Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.



Цели бюджетно-налоговой (фискальной) политики и её инструменты.

Налогообложение. Налоговый мультипликатор. Состояние налоговой системы в национальной экономике Республики Беларусь.

Существует множество видов налогов: прямые и косвенные, с физических и юридических лиц, прогрессивные и регрессивные, местные, федеральные и республиканские. Прямые

налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщиков, из размер находится в прямой зависимости от получаемого дохода. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов и услуг. Косвенные налоги взимаются в видах акцизов, монопольных налогов, таможенных пошлин. Они непропорциональны доходу и по характеру действия на ВВП аналогичны аккордным налогам. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов.

Налоговая политика – это комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы.

Налогам отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Рассмотрим эффект мультипликации, порождаемый прямыми, т.е. условно пропорциональными доходу, налогами.Экономический смысл эффект мультипликации в том, что при снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода. Это приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики. При понижении ставки налога с t1 до t2 уменьшается сумма налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вверх при увеличении угла наклона функции спроса к горизонтальной оси. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо, и равновесный ВВП увеличивается сY1 до Y2.

Мультипликатор пропорциональных налогов определяется по формуле:

mT = Объём национального производства (∆Y) рассчитывается по формуле: ΔY= Для изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют другой мультипликатор. Он показывает, на сколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений (Т) на единицу. На рисунке видно, что рост величины налоговых сборов аккордного типа с Т1 до Т2 приводит к снижению уровня располагаемогодохода, и к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объём национального производства снижается (с Y1 до Y2). ΔTРадикальному изменению налоговая система РБ подверглась в 1992 и 1998-1999гг. Был разработан Налоговый кодекс в двух вариантах в 1995-1996 гг. Тем не менее, действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, не оказывающих стабилизационного влияния на динамику ВВП. Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами экономики, более гибко влияя на применение того или иного типа фискальной политики. Эта теоретическая предпосылка является одной из причин стратегии в РБ на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения прямых налогов. Основные направления реформы налогово-бюджетной системы в РБ учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие соц инфраструктуры и системы соц защиты населения, повышение инвестиционной политики, развитие экспорта, торможение инфляционных процессов.


 


Понятие государственного бюджета. Сбалансированный бюджет.

Билет №35

Билет №36

Билет №37

Билет №38

Билет №39

Билет №40

Билет № 41

Билет №42


Билет №43


Государственная политика содействия экономическому росту. Проблемы

Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан

Цели бюджетно-налоговой (фискальной) политики и её инструменты.

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.



Бюджетно-налоговая (фискальная) политика Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Понятия финансовой и налогово-бюджетной систем, их функции Денежные средства, как обобщающее понятие, охватывают наличные и безналичные деньги, денежные чеки, а также самые разные виды ценных бумаг.

финансы – это денежные средства и отношения, возникающие в связи с хранением, передачей, накоплением, распределением, обменом, превращением из одной формы в другую. финансовая система – это все виды денежных средств, операции по их использованию, правила обращения денежных средств, денежные отношения между субъектами экономической системы, а также органы, осуществляющие операции с денежными средствами и управляющие ими.

Среди инструментов финансового регулирования экономики государственным расходам и налогам отводится особое место.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане) в установленные сроки. Налогово-бюджетная система выполняет следующие функции: фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства, используемых на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения и др.; экономическая функция заключается в воздействии на общественное воспроизводство и социальные процессы в экономике. Выполняя эту функцию, налоги и госрасходы могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль. 4.1.2. Сущность фискальной политики, ее цели и инструменты Фискальная политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, проводимых налогово-бюджет-ными (фискальными) рычагами.Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) она предполагает в качестве результата. Стратегические цели фискальной политики возникают, когда необходимо длительное время поддерживать или стимулировать протекание экономических процессов: стабильный рост, развитие научно-технического прогресса, расширение экспорта и др. Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы в краткосрочных временных интервалах или в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот. С учетом стратегических и тактических целей развития экономик


государство предоставляет налоговые льготы для одних субъектов хозяйствования, слоев населения и жесткий режим для других. 4.1.3. Типы налогово-бюджетной (фискальной) политики Различают стимулирующую и сдерживающую, дискреционную (автоматическую) и недискреционную фискальные политики. Стимулирующая фискальная политика применяется, как правило, на фазе экономического спада национального производства. Она заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса посредством применения комплекса фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижения налоговых ставок, роста государственных субсидий и дотаций, социальных выплат, пособий, роста государственных инвестиций и закупок (рис. 4.1). Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

 


 


18 Дискреционная фискальная политика представляет собой политику государства, которая избирательно применяется в конкретной экономической ситуации, на краткосрочных

временных интервалах и направлена на устранение определённых форма макроэкономического равновесия. Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным

инструментом макроэкономического регулирования, т.к. по мере роста госрасходов растут совокупный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.

Таким образом, у гос-ва находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы: государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии,

трансфертные платежи TR, инвестиции I. Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Носят социальный характер. Дотации – это денежные средства, выделяемые из госбюждета для оказания финансовой поддержки или убыточным предприятиям, или социально значимым производствам. Субвенции – это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определённого мероприятия или объекта.

Субсидии – пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они получают товары и услуги. Бывают прямые (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенные (в виде налоговых или других льгот). Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как

разновидность вливаний, величина которых не зависит от дохода. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса»:Пусть гос-во в целях преодоления экон. спада увеличивает госрасходы на величину ΔG (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВВП возрастает с Y1 доY2. В результате проведения фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочной периоде. Мультипликатор госзакупок. (а+I +G). Выражение, стоящее перед налогами Т в уравнении и есть мультипликатор аккордных налогов. Выражение, стоящее перед государственнымирасходами G, рассматривается как мультипликатор госрасходов mG.mG = . Далее всё зависит от того, какую из величин (Т или G)будем подвергать изменению. На рисунке изменились госрасходы на величину ΔG, изменение других величин равно 0: ΔТ=ΔI=0. Тогда изменение величины объёма национального производства ΔΥ будет равно: Δ или Это выражение показывает, что

прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликативном размере.


 


19. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы экономики (система социальных выплат, индексация доходов, автоматические изменения в налоговых отчислениях).Механизм действия автоматических стабилизаторов. Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюктуры: прогрессивная система налогообложения, система соц. пособий. Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Рассмотрим механизм действия автоматических стабилизаторов в экономике на примере ставки подоходного налога. Если в экономике наступает падение инвестиционного спроса с I1 до I2, то за ним последует падение совокупного спроса до AD2, а это через мультипликатор вызовет в свою очередь ещё большее падение равновесного уровня ВВП до Y2. Однако такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога t. Снижение налоговой ставки t на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и уменьшается величина мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t. Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимется вверх до уровня AD3, так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.022 с.)