ИСтина: божье разрушительное орудие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСтина: божье разрушительное орудие



 
 

Эпистемологии — теория знания

«Что есть истина?» — спросил Иисуса Пилат перед тем, как осудил без- грешного Спасителя на крестную смерть (Иоан. 18:38). По иронии, вопрос Пилата, наполненный едким пессимизмом, является одним из самых глу- боких и острых вопросов, когда-либо звучавших! Формально интеллекту- альный поиск ответа на поставленный вопрос философы называют эпи- стемологией. Гайслер пишет: «Эпистемология — это дисциплина, которая занимается теорией знания. Сам термин можно разделить на две части: эпистемеология (греч. episteme — «знать»; logos — «учение»). Это учение о том, как мы познаем».1 Другое определение гласит: «Религиозной эписте- мологией является ответвление эпистемологии, которое связано со знанием и анализом заявлений о религиозной истине».2

Эпистемология — это изучение того, как мы познаём истину, реаль- ность и все связанные с этим последствия приобретения знаний. Можем ли мы достоверно познать истину? Где её эталон или насколько она автори- тетна? Откуда взялась истина? Универсальна ли она? Изменяется ли? Объ- ективна она или субъективна? Каким образом кто-либо познаёт, и знает ли он что-либо вообще? На все эти вопросы отвечает эпистемология — теория познания.

Мормоны говорят, что они знают правду. Откуда они узнали об этом? Мусульмане полагают, что истина в Коране. Откуда они знают это? Все- мирно известный атеист и богоненавистник Ричард Докинз заявляет, что

 

 
 

1 Норман Л. Гайслер «Энциклопедия христианской апологетики» (Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2004), стр. 1128.

2 Steven B. Cowan, Five Views on Apologetics (Grand Rapids: Zondervan, 2000), 21.


точно знает — эволюция истинна.3Как он определил, что это истина? Хри- стиане говорят, что Библия есть Слово Божье. Откуда мы знаем, что это правда? Как мы можем определить, что есть истина и что мы вообще что-то знаем?

Любите ли вы трудные философские шестисложные термины или нет, неважно, но если вы захотите изучать апологетику, то неизбежно окажетесь на распутье и должны будете принять решение, ответив на вопрос: «Какова моя позиция в эпистемологии?» От вашего взгляда на знание и истину в вопросах высших реалий будет зависеть и ваше богословие, философия и методология апологетики.

 

Значение эпистемологии

Внутренняя дискуссия среди христиан об апологетике (о чём, собствен- но, вся эта книга) — это на самом деле борьба за эпистемологию.4 Много лет назад на это ссылался апологет-традиционалист Бернард Рамм, говоря:

«Апологет… объясняет христианскую веру с позиции, которая укрепляет его теорию познания».5 Гордон Льюис использовал эпистемологию как опреде- ляющий фактор при классификации своей систематики различных апологе- тических методологий.6 Не так давно Стивен Коуэн заявил, что «религиозная эпистемология может быть решающим фактором в различении одного апо- логетического метода от другого».7 Я согласен с Коуэном, и в этой главе мы рассмотрим, почему он прав.

Однако не все согласны с Коуэном. Например, Пол Файнберг говорит:

«Поскольку разные виды эпистемологии согласуются с учением Библии, то законными будут разные виды апологетических подходов».8 По сути, Файн- берг считает, что есть множество разных способов, помогающих опреде- лить, что является духовной истиной, и много способов, благодаря которым мы можем познать окончательную истину. Но он в этом вопросе совершен- но не прав.

Апологет-традиционалист Келли Джеймс Кларк ещё более экстрема- лен в своих высказываниях, чем Файнберг. В «Пяти взглядах» он защищает новейшую, зарождающуюся апологетическую методологию под названием

«Реформатская эпистемология», но невразумительно пишет в свою защиту, говоря: «Я сомневаюсь, однако, что в Писании можно найти какую-либо

 

 

 
 

3 Ричард Докинз «Бог как иллюзия» (Москва, изд-во «Колибри», 2008), стр. 294-295.

4 R. C. Sproul, Defending Your Faith (Wheaton, IL: Crossway, 2003), 29.

5 Bernard Ramm, Varieties of Christian Apologetics (Grand Rapids: Baker, 1962; 1976), 14.

6 Gordon Lewis, Testing Christianity’s Truth Claims: Approaches to Christian Apologetics (Chicago: Moody, 1976).

7 Cowan, Five Views, 9.

8 Paul Feinberg, “A Cumulative Case Apologist’s Response,” Five Views, 249.


серьёзную или весомую поддержку для эпистемологии»!9 Кларк пытает- ся защищать христианскую реформатскую «эпистемологию», говоря, что библейская эпистемология не существует? Это пугает, так как это сродни заявлению: «Я не могу ничего найти о знании Божьей истины в Библии». Тем не менее, Библия названа «истиной» (Иоан. 17:17; Пс. 18:10), вдохнов- лённой Святым Духом, Который есть Истина (Иоан. 16:13), и говорит об Иисусе, называвшем Себя «истиной» (Иоан. 14:6). Вся Библия, от Бытия до Откровения, раскрывает предмет эпистемологии или теории познания. Уже здесь можно видеть, что вокруг эпистемологии назревает внутренняя борьба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.045 с.)