Внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внут- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внут-



Ренних средств и способов.

Приведем определение понятия ≪поведение≫ из ≪Психологическо-

го словаря≫:

Поведение —извне наблюдаемая двигательная активность живых су-

Ществ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено

Высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей

природой... Источником поведения являются потребности живого су-

Щества. Поведение осуществляется как единство психических —побу-

Дительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те

Условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений су-

щества) —и исполнительных, внешних действий, приближающих или

Удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразую-

щих их... Поведение человека всегда общественно обусловлено и обре-

Тает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей,

Произвольной и социальной деятельности. На уровне общественно-де-

терминированной деятельности человека термин ≪поведение≫ означа-

Ет также действия человека по отношению к обществу, другим людям и

Предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции обще-

Ственными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится,

например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном по-

Ведении.

Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и

В то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.

По сути, поскольку поведение —это система действий, поступков,

правомерно принять понятия ≪действие≫ и ≪поступок≫ за близкие, так

же, как понятия ≪деятельность≫ и ≪поведение≫.

Управленческое действие как психическое явление —произволь-

Ный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате,

Образе предвидимого будущего, т. е. процесс, подчиненный осознавае-

Мой (сознательной) цели.

Какой уровень представлений об объекте управления должен быть

У управленца?

Выделим два возможных взгляда на это. Один —уровень ≪пользова-

теля≫. На этом уровне управляемая система представляется довольно

Культура правления 161

простой, вплоть до примитивной (например, подчиненный соответ-

Ствует представлениям, сформулированным в модели стиля управле-

Ния X по Мак-Грегору —ленивый, безынициативный исполнитель).

Воздействие с целью получения нужного поведения тоже достаточно

несложное устрашить, наказать, проконтролировать вплоть до ≪прес-

синга по всему полю≫.

Второй уровень восприятия предполагает более адекватное пред-

Ставление о работнике как о большой сложной уникальной системе,

Таящей потенциал к творчеству и развитию, а также массу других по-

Тенциалью полезных качеств, и задача управленца —помочь человеку

Раскрыться, самореализоваться в его собственных интересах и в инте-

Ресах корпорации. В этом случае нам также не удастся уйти от моде-

Лей, но эти модели будут более точные, тонкие, гуманные, учитываю-

Щие высшее в человеке —его душу.

В каком подходе больше культуры взаимодействия? Ответ очевиден.

Что глазное, наиболее существенное, ценное в человеке для него са-

Мого? Его душа, личность, уникальность. Человек этим и отличается

(уровнем развития души) от других живых существ, ценит это в себе

Выше всего и ожидает того же от других. Отсюда и потребность любого

Человека в том, чтобы им руководили с учетом наличия и особеннос-

Тей его души, т. е. каждый работник ожидает психологического управле-

Ния. Чтобы эти ожидания оправдать, культурный руководитель дол-

Жен уметь понимать душу другого человека, а для этого —обладать

Хотя бы минимумом психологических знаний. Для обеспечения перво-

Начальных представлений об уровне знаний о душе, которыми распо-

лагает психология, минимум знаний, такой маленький ≪социально-

психологический ликбез≫, мы приводим в Приложении.

Управленческая деятельность характеризуется понятиями мотивов,

Целей, предметов, структуры, средств.

Внешняя и внутренняя форма психической составляющей управ-

Ленческого действия включает чувственную ткань, образ ситуации' и

Образ действия,слово, цель.

Компоненты управленческого действия: восприятие, анализ и

Оценка ситуации; прогнозирование поведения и результата (резуль-

татов); принятие решения (формирование или активация програм-

Мы); реализация; контроль и коррекция. Управленческое действие

Может содержать признаки многих или нескольких классов: испол-

Нительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные (воспри-

Ятие), мнемические (связанные с памятью), умственные, коммуника-

Тивные (в том числе речевые). Управленческие решения могут быть

Глава 3 Структурные элементы корпоративной культуры

Импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные: регулярные и

Экстренные и т. п.

Аксессуары управленческого решения: личностные (особенности по-

Знавательных свойств и качеств, а также личностные особенности) и

профессиональные (образование, опыт) особенности субъекта, характе-

Ристика ситуации (степень ее известности и т.п.), прогностические спо-

Собности субъекта, восприятие им других субъектов, влияющих на си-

Туацию и ее развитие, системность мышления, характеристика объекта

Управления, методы принятия решений и организации их реализации,

Контроля и коррекции.

3.5.5. Преимущества и необходимость "научности"

В управлении

Простой ответ: потому что ненаучное, обыденное познание не обеспе-

Чивает получение более или менее объективных знаний, а значит, не

Может подсказать, почему произошло событие и что делать в дальней-

Шем, является ли событие случайным или закономерным, учитывать

Ли его в дальнейшем, вносить ли коррективы в имеющуюся модель или

Нет.

Культура управления 163

Одним из основных мотивов обращения к научному исследованию

Психолого-экономического характера является осознанная потреб-

Ность в получении обоснованной и объективной информации о поведе-

Нии субъектов экономической среды, его причинах и факторах. Оче-

Видно, что любая проблема, связанная с жизнью людей и общностей,

Имеет множество факторов: и психологических, и экономических, и со-

Циологических, и юридических, и организационно-трудовых, и техни-

Ко-технологических, и других.

Научный подход в отличие от обыденного позволяет выявить и ис-

Пользовать глубинные, существенные системообразующие факторы,

Приблизиться к истинному знанию; он подразумевает исследование

Свойств и особенностей объекта изучения, установление его суще-

Ственных признаков, свойств, качеств, закономерностей развития, свя-

Зей, факторов, определяющих поведение.

Обратимся за примером различий в результатах научного и обыден-

Ного познания действительности к такой науке, как социальная психо-

Логия.

Каждый день мы получаем информацию о том, что люди думают друг

О друге, наблюдаем за тем, как они влияют друг на друга и относятся друг

К другу. Веками философы, писатели и поэты наблюдали социальное по-

Ведение и были достаточно проницательны, высказывая свое мнение. Ча-

Сто социальную психологию критикуют следующим образом: она триви-

Альна, т. е. только удостоверяет очевидное, и она опасна, так как ее

Открытия могут быть использованы для манипулирования людьми.

Более полувека назад историк Артур Шлезингер-младший (1949)

Подобным образом, т. е. как на тривиальное знание, отреагировал на

Результаты исследования американских солдат во время Второй ми-

ровой войны, опубликованные в двух томах: ≪Это нудная демонстра-

ция знаний, очевидных любому человеку≫. Другой рецензент (Поль

Лазарсфельд, 1949) предложил несколько примеров с интерпретаци-

ей, которая вполне соответствует тому, что называется ≪здравым

Смыслом, логичным, имеющим основание, соответствующим пред-

ставлениям и опыту каждого≫:

•у солдат с более высоким уровнем образования было больше про-

Блем с адаптацией, чем у менее образованных. (Объяснение этого

с позиции ≪здравого смысла≫: интеллектуалы были менее подго-

товлены к военным стрессам, чем люди, воспитанные улицей);

•белые рядовые больше стремились получить очередное воинское



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.025 с.)