Славянское евангельское общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянское евангельское общество




Предисловие Джона Мак-Артура



Библейская апологетика

 
 

Распространение и защита Евангелия Иисуса Христа

Клиффорд Б. Мак-Манис


Клиффорд Б. Мак-Манис

 

Библейская апологетика

Распространение и защита Евангелия Иисуса Христа

 

Перевод: С. Колинковский Редакция: Г. Болдыревская Консультант: Е. Петренко Общая редакция: С. Омельченко

В книге использованы тексты Синодального перевода Библии, исправленное издание

 

© Издание на русском языке, Славянское Евангельское Общество, 2015

 

Без разрешения издателя никакая часть этого издания не может воспроизводиться или передаваться в любой форме или с помощью любых средств, электронных или механических, включая ксерокопирование, аудиозапись или системы хранения и поиска информации.

 

ISBN 1- 978-56773-126-0

 

Originally produced in the English language as

Biblical Apologetics: Advancing and Defending the Gospel of Christ

by Clifford B. McManis

 

Copyright © 2012 by Clifford B. McManis Reprinted by permission.

 

Russian edition copyright © 2015 by Slavic Gospel Association

 

No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means, electronic or mechanical, including photocopying, recording, or any information storage and retrieval system, without permission from the publisher.


 

Содержание

Признательность............................................................................................ 7

Предисловие................................................................................................... 9

Введение....................................................................................................... 11

Вступление................................................................................................... 13

1 Исследование сферы действия: традиция........................................... 19

2 Апология: что же имел в виду Пётр................................................... 43

3 Внутренняя апологетика: пропавшая без вести................................ 69

4 Миф о натурбогословии..................................................................... 89

5 Истина: Божье разрушительное оружие......................................... 131

6 Хамартиологическое бремя: препятствие на пути к вере................ 157

7 Философия: любовь к сложным словам.......................................... 183

8 Вера: Божий дар................................................................................. 227

9 Приговор на основании «доказательств»......................................... 257

10 Зло? Для Бога не проблема!............................................................ 279

11 Упреждающая апологетика: Евангелие Христово............................ 313

Приложение................................................................................................ 351

Словарь иностранных слов и малоизвестных терминов.......................... 355

Библиография............................................................................................. 369

Именной указатель..................................................................................... 381

Указатель мест Священного Писания....................................................... 387


 


 

Посвящается д-ру Джорджу Земеку, строгому экзегету,

пылкому учителю, образцовому богослову, близкому другу, библейскому апологету.


 


 

ПризнательноСть

Хочу выразить благодарность всем, кто помог в осуществлении этого труда: Джеймсу Хонгу — за вдохновение этого проекта, д-ру Джорджу Земеку — за его энтузиазм и поддержку в создании этой работы.

Благодарность моей семье, которая так много для меня значит, — вы просто чудо. Благодарность моей жене Дебби за то, что в течение двух лет терпела стопки книг повсюду, за её проницательные замечания на протяже- нии всего этого времени. Благодарность Чару и Бри за их содействие, за то, что помогали отцу продвигаться вперёд. Благодарность Тимоти за помощь в совершенствовании навыков латинского произношения. Благодарность Рустину за такие своевременные чашки горячего какао, кофе и за шутки, помогавшие мне бодрствовать при написании книги.

Благодарность пресвитерам Библейской общины «Благодать» (Grace Bible Fellowship, GBF) Бобу Дугласу, Сэму Киму, Скоту Варни, Тиму Вонгу — сопастырям и апологетам Божьей истины и Евангелия Христова. Дорогим святым из Библейской общины «Благодать»: благодарю Бога за вас (Рим. 1:8). Благодарность братьям из семинарии «Корнерстоун» (Cornerstone Seminary), без которых эта работа была бы просто не возможна. Благодар- ность Грегу Уайту, переводчику Нику, студентам, изучавшим апологетику в Ирпенской библейской семинарии (Киев, Украина) — за ценные идеи, которые улучшили эту работу. Благодарность Стивену Роджерсу за разно- образный вклад, в том числе за форматирование, Бобу Дугласу — за дизайн обложки. Благодарность редакторам Филу Джонсону, Пейджу Бургессу, Дагу Бернсу, Нику Хейту, Ричу Манрику, Гарри Менденхоллу, Чарли Нэй- сону, Кэрол Резентес, Джону Родригесу, Нэнси Симпсон и многим другим. Любые оставшиеся недочёты — ответственность автора. Благодарность профессорам из Мастерз колледжа и семинарии, оказавшим бесценное, неизгладимое влияние на мою жизнь и служение; Джону Мак-Артуру, кото- рый был моим пастырем и любезно согласился написать предисловие.

Спасибо всем, кто работает в Xlibris, — ваш профессионализм и эффек- тивность в работе не имеют равных.

Более всего, я благодарю Бога, Триединого Творца Вселенной — Отца, Сына и Святого Духа — за спасение души и просвещение моих духовных очей, за то, что славное Евангелие удалило сатанинский обман и мрак моего собственного греха. Ему Единому принадлежит вся слава!


 


 

ПредиСловие

Мы считаем, что апостол Павел был выдающимся проповедником, мис- сионером и организатором церквей, и это, безусловно, верно. Но сам Павел описал своё призвание так: «Я поставлен защищать благовествование» (Фил. 1:17).

Защита благовествования, то есть Евангелия — дисциплина, известная под названием апологетика, — переживает сегодня нелёгкие времена. Боль- шинство христиан относятся к апологетике как к философскому упражне- нию, а не как к жизненно необходимому применению библейского учения (как это видел Павел). Некоторые считают, что это предмет, относящийся исключительно к академическому поприщу и применим только специали- стами, достигшими высоких степеней — как будто бы это не нужно в жизни рядовых членов поместной церкви. Некоторые утверждают, что наиболее эффективный способ распространения царства Христа в чуждой христиан- ству культуре — не апологетика, а контекстуализация.

Клиф Мак-Манис правильно понимает, что библейская апологетика — это экзегетическая, богословская и пастырская обязанность. В действи- тельности, на простейшем уровне это обязанность каждого верующего:

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и бла- гоговением» (1 Пет. 3:15). Это может быть самым кратким библейским описанием христианской апологетики.

Более того, пастор Мак-Манис верит (как верил Павел, и как верю я), что правильная защита христианской веры заключается «не в убедительных словах человеческой мудрости» (1 Кор. 2:4), а в провозглашении истины Божьего Слова, которое «живо и действенно, и острее всякого меча обою- доострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Чарльз Сперджен сказал, что Библия подобна льву. Льва не нужно защищать. Выпустите его из клетки, и он сам защитит себя.

Этот подход был назван «предпосылочная апологетика», потому что он отвергает житейскую мудрость на уровне фундаментальных предположе- ний. Он отвергает понятие того, что людские доводы могут быть авторитет- нее или надёжнее Слова Божьего. Он опровергает предположение о том, что падшие создания имеют право подвергать сомнению или судить Божьи дей- ствия, Его постановления и заповеди. Он отвергает также любое утвержде-


ние, что между верой и неверием, светом и тьмой, праведностью и грехом, или Христом и Велиаром может быть что-то общее (2 Кор. 6:14-15).

Книга, которую вы держите в ваших руках, вероятно, является наиболее простым (для восприятия), компактным, целенаправленным руководством по предпосылочной апологетике, имеющимся сейчас. Она одновременно информативна и практична. Я думаю, что эта книга станет для вас чрезвы- чайно полезным пособием, независимо от того, являетесь ли вы профессо- ром апологетики в семинарии, нуждающимся в дополнительном материа- ле, или простым христианином, ищущим ответы на практические вопросы. Пастор Мак-Манис пишет с кристальной ясностью для каждого, кто хочет иметь трезвый взгляд на то, чему учит Писание в отношении защиты хри- стианской веры.

Такой книги очень не хватало в то время, когда я изучал апологетику в семинарии.

Джон Мак-Артур


Введение

За долгие годы преподавания у меня не раз возникали мысли в отно- шении некоторых книг, которые нужно было бы написать. Некоторые из этих идей по Божьей милости мне удалось осуществить, другие остались на будущее, а в некоторых, что откладывались на перспективу, меня опере- дили другие. Когда подобное случалось, я подчас сожалел, что не написал по данной теме, поскольку замысел уже был готов в моей голове. И хотя учебник по апологетике с предпосылочной точки зрения, который вы дер- жите в ваших руках, многие годы находился во главе моего списка планов на будущее, я благодарен, что Клиф Мак-Манис опередил меня.

Для преподавателя большая радость, когда его бывшие студенты достига- ют высокого уровня служения во имя Христа и для славы и распространения Его Царства. В этом отношении публикация материала под авторством д-ра Мак-Маниса заслуживает такой высокой оценки. Я имел честь изучить этот труд, глава за главой, ещё на этапе черновиков, и это приносило мне нескры- ваемое удовольствие. Я не раз ловил себя на мысли: «Я бы не смог так хорошо выразить мысль, дать столь важный аргумент, сформулировать этот важный постулат так разумно и ясно». Эффективным средством разоблачения тщет- ности систем верификационизма и утверждения превосходства предпосы- лочной методологии становятся используемые автором приёмы изобретения новых слов. Даже беглый взгляд на большинство заглавий и их подразделов вызывает у читателя предвкушение последующего развития идей.

Эти и другие моменты, содержащиеся в стиле данного труда, облегчают понимание сложной природы данного предмета, не пренебрегая вероятным взаимодействием с сутью учения, которое традиционно представлялось для дискуссии в эзотерической манере. Клиф спас этот предмет от исследования элитарным кругом «интеллигенции» и представил его как передачу истины библейского богословия простым людям, т.е. всем верующим. Это издание станет хорошим подспорьем в восстановлении практичности библейской апологетики, как это было в ранней Церкви. Надеюсь, что сегодняшние читатели смогут понимать и практически осуществлять истинную суть повеления Петра в 1 Пет. 3:15, как это представлено в контексте.

 

Джордж Дж. Земек, Семинария Экспозиторов Джупитер, Флорида, сентябрь, 2011


 


 

 

ВСтуПление

Эта книга не для обидчивых или слабонервных. Изучение апологетики обычно приводит нас в царство философии. Философы — удивительный народ. Они находят особое наслаждение в развитии изощрённых теорий, в поиске интеллектуальных подвохов и в идеологических поединках друг с другом. Поскольку слово «апологетика» означает «защита» (букв. защи- щать, отстаивать, разоблачать), когда философы дискутируют на тему апо- логетики, то обычно у них это предполагает множество споров и дебатов. Тактичность и забота о чувствах отодвигаются на второй план. Уильям Лейн Крейг, всемирно известный христианский философ, приветствует насмеш- ливую критику. Он говорит, что для философа это привычная среда суще- ствования. Для многих философов это фактически развлечение, своего рода хобби. Монахи молятся, пастыри играют в гольф, а философы подшучивают друг над другом.

Я — не философ. Некоторые ухмыльнутся при этом, а я с честью говорю об этом. Скорее, я — экзегет, богослов, проповедник и пастырь. В таком случае кто-то скажет, что я не компетентен для написания авторитетной книги по вопросам методологии апологетики. Я не согласен. Вопреки тому, что президент Джордж Буш, младший, сказал на президентских дебатах, Иисус не был философом. Иисус был Раввином, толкователем Библии, про- поведником, богословом и Пастырем. И самое главное — Он был апологе- том христианства. Иисус пользовался божественным откровением в защите и распространении истины Евангелия, не прибегая к сухой риторике или искусственной софистике. Он для всех верующих Наставник и пример того, как защищать веру.

Неизбежно, эта книга полемическая. Это апологетика против философ- ствующих «апологетов». Это библейская попытка выкристаллизовать исти- ну из многовековых объятий философов и метафизиков для защиты христи- анской веры. Учитывая исследуемую тему и вечные последствия, связанные с этим вопросом, я должен был обратиться к библейскому установлению пресвитерам Божьей Церкви, провозглашённому апостолом Павлом, кото- рый под вдохновением Святого Духа написал следующее:

 

Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых явлением Его и Царством Его: про- поведуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай


со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учи- телей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (2 Тим. 4:1-5).

 

Прибегнув к человеческой традиции и мудрости в области апологетики, Церковь ушла далеко от приоритета и первенства Писания. Поэтому данная книга наполнена множеством обличений, порицаний, увещаний (ср. 2 Тим. 4:2). Понятно, что кто-то скажет: тон книги полемичен. Но, согласитесь, трудно исправлять и увещать с улыбкой и тёплой расплывчатостью. Ско- рее, назовём это «жёсткой любовью», но так я проявляю любовь — «говоря истину в любви» (Ефес. 4:15).

Читатель скоро заметит мою полемику с некоторыми известными хри- стианскими богословами и философами. По сути, я не критикую кого-либо лично, а просто обращаюсь к их лекциям и печатным трудам (которые уже не снять с книжных полок мира). В этих трудах утверждается, что это исти- на о том, как христиане должны понимать, определять и применять апологе- тику. Эти авторы заявляют, что говорят от имени Бога, поэтому существует риск. Когда кто-то, объясняя учение Библии другим, притязает на открове- ния от имени Бога, мы должны относиться к этому осторожно, испытывая их учение в свете Слова Божьего. Нужно быть подобными благомысленным верийцам, исследуя всякое появляющееся религиозное и духовное учение, и «со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Библия говорит верующим: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21-22). «Всё» подразумевает всё, включая книги, написанные христианскими философами и богослова- ми. Эта книга — попытка тщательно исследовать всё, что доступно сейчас на тему христианской апологетики. Цитируемый выше стих гласит, что нам нужно «удерживаться от (или „избегать“) всякого рода зла». Неправильное учение о Библии и вере есть зло. К этому нужно относиться серьёзно.

С другой стороны, это не означает, что люди, расходящиеся со мной во мнениях, злы и порочны, вовсе нет. Большинство из них достойны моего восхищения, ведь за годы знакомства я многое у них почерпнул. Уильям Лейн Крейг, например, — всемирно известный христианский философ. В 1987 году он был преподавателем богословия в Вестмонтском колледже в Санта-Барбаре, а я всего лишь студентом-второкурсником. Его лекции стали для меня большим благословением, и я, будучи в то время молодым верую- щим, узнал много нового. Вместе с доктором Крейгом я впервые обратился к большому собранию людей на вечернем богослужении, где присутство- вало около 400 студентов. Каждый день в одном из спортзалов мы вместе качали мускулы. Д-р Крейг был и остаётся приятным, благодушным хри-


стианином. Но так получилось, что я полностью расхожусь с ним во мне- ниях и подходе к апологетике. Надеюсь, что он пересмотрит свои взгляды и изменит их в соответствии со Священным Писанием. Возможно, эта книга поможет и ему.

Второй пример — д-р Норман Гайслер, из-за своей большой страст- ности, сообразительности и умения вести дебаты с атеистами и еретиками более известный в дни моей учёбы в семинарии под прозвищем «Бушую- щий Норман». Он имеет особое чувство юмора, что тоже интересно. По причине обилия его письменных трудов, затрагивающих широкий диапа- зон тем, я считаю его одним из самых выдающихся христианских богос- ловов современности. Его книги «Непогрешимость», «Общее введение в Библию», «Христианская этика», «Популярный обзор Ветхого Завета» и «Ответ исламу» и сегодня одни из лучших, когда-либо написанных на соответствующие темы. Я лично встречался с ним несколько раз и пере- писывался по вопросам апологетики. Это любезный и внимательный человек. Но он также напорист и не боится столкновений. В этой книге я высказываю возражения против предположений и методологии Гайслера в апологетике. И хотя я не согласен с его апологетической методологией, его

«Энциклопедия христианской апологетики» — чудесное пособие.

Существуют пресуппозиционалисты (сторонники предпосылочной апо- логетики) такие как Фрейм, Бансен, Ван Тил. В данной книге я высказываю предположение, что Фрейм — не последовательный пресуппозиционалист. Уильям Лейн Крейг также описывает эту проблему в книге «Пять взглядов на апологетику».1 Итак, остаётся Бансен и Ван Тил. В вопросе апологетиче- ской методологии я ближе всего к ним, но иногда и у нас есть разногласия. Подчас я отношу их к «апологетам-традиционалистам», когда считаю, что они слишком философствуют и недостаточно придерживаются Писания (на закате жизни Ван Тил признал этот свой недостаток).2 В конце концов, они ведь в первую очередь были философами, а не экзегетами Библии. В чём же разница между моим и их пониманием? Я бы назвал их философскими пре- суппозиционалистами, а себя — библейским. Часто наши взгляды совпада- ют, но иногда между нами наблюдается явное разногласие. Тем не менее, я чрезвычайно восхищаюсь этими двумя мужами. Я считаю, что они при- надлежали к элитной категории настоящих остроумов, когда дело касалось оригинального мышления, интеллектуальных способностей и мастерства в

 

 
 

1 Five Views On Apologetics, под редакцией Стивена Б. Коуэна, counterpoint series, (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2000), 233.

2 Будучи обличённым Беркаувером, Ван Тил признал свои огрехи: «Я согласен, что в моей маленькой книге на тему полновластия благодати должно быть больше экзегетики. Это ошибка. Недостаток под- робной библейской экзегетики характеризует все мои книги» (Cornelius Van Til, Jerusalem and Athens: Critical Discussions on the Philosophy and Apologetics of Cornelius Van Til, ed. E. R. Geehan [Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1980], 203).


области апологетики. По моему мнению они и сегодня являются настоящи- ми библейскими пресуппозиционалистами!

Кроме того, следует сказать несколько слов о популярном теологе и философе Роберте Чарльзе Спроуле. Многие знают его как стойкого защит- ника реформатского богословия и доктрины sola fide, но на удивление мало кто знаком с его почти римско-католическим подходом к апологетике. Это довольно странно, ведь он написал классическую книгу о святости Бога, которая должна быть у каждого христианина на книжной полке, и в то же время пишет книги по апологетике, которые заставили бы ликовать Фому Аквинского и Аристотеля, а Лютера и Кальвина — плакать. Ахиллесова пята Спроула в том, что он в первую очередь классический философ, а не обученный экзегет или библейский богослов. Это объясняет противоречие между его протестантской библиологией и католической антропологией. Он отдаёт предпочтение латыни,3 а не еврейскому и греческому, больше тяготе- ет к метафизике и философии, чем к богословию и разъяснению Библии. В итоге его труд по апологетике подвергается в этой работе тщательной чист- ке в свете Писания. Конечный результат состоит в том, чтобы открыть глаза на истину.

Читатель может спросить: «А с кем Мак-Манис согласен? Он всех крити- кует!» Не совсем. На самом деле это всего лишь горстка философов, с кото- рыми я не согласен. Есть бесчисленное множество других, с кем я согласен, но большинство из них не имеют известности. Как правило, это пасторы и богословы, которые во главу угла ставят верность и авторитет Писания, то есть обычные церковные люди. Есть среди них и более известные, некото- рые же менее известны. Из известных можно назвать нескольких, таких как Лютер, Кальвин, Сперджен, Реймонд и Мак-Артур.

Особого упоминания заслуживает мой наставник в области библейской апологетики д-р Джордж Земек. С 1975 года д-р Земек является ведущим теологом, преподававшим богословие, библейские языки и апологетику в нескольких семинариях, включая богословскую семинарию «Благодать», Мастерз семинарию и семинарию Экспозиторов. Кроме того, он соверша- ет служение пастора в поместной церкви. Его труд по экзегетике и богос- ловию библейской апологетики, написанный как докторская диссертация

 

 
 

3 См., например, книгу Р. Ч. Спроула, Willing to Believe: The Controversy over Free Will (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997), 7. Он включил в неё словарь латинизмов, где приводит более шестидесяти пяти латинских слов и фраз. Книга претендует на то, чтобы быть исчерпывающим библейским подходом к обсуждаемой теме, однако в ней нет ссылок на еврейские или греческие слова, а ни одно из перечис- ленных латинских слов в Новом Завете на самом деле не упоминается. Это типично для его книг. Ср. What is Reformed Theology? Understanding the Basics, (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997), 225-226. См. 8-ю главу «Вера: Божий дар», где обсуждается ценность и ограничения латинского языка в изучении Библии и богословии.


для богословской семинарии «Благодать» в 1982 году, является истинным шедевром и не имеет аналогов. Благодарность доктору Земеку за рецензиро- вание черновиков моей книги, за уделение особого внимания нюансам упо- требления мной еврейского, греческого и экзегетики при написании каждой главы книги. Я решил особо отметить д-ра Земека, использовав его исклю- чительные произведения, написанные им за многие годы, в сфере экзегети- ческого подхода к предпосылочной апологетике. Таким образом, читатель найдёт ссылки на труды д-ра Земека практически в каждой главе этой книги. Благодарю вас, д-р Земек. Я высоко ценю ваши своевременные идеи и так необходимое мне участие.

Наконец, читатель должен помнить о том, что на протяжении всей моей книги в качестве спарринг-партнёра я использую работу «Пять взглядов на апологетику». Есть бесчисленное множество книг по апологетике, но книга

«Пять взглядов на апологетику» очень популярна, адресована широкой ауди- тории читателей и в наше время является образцом, кратко излагающим все приемлемые евангельские позиции по христианской апологетике. В своих лекциях я использую эту книгу в качестве основного пособия. Она хорошо представляет позитивные и негативные стороны традиционной апологети- ки, которые я и стремился разоблачить. Это идеальный инструмент для обу- чения путём сравнения и противопоставления. Молюсь о том, чтобы Бог использовал данные исследования для подготовки апологетов, а также для всех верующих в их ежедневной задаче защиты и распространения Еванге- лия Иисуса Христа «даже до края земли».

 

Для Его славы,

Клиффорд Мак-Манис Купертино, штат Калифорния Август 2011 года

1 Коринфянам 15:58


 


 

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.041 с.)