Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрешение спора со скептиком

Поиск

Когда мы касаемся столь спорных и тонких вопросов, должны быть даны ясные определения для построения плодотворного диалога между конфлик- тующими точками зрения. Большинство из прочитанных мной книг хри- стианских философов, пытающихся решить проблему зла, не смогли дать точного определения, что является злом с библейской точки зрения. Многие авторы просто соглашаются с атеистами, признавая: «Да, зло реально, и это плохо», оставляя зло без формулировки. Хорошим примером тому является мнение пресуппозиционалиста Грега Бансена, который, говоря о проблеме зла, не даёт ему определения, а просто признаёт его существование.15

 

Определение зла без Библии

Другие апологеты-традиционалисты в попытке найти общее основание с атеистами или неверующими обычно пытаются определить зло без учёта религии или Бога. Гайслер формулирует понятие зла средневековой концеп- цией Фомы Аквинского и других католических богословов, говоря, что зло — это «недостаток или отсутствие того, что должно быть».16 Грутуис гово- рит: «Зло — это „отсутствие“ добра».17 Пауэлл утверждает: «Зло там, где-

 

 
 

15 Greg L. Bahnsen, Always Ready: Directions for Defending the Faith, ed. Robert R. Booth (Texarkana, TX: Covenant Media Foundation, 1996), 163-175.

16 Норман Гайслер, Питер Боккино «Непоколебимые основания: Современные ответы на главные вопро- сы о христианской вере» (Симферополь, Христианский научно-апологетический центр, 2003), стр. 227.

17 Douglas Groothuis, Christian Apologetics: A Comprehensive Case for Biblical Faith, Downers Grove, IL: IVP Academic, 2011), 618.


должно быть добро, но его нет».18 В том же ключе рассуждает Том Райт, считая, что зло — это «нравственный… эквивалент черной дыры».19 Крейг и Морленд под злом понимают «боль и страдания… в мире».20 Крифт гово- рит: «Зло не существует так, как существуют вещи, а вещи не злы сами по себе… Зло… не субстанция… [злом называют]… лишенную порядка любовь или волю».21 Эванс считает, что злом являются «боль и страдания любого рода».22 Некоторые вообще не дают определения злу, но самона- деянно рассуждают о проблеме зла.23

Все эти определения удручающе недостаточны. Наибольший их недоста- ток в том, что ни одно из них не включает в свою формулу Бога и Библию — в итоге, как ни странно, все эти определения по своей сути «а»-теистичны. Крифт говорит, что «вещи не злы», а зло — это «не субстанция». Действи- тельно? А как же насчёт всех тех стихов в Библии, где Бог и Господь Иисус называют всех людей порочными и злыми? «Можно поручиться, что пороч- ный не останется ненаказанным» (Прит. 11:21). Люди злы и как предметы материальной действительности, и как субстанция. Иисус сказал: «Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лук. 6:45). Хри- стианский апологет Дин Харди определяет зло как «просто отсутствие чего-то, чего не хватает, что вещь должна иметь».24 Это ещё глупее. На основании этого пустого определения он утверждает, что неодушевлён- ные предметы могут быть злом. Он утверждает: «Стул без ножки явля- ется злом. Автомобиль без двигателя есть зло».25 Затем в необъяснимом, странном завихрении своей логики он продолжает: «Вы не можете иметь полностью злую сущность. Даже сатана не является абсолютно злым! На самом деле он имеет некоторые хорошие качества». Сатана — разруши- тель, обманщик, клеветник и обвинитель братьев, отец лжи и губитель душ, главный обитатель места вечного проклятия, называемого ад, — «не является абсолютно злым» и «имеет хорошие качества»? Не обманывай- тесь: Иисус однозначно объявил природу сатаны полностью испорченной, сказав, что дьявол «был человекоубийцей от начала… нет в нём истины» (Иоан. 8:44). Дьявол неисправим и осуждён навеки.

 

 
 

18 Powell, Holman Quick Source, 334.

19 Том Райт «Тайна зла. Откровенный разговор с Богом», стр. 126.

20 J. P. Moreland and William Lane Craig, Philosophical Foundations for a Christian Worldview (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2003), 536.

21 Питер Крифт и Рональд Тачелли «Карманный справочник по христианской апологетике» (Симферополь,

«Диайпи», 2012), стр. 41.

22 Evans and Manis, Philosophy of Religion, 158.

23 Bickel and Jantz, Evidence for Faith, 177-195.

24 Dean Hardy, Stand Your Ground: An Introductory Text for Apologetics Students (Eugene, OR: Wipf & Stock, 2007), 106.

25 Там же.


Нужно вспомнить ещё одну простую истину о зле и Боге. В некото- ром смысле Библия — это книга о зле. Оно упоминается в каждой книге Библии от Бытия до Откровения. Бог хорошо знает реальность зла и имеет для него план. Снова и снова зло выявляется, описывается, иллюстриру- ется, осуждается и нейтрализуется. Слово Божье наглядно, выразительно описывает худшие виды зла, которые можно себе представить, от убийства до изнасилования, рабства, геноцида, всевозможных видов стихийных бедствий. О проблеме зла и страданий была написана целая книга — книга Иова. Ведущей темой Библии и христианства является тема существова- ния зла и его ликвидация, согласно Божьему замыслу и в определённое Им время. Поэтому атеист, поднимая тему зла, не застал христианина или Бога врасплох, как будто это какое-то запоздалое соображение для библей- ской религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.008 с.)