяясь к которым страны берут на себя обяза-тельства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны организовывать для мигрантов бесплатные службы для ин-


формации мигрантов, содействовать их перемещению, оказывать медицинские услуги, разрешать переводить на родину заработан-ные средства и сбережения.

В большинстве стран мира разрабатывается миграционная политика – комплекс законодательных, организационных, эконо-мических мер, направленных на регулирование въезда и выезда на-селения, и в частности рабочей силы. Миграционная политика включает в себя два направления: иммиграционную и эмиграцион-ную политику. Каждое из этих направлений отражает специфику страны в регулировании миграции рабочей силы. Так, страны уста-навливают иммиграционные квоты (число иностранных работни-ков, могущих въехать в страну в течение определенного срока). Квоты могут дифференцироваться по отраслям, по предприятиям, по странам-донорам, по различным категориям иммигрантов (в США в 1995 году 71% иммиграционных квот предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие). Существуют и исключения эконо-мического характера. Например, частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и др.

Россия на международном рынке труда заявила о своей само-стоятельной миграции рабочей силы в начале 90-х годов (в СССР самостоятельная миграция рабочей силы воспрещалась). Закон РФ «О занятости» от 1991 года впервые провозгласил, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоуст-ройство за пределами Российской Федерации». Уже к 1995 году численность россиян работавших за рубежом, по официальным данным, составляла более 11 тысяч человек. Реально же среднего-довая численность эмигрантов с 1991 по 1998 гг. составила более 100 тысяч человек. В настоящее время десятки тысяч россиян рабо-тает в бывших странах СЭВ, а также Германии, Израиле, США, Греции и др.

Наряду с эмиграцией рабочей силы из России в 90-е годы резко усилился приток рабочей силы в Россию, причем в этом про-цессе присутствовала и стихийная миграция. По официальным дан-ным в России работают около 300 тысяч иностранных граждан, фактически же эта численность явно выше. По некоторым оценкам в стране проживает нелегальным образом, без соответствующего оформления до 700 тысяч человек прибывших из дальнего зарубе-жья и около 2 млн. иммигрантов-нелегалов из стран СНГ.

Привлечение иммигрантов на работу в различные отрасли экономики России обусловлено: нехваткой рабочих отдельных профессий и специальностей, нежеланием местного населения вы-полнять предлагаемую работу (в Москве иммигранты составляют 46% строителей, 34% работников транспорта), необходимостью организованного набора для работы на Севере страны и др.


Регулирование иностранной рабочей силы в России осущест-вляется на основе документа «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы». Согласно этому документу ино-странные рабочие имеют право на равные с гражданами России условия и оплату труда.

Помимо трудовой миграции в современной России присутст-вует огромный поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, число которых, по экспертным оценкам, составляет около 5 млн. человек. Причины такому явлению различные – на-циональный экстремизм, военные конфликты, тяжелое экономиче-ское положение. Этот вопрос также требует мер организационного и экономического характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.006 с.)