И перспективы экономического роста Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И перспективы экономического роста Республики Беларусь.




Политика содействия экономическому росту

Политика роста – совокупность государственных мер, направленных на обеспечение долгосрочного сбалансированного экономического роста.Государственная политика роста предполагает стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию, обеспечение увеличения предложения труда, стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства.

Если в экономике капиталовооруженность ниже «золотого» уровня, необходимо стимулировать инвестиции в основной капитал.

Из уравнения (4.23) темы 4 следует I = S + (T – G). (8.30)

Таким образом, для обеспечения роста инвестиций необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета. Поскольку увеличение нормы процента сокращает частные инвестиции, увеличение частных сбережений и инвестиций целесообразно стимулировать только снижением налогов на доходы от сбережений и инвестированного капитала. Мероприятия, направленные на уменьшение дефицита государственного бюджета, увеличивают частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений. Положительное сальдо бюджета определяет размер государственных сбережений, передаваемых частным фирмам через банковскую систему, устойчивость которой является важным фактором процессов сбережения и инвестирования. Кроме того, часть бюджетных средств может использоваться для государственных инвестиций.В качестве источника инвестиций могут использоваться иностранные сбережения в виде займов или помощи. Государство должно регулировать привлечение иностранных займов и добиваться их рационального использования для увеличения основного капитала в высокоэффективных производствах.Вышеуказанные мероприятия должны дополняться экспансионистской кредитно-денежной политикой, понижающей уровень реальных процентных ставок и содействующей активизации инвестиций.

Объем производства зависит не только от величины предложения труда, но и от его эффективности. Эффективность труда определяется его капиталовооруженностью и качеством человеческого капитала. Поскольку человеческий капитал накапливается медленно, государство должно обеспечивать эффективное функционирование системы общего и профессионального образования, а также стимулировать инвестиции в человеческий капитал с помощью финансовых и кредитных мер со стороны индивидуумов и фирм.Модель Р. Солоу показывает, что постоянный экономический рост в расчете на душу населения обусловлен технологическим прогрессом, а его, в свою очередь, стимулирует государство в рамках научно-технической политики. Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси

Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня. Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.В этих условиях государство проводит политику стимулирования инноваций путем финансирования проектов из фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов, налоговых льгот на прибыль, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение. Следует отметить, что Беларусь достигла одного из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и других мер стимулирующей КДП с целью повышения инвестиционной активности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, Республика Беларусь сделала упор на развитие человеческого капитала. В настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.

Имеются следующие проблемы текущего периода:


-трудности привлечения иностранного капитала (уровень инвестиционного климата -Беларуси находится на 140 месте среди стран мира);поиск крупных массовых инвестиций дляобновления износившегося основного капитала;-проблема существенного стимулирования научных открытий и изобретений;смягчение последствий резких структурных шоков в экономике, вызванных распадом СССР и изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок.

 

 


изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок.

 

 


Вопрос № 46 Социальная политика: цели, принципы, уровни и направления совершенствования в национальной экономике РБ. Социальная политика призвана выполнять следующие функции:стимулирование экономической активности населения;гарантия обеспечения минимального уровня жизни;стабилизация и поддержание социального мира и спокойствия;оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.Социальная политика, преследуя определенные цели, осуществляется по следующим направлениям:

стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости);

снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);

обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;

социальное партнерство; защита здоровья нации; обеспечение защиты окружающей среды.Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. Доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный Республике Беларусь, в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 млрд долл. США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии.Немаловажное значение придается развитию национальной системы образования. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. Пенсионное обеспечение – важнейшее направление политики социальной защиты Республики Беларусь. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старения нации. Здесь сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.

 

 


 

 


47 Доход (англ. income, revenue) – материальные или денежные ресурсы, которые поступают государству, предприятию или отдельному лицу в процессе распределения национального дохода.Доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц (зарплата), доходов от предпринимательской деятельности (прибыль), пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, наследства, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону услуг и др.кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получают 5% общего дохода, 40% населения с низкими доходами – 15%, а в распоряжении 20% наиболее обеспеченного населения находится 60% и более. Таким образом, заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень дифференциации доходов: чем больше площадь этой области (чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы), тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.Для количественной оценки уровня равномерности распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения – коэффициент Джини, – который рассчитывается как отношение площади заштрихованной фигуры (К) к площади треугольника ОBC. Чем больше значение этого коэффициента, тем сильнее степень дифференциации доходов, т. е. чем ближе коэффициент Джини к 1, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.Вторым из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высоко обеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

 

45°
100%
100%
доля семей
 
В
С
К

 


 

 

48 Политика социальной защиты состоит в нейтрализации источников социальной незащищенности как система мер государства, направленных на защиту населения от социальных рисков. Социальная политика, преследуя определенные цели, осуществляется по следующим направлениям:-стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости); -снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);----обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;-социальное партнерство; -защита здоровья нации; -обеспечение защиты окружающей среды. Деятельность социальной политики основана на совокупности экономических, социальных и правовых механизмов/Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. Доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный Республике Беларусь, в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 млрд долл. США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии.Немаловажное значение придается развитию национальной системы образования. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире.Пенсионное обеспечение – важнейшее направление политики социальной защиты Республики Беларусь. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старения нации. Здесь сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.01 с.)