Августин гиппонский (354–430 гг. По Р. Х. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Августин гиппонский (354–430 гг. По Р. Х. )



Прожив семьдесят шесть лет, первые тридцать три из которых он был неверующим, Августин оставил след в истории Церкви, не имеющий рав- ных, и его влияние сказывается на протяжении уже полутора тысяч лет. Среди ранних отцов Церкви он поистине уникален, поэтому и католиче- ская церковь,36 и различные протестантские направления,37 и даже вели- кие современные философы38 — все считают его своим и принимают его взгляды. Дуллес правильно отмечает: «Благодаря редкому сочетанию мыс- лительных способностей, эрудиции и литературного красноречия, Аврелий Августин (354-430 гг.) занимает уникальное, возвышенное место в истории патристической апологетики».39 Он всё ещё считается основным богосло- вом латинской церкви, отцом всего западного христианства,40 а также вели- чайшим западным проповедником ранней Церкви.41 Его тень далеко маячит в коридорах истории Церкви.

Несмотря на своё великое наследие и чересчур идеалистический снис- ходительный характер ветров времени, Августин не был безупречным или

 

 
 

35 «Философские предположения Оригена о предсуществовании душ, вечности миров, духовном воскре- сении, универсализме и повторности грехопадения привели к масштабным спорам, которые не решены в полной мере и по сей день. В 543 и 553 годах в Константинополе ошибки Оригена были объявлены ересью»; McCoy, The Dictionary of Bible and Religion, 760.

36 «Августин, по сути, является отцом всего западного христианства после того времени… едва ли есть хоть одна римско-католическая догма, исторически понятная без ссылки на его труды»; F. Loofs, “Augustine” in The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Thought, ed. Samuel Macauley Jackson and Charles Colebrook Sherman (New York: Funk & Wagnalls Company, 1908), I:368.

37 Bruce A. Demarest, General Revelation: Historical Views and Contemporary Issues (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), 25.

38 «В истории философии он тоже был силой, далеко выходящей за границы Средневековья; его голос можно отчётливо слышать у Декарта и Спинозы»; Schaff-Herzog Encyclopedia, I:369.

39 Avery Dulles, A History of Apologetics (Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers, 1999), 73. Cf. Pearcey, Total Truth, 74-83.

40 Loofs, Schaff-Herzog Encyclopedia, I:368.

41 Там же, стр. 371.


непогрешимым. Он был грешником, спасённым по благодати, и его жизнь была полна сложностей и борьбы с трудностями. Она была подобна путе- шествию пилигрима, идущего на глиняных ногах, но стремящегося впе- рёд к славе небес. О личной жизни одного из самых важных отцов Церкви свидетельствуют многочисленные подробные и полезные источники. Он является самым плодотворным автором раннего периода истории Церкви. Многое о событиях первых 33 лет его жизни, сформировавших личность автора и приведших к его спасению, рассказывает его «Исповедь» (написан- ная между 397 и 400 годами).42

Августин родился в г. Тагаст (современный Алжир), в Северной Афри- ке, 13 ноября 354 года. Его отец Патриций был резким, эмоциональным, вспыльчивым человеком, противившимся христианству до конца своей жизни. Мать Августина — Моника была верующей и оказала влияние на обращение сына. Своё первое образование он получил в Тагасте, научив- шись читать и писать, а также познав начатки греческой43 и латинской лите- ратуры от учителей, следовавших старым традиционным языческим мето- дам. В юности его образование было лишено каких-либо систематических наставлений в христианской вере. В возрасте 16 лет Августин приехал в Карфаген, где он учился, а затем преподавал риторику. Он рассказывает, что поворотный момент в его ранней карьере настал, когда в 19 лет он с большим рвением взялся за изучение философии.44 С раннего подростково- го возраста Августин был подвержен влиянию безнравственного и расточи- тельного образа жизни. Последствия этого преследовали его, и он стыдился их на протяжении всей жизни. Молодой человек также отличался неуто- лимым желанием к познанию, и первые три десятилетия его жизни были неустанным, бесполезным поиском мудрости в классических трудах Цице- рона, в учении манихейства, а также в платонизме и неоплатонизме. В итоге, не получив удовлетворения и постепенно разочаровавшись в философской мудрости мира, Августин в ответ на молитвы матери, проповеди итальян- ского епископа Амброзия Миланского и прямое обличение Писания, живо- го Слова Божьего, принял истину христианства. Эванс так описывает это широко известное свидетельство об обращении Августина:

 

Однажды, в конце августа 386-го года, в период продолжающихся духов- ных исканий Августин сидел на скамье в саду с Посланием к Римлянам в руках. Он плакал от разочарования и боли. «С тяжёлым сердцем и горечью

 

 
 

42 Там же, стр. 365.

43 Хортон отмечает среди недостатков Августина его незнание греческого языка Нового Завета. Он зависел от латинского, что ограничивало его способность, как богослова-систематика, быть точным: «Августин... недостаточно бегло читал по-гречески»; Horton, The Christian Faith, 284-285.

44 Schaff-Herzog Encyclopedia, I:365.


на душе, — писал он впоследствии, — я прочёл первый попавшийся мне отрывок». Им оказался текст Рим. 13:13-14, который он и цитирует. В нём к читателю звучит призыв оставить развратную жизнь и облечься в Господа Иисуса Христа. «Мне не нужно было читать далее, — пишет он. — Как только я дочитал предложение до конца, будто свет озарил меня, и все мои сомнения рассеялись». Жизнь Августина преобразилась. Всё стало на свои места; напряжение и беспокойство оставили его, и он стал посвящённым христианином.45

 

Впоследствии Августин был возведён в сан священника и в 391 году основал первый в Африке монастырь. С 391 по 395 годы он был помощни- ком епископа в Гиппоне, а в 395 году стал епископом, прослужив на этой должности до своей смерти в 430 году.

На протяжении более чем 45 лет своего служения Августин проявил себя успешным и неутомимым писателем, учителем и проповедником- богословом. Широта тематики, которой касался этот богослов, практиче- ски немыслима для того времени. Обобщение его взглядов представляется весьма сложным из-за объёма проделанной им работы, а также большого периода времени, в течение которого он занимался активной писательской деятельностью. По словам Демареста, «мысли Августина трудны для пони- мания по причине объёмного и несистематического характера его трудов».46 Анализируя работы Августина, необходимо избегать одностороннего, ста- тичного и анахроничного подхода.

Если рассматривать всё литературно-богословское наследие Августина, то ясно виден его большой интерес к Библии. Также очевидными являют- ся его постепенное возмужание и рост как библейского мыслителя и авто- ра. Это наиболее заметно в «Пересмотрах», написанных им в конце жизни. Библейская и церковная окраска его размышлений становится всё более явной и яркой. Он утверждает догматы о триединстве Бога, греховности человека, важности веры, авторитете Писания, главенстве Церкви и спасения по благодати. Августин также был твёрдо убеждён в Божьем полновластии. Существует огромное количество драгоценных жемчужин мысли, доступных каждому христианину, желающему приобщиться к сокровищнице мыслей и трудов этого великого епископа.

Тем не менее, в течение всего христианского пути Августина его мыш- ление страдало от бремени мирских философий, в которые он был погружён в первые три десятилетия своей жизни до покаяния. Казалось, что всё это плотно вошло в его ДНК и никогда не вымоется из его жизни. И здесь Авгу- стин становится ярким примером того, о чём Павел предупреждал христи-

 

 
 

45 G. R. Evans, “Introduction” in Saint Augustine City of God (London, England: Penguin Books, 2003), xxvii.

46 Demarest, General Revelation, 27.


ан, «чтобы кто не увлёк [их] философией и пустым обольщением, по пре- данию человеческому, … а не по Христу» (Кол. 2:8). Такие доминирующие человеческие философии как манихейство, платонизм47 и неоплатонизм48 оказали на Августина неизгладимое влияние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.007 с.)