Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мамбо-Джамбо и простота БиблииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После семинарии я продолжил обучение с тем, чтобы получить сте- пень магистра английского языка. Одним из обязательных предметов была «Этническая литература», и мне пришлось перечитать груду странных книг. Одна из них, написанная Исмаэлем Ридом, называлась «Мамбо-Джамбо». Авангардистский роман, написанный в 1972 году, «Мамбо-Джамбо» изоби- ловал типографскими и стилистическими нововведениями, которые обыч- но не используются в романах. Это выглядело странным. Без специальных лекций, прочитанных профессором, я бы не понял эту книгу. Всякий раз, читая типичную современную христианскую книгу по традиционной апо- логетике, я вспоминаю роман «Мамбо-Джамбо». Вместо того, чтобы писать на ясном, понятном, доступном языке, выбирается специализированная, напыщенная, часто непостижимая метафизическая терминология, которую обычный христианин не понимает.
144 Alexander Strauch, Biblical Eldership: An Urgent Call to Restore Biblical Church Leadership (Colorado Springs, CO: Lewis and Roth Publishers, 2005), 33-34. 145 Дж. Пакер пишет: «Мы не можем представлять веру как философию, чтобы быть принятыми на осно- вании рационального представления; мы должны всегда провозглашать её как открытую истину, боже- ственно таинственную и превосходящую способность разума перепроверить, смиренно принимаемую на основании авторитета Бога. Вера предполагает отказ от интеллектуальной самодостаточности; мы всегда должны провозглашать Евангелие так, чтобы это было понятно»; J. I. Packer, ‘Fundamentalism’ and the Word of God (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1958), 136. Рассмотрим несколько примеров подобного дилетантства, наблюдающе- гося среди евангельских апологетов. Дж. П. Морленд на первых страницах своей популярной книги по христианской апологетике пишет:
Прежде чем мы попытаемся установить предпосылки, важно понять раз- личие между двумя видами бесконечности: потенциальная бесконечность и фактическая бесконечность. Различия берут начало в учении Аристоте- ля… Множество относится к совокупности объектов, называемых члена- ми или составляющими множества. Например, множество А состоящее из двух элементов, в данном случае моих детей Ашли и Аллисона, может быть представлено так:
А ={Ашли, Аллисон}
Множество B, состоящее из целых чётных чисел от одного до десяти, будет выглядеть так:
B = {2, 4, 6, 8, 10}
Теперь нам нужно определить понятие собственного подмножества. Множество C — это собственное подмножество множества D, если толь- ко нет члена множества С, который не является членом множества D, но есть член множества D, который не является членом множества C. Таким
множества А:
Если множество C — это собственное подмножество множества D, то C является частью D или содержится в D, но не наоборот.146
Если у вас от всего этого кружится голова, значит с вами всё в порядке. Следующая головоломка содержится во вступительной книге по христиан- ской апологетике Нормана Гайслера и тоже вызывает головокружение:
Моё небытие логически возможно; можно представить, что я не суще- ствую. Никакая логическая необходимость не обосновывает моё существо-
146 J. P. Moreland, Scaling the Secular City: A Defense of Christianity (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), 19-20. вание. Даже если я не могу подтвердить, что меня не существует, я могу, тем не менее, обоснованно думать, что я мог бы не существовать. Конечно, я должен существовать для того, чтобы мыслить о моём небытии. Но «дол- жен существовать» не означает «логически должен», а только «фактически должен». Ибо если я фактически не существую, я не могу воспринять чего- либо, ибо там вообще нет никакого «я» или «меня». Но это не означает, что моё существование изначально основано на логической необходимости.147
Р. Ч. Спроул также может сползти в малопонятную сферу метафизиче- ской терминологии, когда пишет о христианской апологетике:
Мы убеждены, что эпистемология, основанная на голом эмпиризме, обречена отправиться на кладбище Юма. Если аксиому nihil est in intellectu quod non fuerit in sensu принимать в абсолютном смысле, то скептицизм неизбежен. То есть, если все априори, будь-то принципов, способностей или категорий, исключены, то мы не видим пути дальше начальной стадии ощущений. Никакая величина не может быть обнаружена, если априори не сделает дискриминацию и индивидуализацию возможной.148
Ранее, в четвёртой главе, мы видели необъяснимую теорему Байеса в интерпретации Уильяма Лейна Крейга, которая, по его словам, формирует христианскую апологетику и является логическим следствием для 1 Пет. 3:15. Но это не так. Не является таковым и его определение веры: «Библей- ское понятие веры включает три компонента: notitia (понимание содержа- ния христианской веры), fiducia (доверие) и assensus (умственное согла- сие с истиной некоего утверждения)».149 Крейг говорит, что библейскую веру определяют три разных латинских термина, но не приводит стихов из Библии в поддержку этого мнения. Он просто не может их привести, так как латынь не является языком Библии. Это тройственное описание веры — «Мамбо-Джамбо», подрывающее истинное определение библейской веры, однако, к сожалению, его часто используют апологеты-традиционалисты, внося в апологетику больше путаницы, нежели ясности. Альвин Плантинга в своей книге по апологетике, в разделе о вере в Бога, утверждает следующее:
Скажем, например, что вера — это 0-й уровень в N, если она является основой в N, 1-й уровень в N, если она непосредственно основана на неко- торой вере, которая является 0-м уровнем в N, и, в общем, n + 1-й уровень в 147 Norman L. Geisler, Christian Apologetics (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1976), 144. 148 Sproul et al, Classical Apologetics, 85. 149 J. P. Moreland and William Lane Craig, Philosophical Foundations for a Christian Worldview (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2003), 18. N, если она непосредственно основана, по меньшей мере, на одной какой- либо вере, которая является n-м уровнем в N, в рациональной абстрактной структуре N. 150
Пресуппозиционалист Корнелиус Ван Тил много хорошего сказал о христианской апологетике, но часто он тоже оказывался втянутым в круг метафизического недуга с использованием эзотерического, специализиро- ванного жаргона. В своей классической вводной книге по апологетике он пишет:
В то же время феноменализм всё ещё рационалистичен, так как любое единство, которое он якобы находит в этой атомистически воспринимаемой реальности, по сути исходит из человеческого разума. По крайней мере, эта рациональность не считается исходящей из Божьего разума. Рационализи- рующее усилие, свойственное феноменализму, должно, в случае успеха, уничтожить всю индивидуальность. Его рационализирующее усилие, по общему признанию, — пошаговое. Что это так, очевидно из того факта, что его рационализации — это рационализации заведомо нерационального материала. 151
Заключительный пример, взятый у апологета-традиционалиста Уильяма П. Алстона, просто сногсшибателен:
Вернёмся к начальному вопросу об обоснованности христианской практики (ХП). Мы увидели, что слабая версия нормативного оправдания (НО) — наибольшее, что мы можем иметь для познавательной практи- ки (ПП) и для других видов общепринятой, начальной эпистемической практики. Какой, в связи с этим, мы находим ХП? Относительно силь- ной версии НО я только предположу без аргументации, что у нас боль- ше не остаётся достаточных реальных доказательств предполагать, что ХП более надёжна, чем ПП. Здесь тоже, хотя практика, как и оценочный смысл оправдания (ОСО), может быть достаточно надёжной, у нас нет достаточных причин считать, что это так. Поэтому ХП — это не силь- ная версия НО, и у нас нет достаточных оснований рассматривать её с позиции ОСО. Поэтому, если ХП — это слабая версия НО, она будет в таком же эпистемическом положении, что и ПП и другие общепринятые виды эпистемической практики; и будет так же рационально взять христи- анский опыт, чтобы обеспечить оправдание prima facia для мистической веры, как чувственный опыт — чтобы обеспечить оправдание prima facia для познавательной веры.152
150 Alvin Plantinga, Faith and Rationality: Reason and Belief in God, edited by Alvin Plantinga and Nicholas Wolterstorff (Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 1983), 53. 151 Cornelius Van Til, The Defense of the Faith (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1967), 119. 152 William P. Alston, “Christian Experience and Christian Belief,” in Faith and Rationality, 120. Все вышеприведённые цитаты якобы служат примерами отчёта о надеж- де, который верующий даёт неверующему (1 Пет. 3:15). Осмелюсь предпо- ложить, что ни Пётр, ни Бог никогда не представляли христианскую надежду так сложно, эфемерно, гипотетически и недоступно для обычного человека. Язык же Библии прост — она написана на языке людей, на обычном, простом, разговорном языке. Бог хотел, чтобы люди понимали Его откро- вение. В Писании содержится прекрасная простота. Эта истина известна как учение о понятности или ясности Писания. Путаница — противополож- ность ясности, и в ней философы достигли совершенства. За всю историю человечества только Иисус был и остаётся самой мудрой Личностью. Но послушайте, как Он при этом говорил, в отличие от фило- софствований современных христианских апологетов:
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в жит- ницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Матф. 6:26, 28-29).
Здесь, в знаменитой Нагорной проповеди, даже ребёнок сможет понять слова Иисуса. Христос, уча и проповедуя, никогда не пользовался специ- альной, элитарной, метафизической лексикой и понятиями. Он говорил на простом языке — вполне доступном и легко понимаемом людьми. Часто Господь обращался к большим, разнородным толпам людей — и все могли постигнуть сказанное Им. И хотя Его речь и примеры были просты, сообща- емая истина была глубокой, авторитетной и судьбоносной. Так что, «когда Иисус окончил эти слова, народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф. 7:28-29). В апологетике нам нужно говорить как Иисус — просто, понятно и библейскими фразами. Нам нужно избегать «Мамбо-Джамбо» и любви к использованию сложных слов, которая подчас надмевает, даже если это, возможно, завоевало бы одобрение академической элиты. Нужно смело и компетентно отвергать смешение библейского богословия с человеческой мудростью. Нам нужно решительно посвятить себя повиновению небесной власти и предупреждению Павла колоссянам: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человече- скому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Только тогда мы можем спасти библейскую апологетику, оказавшуюся в плену у философии.
Вера: божиЙ дар Что нужно неверующему «Что нужно неверующему для спасения?» Этот вопрос я задаю студен- там семинарии на первой же лекции по апологетике. Ответы звучат самые разные. Я все их записываю на доске. Многие ответы типичны: «покаяние», «обличение», «Евангелие», «познание», «информация», «просвещение от Духа», «истина». Всё это хорошие ответы, но не они являются главны- ми в контексте спасения грешника. В конце концов, кто-нибудь да и даст правильный, ожидаемый мною ответ: «Для спасения неверующему нужна вера». Вера! Ни разу, когда я задавал этот вопрос, такой ответ не звучал первым; к тому же часто для него требовалась подсказка с моей стороны. В Писании ясно сказано, что неверующему, чтобы спастись, нужна вера. Апо- стол Павел открыл Божий план в этом вопросе: «Благодатью вы спасены через веру» (Ефес. 2:8). Большинство книг по апологетике говорят о вере в общем. Немногие дают точное определение понятия «вера»,1 предполагая, что читатель пони- мает значение этого слова и в данном вопросе разногласий нет. Редко кто подходит к этому вопросу обдуманно, но даже в таком редком случае типич-
1 E. J. Carnell, An Introduction to Christian Apologetics: A Philosophic Defense of the Trinitarian-Theistic Faith (Grand Rapids, MI; Eerdmans Publishing, 1956), 65-88. Карнелл пишет целую главу под названием «Что такое вера?» К сожалению, он отвечает на этот вопрос не с библейской точки зрения, а с философ- ской. Карнелл не обращается к еврейским словам, обозначающим веру, и не упоминает ни пистис, ни пистеуо. Он говорит: «Вера — это отдых души в достаточности доказательств» (стр. 82). Истинность любого свидетельства измеряется горением в сердце (стр. 69), законом противоречия (стр. 70), «четвёр- той книгой Аристотеля по метафизике» (стр. 78) и человеческим разумом (стр. 72-73). «Разум служит испытанием для истины» (стр. 86). «Логика может быть средством, которым Дух приводит человека к вере» (стр. 70). За исключением заглавия, размышления в книге Карнелла не имеют ничего общего с христианством». ный подход рассматривает вопрос того, как вера относится к разуму — дополняют ли они друг друга или конфликтуют между собой? В «Пяти взглядах на апологетику» все пять авторов рассуждают о вере. Но никто из них не даёт точной формулировки этому понятию, и никто, похоже, не оспаривает понимания этой концепции другими.
Поддельная вера… на латинский манер Когда апологеты-традиционалисты в своих трудах дают формулировку веры, то обычно они делают это на основании латинского употребления данного слова, а не библейской модели, согласующейся со значениями ори- гинала в еврейском или греческом языке. К примеру, Рамм говорит: «Вера — это согласие (assensus)».2 Крейг и Морленд дают следующее определение: «Библейское понятие веры включает три компонента: notitia (понимание содержания христианской веры), fiducia (доверие) и assensus (умственное согласие с истиной некоего утверждения)».3 Им вторит Спроул, говоря: «Мыслители XVI столетия различали среди нескольких… составляю- щих… три основных уровня веры: noticia (иногда называемая notei), assensus и fiducia».4 Многие апологеты из реформатских кругов взяли аксиому Спроула и извлекли из неё всё, что было можно. Грегори Каукл повторяет мысли Спроула, говоря: «Ранние отцы Церкви и реформаторы признавали три аспекта, или типа, веры. На латыни они называли их notitia (знание), assensus (согласие) и fiducia (доверие), что просто подразумевает наличие знания и согласия с истиной, которую вы познали. Но на этом нельзя останавливаться. Нужно ещё и доверять. Все три необходимы для спасающей веры».5 Его примеру следует ещё один, заявляя: «Реформаторы XVI века очень ясно говорили обо всём этом. Они описывали истинную спасающую веру, состоящую из трёх частей, передаваемых латинскими словами: notitia, assensus и fiducia».6 Апологет-традиционалист Кеннет Боа утверждает подобное: «Существуют три латинских слова, и все они
2 Bernard Ramm, A Christian Appeal to Reason (Waco, TX: Word Books, 1977), 107. 3 J. P. Moreland and William Lane Craig, Philosophical Foundations for a Christian Worldview (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2003), 18. Наставник Крейга Панненберг определяет веру таким же образом: «Вера в понимании Реформации — это, прежде всего, доверие (fiducia). Более точный взгляд показывает, что это не исключает составляющих познания (notitia) и согласия (assensus), но вместо этого предполага- ет их»; Wolfhart Pannenberg, Systematic Theology, 3 vols. trans. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids, MI: Eerdmans Publishing, 1997), III:138. 4 R. C. Sproul, Defending Your Faith: An Introduction to Apologetics (Wheaton, IL: Crossway, 2003), 22. 5 Gregory Koukl, “Knowledge, Assent and Trust” < http://www.str.org/site/News2?page =NewsArticle &id= 5391 >; Грутуис называет себя реформатским апологетом-кальвинистом (стр. 633-634). В своей большой книге по апологетике он не даёт определения вере с библейской точки зрения, а прибегает к популяр- ной «троякой латинской мантре» fiducia, notitia и т.п., стр. 39-40. 6 <www.reformationtheology.com/> могут означать веру: noticia, assentia, fiducia».7 Джеймс Пакер повторяет ту же идею:
Старинное реформатское богословие рассматривало веру как notitia («познание», то есть знакомство с содержанием Благой вести), плюс assensus («согласие», то есть признание того, что Благая весть истинна), плюс fiducia («доверие и уверенность», то есть личная зависимость от бла- годати Отца, Сына и Духа во спасение, с благодарным прекращением всех попыток спастись самому посредством собственной праведности: Рим. 4:5; 10:3). Без fiducia не бывает веры, а без notitia и assensus не может быть fiducia (Рим. 10:14).8
Ярким признаком вышеупомянутой трихотомии веры, которую повто- ряют апологеты-традиционалисты, является то, что все они называют предполагаемую троичность веры наследием реформаторов, но нигде не цитируют их положения в подтверждение этого. Они думают, что это при- думано реформаторами. Я не смог найти в «Наставлениях в христианской вере» Кальвина подобных определений веры. Лютер пользовался разными латинскими терминами, но в своём понимании библейской веры не пола- гался на них. После 1517 года он не поёт дифирамбов латинизированно- му, раздробленному понятию веры. Напротив, Лютер был весьма озабочен сохранением библейских языков:
Это доказано и проверено жизнью. Вскоре после времени Апостолов, когда прекратилось изучение языков, стали лишаться прежней силы и Евангелие, и вера, и все христианство… И, наоборот, возрождение в наши дни интереса к языкам принесло с собой столько света и сотворило столь великие дела, что весь мир изумился и признал, что мы располагаем почти таким же полнозвучным и чистым Евангелием, как и Апостолы; оно при- шло к нам в своей первозданной чистоте, намного чище, чем во времена святых Иеронима и Августина.9
Лютер указывает, что прекрасную простоту смысла создаёт сохранение не латинского, а оригинальных языков Библии. Даже если реформаторы и представляли веру в трёх составляющих, это не делало их взгляд верным —
7 Kenneth Boa, “A Tale of Twin Sisters,” <www.kenboa.org> 8 Джеймс Пакер «Основы богословия» (Санкт-Петербург, изд-во «Шандал», 2001), стр. 201. 9 Мартин Лютер «К советникам всех городов земли немецкой», цит. по «Избранные произведения» (Санкт-Петербург, «Андреев и согласие», 1994), стр. 173. Даже Панненберг, который определяет веру тремя латинскими терминами, признаёт, что после 1510 года Лютер изменил свой взгляд на веру. В течение жизни его понимание веры эволюционировало даже больше, чем когда он был обличаем Писа- нием, вырывая старые схоластические понятия из своего мозга, которыми он был промыт в начале обу- чения, до обращения; Pannenberg, Systematic Theology, III:3, 139-143. они не являются авторитетом. Для нас авторитетом является Писание. Иисус никогда не описывал «трёхглавый римский вид» веры. Апостолы не говорили о трёх оттенках веры на латыни, поэтому и мы не должны. В других местах (главы 2, 7 и 11) говорится, что эта трихотомия истинной веры — сфабрикованная «утка». Традиционалисты пытаются обойти влия- ние последствий полной испорченности на способность неверующего «рас- суждать» о Боге, незаконно предоставляя ему долю так называемой веры noticia и лишая воображаемой веры fiducia. В целом формулировка очень усложнена, высокомерна и многословна. Библия же содержит только один вид истинной веры, а не три. Приведённые выше примеры наглядно показывают, что истинно библей- ское определение веры в настоящее время не провозглашается в понятной форме. Паркс прав, когда жалуется:
В некоторых философских и богословских кругах прошлого столетия понятие веры было коренным образом пересмотрено. Формулировки редко касались трудностей библейского замысла, где важную роль играют лич- ность, физический мир, Слово Божье и Сам Бог. Эти альтернативные фор- мулировки часто не проникали в сущность объективных и субъективных характеристик библейской веры.10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.01 с.) |