Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При всей сложности понимания и правильной трактовки невербаль-

Поиск

Ных средств общения, заниматься невербальными средствами общения

Необходимо, чтобы уметь распознавать обман, ловушки, неискренность

Партнера, а с другой стороны, уметь правильным выбором средств со-

Здавать нужное настроение, обстановку доброжелательности, сотруд-

ничества. В этом помогают тренировки: например, А. Пиз рекомендует

Смотреть отечественное кино с выключенным звуком, пытаясь понять

Смысл происходящего и взаимоотношения персонажей по их мимике и

жестам (см. табл. на с. 60-61).

Научная дисциплина проксематика (проксемика), так же как и не-

Вербалистика (термин введен А. Пизом), исследует взаиморасположе-

Ние и позы собеседников. Установлено, что человек чувствует себя

Удобно и считает, что производит благоприятное впечатление, если на-

Ходится от партнера по общению на таком расстоянии, которое по мер-

Кам данного общества принимается за соответствующее данному виду

Общения, данному типу взаимоотношений.

1. Интимное расстояние (как бы собственность человека), куда до-

Пускаются наиболее близкие люди, а вторжение постороннего

Воспринимается как нечто неприятное, —до 45 см. Вероятно, эта

Дистанция как-то связана с биополем человека.

2. Персональная дистанция —для общения со знакомыми людьми;

На этой дистанции происходит большинство разговоров, собесед-

Ники прекрасно видят и слышат друг друга —45-120 см.

Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

Сочетание эмоций и невербальных

Влияние на восприятие пространства общения и жестов 61

Средств общения (по А. Пизу)

Эмоция,

Состояние,

Отношение

Открытость

Закрытость

Ложь

Стремление к

Прекращению

Контакта

Подчинение

Превосходство

Сомнение

Негативное

Отношение

Невербальный

Вызов

Принятие решения

Скука

Интерес

Компоненты

Ладони

Открыты

Вверх

Вниз

Рукопожатие

≪перчатка≫

≪котлета≫,

≪мертвая

рыба≫

Предлагает

Пальцы

≪кости

трещат≫

Руки

Скрещены

На груди

Дотрагивание до носа

На коленях

Руки за голову или

Большой палец

Указывает за спину

Большой палец

Поддерживает

Подбородок, указа-

Тельный вверх

Крепко сжаты,

Скрещены или под

Мышками

Большие пальцы

Торчат из карманов

Поглаживают

Подбородок

Поддерживают

Голову, пальцы

Барабанят по столу

Ладонь у шеи,

Указательный палец

Вверх

Мимики, жесты

Ноги

Лодыжки

Скрещены

Одна впереди

Другой

Нога на ногу

И форме

Цифры 4

Нога на ногу

Так, что

Носок

Направлен на

Партнера

Зрачки

Сокращены

Сокращены

Корпус

Повернут

К партнеру

Отвернут от

Собеседника

Верхом на стуле

≪стойка

ковбоя≫

Откинувшись

В кресле

К собеседнику

Взгляд

Прямой

В лицо

Вниз, в

Сторону

Долгий,

Присталь-

Ный, голова

Откинута

Искоса,

Взгляд

≪змеи≫

Прямой в

Лицо, не-

Прерывно

Губы

Опущены

Изогнуты

Сдержи-

Ваемая

Зевота

Глава 2. Корпорация в восприятии объектов ее интересов

Социальная дистанция —для формальных встреч в кабинетах, в

Общественных местах, для улаживания безличных дел —120— 400 см. На расстоянии свыше 2,5 метра каждый может занимать-

Ся своим делом, не мешая другим.

Публичная дистанция —обычно для общения с группой людей,

Детали лица не видны, голос громкий, слова тщательно подбира-

Ются и выговариваются —400-750 см.

На размеры дистанций влияет ряд факторов, таких как место жи-

Тельства (город, деревня, плотность населения), принадлежность к

Той или иной национальности, пол, культура, деликатность человека,

Индивидуальные особенности —темперамент, характер, чувство соб-

Ственного достоинства, застенчивость, конфликтность, подозритель-

Ность и т. п.

Приведенная выше типология дистанций общения практически со-

Впадает в работах А. Пиза и отечественных психологов,36 что позволя-

Ет считать эти дистанции присущими и американцам, и россиянам. Но,

например, у представителей других народностей дистанции также мо-

Гут быть другими, и незнание этого может существенно затруднить

Взаимопонимание с представителем такого народа.

Дистанции при общении и особенности сотрудников необходимо при-

Нимать во внимание при организации их рабочих мест и рабочих зон.

При общении за столом стол воспринимается как барьер, который

Можно использовать или устранить в зависимости от позиций сторон

И их взаимоотношений. Правильное размещение за столом участников

Переговоров является предметом рассмотрения делового этикета и

Способствует установлению атмосферы сотрудничества.

Если собеседников за столом двое, то они могут занимать угловую

Позицию, что говорит о расположенности, открытости. В то же время

Угрл стола может быть использован при необходимости как барьер.

Влияние на восприятие пространства общения и жестов 63

Позиция полного сотрудничества —когда партнеры располагаются

по одну сторону стола и сидят по отношению друг к другу примерно

под углом в 90°.

Соревновательно-оборонительная позиция —когда собеседники рас-

Полагаются по разные стороны стола напротив друг друга. Стол в этом

Случае скрывает значительную часть компонентов невербальных средств

Общения, мысленно делится как бы пополам, и собеседники восприни-

Мают ближнюю половину как свою территорию. Обсуждаемый документ

обычно кладется точно на мысленную ≪пограничную линию≫, переме-

Щение его на свою территорию для рассмотрения —знак стремления к

Сотрудничеству, возврат на территорию лица, принесшего документ, — знак отвержения документа и нежелания продолжать беседу.

Независимая позиция —когда люди располагаются за противополож-

Ными углами стола. Такое расположение говорит о нежелании общаться.

В принципе, в такой позиции каждый может заниматься своим делом.

Глава 2, Корпорации в восприятии объектов ее интересов

Круглые столы предусматривают равноправие участников перего-

Воров, свободную и открытую дискуссию, несколько неформальную

Атмосферу.

Что помогает повысить статус пригласившего:

Стул с высокой спинкой и подлокотниками.

Низкие диванчики для посетителей.

Дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя,

Что вызывает у него ощущение неловкости, когда он пользуется

Пепельницей.

Импортная подставка для сигарет.

Несколько оставленных на столе красных папок с надписями

≪Совершенно секретно≫.

Развешанные по стенам фотографии, грамоты и награды, когда-

То полученные владельцем кабинета.

Легкий портфель-дипломат. Тяжелые толстые портфели носят

Только бездельники.

Обобщенные индикаторы корпоративной

Культуры. Миссия, имидж корпорации

Интегрированными индикаторами поведения организации по отно-

Шению к субъектам могут служить (и служат) формулировка мис-

Сии компании и ее целей, рейтинг компании, публикуемый в СМИ

по результатам исследований, имидж (наличие или отсутствие ≪доб-

рого имени≫), наличие сертификата качества по международным

Стандартам ISO, участие в Бюро безупречного бизнеса, проявления

Социальной ответственности и т. п. Некоторые из этих параметров

Мы рассмотрим в данном разделе, некоторые будем рассматривать

Применительно к восприятию тех субъектов, на которых они влияют

В наибольшей степени.

Определение целей организации —должна ли она действовать ради

получения максимальной прибыли или ≪служить потребителям≫ — представляет собой важнейший нравственный вопрос, который дол-

Жен решать руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание к

Потребителю, клиентуре предприятия определяет его устойчивость,

Обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивает-

Ся даже в странах с развитым рынком. Р. Мертон подчеркивает, что

этот нравственный выбор ≪во многом определяется системой ценнос-

Обобщенные индикаторы корпоративной культуры 65

Тей, в рамках которых действует корпорация. А эти ценности, в свою

Очередь, основаны не столько на экономических функциях корпорации,

Сколько на культуре, традициях, собственном опыте и на личной склон-

Ности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической,

политической и социальной ситуации≫?1

Главе процветающей американской фирмы IBM Томасу Уотсону-

младшему принадлежат такие слова: ≪Я глубоко убежден в том, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.007 с.)