Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика как понятие и целостная система научного знания о закономерностях хозяйственной жизни общества

Поиск

С определенной долей условности научное понимание эко-номики (экономической теории), в самом общем виде, можно пред-ставить как совокупность обобщенных знаний об отношениях, воз-никающих в обществе по поводу эффективного использования ре-сурсов для создания общественных благ, направляемых на удовле-творение общественных и личных потребностей.

Известно, что развитие общества, его постоянное воспроиз-водство предполагают, прежде всего, наличие совокупности эко-номических отношений. В самой общей трактовке экономические отношения – это отношения по поводу рационального, эффектив-ного использования ресурсов для производства общественного блага, определяемые в конкретно-исторических социально-экономических условиях существующими отношениями собствен-ности.

Обычно различают два подхода к определению содержания экономических отношений:

Сущность первого подхода заключается в том, что рассматриваются отношения между людьми по поводу рациональ-ного использования ими имеющихся в распоряжении природных ресурсов, промышленных средств производства и рабочей силы в процессе производства (воспроизводства) материальных и немате-риальных благ. Такие отношения определяются свойствами ис-пользуемых ресурсов (ценность, достаточность, ограниченность, воспроизводимость, заменяемость) и формулируются как технико-экономические. В простейшем виде они формируют представле-ние об экономике, как процессе преобразования имеющихся в об-ществе ресурсов в продукцию (благо), способную удовлетворить производственные и непроизводственные потребности общества в целом и его членов. Такой подход характерен, в частности, для всех курсов «Экономикс». Функционирование экономики в данном контексте можно схематично представить следующим образом:

производственные ресурсы – процесс производства – созданная продукция – текущее производственное потребление – восста-новление и накопление ресурсов – личное потребление. На вхо-де этой системы находятся производственные ресурсы; процесс производства, занимая промежуточное положение, является про-цессом создания продукции. На выходе – процесс ее использова-ния, а пополнение и восстановление ресурсов – обратной связью в экономике. Универсальное значение подобной схемы экономики очевидно. Она применима не только к народному хозяйству в це-


лом, но и к любому его звену, в том числе, и к предприятию. Исхо-дя из такого подхода, в экономике выделяют несколько уровней хозяйственной практики, обобщаемой в теории. Во-первых, это микроэкономика, на уровне которой исследуются хозяйственные процессы в домашнем хозяйстве и предприятии (фирме); мезоэко-номика – средний уровень экономики, в котором исследуются хо-зяйственные процессы в отрасли или производственном комплексе; макроэкономика – это уровень национального хозяйства, взятый в целом.

Вместе с тем следует видеть и недостатки данной схемы. Со-гласно ей наука рассматривается в качестве материально-вещественного ресурса, наряду со средствами производства и при-родой. Ресурсный подход не охватывает всей сложности «цепочки» движения продуктов, результатов и затрат в экономике. Экономика – это не всегда воспроизводящаяся система (например, в условиях кризиса перепроизводства происходит резкий спад производства, имеют случаи уничтожения созданных продуктов труда). Известно, что недостаточно только произвести продукт, но необходимо осу-ществить его перераспределение, обмен и лишь затем продукт мо-жет поступить в виде ресурса в экономический процесс. В природе большинство ресурсов невоспроизводимо. Свести содержание эко-номики только к использованию ресурсов нельзя еще и потому, что без воспроизводства через определенные промежутки времени ре-сурсов и продукции вся экономическая жизнь остановится. Поэто-му более правильно рассматривать экономику с точки зрения тех-нологического подхода не как ресурсную, а как воспроизводящую-ся экономику. С позиции воспроизводственного подхода экономи-ка представляет собой слитное переплетение не прямолинейных цепочек от ресурсов к продукту, а воспроизводственных кругообо-ротов предметов труда, средств труда, предметов потребления, природных ресурсов, населения. Движение продукта происходит через фазы воспроизводства от производства к потреблению. Соот-ветственно различаются экономические проблемы производства, обмена, распределения и потребления.

Данный подход позволяет рассматривать экономику как науку о взаимодействии общества с природой. Природа высту-пает в качестве естественного ресурсного потенциала со своими недрами, водами, землями и окружающей человека атмосферой. Общество по отношению к природе характеризуется состоянием развитости субъектов хозяйственной деятельности, наличием эко-номической культуры, трудовых и интеллектуальных ресурсов, законодательства, определенной технологичностью переработки, утилизации ресурсов и отходов производства. Взаимодействие об-щества и природы характеризуется таким понятием, как время взаимодействия. Общество использует природные ресурсы уже не один десяток тысяч лет, сменилось пять технологических укладов в общественном производстве, произошел ряд технологических ре-


волюций, но вопрос взаимодействия природы и человека стоит остро и в настоящее время. Этап прошлого взаимодействия позво-ляет оценивать процесс использования ресурсов в недалеком про-шлом; этап настоящего взаимодействия позволяет видеть, как со-временное общество распоряжается ресурсами, формирует ли оно фонд будущих поколений; этап будущего позволяет оценивать экономическую политику по отношению к использованию природ-ных ресурсов на перспективу развития общества. Еще известный английский экономист XVIII века У. Петти замечал: «К земле надо относиться, как добрым отцам семейства». Тем самым этот мыслитель предупреждал о необходимости бережного отношения к такому экономическому ресурсу, как земля.

Раскрытие содержания экономики через взаимодействие об-щества с природой позволяет выделить критерии устойчивости экономики, характеризирующие: уровень развития производства, стабильность национальной валюты, устойчивость развития сель-ского хозяйства, уровень занятости населения, экспортно-импортный потенциал, совершенное законодательство, стимулы к участию в хозяйственной жизни. Все это вместе взятое в конечном счете влияет на состояние благосостояния общества.

Сущность второго подхода в определении содержания эко-номических отношений заключается в том, что главным критерием отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, являются отношения собст-венности в данном обществе. Такой подход позволил сформулиро-вать эти отношения как социально-экономические.

В большей мере данный подход характерен для марксистской политэкономии, в которой производственные отношения, в первую очередь, определялись отношениями собственности, то есть при-своением и отчуждением средств производства и результатов труда от непосредственного производителя. На базе такого подхода К. Марксом была вскрыта «социальная физиономия» классового ка-питалистического общества. Кроме того, определяющим в системе производственных отношений для него являлось производство, все же другие отношения рассматривались в качестве производных и надстроечных.

Эти два подхода к пониманию сущности и содержания эко-номических отношений указывают не только на их различие, но и подчеркивают их единство, обусловленное законами диалектики. Такое единство заложено в самой сути производства как процесса одновременного взаимодействия людей с природой и друг с другом и закреплено организационно-экономическими отношениями. Это такие отношения, которые организационно оформляют сущест-вующие социально-экономические и технико-экономические от-ношения через систему организации и управления как на уровне народного хозяйства, его отраслей, так и на уровне отдельных предприятий. В единстве всей совокупности данных отношений


функционирует общественное производство (воспроизводство) как процесс взаимодействия человеческого общества и природы, в котором общество воспроизводит себя в единстве материальных и духовных сил, совокупности всех отношении (базисных и надстро-ечных). При этом оно воспроизводит материальные и нематериаль-ные предпосылки своей деятельности, постоянно развивает их. Од-нако объективная основа развития человеческого общества за-ключается, прежде всего, в самом производстве.

Производство выступает как двуединый процесс, имеющий материальную и нематериальную стороны. Материальное произ-водство не должно означать его абсолютизации по отношению к нематериальному производству. Нематериальное производство всегда играло важную роль в жизни общества и, особенно, в усло-виях современной НТР. Более того, необходимо видеть и их тес-ную взаимосвязь, ибо в материальном производстве представлена и духовная деятельность общества (прежде всего, через деятельность рабочей силы, обладающей не только физическими, но и интеллек-туальными способностями). В то же время, в духовном производ-стве (науке, искусстве, литературе и кино) всегда присутствуют элементы (признаки) материальности.

Возрастание роли духовной деятельности в современных ус-ловиях означает все большую зависимость результатов и эффек-тивности материального производства от уровня развития челове-ческого фактора, его духовного и социального потенциала. Учет значения этого обстоятельства в материальном производстве вы-ражается в новых формах управления производством, внедрении новых ресурсосберегающих технологий, охране окружающей сре-ды, использовании генной инженерии, гуманизации трудовых от-ношений в обществе. Все это способствует формулированию в экономической теории новой парадигмы в определении содержа-ния и сущности постиндустриального этапа развития общества.

Система экономических наук

Экономические науки в настоящее время представляют со-бой достаточно сложную систему, включающую в себя фундамен-тальные и прикладные науки.

Основу системы экономических наук, ее базис, фундамент составляют две науки: политическая экономия и экономическая теория. Термин политическая экономия (название происходит от греческих слов «политикос» – государственный и «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – закон) можно перевести как законы о ведении хозяйства в государстве. Как учение она возникла практически од-новременно с зарождением капиталистического способа производ-ства. Главные ее школы: меркантилизм, физиократия, классическая английская политэкономия, марксизм, вульгарная политэкономия.

С 70-х годов XIX века начала складываться вторая фунда-ментальная экономическая наука – экономическая теория, пред-


ставленная в основном североамериканской («Экономикс») и за-падноевропейской школами: маржинализм, неоклассическая тео-рия, кейнсианство, институционализм, монетаризм. Экономическая теория имеет более широкий предмет исследования, чем политиче-ская экономия, нередко переходя в область прикладных исследова-ний. И если в политической экономии, особенно в марксистской, отчетливо прослеживается связь экономики и политики, то эконо-мическая теория в большей степени демонстрирует связь экономи-ки и права. Экономика всегда теснейшим образом связана с поли-тикой. Состояние экономики, протекающие в ней процессы, неиз-бежно отражаются на политической жизни общества. Со своей сто-роны политика может активно влиять на экономику: тормозить или ускорять экономический рост, структурные сдвиги и т. п.

С другой стороны, экономические процессы объективны по своей природе, они всегда нуждаются в правовом оформлении. Их объективный характер не означает, что возможно существование экономических отношений вне деятельности людей, а значит, нуж-ны юридические законы, нормы и нормативы, регулирующие та-кую деятельность.

В системе экономической науки кроме фундаментальных дисциплин существуют прикладные экономические знания, пред-ставленные такими областями научного знания, как экономика предприятия, экономика отраслей или отдельных сфер экономиче-ской практики (экономика природопользования, финансы и кредит, бухгалтерский учет, экономика внешнеэкономических связей, ста-тистика). Развитию экономического мышления и мировоззрения способствуют история экономических учений, история экономики, мировая экономика. Изучение всей совокупности экономических дисциплин позволяет специалисту сформировать современное эко-номическое мышление и свой взгляд на экономические процессы в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.009 с.)