Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грехопадение было историческим событием

Поиск

Одной из основных причин, по которой апологеты-традиционалисты так долго борются с классической дилеммой проблемы зла, является то, что многие из них в целом или отчасти отрицают историчность и реальность 1–3 глав Бытия. Но в этом вопросе уникален Ван Тил, и он лучше всех соз- дал прочное основание для апологетической методологии. Ван Тил преду- предил евангельских верующих, что если они уступят в вопросе начала (Быт. 1–3), то проиграют и в остальном: «Я неоднократно утверждал… что нам не отстоять историчность христианства, если мы не сможем отстоять историчность всего Ветхого Завета и, в частности, книги Бытие».50 Откуда взялось зло? Книга Бытие даёт ясный ответ. Ван Тил продолжает: «Я при- держиваюсь такого определения греха, какое дают вероисповедание и кате- хизисы. Это включает историчность книги Бытие».51 Он завершает: «Я верю в непогрешимость Библии. Как бы я мог верить в это, если бы не верил в историчность повествования в книге Бытие?»52

 

 
 

50 Van Til, Defense of the Faith, 192.

51 Там же, стр. 190.

52 Там же, стр. 191.


Компромисс ведёт в тупик

Буквальное понимание 1–3 глав книги Бытие должно стать лакмусовой бумажкой, тестом для проверки взглядов, богословия и методологии хри- стианских апологетов. Если учёные, богословы, философы или апологеты искажают 1-ю главу книги Бытие и отрицают, игнорируют или исключают её буквальную историчность, то это признак ущербности их герменевтики. Засилье христианских апологетов, скомпрометировавших себя в этой обла- сти, шокирует. Например, Гайслер говорит: «Научные данные преимуще- ственно дают для возраста мироздания оценку в миллиарды лет».53 Подоб- ным образом предполагает и Дж. П. Морленд, говоря: «Если наука указы- вает, что вселенной несколько миллиардов лет, то вполне допустимо читать Бытие в свете этого».54 Это нелепо! Никто не может прийти к такому выводу, непредвзято читая книгу Бытие. Собственно говоря, эти два христианских философа заявляют: «Большинство светских, атеистических, гуманисти- ческих, антибиблейских сторонников дарвинизма говорят, что все их так называемые „проверенные“ гипотезы происхождения предполагают воз- раст мира в миллиарды лет».

Уильям Лейн Крейг везде, где он говорит, отвергает библейскую точку зрения о возрасте земли, называя её наивной и неправдоподобной, а безого- ворочно принимает светское гуманистическое мнение о том, что вселенной более 13 миллиардов лет. Келли Джеймс Кларк невозмутимо принимает дар- виновскую теорию происхождения Вселенной и человечества, и открыто отвергает буквальное принятие 1–3 глав книги Бытие. Рассматривая пробле- му зла, Кларк утверждает, что христиане должны объяснить, как Бог действу- ет «натуралистически», используя «истину эволюционной теории».55 И это исходит от человека, называющего себя христианским апологетом и утверж- дающего, что он идёт по стопам Кальвина! Тремпер Лонгман, один из самых влиятельных евангельских богословов сегодня, заходит так далеко, что даже говорит, будто Адам был не реальной личностью, а концепцией.56 Места не хватит подробно рассказать обо всех известных служителях, включая богос- ловов, таких как Б. Б. Уорфилд, Глисон Арчер, Джеймс Монтгомери Бойс, Мередит Клайн, Дуглас Грутуис, Уолт Кайзер и многих других, которые на протяжении многих лет шли на компромисс в этой области.57

 
 

53 Норман Л. Гайслер «Энциклопедия христианской апологетики» (Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2004), стр. 473.

54 J. P. Moreland, Scaling the Secular City (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), 220.

55 Clark, Five Views, 281.

56 Tremper Longman, <www.youtube.com/watch?v=I8Pk1vXL1WE>.

57 Cм. Уильям Д. Бэррик «Всемирный Потоп и его геологические последствия» в книге «Вникая в книгу Бытия: авторитетность Библии и возраст Земли», редакторы Терри Мортенсон, Тейн Юри (Симферо- поль, изд-во «Диайпи», 2010), где этот евангельский компромисс описан подробно.


Напротив, Бог (Быт. 2:16), жена Адама Ева, Каин, Авель и Сиф, Моисей (Быт. 5:5), Иов (31:33), пророк Осия (6:7), спутник Павла Лука (3:38), апо- стол Павел (Рим. 5:14), сводный брат Иисуса Иуда (1:14), Иисус (Матф. 19), евреи времён Иисуса и Церковь в течение 1800 лет — все верили, что Адам был реальной личностью, и что 1–3 главы книги Бытие описывают реаль- ные исторические события. Даже сам Адам верил, что он был настоящим человеком (Быт. 2:23). Когда человек воспринимает книгу Бытие, как Бог, Иисус и святые всех веков, то проблема зла имеет рациональный историче- ский контекст и идеальное будущее разрешение.

Богослов, специалист в области иврита, Билл Бэррик разъясняет недо- разумение, возникшее в отношении важности сохранения верности Библии в вопросе происхождения, используя следующее авторитетное увещание:

 

Несмотря на свидетельства библейского откровения, многие еван- гельские ученые принимают позицию секулярных коллег и либеральных библейских критиков. Многие евангельские христиане также пытаются

«крестить» в евангельских водах секулярные и гуманистические теории, не осознавая, что эти теории и их методологии не пережили обращения. Хотя в современных критических и так называемых «научных» исследованиях содержатся ценные зерна истины, евангельские христиане должны тща- тельно освещать весь материал светом Слова Божьего, чтобы не вносить, осознанно или неосознанно, мирское мышление в Церковь.58

 

Бог, тайна и зло

Основой, общим знаменателем между арминианскими богословами и христианскими философами является то, что им не нравится тайна, и в итоге они, как правило, склонны преуменьшать её. Они хотят избежать любой кажущейся напряжённости, парадокса и антиномии в христиан- стве — особенно, когда сталкиваются с проблемой зла. Чтобы искоренить любую напряжённость или тайну, когда речь заходит о проблеме зла или конфликте между Божьим полновластием и ответственностью челове- ка, они придумывают разные доктрины типа «среднего знания» (Крейг), открытого теизма (Пиннок), арминианства (Гайслер), предварения бла- говестия (Шейфер) и натурбогословия (Спроул). Эриксон устанавливает безупречный диагноз в этой сфере:

 

Натурбогословы по своему мышлению относятся, скорее, к арминиа- нам… Натурбогословы не признают парадоксов и логических противо- речий, считая, что они легко устраняются основательным и тщательным логическим исследованием рассматриваемых вопросов. Парадокс — это

 

 
 

58 Там же, стр. 206.


признак интеллектуального несварения; при более полном обдумывании («прожевывании») он обязательно исчезает.59

 

Их, похоже, беспокоит тот факт, что Бог знает больше, чем они. И если христианин делает какую-либо ссылку на «тайну», то его сразу называют

«фидеистом», «мистиком» или «антиинтеллектуалом». Это опасная ошиб- ка. Бог бесконечен, мы конечны. Бог свят, мы — грешники. Бог всеведущ, мы лишь видим «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13:12). В этой жизни мы можем знать только отчасти, и о конечных реалиях можем знать только то, что открыл Господь (Матф. 16:17). Бог открыл нам не всё: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сыновьям нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона этого» (Втор. 29:29). Все основные христианские доктрины имеют элементы «якобы» неразрешимой тайны. Это свидетельствует о Божьей бесконечности и нашей человеческой ограниченности. «Слава Божья — облекать тайной дело, а слава царей — исследовать дело» (Прит. 25:2). Тайны существуют. Это хорошо, а не плохо. Бог умнее меня, и мне это нравится.

Слишком часто философы, как пятилетние дети, задают бесконечные вопросы и, хуже того, требуют ответы на каждый из них. Это человеческая гордость. Не всякий вопрос уместен, особенно, когда речь заходит о глуби- нах Божьих и Его нераскрытых тайнах. Вот почему в Рим. 9, когда против- ник спрашивает, почему Бог делает то, что Он делает, касательно свободной воли человека и Своего полновластного выбора, Бог Творец останавливает изыскателя на его путях таким звучным укором:

 

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?.. (Рим. 9:20-22)

 

Требовать у Бога ответа о Его поведении кощунственно. Только Ему принадлежит право задавать вопросы. Вспомните книгу Иова и Божий ответ на проблему зла. Поучение, находящееся в конце книги, заключается в том, что только Бог — полновластный Вседержитель: «И продолжал Господь и сказал Иову: „Будет ли состязающийся со Вседержителем ещё учить? Обли- чающий Бога пусть отвечает Ему“» (39:31-32). Иов понял намёк. В итоге, в свете бесконечного великолепия Бога он признал свои жалкие ограничения:

 

 

 
 

59 Миллард Эриксон «Христианское богословие» («Библия для всех», Санкт-Петербург, 1999), стр. 128.


«И отвечал Иов Господу и сказал: „Знаю, что Ты всё можешь, и что намере- ние Твоё не может быть остановлено. "Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея?" — Так я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал“» (42:1-3). Иов признал существование тайны, непостижимой для человеческого ума.

Иисус также показывает, что не всякий вопрос уместен. Некоторые вопросы в завуалированной, коварной форме становятся нападками на Самого Бога. Ненавидящие Христа фарисеи регулярно на публике зада- вали Ему вопросы с единственной целью — поставить Его в глупое поло- жение. Они «искушали Его» (Матф. 19:3; ср. Иоан. 8:5-6). Их стратегия состояла в том, чтобы задавать Иисусу вопросы с подлогом, дабы «уловить Его в словах» (Матф. 22:15). Не всякий вопрос на религиозную тему пра- вилен. «Иисус, видя лукавство их, сказал: „Что искушаете Меня, лицеме- ры?“» (Матф. 22:18) Как и Христос, Павел знал о неуместных вопросах и предупредил Тимофея: «От глупых и невежественных споров уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим. 2:23).

В 9–11 главах Послания к Римлянам даётся новозаветный ответ на про- блему зла, и Писание подводит итог этой дискуссии, говоря: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы суды Его и неиссле- димы пути Его! „Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?“» (11:32-34) Бог решил создать мир, в котором возможны грех, зло и страдания. Он сделал это на основании Своей «мудрости». Этот текст говорит, что Его мудрость «непостижима» и «неисследима». В конечном счёте, все тонкости и вопросы о проблеме зла непонятны ограниченному, падшему, невежественному человеческому разуму. Вот почему христиане призваны ходить «верой, а не видением» (2 Кор. 5:7). Сам Бог определил, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6).

 

Понимание проблемы зла

Нам нужно иметь правильное понимание проблемы зла. Мы видели, что многие, похоже, считают это самой большой дилеммой, стоящей перед христианской верой, но в реальности проблема зла является сфабрикован- ной выдумкой атеистов. Выше было рассмотрено, что атеистов в мире ничтожное меньшинство, очень небольшой контингент. И Библия говорит атеистам: «Сказал безумец в сердце своём: „Нет Бога“» (Пс. 13:1 а). Слово

«безумец» в псалмах означает «аморальный и враждебный Божьей воле». Вот почему в Пс. 13:1 сказано, что атеисты «развратились», далее называя их «гнусными». Их так называемая проблема зла, на самом деле, не интел- лектуальная, а моральная и духовная. Библия говорит, что атеисты знают о


существовании Бога: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1:19). Другими словами, Бог создал их с врождён- ной, признающей Бога совестью. Они не могут убежать от собственной совести или уничтожить её. Но посредством постоянного умышленного восстания они могут притупить и разрушить свою совесть. Именно это атеисты и делают. Поэтому дальше в Послании к Римлянам Павел раскры- вает истинное состояние сердец атеистов, говоря:

 

Они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, — называя себя мудрыми, обезумели (1:21-22).

 

Не все атеисты или агностики — нейтральные, ищущие веру, хорошие люди, которые просто нуждаются в логическом ответе, чтобы удалить интеллектуальные препятствия на пути к вере. Одним из тех, кто гордится своим положением атеиста, является пользующийся большой популярно- стью автор бестселлеров Ричард Докинз. Он хвастается: «Моя мишень — бог, все боги, всё сверхъестественное, где бы оно ни было или ни будет изобретено».60 Точно так же кощунственно автор бестселлеров Кристо- фер Хитченс объявляет войну против Бога и христианства в своей книге, воинственно заявляя: «Надо знать врага в лицо и готовиться к схватке».61 Это вовсе не значит, что мы стали пренебрегать проблемой зла. Я отно- шусь к этому вопросу очень серьёзно, но не по тем причинам, что апологеты- традиционалисты. Они полагают, что мы должны ответить на проблему зла, потому что это камень преткновения, препятствующий неверующим прийти к Христу. Келли Джеймс Кларк считает, что для неверующего проблема зла является барьером «к религиозной вере», и «её нужно удалить, прежде чем можно будет увидеть свет» Евангелия.62Но это не так. Нет никаких предвари- тельных условий для взрыхления почвы перед изложением Евангелия (Деян. 17:30). Проблема зла не является препятствием для веры атеиста. Скорее, это оправдание (Рим. 1:20). Иисус уже вынес властный вердикт по этому вопро- су: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:19-20). Быть атеистом — это зло. Атеисты отвергают свет Евангелия, потому что любят свой грех, а не потому, что им мешают интел-

лектуальные барьеры для веры.

 

 
 

60 Ричард Докинз «Бог как иллюзия» (Москва, изд-во «Колибри», 2008), стр. 38.

61 Кристофер Хитченс «Бог не любовь. Как религия все отравляет» (Москва «Альпина нон-фикшин», 2011), стр. 136.

62 Clark, Five Views, 273.


На самом деле, проблема зла — это больше проблема и камень преткно- вения для верующих, чем для неверующих и атеистов. Существование зла и необъяснимых трагедий является реальной угрозой и вызовом для веры христианина. Вопросы о загадочном содержании проблемы зла в Библии задают в основном люди из числа верующих, а не атеисты. Над проблемой зла бился Моисей, когда Божий народ был в жестоком рабстве у безжалост- ного фараона в Египте. Он спрашивал Бога: «Господи! Для чего Ты подверг такому бедствию народ этот, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришёл к фараону… он начал хуже поступать с народом этим; избавить же Ты не избавил народа Твоего» (Исх. 5:22-23). Когда многие из Божьего народа были убиты филистимлянами в Авен-Езере, старейшины Израиля спрашивали в отчаянии: «За что поразил нас Господь сегодня перед фили- стимлянами?» (1 Цар. 4:3) После того, как десять детей Иова трагически погибли, а его собственное тело было покрыто ужасными волдырями, он спрашивал у Бога: «Для чего не умер я, выходя из утробы?» (Иов. 3:11; 21:1-

34) Сыны Кореевы спорили с Богом, говоря: «Ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими… Восстань, что спишь, Господи! Пробудись» (Пс. 43:10, 24). Давид, который любил Бога, спросил: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (Пс. 9:22). Асаф честно высказался о проблеме зла в своё время, признавшись: «Думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих» (Пс. 72:16). Апостол Павел был потрясён проблемой зла в самом себе. Он посетовал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое… Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим. 7:19, 21, 24) А святые Великой скорби, которые будут обезглавлены за веру в Иисуса, будут вопиять: «Доколе, Владыка Свя- той и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:10)

Вера христиан нуждается в защите, укреплении и ободрении. Защита овец — основная работа пастора и церкви (Деян. 20:28-31; 1 Тим. 3:15). И Бог дал нам Своё достаточное Слово, Писание, чтобы осуществлять эту задачу (2 Тим. 3:16-17). Это то, что делаю я как пастор. Я полностью посвя- щён апологетике, но, в первую очередь, не как средству убеждения атеистов, чтобы они поверили в Бога, а для провозглашения Евангелия и укрепления веры христиан, защищая их от постоянного шквала ересей, мирских идео- логий, бесовских учений, светских научных теорий и философских дилемм, которые угрожают ослабить и подорвать их веру.

 

Вы ещё ничего не видели

Один из предполагаемых непреодолимых камней преткновения, пред- ставляемый дилеммой проблемы зла, — это огромное количество зла в


мире. Апологеты-традиционалисты обычно доверяют этому утверждению. Относительно боли и страданий Гайслер спрашивает: «Почему Бог допу- скает столько страданий?»63 Христианский философ Келли Кларк поддер- живает атеистов, когда говорит: «Учитывая различные виды и количество зла, которые существуют сегодня в мире, трудно представить, что Бог может существовать».64 Но Библия ясно отвечает, почему в мире так много зла, и даже заявляет, что в ходе истории зло будет расти в геометрической прогрес- сии. Если людям трудно поверить в существование Бога, учитывая количе- ство зла в мире в настоящее время, то согласно Божьей оценке в будущем ситуация будет лишь усугубляться. Зло будет прогрессировать от плохого к худшему.

Христос предсказал, что в конце веков, когда мировая история будет завершать свой ход, наступит «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матф. 24:21). Это будет время беспрецедентно- го, всеобщего, всемирного зла, смерти, разрушения, стихийных бедствий и трагедий, которых мир ещё не видел. Господь предупредил: «Восстанет народ на народ, и царство на царство, и в разных местах будет голод и зем- летрясения» (24:7). Ненависть, убийства и жестокость достигнут пика (24:9- 12). Павел вторит отрезвляющему диагнозу Иисуса в отношении будущего, говоря: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут само- любивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокор- ны… невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напы- щенны» (2 Тим. 3:1-4).

Это то, о чём говорит вся книга Откровение. Это пророчество описы- вает детали разрушительной Великой скорби (7:14), которую Бог наведёт на весь мир. Иоанн говорит о ней как о «времени искушения (или „испы- тания“), которое придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). В начале Великой скорби четверть людей на земле будет убита — по сегодняшним оценкам, это почти два миллиарда человек (6:8). Будут такие катастрофические стихийные бедствия, каких никогда прежде не было (6:12). Треть земли сгорит, треть морей превратится в кровь, а треть всех рек будет отравлена падающими метеоритами (8:7-11).

К власти придёт злой диктатор, который безжалостно, в «ежовых рука- вицах» будет править всем миром (Откр. 13). Он укрепит и будет использо- вать политическую и военную мощь, как никто другой до него. Его влия- ние будет вселенским, и на фоне его злой тирании Гитлер и Сталин будут как назойливые комары. Он будет убивать, калечить и обезглавливать всех, кто станет сопротивляться его воле. Ветхий Завет говорит, что он будет

 

 
 

63 Норман Гайслер, Питер Боккино «Непоколебимые основания», стр. 234.

64 Clark, Five Views, 282.


«страшный, и ужасный, и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» (Дан. 7:7). Новый Завет называет его человеком греха и сыном погибели (2 Фес. 2:3). Он будет демонстрировать сверхъестественную силу сатаны, совершая чудеса и лож- ные знамения, эффективно ведя весь мир в окончательное, ни с чем не срав- нимое беззаконие (2:9-12). Мира на земле не будет (Откр. 6:4). Из-за страха и стремления не видеть всего этого люди будут совершать самоубийства (Откр. 6:16). Если вы думаете, что зло изобилует в мире сейчас, то вы ещё ничего не видели.

Как можно объяснить это грядущее всемирное, повсеместное и невидан- ное господство террора? Согласно Библии, Бог принесёт всё это зло в мир. Он «изъявляет гнев» (Рим. 3:5). Книга Откровение говорит, что это выраже- ние «гнева Агнца» (6:16). По словам Павла, Бог будет посылать трагические события Великой скорби, «да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправедность» (2 Фес. 2:12). Это будет время Божьего пра- ведного гнева, имеющего цель «погубить губивших землю» (Откр. 11:18). Бог будет использовать зло, моральное и физическое, чтобы явить Свой пра- ведный, святой характер всему творению.

Ответ христиан скептикам, трубящим о проблеме зла, чтобы уклонить- ся от ответственности перед истиной, должен быть ясным. Верующие не должны уменьшать реальность зла, но обязаны раскрыть его подробно, как это делает Библия, чтобы убедить неверующих бежать от будущего гнева. С такой безотлагательностью Иоанн Креститель предупреждал неверующих словами: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф. 3:12). Христос использовал проблему зла как средство для призы- ва грешников к покаянию: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живу- щих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:4-5). Павла проблема зла побуждала благовествовать погибающим: «Зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11). И Бог «не [желает], чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.016 с.)