Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иисус и библейская апологетика

Поиск

Иисус всегда использовал приведённые выше утверждения как тесты для определения истины при противостоянии неверию. Для определения истины и заблуждения Он чаще всего ссылался на Писание как окончатель- ный «лакмусовый тест». И не только перед аудиторией верующих. По сути, Господь использовал Писание так же часто и перед неверующими скепти- ками. Апологеты-традиционалисты хотят создать впечатление, будто един- ственными неверующими вокруг были агностики или законченные атеисты. Неверующий остаётся неверующим, будь он теистом, моралистом, политеи- стом, агностиком или атеистом. Все они равны перед Богом — погибшие в ослепляющей тьме своих грехов. Вот почему Христос обращался к ним всем в одинаковой манере, с одной авторитетной мерой истины — Божьим Словом, Библией — записанным Писанием.

Иисус верил, что Ветхий Завет — это авторитетное Слово Божье. Его называли Раввином (Иоан. 3:2); следовательно, Он был учителем Ветхого Завета, известного тогда как «Закон и пророки» (Лук. 16:16; ср. 24:27). Хри- стос верил в Писание, знал его наизусть, преподавал Писание, проповедовал его, повиновался Писанию и исполнял оное. Слово Божье было эпицентром и сущностью всей Его жизни, трудов, слов и миссии. Один богослов точно подметил:

 

Какова была роль Библии в жизни Господа Иисуса? Он цитировал Писание по памяти, говорил на основании Писания, учил по Писанию, обличал Своих оппонентов за то, что те не читали и не понимали ПИСАНИЕ. Он никогда не апеллировал к (1) ПРЕДАНИЮ, (2) ОПЫТУ, или (3) ФИЛОСОФИИ. Снова и снова Иисус объяснял, почему Он делал что-либо, ЦИТИРУЯ ПИСАНИЕ и показывая, что Его жизнь соответствовала ЗАПИСАННОМУ СЛОВУ.73

 
 

73 Marc T. Mueller, “Bibliology: The Doctrine of Authority” (The Master’s Seminary, class syllabus, 1989), 5; как мини- мум 64 раза в Евангелиях Иисус обращался к Ветхому Завету и всякий раз — как к авторитетной истине.


Одним из любимых утверждений Иисуса было: «Написано…» Его Господь повторял так часто (тридцать раз в Евангелиях), что оно стало вто- рой натурой Его учения (ср. Матф. 4:7, 10; 21:13; 26:31; Иоан. 6:31, 45; 10:34 и т.д.). Например, в Матф. 4:4 Христос даёт отпор дьяволу, говоря: «Напи- сано» [греч. γέγραπται, геграптай ]; это совершенный пассивный инди- катив, означающий, что «оно остаётся написанным и остаётся в силе».74 Совершенный вид и изъявительное наклонение глагола указывает на про- должающиеся результаты. «В совершенном времени, γέγραπται (геграп- тай, „Написано“), есть неопровержимая объективность. „Это, — говорил Иисус, — постоянное, неизменное свидетельство вечного Бога, зафикси- рованное в письменном виде для нашего руководства“».75 То, что было написано в Ветхом Завете, — это завершённое в прошлом действие с про- должающимися, непрерывными результатами. Другими словами, Господь заявлял: «Несмотря на то, что Писание было написано давно, его истина всё так же абсолютно надёжна, авторитетна и достаточна и сегодня». Писа- ние Ветхого Завета, хотя и было создано задолго до того, как проповедовал Христос, всё ещё оставалось надёжным и авторитетным. Поэтому, говоря:

«Написано», Иисус взывал к авторитету еврейского Писания как авторитет- ного Божьего Слова во всех вопросах.

В Матф. 15:4 Иисус говорит: «Ибо Бог заповедал…», а затем цитирует Исх. 20:12 и 21:17. Это самое ясное заявление о том, что Иисус признавал Писание Словом Божьим (ср. Марк. 7:5-13). Другие подобные этому выра- зительные заявления, сделанные Иисусом в отношении власти написанного еврейского Писания, включают Иоан. 10:35 («не может нарушиться Писа- ние»), Иоан. 17:17 («Слово Твоё есть истина») и одиннадцать случаев упо- требления Христом фразы «Разве вы не читали..?» при обращении к крити- кам — фразы, показывающей признание Им как власти Писания, так и его ясности.

Общался ли Христос с образованными, эрудированными религиозны- ми иудеями (Иоан. 8:41-59), со скептически настроенными самарянами (Иоан. 4), женщиной-язычницей (Марк. 7:24-30) или с римским солдатом (Матф. 8:5-13), Он никогда не прибегал к греческим законам логики или аристотелевским силлогизмам в определении истины или в поиске обще- го эпистемологического основания с неверующими. Его подход был неиз- менен, Иисус говорил духовную истину — божественное откровение — с властью (Матф. 7:28-29). Христос призывал людей верить в небесную истину, которая отвечала на главные метафизические вопросы. Он знал, что если они примут Его духовную истину, то она сделает их свободны-

 

 
 

74 A. T. Robertson, Word Pictures in the New Testament, 6 vols. (Grand Rapids: Baker, 1930), I:31.

75 John W. Wenham, Inerrancy, ed. Norman L. Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1980), 15.


ми (Иоан. 8:32). В Своей апологетической и евангелизационной беседе с самарянкой Он не сказал: «Давай поразмыслим логически. Во имя аргу- ментации и непредвзятости будем воздерживаться от любого упоминания и косвенного намёка на религиозные и духовные вопросы». Нет! Вместо этого Иисус объяснил ей Евангелие. Христос сказал ей, что Он — Спаси- тель; Он обличил её грех, показал ей необходимость в спасении, предло- жил вечную жизнь, основанную на благодати через веру; Он объяснил ей Писание как авторитетное и всесторонне обязывающее. Христос — образ- цовый Учитель-Апологет.

 

Sola Scriptura!

Одной из главных доктрин, разрушаемых апологетами-традициона- листами, является учение о достаточности Библии. Реформаторы называли его sola Scriptura. 76 Грудем заявляет:

 

Понятие «достаточность Писания» означает, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он желал сказать Своему народу на каж- дом этапе истории спасения, и сегодня оно содержит в себе все, что нам необходимо знать для нашего спасения, для совершенной веры в Бога и для совершенного послушания Ему.77

 

Испытанное временем учение о достаточности Библии гласит, что всё, необходимое нам для знания, находится в Библии, хотя это и не всё, что может быть известно. Библия достаточна! Классическим текстом Нового Завета о достаточности является 2 Тим. 3:16-17, где сказано: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности — да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (или «снаряжён», как сказано в некото- рых переводах).

Заметьте, Библия достаточна для снаряжения или приготовления каждо- го христианина «ко всякому доброму делу», что включает и труд апологети- ки. В Писании содержится всё, что нам нужно знать о защите веры (1 Пет. 3:15), чтобы распространять и защищать Евангелие. Библейская апологе-

 

 
 

76 Фраза sola Scriptura — побочный продукт реформации, но эта истина исходит из Библии, как Ветхого, так и Нового Завета. Sola Scriptura означает «только Писание», и, будучи используемой реформаторами, она означала, что только Библия как религиозная и духовная истина является достаточным авторитетом для Церкви, превыше Папы Римского, Церковных Соборов или человеческих преданий. Когда говорит Писа- ние, мы понимаем, что говорит Бог.

77 Уэйн Грудем «Систематическое богословие: Введение в библейское учение» (Санкт-Петербург, изд-во

«Мирт», 2004), стр. 129. Крюгер пишет: «Когда церковь постепенно утрачивала посвящённость достаточ- ности Писания, нигде это не проявлялось нагляднее, чем в области апологетики», Michael J. Kruger, “The Sufficiency of Scripture in Apologetics,” TMSJ, 12/1, Spring 2001, 70.


тика включает в себя «обличение», «исправление» и «научение». Во 2 Тим. 3:16 сказано, что Библия идеально подходит для такой задачи.

Апологеты-традиционалисты считают Библию не достаточной для выполнения задач апологетики, а потому мы не можем даже пользоваться ею, начиная заниматься апологетическим служением с неверующим. Они говорят, что начинать нужно с человеческой логики. Они утверждают, что мы не можем начинать с провозглашения Евангелия, что нужно начи- нать с философии и предварения благовестия. Они говорят, что Библия не достаточна, так как неверующему истинность Библии сначала нужно доказать. Однако Иисус с первого дня Своего служения начал с провозгла- шения Евангелия и принятия самоутверждающего авторитета божествен- ного откровения: «После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божьего и говоря: „Исполнилось время и приблизилось Царство Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие“» (Марк. 1:14-15).

 

Писание живо

Апологеты-традиционалисты считают, что истинность Библии необходи- мо доказать, испытав её. Библейская же апологетика утверждает, что Писа- ние всё испытывает на истинность. Традиционалисты говорят, что законы логики абсолютны; Бог же говорит, что Его Слово абсолютно (Пс. 118:89). Традиционалисты считают, что мы не можем знать истину достоверно; Бог утверждает, что, исследуя Писание, мы несомненно можем знать истину (1 Иоан. 5:13). Спроул ставит логику превыше всего, а Бог говорит, что Его Слово превыше всего (Пс. 137:2 б). По мнению Крейга, авторитет Писания вторичен и «производен»; Бог говорит, что авторитет Писания первичен и изначален, и что оно само является дыханием Бога (2 Тим. 3:16), вопло- щением Его мыслей и воли. Традиционалисты говорят, что Библия должна пройти испытание историографией; Бог говорит, что Его Слово определяет историю и будущее (Ис. 46:8-11). Согласно утверждениям традиционали- стов, Библия должна испытываться наравне с любой другой литературой; Бог говорит, что Его Слово вечно! (Пс. 18:10)

Прежде чем Библия сможет производить свою работу, неверующие должны принять Библию, считают традиционалисты; Бог говорит, что Писание производит свою работу, несмотря на сопротивление и невеже- ство человека, ибо оно живо и действенно. Библия динамично созидает (Пс. 32:6), обличает (Иак. 2:9), судит (Евр. 4:12), пронизывает (Евр. 4:12), вызы- вает страх (Исх. 9:20), исполняется (Ис. 55:11), требует повиновения (Пс. 102:20), спасает (1 Пет. 1:23), освящает (Пс. 104:19; 118:9), обитает в верую- щих (Пс. 118:11), исцеляет (Пс. 106:20), просветляет (Пс. 118:18), советует (Пс. 118:24), питает (Ис. 55:1-3), возрождает (Пс. 118:50), укрепляет (Пс.


118:116), ведёт (Пс. 118), утешает (Пс. 118:28), удовлетворяет желания (Пс. 118:35) и учит (Пс. 118:71). Библия — это живое Божье Слово!

Божье разрушительное орудие

Когда верийцы захотели испытать слова Павла, проверяя их истинность, они использовали Библию как мерило — Писание для них служило мери- лом истинности. Они приняли слово, «ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Павел, рассуждая со скептиками и неверующими о религиозных истинах и высших реалиях (Деян. 17:17), «говорил с ними из Писаний» (Деян. 17:2). Так и мы совершаем труд апологетики, пропу- ская всё через сито Слова Божьего, Библии. Мы не отбрасываем «разум». Скорее, мы используем его, исследуя или «разбирая Писания». Библейская апологетика — это не мистический фидеизм; она использует Божий разум, явленный в Писании.

Сталкиваясь с враждебно настроенными мусульманами, атеистами, гуманистами или марксистами, мы разоблачаем их заблуждения, используя Писание. Когда Бог повелевает: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21-22), мы используем для этого Писание. Лжеучение, неправильное богословие и гуманистические идеологии — это зло, которое нужно разоблачать, освещая их светом Писа- ния. Мы обязаны тщательно исследовать и различать всё, что появляется в мире философии, богословия, идеологий и мирских взглядов.

Одним из самых важных апологетических текстов Писания, наравне с 1 Пет. 3:15, является 2 Кор. 10:3-6. Подобно упомянутым выше стихам, это призыв ко всем христианам использовать Писание, Слово Божье, для испы- тания истины. Там сказано:

 

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспро- вергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.

 

Этот отрывок — дополнение к 1 Пет. 3:15. Пётр делает ударение на евангелизационной и реагирующей апологетике, тогда как этот текст — на активной, наступательной апологетике. Нам нужна и та, и другая. Одна по сути своей более наступательная, другая — оборонительная. Обеими управ- ляет истина Писания.

10-я глава Второго послания к Коринфянам распространяет «дух войны». С политической точки зрения сегодня не принято говорить о христианстве, используя термины «крестовых походов», так как это может быть оскорбле- нием для других религий мира или нерелигиозных ревнителей. Но обой-


ти милитаристскую природу этого библейского повеления невозможно. И всё же это не земная война, а духовная, которая ведётся в царстве идей и идеологий, в разуме людей и в невидимом поднебесье, где обитают ангелы и где блуждают и буйствуют бесы (ср. Дан. 10:10-20; Ефес. 1:20-21; 2:2). Обратите внимание на употреблённые здесь военные термины: «воинству- ем», «оружие», «воинствование», «разрушение», «твердыня», «пленять»,

«готовы наказать». Когда речь идёт о противниках веры, то мы находимся в состоянии войны (2 Тим. 2:3). В опасности вечные души!

Согласно этому отрывку, цель апологетики — это пленение наших мыс- лей и разрушение лживых мыслей и учения врага. Наши мысли и взгля- ды должны быть подчинены или же находиться в «послушании Христу».

«Послушание Христу» означает «соответствие учению Христа, которое находится в Писании». Истина определяется Библией. Враг, с которым мы находимся в состоянии войны, — это лжеучения, фальшивые идеологии, неправильное богословие и гуманистические философии, которые Павел называет «замыслами». В современные замыслы можно включить эволю- цию, натурализм, гуманизм, социализм, социальную экологию, марксизм, материализм, постмодернизм, ислам, индуизм, буддизм и многое другое.

Христианин не должен принимать, впитывать, приспосабливать, переде- лывать, приветствовать или даже терпеть эти пагубные идеологии. Напротив, Павел утверждает, что мы должны разоблачать, разрушать и уничтожать их. Кто-то однажды сказал, что цель войны — «разрушать и уничтожать». Это то, что мы должны делать с лжерелигией и антихристианскими мировоззре- ниями; мы делаем это в сфере идей, проповедуя, обучая, увещая, предупре- ждая, обличая и исправляя… согласно Писанию. Библия — это Божье раз- рушительное орудие истины против лжи, обмана и заблуждений. Нам нужно стойко защищать Христово Евангелие и интеллектуально разбивать и уни- чтожать всех соперников, а не поступать так, как апологет-традиционалист Кларк Пиннок, желающий, чтобы христиане приняли «хорошее» во всех лжерелигиях, как индуизм, ислам и буддизм.78 Как ни странно, но Пиннок призывает христиан «разрушить» учение христиан-пресуппозиционалистов и «противостать Ван Тилу». Он направил своё оружие не в ту сторону!

Один пастор весьма удачно обобщает смысл этой битвы:

 

Крепости, упоминаемые здесь, это не бесы, а идеологии… Битва ведёт- ся с ложными идеологиями, распространяемыми людьми и бесами таким образом, что мир верит им. Обречённые души находятся внутри их идей- ных твердынь, становящихся для них темницами, а, в конечном счёте, и

 

 
 

78 Clark H. Pinnock, “An Inclusivist View,” Four Views on Salvation in a Pluralistic World, ed. Dennis L. Okholm and Timothy R. Phillips (Grand Rapids: Zondervan, 1996), 110.


могилами, если они не освободятся оттуда, поверив в истину… Духовная война — это не битва с бесами. Это сражение за умы людей, пленённые ложью, возвышающей себя над Писанием. В 1 Кор. 3:20 все антибиблей- ские идеологии, лжерелигии и псевдоевангелия, порождённые сатаной, Павел назвал суетными умствованиями светских мудрецов… Цель нашей войны — изменить способ мышления людей, освободив каждую их мысль от идеологии проклятия, и пленить всякое помышление в послушание Христу.79

 

Пришло время решительных мер в борьбе за истину и души людей. Не только сатана подстерегает свои жертвы, но его земные слуги, находящиеся в явном противлении к Христу, с каждым днём становятся всё более смелы- ми и активными. За последние несколько лет хлынул поток бестселлеров по атеизму и гуманизму. Послушайте, как идеолог этой группы Ричард Докинз с пеной у рта враждебно высказывается против Бога:

 

Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: гордящийся своей ревностью ревнивец; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожад- ный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик.80

 

Докинз выводит богохульство на беспрецедентный уровень, делая его основной, принимаемой тенденцией. Поэтому сегодня более, чем когда- либо, Церкви Иисуса Христа необходима сильная, сосредоточенная на Евангелии и руководимая Библией, возвышающая Христа и пропитанная Духом, разбивающая ереси реформация в библейской апологетике.

 

Заключение

Эпистемология — это изучение истины и путей её познания. Взгляд человека на эпистемологию влияет на его апологетическую методологию и руководит ею. У традиционной и у библейской апологетики абсолютно раз- ное понимание эпистемологии. Они расходятся во мнениях насчёт теории истины, испытания на истинность, а также роли Писания в определении окончательной истины и роли Слова Божьего в апологетике.

В ХХ столетии Корнелиус Ван Тил популяризовал форму предпосылоч- ной апологетики, самым большим вкладом которой стало создание струк- туры библейской эпистемологии и разоблачение ею заблуждений рациона-

 

 
 

79 John MacArthur, 2 Corinthians: The MacArthur New Testament Commentary (Chicago: Moody, 2003), 329-330.

80 Ричард Докинз «Бог как иллюзия» (Москва, изд-во «Колибри», 2008), стр. 32.


листического подхода к эпистемологии и поиску истины в традиционной апологетике. Традиционная апологетика утверждает первичность челове- ческого разума; Ван Тил, напротив, утверждал, что первичны только Бог и Писание.

Традиционалисты дают формулировку истины независимо от Бога. Библейская апологетика заявляет, что истина есть то, что соответствует реальности согласно Божьему определению и решению. Бог есть исти- на, поэтому истина не может быть определена независимо от Бога и Его откровения. Традиционалисты в своей среде не имеют согласия в отно- шении того, что служит испытанием для истины. Библейская апологетика говорит, что испытанием истины являются Сам Бог, Святой Дух, Иисус, Писание и Евангелие.

Иисус для испытания истины использовал Божественное откровение, и в частности Писание. Его излюбленным словом в процессе обучения было: «Написано…» Христос знал, что Писание достаточно для любой человеческой нужды, включая задачи благовестия, апологетики, обучения и проповеди. В библиологии и апологетике нам нужно следовать приме- ру Христа. Занимаясь апологетикой, мы должны рассуждать на основа- нии Библии (Деян. 17:2). Часть этой обязанности — защитная, активная апологетика. Парадигматическим в этом отношении является текст 2 Кор. 10:3-6. Мы находимся в центре непрекращающейся духовной битвы, иду- щей в царстве идеологий. Наше понимание истины — решающий фактор нашей вечной участи. Христиане обязаны противостоять вероломству и всякому мышлению и учению, противящемуся Евангелию Иисуса Христа, с неустанным упорством и точностью выявляя и устраняя заблуждения, и в то же время возвышая Божью истину в Писании и во Христе.


 

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.105 (0.01 с.)