Традиционные виды проверки истины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные виды проверки истины



Вопрос «проверки истины» неразрывно связан с теорией или формули- ровкой истины. Как определить, что есть истина, а что — ложь? С этим при- ходится иметь дело каждому апологету. Традиционалисты проявляют еди- нодушие на этот счёт в трёх моментах. Во-первых, они считают, что Библия не может являться тестом для определения истины, так как сама требует доказательства; поэтому она должна пройти инспектирование со стороны других, так называемых «решающих» проверок истины.

Во-вторых, они говорят, что окончательным определителем истины явля- ется человеческая логика или человеческая мудрость. Бог существует, заяв- ляют они, потому что мы вывели эту вероятность посредством человеческой логики. Это то, что имеет в виду Джош Макдауэлл, говоря, что «рассудок под- тверждает существование Бога».40 А также: «Мы доверяем абсолюту, когда здравый смысл говорит нам, что это есть логическая необходимость, у кото- рой нет рациональной альтернативы».41 Спроул подразумевает то же, когда говорит: «Мы должны начинать с себя, а не с Бога… Начинать с Бога логиче- ски невозможно, так как без применения логики мы не уверены в существо- вании Бога».42 Другими словами, первичными являются ограниченный, пад- ший, независимый человеческий разум и логика. Логика предшествует Богу! Гайслер недвусмысленно заявляет то же самое: «В порядке позна- ния (эпистемологически) логика предшествует Богу».43 А Библия говорит

 

 
 

Духом, мы должны принять верой так, чтобы она преобразила нашу жизнь. Эта истина сияет для нас в личности Христа, являющегося как Посредником, так и полнотой откровения; и эта истина спасения досто- верно передаётся нам через священные книги», Biblical Theology, 621. Подобным образом ему вторит Кар- вер: «Истина — это реальность, касающаяся жизненно важных интересов души. Это, главным образом, то, что нужно осуществить и сделать, а не то, что нужно выучить или узнать. В наивысшем аспекте это Божья природа, находящая выражение в Его творении, в откровении, в Иисусе Христе, через Которого произош- ли «благодать и истина» (Иоан. 1:17), и, наконец, в человеке, понимающем, принимающем и практически воплощающем основные жизненные ценности, являющиеся волей Бога (Иоан. 1:14; 8:32; 17:19; 18:37 и далее; 1 Иоан. 2:21; 3:19). Истина олицетворена в Иисусе Христе. Он истинно являет Бога, представляет истинный идеал человека, соединяет в Себе гармонию бытия и становится посредником объединения разупорядоченного мира. Следовательно, Он есть Истина (Иоан. 14:6), истинный образ («Логос», Иоан. 1:1) Бога… Истина представлена в Писании как главная составляющая природы Бога (Пс. 30:6; Ис. 65:16). Но это качество никогда не даётся как абстрактное учение, а только как определяющее Бога в Его отно- шениях и деятельности… Важно помнить, что истина в религии — это, прежде всего, не интеллектуальная составляющая, которую нужно познать разумом, а по существу добровольный опыт и обязанность сделать что-то для славы Бога в реализации полной Божьей истины. Иисус Христос как воплощённая Божья истина становится нормой и испытанием истины в человеческой религии», William Owen Carver, The International Standard Bible Encyclopedia, 5 Vols. ed. James Orr (Chicago: The Howard-Severance Company, 1930), V:3026.

40 Джош МакДауэлл и Томас Уильямс «В поисках определенности», стр. 126.

41 Там же, стр. 26.

42 Sproul et al., Classical Apologetics, 223.

43 Geisler, Systematic Theology, I:90. В отличие от Гайслера Гиллет достаточно остро замечает: «Бог суще- ствует от начала (Быт. 1:1), и Его существование утверждается для нас как исходный факт, не нуждаю- щийся в объяснении. У Бога не было ни происхождения, ни начала. Ветхий Завет не знает тех теогоний,


обратное: Бог предшествует всему. Он имеет превосходство во всём, в том числе и в эпистемологии: «Он есть прежде всего» (Кол. 1:17); ЯХВЕ есть

«Первый и Последний» (Ис. 44:6). Вся реальность и истина определяются Богом. «Во свете Твоём мы видим свет» (Пс. 35:10). Он истинен не потому, что так утверждают законы логики; Бог создал законы логики — они огра- ничены, второстепенны и подчинены Ему. Он владычествует над всем (Пс. 113:11). ЯХВЕ предупреждает высокомерных, якобы всезнающих, самодо- статочных людей, говоря: «Вспомните это и покажите себя мужами. Примите это, отступники, к сердцу. Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, и говорю: „Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю“» (Ис. 46:8-10).

Третье ошибочное заявление апологетов-традиционалистов о проверке истины состоит в утверждении, что вся истина подлежит таким испытани- ям. Они не делают различия между земной и небесной истиной, поэтому для них даже небесные истины, как и большинство метафизических и онто- логических реалий, подлежат эпистемологическому испытанию греческой логикой.

Хотя, когда дело касается проверки истины, традиционалисты соглас- ны не во всём. При попытке определить, какой конкретный тест или тесты следует применить, они начинают метаться из стороны в сторону. Обратите внимание на следующие примеры:

 

• Э. Дж. Карнелл говорит: «Последовательность является нашим самым надёжным тестом на отсутствие истины… Закон противо- речия настолько фундаментален для думающего индивидуума... что ничто не имеет значения без предпосылки подлинности закона».44 Таким образом, для Карнелла изначальными являются не Триединый Бог и Библия, а законы логики. Он делает вывод, что Библия истинна, потому что она систематически последовательна — и поэтому она является Словом Божьим.45

 

 
 

которые объясняют в религиях древнего Востока начало мира рождением богов. Поскольку только Он есть «первый и последний» (Ис. 41:4; 44:6; 48:12), мир — это полностью дело Его рук, Его творение. Так как Бог — первый, Ему не нужно представлять Себя. Он требует всеобщего признания только на том основании, что Он — Бог. Не должно быть и мысли об обнаружении Бога, о постепенном приближении человека к признанию Его существования. Познать Его — значит быть познанным (см. Ам. 3:2) и обнару- жить Его как источник собственного существования… Поскольку Бог — первый, то, как только Он являет Себя, при этом точно определяются Его личность, Его реакция и Его планы… Это абсолютное первенство Бога выражается в преданиях Пятикнижия…», Jacques Guillet, Dictionary of Biblical Theology, 206.

44 Edward John Carnell, An Introduction to Christian Apologetics: A Philosophical Defense of the Trinitarian-Theistic

Faith (Grand Rapids: Eerdmans, 1956), 57.

45 Там же, стр. 63.


• Пол Файнберг предлагает восемь проверок истины с предписанным порядком приоритетности: «Самая важная проверка… последова- тельность… Соответствие или эмпирическая совместимость — сле- дующая, а за ними следует постижимость».46

• Для Морленда и Крейга своеобразный лакмусовый тест для опреде- ления того, что истинно, составляют три закона: «Истина соответ- ствует трём фундаментальным законам логики, которые сами по себе являются абсолютной истиной… Закон тождества… Закон непроти- воречия… Закон исключённого третьего». Обратите внимание, что, по их мнению, законы логики образуют «абсолютную истину», в то время как мы считаем абсолютным только Бога.47

• Спроул выделяет четыре непреложные, решающие проверки истины, и все они руководимы независимым а -теистическим человеческим разумом: 1) закон непротиворечия; 2) закон причинности; 3) простая надёжность чувственного восприятия; и 4) аналогическое использо- вание языка.48

• Очевидно для Джоша Макдауэлла критерием определения истины является ограниченный человеческий разум в общем, и закон непро- тиворечия — в частности: «Рассудок подтверждает существование Бога»;49 «в основании веры должно быть рассуждение»;50 «мы не можем согласиться с явным противоречием».51

• Джон Уорвик Монтгомери утверждает, что достоверная результатив- ность в этом вопросе достигается исторической индуктивностью:

«Каждый человек — как христианин, так и неверующий, — приме- няет и должен применять индуктивный алгоритм, чтобы отличить факт от вымысла».52

• Харди выбрал лёгкий путь, придерживаясь двусмысленности и избегая чётко разграниченной приверженности какому-либо из тестов для определения истины: «Мы должны взять любую ситуа- цию, исследовать её соответствующими тестами, чтобы убедиться, что вера соответствует действительности, а затем использовать наш разум и чувства, чтобы оправдать веру или исключить её из области

„знания“».53

 

 
 

46 Feinberg, Five Views, 156.

47 Moreland et al., Philosophical Foundations, 132.

48 Sproul, Defending the Faith, 30.

49 Джош МакДауэлл и Томас Уильямс «В поисках определенности», стр. 126.

50 Там же, стр. 26.

51 Там же, стр. 41.

52 Montgomery, Jerusalem and Athens, 390.

53 Hardy, Stand Your Ground, 52.


Традиционалисты явно не могут прийти к единому мнению в вопросе обязательной проверки или определения истины. Некоторые из них не могут даже согласиться со своими собственными трудами по этой проблематике. Например, Пиннок в 1970-е годы категорически утверждал: «Библейская эпистемология религиозного знания… склоняется к корреспондентской теории истины, что существует некое соответствие между верой и факта- ми, в отличие от идеалистской теории когерентности Ван Тила, по которой что-либо является истинным, если его можно выстроить в одну систему».54 Ещё раньше Пиннок говорил, что для определения истины важно «соответ- ствие». Но не так давно он сказал совершенно противоположное собствен- ным рассуждениям и, видимо, сейчас придерживается теории когерентно- сти Ван Тила, когда-то им пренебрегаемой, поскольку пишет: «Я полагаю, что единственный способ делать из наших восприятий надежные заключе- ния, — это последовательное и строгое размышление… Мы будем старать- ся соблюдать все требования логики».55

Среди традиционалистов самый сложный подход в этом вопросе имеет Гайслер, время от времени делающий философски противоречивые заявле- ния. Сравните некоторые из них:

 

• Ранее Гайслер обобщал свои тесты на определение истины следую- щим образом: «Мы считаем, что неоспоримость является тестом на истинность мировоззрения, а неподтверждаемость — на лож- ность».56 Он продолжает: «То, что в силу своей неподтверждаемости обречено на провал, является ложным. И, наоборот, то, что неоспори- мо, — это истина».57 Кроме того, «неподтверждаемость может иска- жать мировоззрение, а неоспоримость — утверждать».58 Наконец, он делает вывод: «Как и почти во всём остальном в жизни, ориентиром является вероятность. Какой взгляд лучше всего подходит и является наиболее последовательным, такой и должен быть принят».59

• Позже он формулирует тесты для истины следующим образом:

«Всякое мышление… определяется этим первопринципом логики — законом непротиворечия»;60 «логика сама по себе не помогает нам найти истину, она помогает только выявить ошибки»;61 «логика сама

 
 

54 Pinnock, Jerusalem and Athens, 421.

55 Кларк Х. Пиннок «Апология христианской веры» (Луцк, книжная фабрика «Християнське життя», б/д), стр. 12-13.

56 Geisler, Christian Apologetics, 141.

57 Там же, стр. 143.

58 Там же, стр. 145.

59 Там же, стр. 146.

60 Норман Гайслер, Питер Боккино «Непоколебимые основания», стр. 15.

61 Там же, стр. 20.


по себе может определить, что ложно»;62 «единство (когерентность) и согласованность (соответствие) … станут для нас методом провер- ки мировоззрений на истинность»;63 «с помощью логики и филосо- фии мы установили, что существует действительность, которая неиз- менна и познаваема».64

• Недавно он выразил это так: «Когерентность — это, в лучшем слу- чае, тест на определение того, что не является истиной»;65 «истина может быть проверена многими способами, но должна быть поня- та только одним, а именно, как согласованность. Может быть много способов защиты различных заявлений об истине, но есть только один правильный способ определения истины».66

• Наконец, Гайслер делает совсем неожиданное заявление, которое на самом деле противоречит всему выше сказанному им об обязатель- ных тестах на определение истинности: «Библия и только Библия содержит всю доктринальную и этическую истину, открытую Богом человечеству. И только Писание является каноном или нормой для всякой истины. Любая другая предполагаемая истина должна испы- тываться в свете Священного Писания. Библия и только Библия, все шестьдесят шесть книг, была подтверждена Богом через Христа как Его непогрешимое Слово».67

 

Таким образом, для Гайслера тесты на истинность включают неоспо- римость плюс неподтверждаемость, вероятность, согласованность, закон непротиворечия, когерентность плюс согласованность, логику и филосо- фию, и только Библию. Гайслер хочет достичь этого не двумя, а всеми воз- можными способами… Это непонятно, если не сказать больше.

Общим знаменателем, мерилом для всех вышеперечисленных традици- онных подходов к тестам на истинность является ограниченный человече- ский разум. Традиционалисты утверждают, что мы определяем суть правды или лжи «после очень напряжённых размышлений». Такое предположение поверхностно и анемично. Когда дело касается высшего авторитета в отно- шении истины, то говорит Сам Бог. А Он сказал: «Бог верен, а всякий чело- век лжив» (Рим. 3:4).

 

 
 

62 Там же, стр. 40.

63 Там же, стр. 41.

64 Там же, стр. 43.

65 Geisler, Systematic Theology, I:111.

66 Там же, стр. 118.

67 Geisler, Christian Apologetics, 376-377. Гайслер приходит к этому утверждению путём апостериори, пото- му что так написано в конце его книги. Библия считается Словом Божьим, потому что она прошла через испытания неоспоримости и неподтверждаемости.


Отсутствующая составляющая

Христианская теория познания основывается на самом характере Бога. Говоря словами Ван Тила, Бог — бесконечный и вечный, полновластный Творец вселенной в трёх личностях.68 Он по собственной воле суверен- но решил явить Себя Своему творению. Вопрос эпистемологии не может обсуждаться без обращения к вопросу «откровения», будь-то его возмож- ности или процесса по Божьей независимой инициативе. Это, по сути, та же отправная точка, что и у Ван Тила, когда он писал: «Мы постоянно подчёр- киваем концепцию Бога, как основную для всего прочего, во что верит хри- стианин».69 Это же верно в отношении рассматриваемого вопроса, а именно, определения истинности знания и возможности познания.

Я согласен с предпосылкой Ван Тила в отношении того, что нельзя обра- щаться к теории познания, отделяя её от учения о бытии (онтологии), ибо наше знание будет истинным только в той степени, в какой оно соответ- ствует характеру Бога и знанию о Нём, открытым в Писании. Но, прежде всего, надо отметить, что даже попытка разрешить вопросы реальности и знания коренится в явлении Богом Себя; Ему принадлежит инициатива явить Себя человеку. Это впервые показано в Быт. 1:28. Создав человека по образу Своему (1:26-27), «сказал им Бог…» Он мог бы создать Адама и Еву, и оставить их беспомощными без божественного разъяснения реальности. Но, как можно заметить в Писании, взаимоотношения Бога с человечеством представляются развивающимися в процессе божественного откровения, выражаясь в божественном истолковании.

Для нас это божественное откровение дано в Библии. Слово Божье явля- ется ключом ко всему истинному знанию о Боге и человеке. Оно является основанием в толковании для четырёх основных категорий эпистемоло- гии. Согласно Ван Тилу, это следующие категории: 1) Божье знание о Себе;

2) Божье знание о мире; 3) знание человека о Боге; 4) знание человека о вселенной.70

Библия — это записанные Божьи откровения человеку, величайшие из которых воплотились в личности Иисуса Христа. Вопрос эпистемологии не имеет смысла без Иисуса, ибо в Нём сокрыты «все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Христос есть «свет миру» (Иоан. 8:12). Он есть истина (Иоан. 14:6), несмотря на то, что христианский апологет Харди утверждает,

 
 

68 Cornelius Van Til, The Defense of the Faith (Phillipsburg, NJ: P & R, 1967), 9-13.

69 Там же, стр. 42-43. В минуту слабости Гайслер ненадолго соскальзывает в пресуппозиционализм, согла- шаясь с Ван Тилом, когда говорит: «Если бы не было верховного владычества Бога над Вселенной и Его откровения нам, мы бы абсолютно ничего не знали… Откровение, будь то общее откровение или част- ное, является источником всякой истины», «Энциклопедия христианской апологетики», стр. 193, 194. Это лишь один пример философских противоречий Гайслера, о которых мы говорили ранее.

70 Там же, стр. 35-46.


что «истина… это не личность, а свойство предложений».71 Иисус Христос, Истина, пришёл явить и «объяснить» Бога (ср. Иоан. 1:18) и, следовательно, правильно объяснить «бытие» и «знание».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.04 с.)