Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нию кризиса в экономике и социальных отношениях, используя для

Поиск

Этого те ресурсы, которыми располагают. Главной задачей профсою-

Зов становится отстаивание прав и интересов наемных работников пе-

ред предпринимателями и государством...≫

Содержанием социального партнерства являются наиболее суще-

Ственные для трудящихся судьбы экономических реформ, положение

в обществе, вопросы труда, его оплаты, занятости и другие социально-

Экономические проблемы. При возникновении коллективных трудо-

Вых конфликтов социальное партнерство служит их урегулированию,

Решению выдвигаемых при угрозе и проведении забастовок вопросов.

Формами социального партнерства являются взаимные консульта-

ции, переговоры, достижение согласия и заключение коллективных

Договоров, соглашений.

Социальное партнерство —одновременно метод согласования раз-

Личных социально-групповых интересов и урегулирования конфлик-

Тов между ними, система институтов и процедур такого согласования

И регулирования и цель этой системы. Социальное партнерство —про-

Явление социального мира и средство его достижения. Идеологичес-

кой и теоретической основой его является признание:

•необходимости существования в обществе разных социальных

групп со своими специфическими функциями;

•объективной разницы их интересов и конфликта между их инте-

ресами, борьбы между социальными группами (≪классами≫);

•возможности ввести эту борьбу в цивилизованные рамки и до-

Биться ее конструктивного исхода в виде взаимоприемлемого и

Отвечающего перспективным задачам общественного развития

Компромисса.

Социальное партнерство, следовательно, —не что иное, как призна-

Ние, легитимизация, институционализация и как результат конструк-

Тивизация конфликта.57 Оно строится на признании принципиального

Равенства партнеров и их способности договориться между собой. Со-

Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

Циальное партнерство тесно связано с такими понятиями, как произ-

Водственная, экономическая и социальная демократия.

Основными направлениями социального партнерства являются:

•заключение коллективных договоров и соглашений;

•участие в управлении, определяемое как законами и иными госу-

Дарственными актами, так и соглашениями (производственная

демократия);

•финансовое участие, т. е. участие в собственности и доходах (эко-

номическая демократия);

•осуществление примирительных процедур при разрешении кол-

Лективных трудовых конфликтов, формирование примирительных

И арбитражных органов на трехсторонней (работодатели, работни-

Ки и представители государственных органов или независимые по-

средники) основе;

•участие представителей трудящихся, работодателей и государ-

Ства в управлении фондами социального обеспечения и страхова-

Ния.

Законодательной базой социального партнерства и урегулирования

коллективных трудовых конфликтов являются:

•Кодекс Законов о труде в редакции Закона РФ от 25 сентября

1992 г. с последующими изменениями и дополнениями;

•Указ Президента РФ от 15.11.91 г. ≪О социальном партнерстве и

разрешении трудовых споров≫;

•Указ Президента РФ от 24.01.92 г. ≪О создании Российской трех-

Сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых от-

ношений≫ (комиссия утверждена Постановлением Правитель-

ства от 20.02.92 г. № ЮЗ);

•Закон СССР ≪О порядке разрешения коллективных трудовых

споров (конфликтов)≫ от 9.10.89 г. в редакции 20.05.91 г. и др.

Полномочия трудового коллектива обеспечены трудовым законода-

Тельством. В частности, КЗОТ в ст. 235 определяет право трудового

Коллектива независимо от организационно-правовой формы предпри-

Ятия на решение вопроса о необходимости заключения с администра-

Цией коллективного договора, на определение порядка предоставления

Социальных льгот из фондов трудового коллектива, на определение

Условий деятельности общественных организаций. Более широкие

Полномочия в этой области имеются у коллективов унитарных пред-

Приятий. КЗОТом же определено право профсоюза, совета трудового

Корпорация глазами ее сотрудников 87

Коллектива и общего собрания (конференции) трудового коллектива

Представлять интересы своих членов и принимать участие в управле-

нии предприятием, вносить вопросы по улучшению работы предприя-

Тия и социально-бытового и культурного обслуживания работников.

Администрация должна создавать для этого соответствующие условия.

Социальное партнерство в странах с развитым рынком прошло не-

Сколько этапов развития. Так, в США был пройден путь от эгоизма

Предпринимателей до эгоизма наемных работников: рабочие организа-

Ции стали не менее влиятельными, чем сами работодатели, и пришлось

Законодателю регулировать взаимоотношения между ними, ставить

Профсоюзную деятельность под контроль, чтобы она не препятствова-

Ла развитию экономики и свободному предпринимательству (законы

Тафта—Хартли, Лэндрама—Гриффина).58

Социальная политика предприятия, социальные льготы и защита

Персонала определяются законодательством, закрепляются в коллек-

Тивных договорах и соглашениях разного уровня: генеральных, отрас-

Левых (тарифных), территориальных, коллективных.

По определению в Законе РФ ≪О коллективных договорах и согла-

шениях≫, подписанном Президентом РФ 11.03.1992 г.: ≪Коллективный

Договор —правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономи-

Ческие и профессиональные отношения между работодателем и работ-

никами на предприятии, в учреждении, организации.

Соглашение —правовой акт, содержащий обязательства по установ-

Лению условий труда, занятости и социальных гарантий для работни-

ков определенной профессии, отрасли, территории≫. Этот же Закон

Определяет порядок и организацию заключения коллективных дого-

Воров и соглашений и правовые аспекты взаимодействия сторон. Со-

Держание и структуру коллективного договора определяют стороны в

Процессе переговоров, однако рекомендуется рассматривать следую-

Щий круг вопросов, отражающий взаимные обязательства работодате-

ля и работников (статья 13 этого Закона):

•форма, система и размер оплаты труда, денежные вознагражде-

ния, пособия, компенсации, доплаты;

•механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уров-

Ня инфляции, выполнения показателей, определенных коллек-

тивным договором;

•занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

•продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпус-

ков;

Глава 2. Корпорация в восприятии обьектов ее интересов

•улучшение условий и охраны труда работников, в том числе жен-

щин и молодежи (подростков);

•добровольное и обязательное медицинское и социальное страхо-

вание;

•соблюдение интересов работников при приватизации предприя-

тия, ведомственного жилья;

•экологическая безопасность и охрана здоровья работников на

производстве;

•льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

•контроль за выполнением коллективного договора, ответствен-

Ность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных

Условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных

работниками представительных органов;

•отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллек-

Тивный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей

Предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные

Трудовые и социально-экономические условия по сравнению с норма-

Ми и положениями, установленными законодательством и соглашени-

Ями (дополнительные отпуска, надбавка к пенсиям, досрочный уход

На пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов,

Бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на произ-

водстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные допол-

Нительные льготы и компенсации).

Заготовка для составления коллективного договора приведена в

Приложении.

По опыту США,59 коллективные договоры не имеют типовой фор-

Мы, могут быть объемом от 2 до 300 страниц. Стороны, как правило,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.006 с.)