Вера в Ветхом Завете — доверие и страх 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вера в Ветхом Завете — доверие и страх



Теперь обратимся к исследованию обширного, богатого фона, который определяет, иллюстрирует и одобряет истинную, духовную, спасающую,

 

 
 

12 Henry M. Shires, “Faith” in Hastings Dictionary of the Bible, ed. James Hastings (New York: Charles Scribner’s Sons, 1963), 288.

13 Уильям Д. Бэррик «Всемирный Потоп и его геологические последствия» в книге «Вникая в книгу Бытия: авторитетность Библии и возраст Земли», редакторы Терри Мортенсон, Тейн Юри (Симферополь, изд- во «Диайпи», 2010), стр. 212.


божественную веру. Ветхий Завет характеризует и показывает реальность веры, используя несколько слов, понятий и тем. Эти слова подчёркивают доверие человека Богу, что является основанием для внутренней жизни истинного поклонника. Есть и другие слова, отображающие благоговей- ный страх верующего человека перед Богом, что также входит в понятие библейской веры. Поэтому Шайрес прав, когда делает вывод: «Термины, описывающие доверие и страх, можно рассматривать вместе, чтобы дать представление о понятиях в Ветхом Завете, которые хотя бы в общем соот- ветствовали вере в Новом Завете».14

Основной еврейский термин, соответствующий глаголу «верить», про- исходит от слова he’ĕmîn, формы «хифъиль» глагола ‘āman, раскрывающего акт веры или доверия.15 Первоначальный смысл этого слова часто объясня- ется как «выдержанность», но основной — доверие и постоянство. Одно из его самых известных использований содержится в обычном «аминь» [אמן],

«это точно так». Форма «хифъиль» также может означать «доверять кому- то» («хифъиль» для «входить внутрь и продолжать в таком состоянии»).16 Одна из особенностей еврейского языка — его конкретная образность в сути многих слов. Это касается и слова 'āman. Паркс отмечает: «Aman конкретно означало „поддерживать“ или „поднимать“, как, например, силь- ные руки родителя держат младенца. Эти руки держат уверенно, надёжно и крепко».17 Пассивное использование слова 'āman имеет значение «быть надёжным, постоянным, убедительным, утверждённым»; наилучшим при- мером здесь является характер и природа Самого Бога, Который надёжен и достоин доверия (Втор. 7:29). Это ветхозаветное значение доминирует в Новом Завете для понятия веры, как видно в греческом слове пистис и род- ственном ему глаголе пистеуо, хотя в Новом Завете слово пистис становит- ся специальным и более узким по значению, с акцентом на уверенности в человеке, его словах или положении.

Ещё одно из ключевых слов Ветхого Завета, определяющее библейскую веру, — глагол bātah [בטח]. Используемый шестьдесят раз в Ветхом Завете в светском смысле и пятьдесят семь — в религиозном,18 он передаёт идею:

«быть в безопасности, чувствовать себя безопасным, доверять». Например, в Пс. 4:6 говорится: «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (ср. 9:11; 12:6; 30:15). В зависимости от контекста это слово также может при- обретать оттенок ошибочного смысла безопасности, если это основано на

 

 
 

14 Shires, Hastings Dictionary, 288.

15 Дж. Пакер статья «Вера» в Теологическом энциклопедическом словаре под редакцией Уолтера Элвелла (Москва, Ассоциация «Духовное возрождение», 2003), стр. 232.

16 Shires, Hastings Dictionary, 288.

17 Parks, Holman Dictionary, 548.

18 R. E. Nixon, “Faith, Faithfulness” in The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible 5 vols. ed. Merrill C. Tenney (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1976), II:480.


человеческой силе, военной мощи или лжебогах (напр., Иер. 5:17; 7:4, 8, 14; 9:4; 17:5; Ис. 42:17). Часто используемое другое слово, связанное с верой, — hāsāh [חסה], означающее «искать или укрываться в убежище, приюте». Оно показывает, что поклоняющийся находит убежище и приют в Боге (Пс. 2:11; 5:12; 7:2; 45:2).

 

Смысл данного слова ясно раскрывает позицию зависимости человека и редко описывает ложную безопасность. Следует также упомянуть раз- личные термины, приближённо подразумевающие надежду. Как и в Новом Завете, слова «надежда» и «доверие» очень похожи, и аспект надежды появ- ляется, где есть ссылка на будущее в сравнении с мрачной или печальной ситуацией в настоящем; напр., Пс. 41:6, 12; 42:5; 4 Цар. 6:33; Ис. 8:16-17;

40:27-31.19

 

Есть и другие слова, отображающие богатство и глубину ветхозавет- ного учения о вере, — синонимы «надежда», «страх» и «доверие». В Пс. 21:9 («Он уповал на Господа») использовано слово gâlal [גלל], означающее

«накатываться, доверять»; в Иов. 35:14 («жди Его») — слово chûwl [לוּח]. В Иов. 13:15, где использовано слово yâchal [יחל], сказано: «Я буду надеяться [на Него]». Это понятие переносится и в Новый Завет, что подтверждается автором Послания к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11:1). В Быт. 20:11 Авраам говорит: «Нет на месте этом страха [ yr’, ירא] Божьего». В Пс. 32:18 сказано: «Око Господне над… уповающими [ yhl, יחל] на милость Его». И хорошо известны слова:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся [ š’n, ןﬠשׁ] на разум твой» (Прит. 3:5 б), которые являются параллелью «надежде [доверию]» в 3:5 a.

И последнее слово, взятое из Ветхого Завета, — знакомое hesedh [חסד]. Хотя оно переведено не как «вера», а как «верность, лояльность», пере- даваемое имдействие является выражением веры: «Особенно во взаимо- отношениях завета между лицами или семьями, в частности, когда более влиятельные лица проявляют лояльность, выполняя предусмотренные обя- зательства: как Давид к дому Саула (1 Цар. 20:15; 2 Цар. 9:1) и Бог к Своим рабам (Исх. 20:6 и др.)».20

Все эти связанные общей темой с верой слова, использующиеся в Вет- хом Завете, ставят упор на идею доверия личности, а именно Богу и Его Слову, в силу Его характера и природы, целиком надёжной и заслуживаю- щей доверия. Библейская вера — это не общая абстрактная вера и не при- думанная, теоретическая вера. Библейская вера также не является бессодер-

 

 
 

19 Shires, Hastings Dictionary, 288.

20 Там же.


жательным, мирским доверием — «верой в стул, на который я собираюсь сесть»; это освящённая, духовная, небесная, сверхъестественная способ- ность к доверию Богу. В Ветхом Завете вера — это личное доверие кому-то, а именно Богу.

Дополнительный нюанс — это мысль о том, что поклонник должен доверять Творцу, ибо грешник не имеет собственных средств, являющихся его делом или присущих его природе, достаточных для обеспечения необ- ходимой безопасности и защиты, независимо от того, требуется ли физиче- ское, эмоциональное или духовное убежище. Удачно пишет по этому поводу Земек: «Если говорить о богословском антониме веры, то это полная проти- воположность вере во что-либо».21 В центре истинной веры стоит призна- ние того, что сами по себе мы не способны ни на что, но во всём зависим от Бога, как и напоминает пророк Иеремия:

 

Так говорит Господь: «Да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силой своей, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне» (Иер. 9:23-24).

 

Хорошо излагает общее понимание веры с точки зрения Ветхого Завета Паркс. Он заявляет:

 

В Писании вера — это доверчивый отклик человека в словах и действи- ях на самооткровение Бога. Бог инициирует взаимоотношения с людьми. Он ожидает, что люди будут доверять Ему; по сути, отказ доверять Ему и был первым грехом (Быт. 3:1-7). С момента грехопадения человечества Бог поощряет и вдохновляет доверие к Нему на основании Его слов и дел для блага людей, которые нуждаются в Нём. Он представляет свидетель- ства Своей надёжности, действуя и говоря во внешнем мире, чтобы быть познаваемым людьми, которые испытывают в Нём потребность. Таким образом, библейская вера — это своего рода ограниченное личное позна- ние Бога.22

 

 
 

21 George J. Zemek, A Biblical Theology of the Doctrines of Sovereign Grace: Exegetical Considerations of Key Anthropological, Hamartilogical and Soteriological Terms and Motifs (Littlerock, Arkansas: George Zemek, 2002), 181.

22 Parks, Holman Dictionary, 547. Вера — это личное познание Бога и сверхъестественное убеждение, явля- ющееся результатом слышания Божьего откровения и принятия Его Слова. Вера — это дар от Бога (Ефес. 2:8-9). Она чужда нашей природе и существу; это не врождённое, неотъемлемое качество. Вера полно- стью сотериологична. Сравните эти библейские составляющие с типичным философским определени- ем, предлагаемым уважаемыми «апологетами» и очерченным Льюисом: «ВЕРА. (1) Полное доверие души невидимой реальности на основании достаточных (видимых) доказательств (Карнелл). (2) Согла- сие с истиной недоказуемого предположения (Кларк и Ван Тил). (3) Страстный прыжок в темноту (Кьер- кегор)»; Gordon R. Lewis, Testing Christianity’s Truth Claims: Approaches to Christian Apologetics (Chicago,


Вера в Новом Завете

В Новом Завете различные ветхозаветные слова и темы, касающиеся веры и доверия, объединяются парой слов, главными из которых являются существительное пистис и родственный ему глагол пистеуо. Пистис, хотя и основной термин, не ограничивает многосторонность или богатство, отра- жающее многие грани веры, представленные в Ветхом Завете. Благодаря осо- бенностям греческого языка с его многофункциональными предлогами, упо- треблёнными в комбинации с различными временами, эти многочисленные составляющие сохраняются до мелочей. Термин пистис сохраняет истинное ветхозаветное понимание веры. Вот что пишет об этом Джеймс Пакер:

 

[Это] отражается в разнообразии конструкций, которые употребляют- ся с этим глаголом (предложение с hoti, аккузативом и инфинитивом, en и epi с дательным падежом, обозначающие спокойную уверенность в том, на что или на кого мы полагаемся; eis и иногда ерi с аккузативом — наибо- лее характерный для НЗ оборот — почти не употребляется в LXX и вовсе отсутствует в классической греческой литературе и обозначает движение доверия к его объекту и обладание этим объектом).23

 

Существительное пистис и глагол пистеуо встречаются в Новом Завете более 240 раз, а прилагательное пистос — 67 раз. Основной контекст связан с Божьим спасающим делом во Христе. Главный акцент ставится на реаль- ность того, что Бог послал Своего Сына, чтобы Он стал Спасителем мира.

«Христос совершил спасение людей, когда умер искупительной смертью на голгофском кресте. Вера — это отношение, когда человек, стремясь обрести спасение, оставляет всякую надежду на собственные силы, будь-то добрые дела, нравственность или ещё что-либо. Это отношение полного доверия Христу, когда во всём, что подразумевает спасение, полагаются полностью только на Него».24 Заметьте, что вера, передаваемая словом пистис, являет- ся христоцентричной и крестоцентричной.

За глаголом пистеуо часто следует местоимение «эта» [ хоти ], указывая, что вера связана с определёнными фактами, хотя и не только это, возмож- но, подразумевается. За пистеуо может стоять слово в дательном падеже, имея значение — оказывать кому-то доверие, признавать истинным то, что кто-нибудь говорит, т.е. вера в смысле доверия (Матф. 21:32; Иоан. 8:45). В

 

 

 
 

IL: Moody Press, 1976), 342. Заметьте, что в этих трёх определениях веры нет ссылок на Бога, Его Слово, Христа или Евангелие; поэтому в библейском понимании они бесполезны.

23 Джеймс Пакер «Вера» в Теологическом энциклопедическом словаре под редакцией Уолтера Элвелла,

стр. 232.

24 Leon Morris, “Faith” in The Illustrated Bible Dictionary, Part 1 Aaron-Golan, ed. J. D. Douglas (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1980), 496.


вере также есть интеллектуальная составляющая, как видно из Иоан. 5:24, где Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий [ пистеуон, πιστεύων] в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь».

Одним типичным истолкованием определения спасающей веры являет- ся то, в котором после глагола пистеуо ставится предлог эйс. Это может означать следующее: верить «в», «с», или «внутрь». В последнем случае это означает веру, которая, так сказать, извлекает человека из него самого и помещает его во Христа. По своему значению это параллельно тому, как Павел определяет положение верующего — «во Христе». В Послании к Ефе- сянам данная фраза встречается более двадцати раз. Она означает не просто веру, содержащую интеллектуальное согласие, а ту, при которой верующий всем сердцем прилепляется к Спасителю и отождествляется с Ним.25 Чело- век, верящий подобным образом, пребывает во Христе, и Христос — в нём (Иоан. 15:4). Вера — это не принятие каких-то истин, а принятие Личности, и Личностью этой является Христос.

Иногда после глагола пистеуо стоит предлог эпи, «на». Вера имеет твёр- дое основание. Мы видим такую схему в Деян. 9:42, когда «многие уверо- вали [ эпи, έπι] в Господа», узнав о воскрешении Тавифы. Люди увидели, что Христос может сделать, и возложили свою веру «на» Него. Иногда вера возлагается на Отца, когда Павел говорит о верующих «в Того, Кто воскре- сил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим. 4:24). Выделяется в Новом Завете и неограниченное использование глагола. Когда Иисус побыл у самарян, многие из них «уверовали по Его слову» (Иоан. 4:41).

Важно также отметить употребление глагола пистеуо в разных време- нах. Моррис обобщает:

 

Время аорист указывает на единственный акт, совершившийся в прош- лом, и показывает определяющий характер веры. Когда человек приходит к вере, он решительно подчиняет себя Христу. Настоящее время несёт смысл непрерывности. Вера — не мимолётное событие. Это продолжающиеся отношения. Совершенный вид глагола сочетает в себе обе идеи. Он говорит о нынешней вере, которая непрерывна с актом уверования, совершившимся в прошлом. Верующий приобретает постоянный статус.26

 

Гораздо больше можно сказать об истинном значении понятия библей- ской веры с точки зрения Ветхого и Нового Заветов. Обратите внимание на большое количество переменных, дополняющих её значение, использова- ние, применение и развитие — слияние различных слов, синонимичность

 

 
 

25 Там же, стр. 497.

26 Там же.


разных предлогов, падежей, времён глаголов, сочетание глаголов и суще- ствительных, еврейских и греческих корней, бесчисленные индивидуаль- ные контексты. И всё это создаёт органичное, динамичное и тематическое единство, которое изображает и раскрывает сверхъестественный подарок Бога, обещанный падшему человечеству, даруя, таким образом, средство для вступления грешников в заветные отношения с Творцом. Как величе- ственно! В свете вышесказанного прав Земек, говоря: «Из множества пред- варительно рассмотренных данных должно быть очевидным то, что синте- зировать исчерпывающее определение веры представляется трудным».27 Но это не является невозможным! Земек продолжает: «Признание ограничен- ности простых определений не означает, что нужно отказаться от попыток обобщения основ библейской веры. Некоторые из них, по сути дела, осве- щают разные характеристики и взаимосвязи понятия веры в Библию».28 В добавление ко всему перечисленному следует отметить искусное обобщаю- щее определение Морриса:

 

Вера — это, несомненно, одно из самых важных понятий во всём Новом Завете. Она повсюду требуется, и важность её утверждается. Вера означает полный отказ от собственных ресурсов. Она означает безоговорочную отда- чу себя милости Божьей. Вера означает — ухватиться за Божьи обещания во Христе, полностью полагаясь на завершённый подвиг Христа в спасении и на силу пребывающего Святого Духа Божьего в ежедневном хождении. Вера подразумевает полное доверие и повиновение Богу.29

 

Из представленного выше обзора можно увидеть, что категорическое, ограниченное определение веры как fiducia, notitia и assensus показывает это определение таким, каким оно является на самом деле: поверхностной, пустой и банальной подделкой. Слова имеют значение. Давайте вместе с Лютером приложим усилия, чтобы сохранить тот оригинальный футляр, в котором Бог дал нам меч Своего Слова, наряду с оригинальным словарём. Так мы гарантируем подлинное содержание и значение, в котором Бог впер- вые дал Своё Слово, включая данные Им отношение и добродетель Боже- ственной веры.

 

Откуда берётся вера?

Что нужно неверующему для спасения? Ему нужна вера! Но откуда она берётся? Каково её происхождение? Ответ на этот вопрос — ключевое звено, которое отличает библейскую апологетику от традиционной.

 

 
 

27 Zemek, A Biblical Theology, 182.

28 Там же.

29 Morris, Illustrated Bible Dictionary, 498.


Апологеты-традиционалисты согласятся, что неверующим нужна вера. Но они понимают природу веры иначе, чем было рассмотрено выше. Они также предполагают, что вера приходит из многочисленных источников, что категорически противоречит учению Библии. Традиционалисты считают, что вера может стать следствием логического рассуждения человека, цер- ковного предания, естественного откровения, натурбогословия, истории, опыта, интуиции, образования и множества других источников.

Библия, напротив, учит, что есть только один источник истинной веры. Вера приходит только от откровения свыше, данного Богом! Вот в чём секрет. Это одна из простых лакмусовых «бумажек» для тщательной проверки всех апологетических подходов. Спросите у апологета: «Откуда берётся вера?» Полученный ответ выявит всю запутанную систему взглядов, предположе- ний и мировоззрений, формирующих основание всего, что имеет отношение к его апологетическому подходу. Библия учит, что «вера — от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим. 10:17). Так просто! Истинная, спасаю- щая вера приходит от слышания Слова Бога, сосредоточенного на личности Христа и Его спасающем Евангелии. Это единственный источник веры.

 

Контекст

Прежде погружения в экзегетические детали текста Рим. 10:17 нужно определить его смысловое окружение. В 10:1 Павел молился о спасении неверующих евреев. Будучи евреем, он имел личное расположение к ним. Павел замечал, что евреи имели ревность по Богу (10:2), но основана она была на делах человеческих и неправильном понимании Закона (10:3), а не на вере, как того требует Бог. Ветхий Завет учил, что истинное спасение приходит только через веру в Слово Божье, а не посредством человеческих дел (10:6-8). И Христос был обещан в Ветхом Завете, как Тот, Кто при- несёт и совершит спасение (10:4). Поэтому единственной возможностью быть оправданным или спасённым является вера в Евангелие, то есть в смерть и воскресение Иисуса Христа (10:9-10). Это спасение, пришед- шее через веру во Христа, было обещано в Ветхом Завете всем, иудеям и язычникам одинаково (10:11-13). Поскольку спасение приходит только через веру в Евангелие Иисуса Христа, то церковь имеет повеление пропо- ведовать Евангелие Христа всем (10:14-15). Даже ветхозаветные пророки учили, что для обретения людьми веры и спасения нужно проповедовать особое откровение (10:16). В Ветхом Завете евреи получили особое откро- вение об истинах Евангелия, но многие из них не поверили (10:16). Что нужно грешникам для спасения — это сверхъестественная вера, и ветхоза- ветные иудеи здесь не были исключением. А Бог всегда даёт эту спасаю- щую веру, но только посредством особого откровения о Себе. Содержание этого откровения о Нём, приносящее спасающую веру, — слово Христа


или истины Евангелия о Его личности, словах и деле искупления. Это божественное откровение Евангелия, а не естественное откровение или натурбогословие (10:17-21).

Одна из главных тем 10-й главы Послания к Римлянам — реальное стол- кновение Павла с неверующими критиками христианской веры. Вместе с тем он желает говорить с ними об их спасении и о надежде, которая живёт в нём. Апостол хочет, чтобы неверующие спаслись, и хочет активно участво- вать в этом процессе, почему и реагирует на возражения критиков. Все эти принципы и стремления Павла составляют одну из главных целей христиан- ской апологетики — спасение неверующих. Даже авторы «Пяти взглядов» принимают эту цель. Например, Джон Фрейм говорит: «Цель апологети- ки — вызвать или укрепить веру… Обращённая к неверующим, она явля- ется частью благовестия».30 Крейг утверждает, что роль христианской апологетики — «приблизить неверующих к познанию Бога», чтобы они

«ответили на представляемую нами апологетику, возложив свою веру на Христа».31 Эвиденциалист Гэри Хабермас тоже считает, что «применение апологетики» нужно для «приведения неверующих к Богу».32 Эти выска- зывания вторят словам Павла: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле — во спасение» (Рим. 10:1).

По иронии, апологеты-традиционалисты преследуют ту же конечную цель, что и Павел — спасение неверующих, но не принимают предлагаемые Богом пути её достижения. Павел говорит, что цель можно считать достиг- нутой, если неверующие, получив особое откровение о Евангелии Хри- ста, приобретут спасающую веру. Традиционалисты же полагают, что цель может быть достигнута путём передачи неверующему натурбогословия, а не Евангелия или особого откровения. Значительно хуже, что они ничего не говорят о применении текста Рим. 10:17 в апологетике как для опроверже- ния критики, так и для спасения самих критиков.

 

Синтаксис... слова имеют значение

Достоверность веры

Давайте более детально рассмотрим текст Рим. 10:17, а затем применим полученные нами данные. Ниже приводится текст на греческом:

 

άρα ή πίστις έξ άκοής ή δέ άκοή διά ρήματος Χριστοϋ. Итак – вера от слуха – а слух через слово Христа.

 

 

 
 

30 John Frame, Five Views On Apologetics ed. Steven B. Cowan, (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2000), 219.

31 William Lane Craig, Five Views, 54-55.

32 Gary Habermas, Five Views, 97.


Сосредоточимся на составляющих текста 10:17, начиная со слова «вера». Вера — главная тема этого отрывка. Павел ссылается на это слово и его синонимы в одиннадцати из первых семнадцати стихов (ст. 4, 6, 8, 9, 10,

11, 12, 13, 14, 16, 17). Эта вера — сверхъестественная способность верить в Евангелие, приводящая к спасению (10:9). Существительное имеет опреде- лённый артикль, показывая, что это особый вид веры — спасающая вера. Такой вид спасающей веры свидетельствует об уверенности, а не о простой вероятности.

Помните, апологеты-традиционалисты говорят, что, общаясь с неверую- щими в апологетической сфере, мы стремимся достичь простой вероятности. Гайслер утверждает: «Вероятность — это проводник. Тот взгляд, который лучше подходит и согласуется, должен быть достаточным».33 По мнению Мак-Каллума, нам нужно просто показать неверующему, что христианство

«правдоподобнее, чем другие».34 Дж. П. Морленд заявляет, что цель аполо- гетики — сделать «мнение, что христианский Бог существует, как минимум, допустимым».35Р. Ч. Спроул говорит, что мы занимаемся апологетикой, чтобы показать «большую правдоподобность» того, что Бог может существовать.36 Крейг, как заклинание, повторяет слова, что цель апологета — установить не несомненность, а то, что обоснованность христианства «скорее вероятна, чем не такова».37 Даже пресуппозиционалист Джон Фрейм иногда заражается синдромом «вероятности» традиционной апологетики, говоря, что христи- анство — это, в лучшем случае, «теистическая гипотеза», а не бесспорная Божья истина.38 Причиной, по которой все они продвигают «вероятность», является их мнение о недоступности веры. Они согласны с апологетом- традиционалистом Келли Джеймсом Кларком, который считает, «что пер- спективы рациональной уверенности миновали».39

Но подобный эпистемологический агностицизм бросает вызов самой сути веры в этом стихе. Вопреки мнениям, бытующим у большинства хри- стианских апологетов-традиционалистов, Ричардс правильно отмечает, что истинная вера порождает не вероятность, а уверенность:

 

Слова [«вера» и «доверие»] часто искажаются из-за непонимания их библейского значения. Сегодня люди могут использовать слово «вера», указывая на что-то возможное, но недостоверное. Библия использует слово

 

 
 

33 Norman Geisler, Christian Apologetics (Grand Rapids: Baker Books, 1976), 146.

34 Dennis McCallum, Christianity: The Faith that Makes Sense, Solid Evidence for Belief in Christ (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1997), 12.

35 J. P. Moreland, Scaling the Secular City (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), 13.

36 Sproul, Defending Your Faith, 50.

37 Craig, Five Views, 53.

38 Frame, Five Views, 224.

39 Kelly James Clark, Five Views, 277.


«вера» в связи с тем, что несомненно и достоверно истинно. Христиа- не могут иногда говорить о «вере», как о простом субъективном усилии, будто акт нашей веры или сила веры находятся под вопросом. Но Библия переводит наше внимание от субъективного опыта и сосредоточивает его на объекте веры — Самом Боге.40

 

Ричардс продолжает в том же духе, отмечая, что «‘āman … этот сильный ветхозаветный термин, отражающий библейское значение веры, подтверж- дает уверенность, но никак не сомнение. Он твёрдо убеждён в надёжности своей веры».41 Это яркое наблюдение Ричардса напоминает нам о богодух- новенном определении веры и неразрывно связанной с ней уверенности:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Комментируя греческие слова этого стиха, Роджерс пишет:

«Вера дает нам уверенность в том, чего мы не видим».42 Поэтому, говоря о вере в Рим. 10:17, Павел подразумевает твёрдую и полную уверенность, исходящую из Божьего характера и Его Слова, а не какую-то отвлечённую вероятность или возможность.

 

Источник веры

Для получения спасения неверующим нужна сверхъестественная вера, ведь только такая вера преодолевает личный грех и ослепление сатаной, даруя грешнику способность поверить в Евангелие. Но что является источ- ником такой веры? Может, исходной причиной возникновения спасаю- щей веры являются законы логики, как пытаются убедить нас апологеты- традиционалисты? Нет, Павел говорит, что спасающая вера приходит «от слышания» [έξ άκοής]. Предлог έκ указывает на первопричину,43 и ею явля- ется «слышание». Ленски говорит о важности здесь предлога с родительным падежом: «Эта оправдывающая вера приходит прямо из того, что слышит человек; она никогда не имеет другого источника».44 «Слышание» — это, на самом деле, существительное, и оно указывает на конкретное записанное послание, которое возвещалось посредством проповеди Иисуса и апосто- лов. Алфорд переводит фразу так: «Итак, вера „от сообщения“».45 Поэто-

 

 
 

40 Lawrence O. Richards, “Belief/Faith” in New International Encyclopedia of Bible Words, (Grand Rapids, MI: 1991), 113.

41 Там же, стр. 113.

42 Клеон Л. Роджерс-младший и Клеон Л. Роджерс III «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета» (Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2001), стр. 824.

43 W. Bauer, W. F. Arndt, F. W. Gingrich, and F. W. Danker, A Geek-English Lexicon of the New Testament (Chicago and London: The University of Chicago Press, 1979), 234.

44 R. C. H. Lenski, Interpretation of Saint Paul’s Epistle to the Romans 8-16 (Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 2008), 667-668.

45 Мак-Кензи даёт здесь точное обобщение: «Вера для Павла — это не только вера во Христа Иисуса (Гал. 2:16; Ефес. 1:15; Кол. 1:4), но в конкретно христианском смысле это вера в проповедь „слова веры“


му «слышание» говорит о конкретной евангельской вести, которая пропо- ведуется неверующим людям. Это, как говорит в данном контексте Павел,

«слово веры, которое проповедуем» (10:8).

Обобщая фразу «вера — от слышания», можно сказать, перефразируя апостола, что «единственный источник спасающей веру находится в пропо- ведуемой вести Евангелия». Поэтому у неё нет других источников. Ричардс правильно рассуждает: «Вера — это не просто реакция на доказательство, даже когда доказательство явно чудесное. Авраам поверил Богу».46 Тради- ционалисты полагают, что вера возникает из простого «доказательства», обычно представляемого человеческой логикой в отрыве от особого откро- вения.

Например, Карнелл считает, что в разговоре с неверующим христиа- нин не должен начинать с Евангелия, так как это подобно «метанию жем- чуга перед свиньями»! Начинать мы должны с разума, логики и человече- ских аргументов, которые «могут послужить подготовкой для представ- ления тех объективных доказательств», которые «способны произвести возрождение».47 Для Карнелла «доказательствами» являются не истины Евангелия, а законы логики и натурбогословие. Поэтому он и говорит, что источником спасающей веры является человеческая логика. Крейг вторит ему, считая, что христиане могут представлять «рациональную самоочевид- ность», чтобы убедить кого-то поверить независимо от Писания.48 Плантин- га подобным образом заявляет: «Натурбогословие может быть полезным, помогая двигаться от неверия к вере».49 По их мнению, вера «появляется из законов логики» или «возникает из человеческого разума в виде дока- зательств и натурбогословия». В полной противоположности этому Павел,

 

 
 

(Рим. 10:8). Никто не может спастись, если не призовёт имя Господа, но никто не может призвать Его имя, если не поверит в Него; и как можно поверить в Него, если не услышишь о Нём в проповеди (Рим. 10:13-15)? Следовательно, вера приходит посредством слышания проповеди тех, кто является свиде- телем жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Содержание христианской веры кратко изложено в Рим. 10:9: Иисус есть Господь, и Бог воскресил Его из мёртвых. Это вера в Того, Кто воскресил Господа Иисуса из мёртвых, Который был предан на смерть за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Рим. 4:24 и далее)»; John L. McKenzie, “Faith” in Dictionary of the Bible, (New York: Macmillan Publishing Company, 1965), 268-269. Точно и сжато говорит также Гирдлстоун: «Вера — это принятие Бога на веру… Вера по Писанию, похоже, подразумевает слово, послание или откровение»; Robert Baker Girdlestone, Girdlestone’s Synonyms of the Old Testament: Their Bearing on Christian Doctrine, ed. by Donald R. White (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1991), 122.

46 Richards, New International Encyclopedia, 115.

47 Carnell, Christian Apologetics, 41.

48 Craig, Five Views, 44. Грутуис доказывает, что спасающая вера может возникать «вследствие рациональ- ных аргументов» (т.е. «философии») независимо от особого откровения, и продолжает, говоря, что «мы приходим к вере частично через признание хороших апологетических аргументов» (стр. 30, 62). Поэто- му такой взгляд предполагает, что спасение — это, отчасти, результат человеческих усилий, извлечён- ный из простых интеллектуальных знаний, тогда как по Писанию спасение — это «право», данное Богом и не являющееся плодом простого человеческого решения (Иоан. 1:13).

49 Alvin Plantinga, quoted in Five Views by Craig, 45.


вдохновлённый Духом Божьим, утверждает: «Вера — от слышания» пропо- ведуемой вести Евангелия.

 

Вера как средство

Во второй части 17-го стиха Павел уточняет, что он подразумевает под «слышанием» или посланием, которое производит веру — это, кон- кретно, «слышание слова Божьего», слова Христа. Предлог «от» — диа [διά] с родительным падежом, а здесь он представлен с творительным —

«посредством».50 Вера приходит «посредством» слова Христа. Ланге отме- чает: «Слово слышится „через“ или „посредством“ Божьего откровения».51 Ленски комментирует: «Глашатаи Евангелия провозглашают людям не свои собственные мысли, чтобы люди могли затем оправдываться, если не уверу- ют; это осуществляется ничем иным, как „словами Самого Христа“. И здесь использован предлог διά, а не έκ».52 А Алфорд также отмечает неразрывную связь, показывая, что диа соединяет спасающую веру с её единственным происхождением, словом Христа: «Весть (объявление Евангелия) передаёт- ся посредством… слова Христа как её орудия и носителя».53

 

Происхождение веры

Наконец, мы подошли к исследованию первоначального происхождения спасающей веры — божественного, особого откровения о Христе, «слова Христа». Откуда приходит вера? От слова Христа, и только от слова Христа. Здесь «слово» — не обычное логос, а рема (ср. 10:8).54 Рема относится к произнесённым словам, и в Новом Завете — конкретно к особому откро- вению, устному, сказанному, провозглашённому и проповеданному55 Хри- стом и апостолами, и, как правило, включавшему Благую весть Евангелия.56 Ланге закрепляет это, говоря, что рема Христа — это «открытое слово, кото- рое было вверено пророкам и апостолам. Божественное послание… озна- чает божественные источники откровения, от которых зависит авторитет и следствие, вытекающее из каждой проповеди».57 Здесь повторяется очень важная истина: действенная вера исходит только от Божественного или особого откровения. Более 500 лет назад Лютер в своём комментарии на

 

 
 

50 Bauer et al, Greek-English Lexicon, 180.

51 John Peter Lange, Commentary on the Holy Scriptures: Critical, Doctrinal and Homiletical vol. V, trans. Philip Schaff (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1960), 349. Cf. Lenski, Romans, 667.

52 Lenski, Romans, 668.

53 Henry Alford, Alford’s Greek Testament (London: Gilbert and Rivington Printers, 1861), II:422.

54 ρήματος — родительный падеж, единственное число от ρήμά.

55 Обратите внимание на все термины этого отрывка, подчёркивающие словесное провозглашение: λέγει в 10:6 и 10:11; κηρυσσομεν в 10:8; όμολογήσης в 10:9; κηρυσσοντος в 10:14; и εσναγγελιζομένων в 10:15.

56 Bauer et al, Greek-English Lexicon, 735.

57 Lange, Commentary on the Holy Scriptures, 349.


этот текст сказал: «Слышание действительно осуществляется только через Слово Христово».58

Во фразе «слышание от слова Христа» имя Христа употреблено в роди- тельном объекта или родительном содержания. Как таковое, сказанное (рема) — это весть, в которой Христос представлен «в качестве объекта или содержимого».59 Вера возникает только после того, как неверующий подвергся воздействию особого, христоцентричного откровения в пропо- веди из Божьего Слова. Именно это имел в виду Пётр в своём апологети- ческом стихе, сказав, что мы начинаем с освящения Христа как Господа в своих сердцах (1 Пет. 3:15). Мы начинаем с Евангелия и не отступаем от Писания. Все наши беседы христоцентричны, крестоцентричны и води- мы Духом, потому что мы знаем — неверующему нужна сверхъестествен- ная вера. А вера приходит только от слышания вести о Христе в Писании. Кальвин это знал. В своём комментарии на Рим. 10:17 он записал:

 

Это… выдающееся место, посвященное действенности проповеди. Ибо в нем говорится, что из проповеди рождается вера…

Следует отметить, что вера основывается только на учении Божием. Ибо Павел не говорит, что она может возникнуть из какого угодно учения, но прямо ограничивает ее словом Божиим. Данное ограничение было бы абсурдным, если бы вера зависела от благоволения людей. Поэтому долж- ны прекратиться все лживые измышления, касающиеся определенности веры… и папистская выдумка о скрытой вере, отрывающая веру от слова.60

 

Подобным образом, касаясь практических выводов для христиан, когда они в общении с неверующими практикуют апологетику для защиты и еван- гелизации, говорит о Рим. 10:17 и Мак-Артур:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.112 с.)