Культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с разви- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с разви-



Тыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произ-

Ведений искусства, свободным владением языками, аккуратнос-

Тью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью,

Художественным вкусом. Уровень культуры личности определяет-

Ся ее социализированностью, приобщенностью к культурному на-

следию, степенью развитости индивидуальных способностей;

Социальная система организованных при помощи норм и ценнос-

Тей функционально полезных, закрепившихся в общественной

Практике и сознании общества форм деятельности. Культура в об-

Ществе представлена материальными предметами, социальными

Установлениями (институтами, традициями), духовными ценнос-

тями. Здесь понятие ≪институт≫ используется для обозначения

Совокупности норм права по определенному кругу общественных

Установлений (институт брака, институт права и т. д.).

В психологии используется понятие ≪ментальный≫, т. е. относя-

Щийся к психике, к интеллекту.5

Наверное, правильно будет сказать, что культура — это единство ма-

Териального и ментального в жизни личности, группы, общности.

В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры.

Можно только говорить о различных уровнях развития тех или иных

Аспектов культуры, исследовать их и находить объяснения различиям.

Существует понятие ≪субкультура≫: 1) культура какой-либо соци-

альной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культу-

Ра социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных свя-

Зей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному

наследию.6 В рамках корпоративной культуры субкультурой является

Культура формальных (подразделений) и неформальных групп.

Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации (маленький словарь) 17

Часто для обозначения аналогичных явлений используются поня-

тия ≪цивилизация≫, ≪уровень цивилизации≫. В социологии, изучаю-

Щей общество и происходящие в нем процессы, нет однозначной трак-

товки понятия ≪цивилизация≫. Само слово происходит от латинского

Civilis — гражданский, государственный. В средние века, да и сейчас

тоже, ≪цивильным≫ называют человека, умеющего хорошо себя вести,

т. е. обладающего знанием этикета, а ≪цивилизовать≫ означает ≪делать

благовоспитанным, вежливым, любезным≫.7

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Пер-

Вым разграничил эти два понятия И. Кант, родоначальник немецкой

Классической философии. О. Шпенглер, также немецкий философ и

историк, в своем труде ≪Закат Европы≫ противопоставляет явления

Культуры и цивилизации, отмечает специфику обществ, выражающу-

Юся в способе проживания жизни и биоритме жизни, а также в осо-

Бенности прохождения фаз развития — рождения, детства, молодос-

ти, зрелости, старости, ≪заката≫. При этом культура олицетворяет

Этап развития, эволюции общества, а цивилизация — его механицизм

В развитии, инволюцию, окостенение культуры и распад. Европейская

цивилизация — на стадии ≪заката≫. Здесь культура рассматривается в

Узком смысле, только как духовная.

А. Тойнби, английский историк и социолог, считал цивилизации

Системами, в которых элементы соответствуют и влияют друг на дру-

Га, а сами системы могут быть исследованы с использованием сравни-

Тельно-исторического метода. Интегральный критерий сравнения —

Степень достижения конечной цели, целевой установки. Основной

Критерий роста — от простой реакции на внешние вызовы к преоблада-

Нию вызовов изнутри системы, из сознания личности, в направлении

самоопределения.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о

цивилизации как вершине технических достижений человечества, свя-

Занных с компьютеризацией, освоением космоса, новых видов энергии,

Т. е. как вершине успехов человечества в достижениях материальных

ценностей, а с культурой обычно связывают духовные достижения.

Тем не менее не будем забывать, что культура в широком смысле

включает в себя кроме ≪достижений духа≫ и все то, что мы относим к

Достижениям цивилизации.

Процесс восприятия элементов культры, пропускания через созна-

Ние, осознания, включения в состав внутренних императивов и оце-

Ночных критериев поступков и поведения составляет основу социали-

Зации человека. Сами того иногда не осознавая, мы находимся под

18 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

Воздействием многих культур, отражающих как общий процесс разви-

Тия человеческого общества, так и специфические черты развития со-

Обществ, групп.

Покажем многообразие воздействующих на человека, группу, орга-

Низацию норм и правил поведения, которые являются также и источ-

Ником формирования собственной духовной культуры субъекта.

Общечеловеческие этические нормы — признаются большей час-

Тью цивилизованного человечества, восходят к древности, отража-

Ют общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к

Общим религиозным заповедям ведущих мировых религий (неко-

Торые из заповедей Моисея, Христа, Мухаммеда, Будды). Общече-

Ловеческим достоянием в области этики являются учения филосо-

Фов мировой величины — от древних греков до наших дней.

Теономная этика — этические нормы и правила религиозных уче-

Ний от очень строгих, подробно расписывающих поведение своих

приверженцев (иудаизм), до достаточно ≪либеральных≫ (протес-

тантизм). Еще раз вспомним здесь ≪золотое правило общения≫,

Сформулированное Иисусом Христом, которое определяет необ-

Ходимость оценки результата своего деяния хотя бы с позиции

Собственной личности: как бы я оценил поступок, если бы его со-

Вершили по отношению ко мне? Из ответа на этот вопрос может

Последовать несовершение действия по отношению к другому,

Если такой поступок по отношению к себе воспринимался бы как

Негативный. Из этого же правила следует и необходимость вклю-

чения механизма эмпатии (≪вживание≫ в шкуру партнера, воспри-

ятие ситуации его органами чувств) для правильного восприятия

И понимания человека.

Идеологическая этика — нормы и правила, определяемые правя-

Щей группой, элитой, отражающие особенности общественно-эко-

номической формации, системоцентрическую (≪кодекс строителя

коммунизма≫) или персоноцентрическую основу общества.

Национальная этика — нормы и правила, входящие в структуру

Менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, ко-

торые выделяют данную нацию среди других (≪Поучения Влади-

мира Мономаха≫, ≪Домострой≫).

5. Профессиональная этика — включает особые требования обще-

Ния, предъявляемые к носителям той или иной профессии, при-

Надлежность к которой подразумевает влияние на существование

Других людей.

Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации (маленький словарь) 19

Региональная, местная этика — включает особые нормы поведе-

Ния представителей данной местности (экономность, хлебосоль-

Ство, отношение к юмору).

Корпоративная этика — включает нормы поведения, принятые в

Данной фирме.

Групповая этика, явление субкультуры — нормы поведения в

Коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества

Представляет этика поведения в социальных группах с девиант-

Ным поведением, субкультура таких групп.

Индивидуальная этика — личностная система норм и правил по-

Ведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтоге-

Неза (индивидуального развития) и социализации человека.

Влияние различных видов этических норм и правил на человека и

Общность происходит одновременно, а личность находится в состоя-

Нии постоянного нравственного выбора между нормами разных групп

И уровней, и в выборе нравственных императивов проявляется нрав-

Ственная зрелость личности, свобода выбора и индивидуальность.

В чем отражается, в чем ≪сидит≫ культура? Личная культура — в

Нашей душе: наших мыслях, в организации процесса мышления, в вос-

Приятии, в оценках, в приписывании причин, в речи, вообще в миро-

Воззрении, в эмоциях, чувствах. Поэтому можно говорить о культуре

чувств, культуре мышления. Культура организации — в ≪душе≫ (или

≪духе≫) организации, в уровне ее материального и духовного разви-

Тия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.94.1 (0.031 с.)