Хамартиология и эпистемология в апологетике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хамартиология и эпистемология в апологетике



августинцы томисты
1. Мартин Лютер 2. Жан Кальвин 3. Корнелиус Ван Тил 4. Грег Бансен 5. Уолтер Мартин 6. Кирк Камерон 1. Б. Б. Уорфилд 2. Гордон Кларк 3. Э. Дж. Карнелл 4. Клайв С. Льюис 5. Фрэнсис Шейфер 6. Р. Ч. Спроул 7. Норман Гайслер 8. Уильям Лейн Крейг 9. Джош Макдауэлл 10. Гэри Хабермас 11. Альвин Плантинга 12. Римско-католическое богословие

Аксиологический фактор греха

В-третьих, помимо онтологической реальности первородного греха

 

 
 

24 Там же, стр. 353-354.


и эпистемологической реальности «полной испорченности» существует также аксиологическая25 реальность прогрессии греха в неверующем. В 1-й главе Послания к Римлянам сказано, что грешники, противящиеся Богу, становятся всё хуже и хуже в своей порочности. Когда грешник ожесточает своё сердце против всего, что связано с Богом, его сердце становится более ожесточённым (Евр. 3:13). Когда неверующий, слыша библейскую истину,

«ожесточает шею свою», то его шея становится ещё жёстче (Прит. 29:1). Когда нечестивец в поиске греховных удовольствий раз за разом сжигает свою совесть, тогда с каждым бунтарским, эгоистичным поступком про- цесс её сожжения только усугубляется (1 Тим. 4:2). Здесь прослеживается прогрессия ожесточающих последствий греха. Такие упорные грешники

«будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Поскольку грешники по природе подавляют в себе Божью истину в естественном откровении, то, если они, будучи обличёнными истиной, не раскаются, Бог предаст их постепенно усиливающемуся суду, оставит наедине с их пороками, и тогда они ещё больше увязнут в разврате и оже- сточении сердец.

Эта прогрессирующая спираль греха описана Павлом как «предание» суду Божьему, что является естественным следствием преднамеренного выбора грешника в отвержении истины: «Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте… Предал их Бог постыдным страстям… Предал их Бог пре- вратному уму» (Рим. 1:24, 26, 28). Обратите внимание на три ступени про- грессирования этого процесса — «предал их Бог», «предал их Бог», «предал их Бог». Такая нисходящая спираль в усилении и ускорении ожесточения сердца и сожжения совести приводит к абсолютно «превратному уму». Это неизменный духовный закон сеяния и жатвы: «Не обманывайтесь: Бог пору- гаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление» (Гал. 6:7-8).

Апологетические выводы из этого хамартиологического продвижения к ожесточению говорят сами за себя. Сталкиваясь со знаменитыми, опытными и дерзкими критиками веры и атеистами, такими как Кристофер Хитченс,26 Ричард Докинз27 и Виктор Стенджер,28 мы имеем дело не с невинными

 

 
 

25 Относящаяся к этике или нравственности.

26 Кристофер Хитченс — не только атеист, но и самопровозглашённый «антитеист», целенаправленно враждебный теизму. Злонамеренная позиция Хитченса видна из заглавия его книги «Бог не любовь. Как религия все отравляет» (англ. God is Not Great: How Religion Poisons Everything, 2007).

27 Ричард Докинз — автор атеистического бестселлера «Бог как иллюзия». Он надменно заявляет: «Ате- изм — действенное мировоззрение, выбор отважных, замечательных людей. Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным. Атеизм практически всегда свидетельствует о независимом, здравом рассудке, или даже о здоровом рассудке» (Москва, изд-во «Колибри», 2008), стр. 6, 9.

28 Подобно Хитченсу и Докинзу, Стенджер тоже саркастичен и неимоверно надменен. Он пишет: «Мы не


«невеждами», которые нуждаются лишь в чуть большем количестве инфор- мации или более бесспорной логике, чтобы поверить в существование Бога. Эти люди имеют сердца твёрдые, как кремень. Писание говорит о таковых:

«Нет страха Божьего перед глазами» их (Пс. 35:2; ср. Рим. 3:18). Никакое количество археологических доказательств, накопленных исторических свидетельств, «железных» теистических аргументов или элитарных тео- рем из области астрофизической космологии29 не убедит этих противников. Только суверенная, сверхъестественная сила Святого Духа через изменяю- щее жизнь Божье Слово может смягчить и изменить такие ожесточённые неверующие сердца. О таком Божьем обещании говорится в книге пророка Иезекииля:

 

И окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:25-27).

 

Чтобы смягчить такое ожесточённое сердце человека, требуется суве- ренное вмешательство Творца (пять раз Бог говорит о том, что сделает Он — смягчение и спасение происходит по Его инициативе) при посред- ничестве Святого Духа и Его Слова («заповеди» и «уставы» подразумева- ют Слово Божье и имеют присущую им действенную силу). В чём нужда- ется неверующий безбожник, это не просто логика, но богодухновенная библейская истина. Когда апостол Павел излагал библейскую истину Еван- гелия Лидии, «Господь открыл сердце её внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Какие удивительные слова! Это самая важная истина, кото- рую необходимо признать, выучить и включить в наш подход к апологети- ке: из-за греха, который обманывает, разрушает и порабощает, мы, говоря с неверующими, должны полагаться на Божью истину в Его Слове и исполь- зовать её, чтобы Бог мог открыть сердца грешников и они откликнулись на эту истину.

 

 

 
 

имеем никаких доказательств в отношении йети, снежного человека и лохнесского чудовища, поэто- му не верим в их существование. Если мы не имеем никаких доказательств или других оснований для веры в Бога, то можно быть весьма уверенным в том, что Бог не существует» (Victor J. Stenger, God, The Failed Hypothesis: How Science Shows That God Does Not Exist [Amherst, NY: Prometheus Books, 2008], 18). Хитченс, Докинз и Стенджер — не жертвы невинного невежества, а сознательные противники Творца. Хорошо говорит об этом Хортон: «Без Евангелия мы убегаем от Божьего самооткровения, облекая глу- пость в мантию мудрости, а нечестие — в одеяния добродетели. Это, в конечном счёте, нравственное восстание против сотворившего нас Бога», The Christian Faith, 53.

29 Craig, Five Views, 50.


Ослепление сатаной

Знать врага

В колледже, будучи новообращённым христианином, я посещал вечер- ние воскресные служения, проводившиеся коллегами-студентами. Перед служением группа студенческих лидеров всегда молилась. Однажды вече- ром, когда они, взявшись за руки, с закрытыми глазами возносили молитвы о благословении на предстоящее собрание, одна из студенток помолилась молитвой, которую я никогда не забуду. Девушка была из новообращённых и обладала необыкновенно мягким характером. Она сказала: «Боже, смягчи, пожалуйста, сердце сатаны и привлеки его к Себе, чтобы он мог раскаяться и получить спасение». В этот момент у всех остальных членов группы в недоумении, смущении и некотором потрясении глаза открылись и сдела- лись большими… Зависло странное молчание. Они были правы, что испы- тали потрясение. Несмотря на высказанное в молитве наивное желание этой студентки, сатана не раскается и не получит спасения. Писание однозначно говорит о полностью испорченной природе, неисправимой воле сатаны и его гарантированной будущности в огненном озере. Дьявол нечестив до глу- бины души.

К сожалению, эта новообращённая, наивная студентка не одинока в своём небиблейском понимании «отца лжи» и недооценке величайшей опас- ности, которую он представляет. Слишком многие не понимают его истинной злой природы, сверхъестественной силы и продолжающегося разрушения, причиняемого им человечеству. Это же присуще и евангельским апологе- там, что подтверждается в их трудах. Христианский апологет Дин Харди в книге «Стойте на своём: введение для изучающих апологетику» говорит: «Вы не можете обладать полностью злой сущностью. Ведь даже сатана не пол- ностью злой! В нём есть немного хороших качеств».30 Харди не объясняет, какие хорошие качества есть у дьявола, и не сможет, так как у дьявола хоро- ших качеств нет; согласно Писанию, сатана — на сто процентов абсолютное, воплощённое зло.

Ранее отмечалось, что никто из пяти авторов книги «Пять взглядов на апологетику» не упоминает последствий ослепления сатаной для апологе- тики. Это типично для большинства книг по апологетике. Предполагается, что апологетика имеет дело с вопросами типа: «Почему скептики не верят в истину? Почему они отвергают христианство?» Согласно Библии, ответ на первый вопрос — из-за личной греховности. Другой ключевой фактор — реальность ослепления сатаной.

 

 

 
 

30 Dean Hardy, Stand Your Ground: An Introductory Text for Apologetics Students (Eugene, Oregon: Wipf & Stock Publishers, 2007), 106.


Заявление Библии

Самым ясным текстом, освещающим данную проблему, является 2 Кор. 4:3-4, где сказано: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Из этого текста вытекает несколько важных истин.

Во-первых, апостол Павел говорит, что сатана — это «бог века сего». Это значит, что этому врагу принадлежит власть и сверхъестественная сила над всей мировой системой, в том числе над её идеологией и носителями, включая падших ангелов и неверующих людей. Иоанн утверждал, «что весь мир лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). Неверующие принадлежат сатане и его юрисдикции — он владеет ими, а большинство из них даже не подо- зревают этого. В Послании к Ефесянам Павел говорит, что неверующие по рождению, практической жизни и привязанности фактически имеют сата- нинское происхождение, ибо все они поступают, или живут, «по обычаю мира этого, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес. 2:2-3). Павел здесь описывает сатану как

«князя, господствующего в воздухе», который управляет неверующими из духовной сферы, подобно кукловоду, управляющему куклами. Иисус похо- жим образом заявил неверующим, что они в силу своего неверия принад- лежат к семье сатаны: «Ваш отец — диавол» (Иоан. 8:44). Иоанн говорит то же самое в своём послании: «Кто делает грех, тот от диавола… Дети Божьи и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Иоан. 3:8, 10). Библия ясно заявляет, что есть только две катего- рии людей: 1) дети Божьи, и 2) дети диавола, бога этого нечестивого мира,

«князя, господствующего в воздухе».

Во-вторых, апостол Павел во 2 Кор. 4:4 заявляет, что сатана ослепил неверующих. Это подразумевает духовную и умственную слепоту. Их способность думать, рассуждать и различать духовную истину испорчена вдвойне — сначала личной греховностью, а затем и ослеплением сатаной. Ослепляющая сила действует извне, препятствуя их вере в истину Еван- гелия. Почему скептики отвергают Евангелие? Почему атеисты заявляют, что не верят в Бога? Почему агностики ссылаются на незнание? Потому что сатана сверхъестественным образом закрыл их глаза «духовными шорами», которые мешают им принять истину Иисуса Христа и Его Евангелие. Они онтологически обольщены, ибо дьявол — хитрый обманщик. Они эписте- миологически помрачены, потому что бог этого мира закрыл от них истину. Они произвольно бессильны, так как «князь, господствующий в воздухе», — владелец их воли (Иоан. 8:44). Они морально несостоятельны, потому что сатана развратил их сердца (Деян. 5:3).


В-третьих, эта эпистемологическая и интеллектуальная наведённая сатаной слепота — сверхъестественная, и она не может быть преодолена на человеческом уровне. Эта умственная слепота происходит из духовного мира. Вот почему в том же послании шестью главами ниже Павел напоми- нает христианам, что истинное духовное противостояние с неверующими происходит не на физическом, телесном уровне, а в духовной сфере: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспроверга- ем замыслы» (2 Кор. 10:3-4). В параллельном тексте Павел пишет: «Обле- китесь во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша битва не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:11-12). Земек доводит значение этой истины по отношению к апологетике до совершенства:

 

Наша борьба — не πρờς αĩμα καí σάρκα, «не против крови и плоти». Апологетическое значение этой составной предложной фразы поистине велико — мы участвуем не в короткой схватке. По своим силам мы в абсо- лютно неравных условиях, потому что все эти разными терминами описан- ные противники относятся к τά πνευματικά τής πονηρίας έν τοĩς έπουρανίοις. Следовательно, основная мысль контекста — это призыв к полной зависи- мости от Бога и Его милостивого попечения… Нам особенно нужна помощь от Господа в деле распространения истины. Мы отчаянно нуждаемся не только в Божьем подкреплении, но и в использовании Его господствующей методологии.31

 

Противодействовать сверхъестественному сатанинскому ослеплению и преодолеть его можно только с помощью небесного оружия, но не чело- веческого. Слабое человеческое вооружение включает убедительную речь (1 Кор. 2:1), искусную риторику, человеческую философию (Кол. 2:8), так называемые «убедительные» человеческие аргументы (1 Кор. 2:6), мудрость мира в упаковке законов логики (1 Кор. 1:21) и под маской того, что ложно именуется наукой и настоящим знанием (1 Тим. 6:20-21), — всё исходя- щее из независимого, антропоцентричного человеческого разума (Прит. 14:12; Рим. 3:4). Вся эта тактика бессильна против духовных уловок нашего нечестивого врага, сатаны. Без божественного вмешательства посредством Божьей милости и в силе Его Духа, действующего через истину Слова, сверхъестественное, духовное ослепление человека сатаной преодолеть невозможно.

 

 
 

31 George J. Zemek, “Exegetical and Theological Bases for a Consistently Presuppositional Approach to Apologetics,” неопубликованная диссертация на соискание учёной степени доктора богословия (Winona Lake: Grace Theological Seminary, May 1982), 139.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.014 с.)