Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иисус и библейская апологетикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Иисус всегда использовал приведённые выше утверждения как тесты для определения истины при противостоянии неверию. Для определения истины и заблуждения Он чаще всего ссылался на Писание как окончатель- ный «лакмусовый тест». И не только перед аудиторией верующих. По сути, Господь использовал Писание так же часто и перед неверующими скепти- ками. Апологеты-традиционалисты хотят создать впечатление, будто един- ственными неверующими вокруг были агностики или законченные атеисты. Неверующий остаётся неверующим, будь он теистом, моралистом, политеи- стом, агностиком или атеистом. Все они равны перед Богом — погибшие в ослепляющей тьме своих грехов. Вот почему Христос обращался к ним всем в одинаковой манере, с одной авторитетной мерой истины — Божьим Словом, Библией — записанным Писанием. Иисус верил, что Ветхий Завет — это авторитетное Слово Божье. Его называли Раввином (Иоан. 3:2); следовательно, Он был учителем Ветхого Завета, известного тогда как «Закон и пророки» (Лук. 16:16; ср. 24:27). Хри- стос верил в Писание, знал его наизусть, преподавал Писание, проповедовал его, повиновался Писанию и исполнял оное. Слово Божье было эпицентром и сущностью всей Его жизни, трудов, слов и миссии. Один богослов точно подметил:
Какова была роль Библии в жизни Господа Иисуса? Он цитировал Писание по памяти, говорил на основании Писания, учил по Писанию, обличал Своих оппонентов за то, что те не читали и не понимали ПИСАНИЕ. Он никогда не апеллировал к (1) ПРЕДАНИЮ, (2) ОПЫТУ, или (3) ФИЛОСОФИИ. Снова и снова Иисус объяснял, почему Он делал что-либо, ЦИТИРУЯ ПИСАНИЕ и показывая, что Его жизнь соответствовала ЗАПИСАННОМУ СЛОВУ.73 73 Marc T. Mueller, “Bibliology: The Doctrine of Authority” (The Master’s Seminary, class syllabus, 1989), 5; как мини- мум 64 раза в Евангелиях Иисус обращался к Ветхому Завету и всякий раз — как к авторитетной истине. Одним из любимых утверждений Иисуса было: «Написано…» Его Господь повторял так часто (тридцать раз в Евангелиях), что оно стало вто- рой натурой Его учения (ср. Матф. 4:7, 10; 21:13; 26:31; Иоан. 6:31, 45; 10:34 и т.д.). Например, в Матф. 4:4 Христос даёт отпор дьяволу, говоря: «Напи- сано» [греч. γέγραπται, геграптай ]; это совершенный пассивный инди- катив, означающий, что «оно остаётся написанным и остаётся в силе».74 Совершенный вид и изъявительное наклонение глагола указывает на про- должающиеся результаты. «В совершенном времени, γέγραπται (геграп- тай, „Написано“), есть неопровержимая объективность. „Это, — говорил Иисус, — постоянное, неизменное свидетельство вечного Бога, зафикси- рованное в письменном виде для нашего руководства“».75 То, что было написано в Ветхом Завете, — это завершённое в прошлом действие с про- должающимися, непрерывными результатами. Другими словами, Господь заявлял: «Несмотря на то, что Писание было написано давно, его истина всё так же абсолютно надёжна, авторитетна и достаточна и сегодня». Писа- ние Ветхого Завета, хотя и было создано задолго до того, как проповедовал Христос, всё ещё оставалось надёжным и авторитетным. Поэтому, говоря: «Написано», Иисус взывал к авторитету еврейского Писания как авторитет- ного Божьего Слова во всех вопросах. В Матф. 15:4 Иисус говорит: «Ибо Бог заповедал…», а затем цитирует Исх. 20:12 и 21:17. Это самое ясное заявление о том, что Иисус признавал Писание Словом Божьим (ср. Марк. 7:5-13). Другие подобные этому выра- зительные заявления, сделанные Иисусом в отношении власти написанного еврейского Писания, включают Иоан. 10:35 («не может нарушиться Писа- ние»), Иоан. 17:17 («Слово Твоё есть истина») и одиннадцать случаев упо- требления Христом фразы «Разве вы не читали..?» при обращении к крити- кам — фразы, показывающей признание Им как власти Писания, так и его ясности. Общался ли Христос с образованными, эрудированными религиозны- ми иудеями (Иоан. 8:41-59), со скептически настроенными самарянами (Иоан. 4), женщиной-язычницей (Марк. 7:24-30) или с римским солдатом (Матф. 8:5-13), Он никогда не прибегал к греческим законам логики или аристотелевским силлогизмам в определении истины или в поиске обще- го эпистемологического основания с неверующими. Его подход был неиз- менен, Иисус говорил духовную истину — божественное откровение — с властью (Матф. 7:28-29). Христос призывал людей верить в небесную истину, которая отвечала на главные метафизические вопросы. Он знал, что если они примут Его духовную истину, то она сделает их свободны-
74 A. T. Robertson, Word Pictures in the New Testament, 6 vols. (Grand Rapids: Baker, 1930), I:31. 75 John W. Wenham, Inerrancy, ed. Norman L. Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1980), 15. ми (Иоан. 8:32). В Своей апологетической и евангелизационной беседе с самарянкой Он не сказал: «Давай поразмыслим логически. Во имя аргу- ментации и непредвзятости будем воздерживаться от любого упоминания и косвенного намёка на религиозные и духовные вопросы». Нет! Вместо этого Иисус объяснил ей Евангелие. Христос сказал ей, что Он — Спаси- тель; Он обличил её грех, показал ей необходимость в спасении, предло- жил вечную жизнь, основанную на благодати через веру; Он объяснил ей Писание как авторитетное и всесторонне обязывающее. Христос — образ- цовый Учитель-Апологет.
Sola Scriptura! Одной из главных доктрин, разрушаемых апологетами-традициона- листами, является учение о достаточности Библии. Реформаторы называли его sola Scriptura. 76 Грудем заявляет:
Понятие «достаточность Писания» означает, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он желал сказать Своему народу на каж- дом этапе истории спасения, и сегодня оно содержит в себе все, что нам необходимо знать для нашего спасения, для совершенной веры в Бога и для совершенного послушания Ему.77
Испытанное временем учение о достаточности Библии гласит, что всё, необходимое нам для знания, находится в Библии, хотя это и не всё, что может быть известно. Библия достаточна! Классическим текстом Нового Завета о достаточности является 2 Тим. 3:16-17, где сказано: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности — да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (или «снаряжён», как сказано в некото- рых переводах). Заметьте, Библия достаточна для снаряжения или приготовления каждо- го христианина «ко всякому доброму делу», что включает и труд апологети- ки. В Писании содержится всё, что нам нужно знать о защите веры (1 Пет. 3:15), чтобы распространять и защищать Евангелие. Библейская апологе-
76 Фраза sola Scriptura — побочный продукт реформации, но эта истина исходит из Библии, как Ветхого, так и Нового Завета. Sola Scriptura означает «только Писание», и, будучи используемой реформаторами, она означала, что только Библия как религиозная и духовная истина является достаточным авторитетом для Церкви, превыше Папы Римского, Церковных Соборов или человеческих преданий. Когда говорит Писа- ние, мы понимаем, что говорит Бог. 77 Уэйн Грудем «Систематическое богословие: Введение в библейское учение» (Санкт-Петербург, изд-во «Мирт», 2004), стр. 129. Крюгер пишет: «Когда церковь постепенно утрачивала посвящённость достаточ- ности Писания, нигде это не проявлялось нагляднее, чем в области апологетики», Michael J. Kruger, “The Sufficiency of Scripture in Apologetics,” TMSJ, 12/1, Spring 2001, 70. тика включает в себя «обличение», «исправление» и «научение». Во 2 Тим. 3:16 сказано, что Библия идеально подходит для такой задачи. Апологеты-традиционалисты считают Библию не достаточной для выполнения задач апологетики, а потому мы не можем даже пользоваться ею, начиная заниматься апологетическим служением с неверующим. Они говорят, что начинать нужно с человеческой логики. Они утверждают, что мы не можем начинать с провозглашения Евангелия, что нужно начи- нать с философии и предварения благовестия. Они говорят, что Библия не достаточна, так как неверующему истинность Библии сначала нужно доказать. Однако Иисус с первого дня Своего служения начал с провозгла- шения Евангелия и принятия самоутверждающего авторитета божествен- ного откровения: «После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божьего и говоря: „Исполнилось время и приблизилось Царство Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие“» (Марк. 1:14-15).
Писание живо Апологеты-традиционалисты считают, что истинность Библии необходи- мо доказать, испытав её. Библейская же апологетика утверждает, что Писа- ние всё испытывает на истинность. Традиционалисты говорят, что законы логики абсолютны; Бог же говорит, что Его Слово абсолютно (Пс. 118:89). Традиционалисты считают, что мы не можем знать истину достоверно; Бог утверждает, что, исследуя Писание, мы несомненно можем знать истину (1 Иоан. 5:13). Спроул ставит логику превыше всего, а Бог говорит, что Его Слово превыше всего (Пс. 137:2 б). По мнению Крейга, авторитет Писания вторичен и «производен»; Бог говорит, что авторитет Писания первичен и изначален, и что оно само является дыханием Бога (2 Тим. 3:16), вопло- щением Его мыслей и воли. Традиционалисты говорят, что Библия должна пройти испытание историографией; Бог говорит, что Его Слово определяет историю и будущее (Ис. 46:8-11). Согласно утверждениям традиционали- стов, Библия должна испытываться наравне с любой другой литературой; Бог говорит, что Его Слово вечно! (Пс. 18:10) Прежде чем Библия сможет производить свою работу, неверующие должны принять Библию, считают традиционалисты; Бог говорит, что Писание производит свою работу, несмотря на сопротивление и невеже- ство человека, ибо оно живо и действенно. Библия динамично созидает (Пс. 32:6), обличает (Иак. 2:9), судит (Евр. 4:12), пронизывает (Евр. 4:12), вызы- вает страх (Исх. 9:20), исполняется (Ис. 55:11), требует повиновения (Пс. 102:20), спасает (1 Пет. 1:23), освящает (Пс. 104:19; 118:9), обитает в верую- щих (Пс. 118:11), исцеляет (Пс. 106:20), просветляет (Пс. 118:18), советует (Пс. 118:24), питает (Ис. 55:1-3), возрождает (Пс. 118:50), укрепляет (Пс. 118:116), ведёт (Пс. 118), утешает (Пс. 118:28), удовлетворяет желания (Пс. 118:35) и учит (Пс. 118:71). Библия — это живое Божье Слово! Божье разрушительное орудие Когда верийцы захотели испытать слова Павла, проверяя их истинность, они использовали Библию как мерило — Писание для них служило мери- лом истинности. Они приняли слово, «ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Павел, рассуждая со скептиками и неверующими о религиозных истинах и высших реалиях (Деян. 17:17), «говорил с ними из Писаний» (Деян. 17:2). Так и мы совершаем труд апологетики, пропу- ская всё через сито Слова Божьего, Библии. Мы не отбрасываем «разум». Скорее, мы используем его, исследуя или «разбирая Писания». Библейская апологетика — это не мистический фидеизм; она использует Божий разум, явленный в Писании. Сталкиваясь с враждебно настроенными мусульманами, атеистами, гуманистами или марксистами, мы разоблачаем их заблуждения, используя Писание. Когда Бог повелевает: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21-22), мы используем для этого Писание. Лжеучение, неправильное богословие и гуманистические идеологии — это зло, которое нужно разоблачать, освещая их светом Писа- ния. Мы обязаны тщательно исследовать и различать всё, что появляется в мире философии, богословия, идеологий и мирских взглядов. Одним из самых важных апологетических текстов Писания, наравне с 1 Пет. 3:15, является 2 Кор. 10:3-6. Подобно упомянутым выше стихам, это призыв ко всем христианам использовать Писание, Слово Божье, для испы- тания истины. Там сказано:
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспро- вергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
Этот отрывок — дополнение к 1 Пет. 3:15. Пётр делает ударение на евангелизационной и реагирующей апологетике, тогда как этот текст — на активной, наступательной апологетике. Нам нужна и та, и другая. Одна по сути своей более наступательная, другая — оборонительная. Обеими управ- ляет истина Писания. 10-я глава Второго послания к Коринфянам распространяет «дух войны». С политической точки зрения сегодня не принято говорить о христианстве, используя термины «крестовых походов», так как это может быть оскорбле- нием для других религий мира или нерелигиозных ревнителей. Но обой- ти милитаристскую природу этого библейского повеления невозможно. И всё же это не земная война, а духовная, которая ведётся в царстве идей и идеологий, в разуме людей и в невидимом поднебесье, где обитают ангелы и где блуждают и буйствуют бесы (ср. Дан. 10:10-20; Ефес. 1:20-21; 2:2). Обратите внимание на употреблённые здесь военные термины: «воинству- ем», «оружие», «воинствование», «разрушение», «твердыня», «пленять», «готовы наказать». Когда речь идёт о противниках веры, то мы находимся в состоянии войны (2 Тим. 2:3). В опасности вечные души! Согласно этому отрывку, цель апологетики — это пленение наших мыс- лей и разрушение лживых мыслей и учения врага. Наши мысли и взгля- ды должны быть подчинены или же находиться в «послушании Христу». «Послушание Христу» означает «соответствие учению Христа, которое находится в Писании». Истина определяется Библией. Враг, с которым мы находимся в состоянии войны, — это лжеучения, фальшивые идеологии, неправильное богословие и гуманистические философии, которые Павел называет «замыслами». В современные замыслы можно включить эволю- цию, натурализм, гуманизм, социализм, социальную экологию, марксизм, материализм, постмодернизм, ислам, индуизм, буддизм и многое другое. Христианин не должен принимать, впитывать, приспосабливать, переде- лывать, приветствовать или даже терпеть эти пагубные идеологии. Напротив, Павел утверждает, что мы должны разоблачать, разрушать и уничтожать их. Кто-то однажды сказал, что цель войны — «разрушать и уничтожать». Это то, что мы должны делать с лжерелигией и антихристианскими мировоззре- ниями; мы делаем это в сфере идей, проповедуя, обучая, увещая, предупре- ждая, обличая и исправляя… согласно Писанию. Библия — это Божье раз- рушительное орудие истины против лжи, обмана и заблуждений. Нам нужно стойко защищать Христово Евангелие и интеллектуально разбивать и уни- чтожать всех соперников, а не поступать так, как апологет-традиционалист Кларк Пиннок, желающий, чтобы христиане приняли «хорошее» во всех лжерелигиях, как индуизм, ислам и буддизм.78 Как ни странно, но Пиннок призывает христиан «разрушить» учение христиан-пресуппозиционалистов и «противостать Ван Тилу». Он направил своё оружие не в ту сторону! Один пастор весьма удачно обобщает смысл этой битвы:
Крепости, упоминаемые здесь, это не бесы, а идеологии… Битва ведёт- ся с ложными идеологиями, распространяемыми людьми и бесами таким образом, что мир верит им. Обречённые души находятся внутри их идей- ных твердынь, становящихся для них темницами, а, в конечном счёте, и
78 Clark H. Pinnock, “An Inclusivist View,” Four Views on Salvation in a Pluralistic World, ed. Dennis L. Okholm and Timothy R. Phillips (Grand Rapids: Zondervan, 1996), 110. могилами, если они не освободятся оттуда, поверив в истину… Духовная война — это не битва с бесами. Это сражение за умы людей, пленённые ложью, возвышающей себя над Писанием. В 1 Кор. 3:20 все антибиблей- ские идеологии, лжерелигии и псевдоевангелия, порождённые сатаной, Павел назвал суетными умствованиями светских мудрецов… Цель нашей войны — изменить способ мышления людей, освободив каждую их мысль от идеологии проклятия, и пленить всякое помышление в послушание Христу.79
Пришло время решительных мер в борьбе за истину и души людей. Не только сатана подстерегает свои жертвы, но его земные слуги, находящиеся в явном противлении к Христу, с каждым днём становятся всё более смелы- ми и активными. За последние несколько лет хлынул поток бестселлеров по атеизму и гуманизму. Послушайте, как идеолог этой группы Ричард Докинз с пеной у рта враждебно высказывается против Бога:
Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожад- ный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик.80
Докинз выводит богохульство на беспрецедентный уровень, делая его основной, принимаемой тенденцией. Поэтому сегодня более, чем когда- либо, Церкви Иисуса Христа необходима сильная, сосредоточенная на Евангелии и руководимая Библией, возвышающая Христа и пропитанная Духом, разбивающая ереси реформация в библейской апологетике.
Заключение Эпистемология — это изучение истины и путей её познания. Взгляд человека на эпистемологию влияет на его апологетическую методологию и руководит ею. У традиционной и у библейской апологетики абсолютно раз- ное понимание эпистемологии. Они расходятся во мнениях насчёт теории истины, испытания на истинность, а также роли Писания в определении окончательной истины и роли Слова Божьего в апологетике. В ХХ столетии Корнелиус Ван Тил популяризовал форму предпосылоч- ной апологетики, самым большим вкладом которой стало создание струк- туры библейской эпистемологии и разоблачение ею заблуждений рациона-
79 John MacArthur, 2 Corinthians: The MacArthur New Testament Commentary (Chicago: Moody, 2003), 329-330. 80 Ричард Докинз «Бог как иллюзия» (Москва, изд-во «Колибри», 2008), стр. 32. листического подхода к эпистемологии и поиску истины в традиционной апологетике. Традиционная апологетика утверждает первичность челове- ческого разума; Ван Тил, напротив, утверждал, что первичны только Бог и Писание. Традиционалисты дают формулировку истины независимо от Бога. Библейская апологетика заявляет, что истина есть то, что соответствует реальности согласно Божьему определению и решению. Бог есть исти- на, поэтому истина не может быть определена независимо от Бога и Его откровения. Традиционалисты в своей среде не имеют согласия в отно- шении того, что служит испытанием для истины. Библейская апологетика говорит, что испытанием истины являются Сам Бог, Святой Дух, Иисус, Писание и Евангелие. Иисус для испытания истины использовал Божественное откровение, и в частности Писание. Его излюбленным словом в процессе обучения было: «Написано…» Христос знал, что Писание достаточно для любой человеческой нужды, включая задачи благовестия, апологетики, обучения и проповеди. В библиологии и апологетике нам нужно следовать приме- ру Христа. Занимаясь апологетикой, мы должны рассуждать на основа- нии Библии (Деян. 17:2). Часть этой обязанности — защитная, активная апологетика. Парадигматическим в этом отношении является текст 2 Кор. 10:3-6. Мы находимся в центре непрекращающейся духовной битвы, иду- щей в царстве идеологий. Наше понимание истины — решающий фактор нашей вечной участи. Христиане обязаны противостоять вероломству и всякому мышлению и учению, противящемуся Евангелию Иисуса Христа, с неустанным упорством и точностью выявляя и устраняя заблуждения, и в то же время возвышая Божью истину в Писании и во Христе.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.01 с.) |