Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИССледование СФерЫ деЙСтвиЯ: традиЦиЯ

Поиск

Традиционная апологетика

Знание апологетики — долг каждого христианина. Бог призвал всех верующих распространять и защищать веру. Однако многие христиане считают себя неспособными выполнять эту небесную миссию без надле- жащего обучения, руководства и подготовки. Где христианин может полу- чить практическую помощь для совершения труда апологетики? Часто именно новообращённые имеют большое усердие и смелость, и они могли бы извлечь пользу из хороших ресурсов о том, как лучше подойти к этой теме. С 2000 года одним из наиболее популярных вступительных материа- лов на тему апологетики является книга «Пять взглядов на апологетику» под редакцией Стивена Коуэна (изд-во Zondervan, серия «Counterpoints»). Я использую её как обязательное чтение, когда преподаю в семинарии курс по апологетике. В книге предлагаются пять различных взглядов или под- ходов к христианской апологетике: 1) классическая апологетика; 2) эви- денциальная апологетика; 3) апологетика кумулятивных доказательств;

4) реформированная эпистемологическая апологетика; и 5) предпосылоч- ная апологетика.

Недавно я спросил своих студентов в семинарии, что они думают об этой книге, прочитав её до середины. Один из них сразу же ответил: «Я в ней сильно разочарован!» Я спросил его, почему. Оказалось, что ни одна из предложенных точек зрения не совпадает с его мнением. Он разочаро- ванно заявил перед всеми: «Где во всём этом Библия?». Не могу не согла- ситься с этим студентом. Данная книга беспокоит и меня с того самого времени, как я впервые прочёл её; она продолжает беспокоить меня вся- кий раз, когда я ежегодно перечитываю её при подготовке к преподаванию данного предмета. Что раздражает меня в этой книге больше всего, так


это то, что среди предложенных в ней пяти позиций в апологетике строго библейская позиция не отстаивается. Все пять взглядов объясняют аполо- гетику в первую очередь с философской точки зрения. Я же утверждаю, что апологетика должна объясняться с библейской точки зрения. Таким образом, я предлагаю шестой взгляд под названием «Библейская апологе- тика».

Вышеизложенные пять взглядов — особые, общепринятые подходы к христианской апологетике. Все они якобы имеют свои отличительные осо- бенности, отделяющие их друг от друга, однако между ними есть некоторая связь. В общем, если смотреть, кажется, что первые четыре имеют боль- ше сходств, чем различий. В противоположность этому, предпосылочная апологетика выступает среди них, как система, и более всего противопо- ставляется остальным четырём. Но, как я уже утверждал ранее, ни один из пяти взглядов не отражает достаточно точно то, что я называю библейской апологетикой. Во имя аргумента я буду ссылаться здесь на эти пять вышеиз- ложенных взглядов как на «традиционный подход» к апологетике. Я также буду сравнивать и противопоставлять традиционный подход библейской апологетике.

 

Библейская апологетика

Я объясняю библейскую апологетику следующим образом: это библей- ская обязанность каждого христианина распространять и защищать Еван- гелие Иисуса Христа, живя христианской жизнью в силе Святого Духа, разоблачая и отвергая все утверждения, противоречащие Христовому откровению, изложенному в Священном Писании. Цель этой книги заклю- чается в расширении данного определения на комплексной основе, показы- вая его связь с Библией, сравнивая и противопоставляя его общепринятым, традиционным формулировкам апологетики. Но прежде чем полноцен- но разъяснить предлагаемую рабочую формулировку, полезно будет дать краткий обзор традиционных определений и их особенностей, нюансов и акцентов.

 

Библейский подход

Келли Джеймс Кларк, написавший в книге «Пять взглядов на апологе- тику» главу о реформатской эпистемологии, умаляет идею существования библейского взгляда на апологетику. Он заявляет: «Меня раздражает, когда люди утверждают, что их апологетический подход является единственно библейским».1 Далее он говорит: «Принудительно выбранный довод

 

 
 

1 Kelly James Clark, in Five Views On Apologetics, ed. Steven B. Cowan, (Grand Rapids: Zondervan, 2000), 275.


из Писания не может использоваться для чьего-либо апологетического подхода».2Подобным образом, Боа и Боуман отмечают, что «в Новом Завете не представлена конкретная система или теория апологетики».3Несмотря на агностический пессимизм Кларка, Боа и Боумана в этом вопросе, я считаю, что принудительно выбранный довод, утверждающий библейскую апологетику, не только возможен, но и обязателен. Посредством заповедей и примеров Писание ясно, последовательно преподаёт «библейскую апологетику». Данная книга утверждает, что библейская апологетика — это ясный, оптимальный христианский подход к апологетической методологии. В последующих главах мы будем использовать соответствующие места из Писания для подтверждения излагаемых мыслей.

Эта книга также касается методологии апологетики. Методология имеет отношение к нашей практической деятельности, к содержанию процесса. Апологетика же имеет дело с защитой христианской веры (1 Пет. 3:15; Иуд. 3). Поэтому методология апологетики обращается к способам, методам и даже к самому исходному пункту — к тому, с чего следует начинать, защи- щая веру. Часто от определения зависит и процесс выполнения. А от каче- ства наших действий много зависит (Кол. 3:17), особенно когда касается защиты и распространения христианской веры, повиновения Богу и взаи- модействия с грешным миром (Кол. 4:6). К сожалению, некоторые с этим не соглашаются, говоря, что методология ничего не значит — цель оправ- дывает средства. В своей книге по апологетике Крифт и Тачелли отвергают важность методологии вообще: «Обычно во введении в апологетику речь идет о методологии. Мы не стали этого делать. Мы считаем, что сегодня вопрос о методе второстепенный по сравнению с вопросом об истине».4 Они утверждают, что обращение к методологии апологетики второстепен- но, считая её мешающей подпоркой второстепенной значимости, когда дело касается защиты веры.

На самом деле, создание надлежащей библейской методологии для апологетики — важнейший, первостепенный вопрос и обязательный шаг для закладки твёрдого основания в успешном осуществлении задач апо- логетики. Прагматика в богословии подчас имеет опасные последствия. Писание говорит: «Всё делайте в славу Божью» (1 Кор. 10:31); это вклю- чает и наши методы апологетики.

 

 
 

2 Там же, стр. 274.

3 Kenneth D. Boa and Robert M. Bowman Jr., Faith Has Its Reasons: An Integrative Approach to Defending Christianity (Waynesboro, GA: Paternoster, 2006), 2.

4 Питер Крифт и Рональд Тачелли «Карманный справочник по христианской апологетике» (Симферополь, изд-во «Диайпи», 2012), стр. 5.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.009 с.)