На моделях стран с развитым рынком. По-видимому, такой взгляд не 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На моделях стран с развитым рынком. По-видимому, такой взгляд не



Может считаться вполне адекватным российской реальности в связи с

Различием изучаемых объектов как систем, т. е. различием экономи-

Ческих, политических, правовых и прочих условий существования

Предпринимательства и внутренней и внешней среды самих предпри-

Ятий. Поэтому представляется полезным рассмотрение отечественных

Подходов к решению проблемы культуры в производственной сфере,

сложившихся в советское время. Это наши ≪родные≫ корни.

В отечественной философии и науке о труде превалировали поня-

тия ≪культура производства≫ и ≪культура труда≫.

Культура труда понималась как составная часть культуры народа,

Определяемая культурным уровнем работника, его профессионализ-

мом, образованностью, компетентностью, соблюдением дисциплины,

Норм и правил работы, формами общения с другими людьми. Культу-

Ра труда как явление относилась к личности работника.

Культура производства воспринималась как сложное явление, вклю-

Чающее человека, культуру, науку, технику, производство. Структура

Культуры производства включала культуру условий труда и произ-

Водства, культуру средств труда и трудового процесса, культуру

Управления и межличностных отношений в трудовом коллективе,

Культуру самих работников.77 Мы считаем такой подход к культуре

Организации более адекватным состоянию отечественной экономики и

методологически правильным по следующим соображениям:

•рассмотрение всех факторов, определяющих культуру предприя-

Тия, а не только факторов духовной культуры, которым уделяет-

Ся сейчас основное внимание в развитых странах, представляется

Более эффективным. Действительно, материальные элементы

Культуры предприятия оказывают столь же сильное влияние на

Конечные результаты и имидж фирмы, как и духовные, но они

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Удалены от глаз потребителя продукции и менее доступны для

Оценки. Предприятие с низкой культурой материальных факто-

Ров труда может пустить пыль в глаза клиенту, но для серьезных

Деловых отношений не годится. Отношения на доверии в услови-

Ях сокрытия информации о состоянии средств производства по-

Строить не удастся, а значит, не удастся и привлечь клиентов для

Длительного сотрудничества, которое является залогом успеха в

бизнесе. Чуть ниже мы обоснуем этот тезис;

•по-видимому, концентрация внимания на духовных элементах

Культуры предпринимательства в западных странах связана с вы-

Соким уровнем их обеспечения материальными элементами куль-

Туры. В этих странах высокий уровень развития средств произ-

Водства, в то время как в нашей экономике продолжается спад и

Структурная перестройка.

≪Исследования американских психологов свидетельствуют, что у

Современного американца физиологические потребности удовлетво-

рены на 90%, потребность в безопасности —на 70, в уважении —на 40,

в самоактуализации —на 15%≫.78 Естественно, что в этих условиях аме-

Риканским менеджерам приходится для стимулирования работников

В первую очередь обращать внимание на неудовлетворенные высшие,

Т. е. духовные, потребности.

У нас же пока у большинства населения не удовлетворяются самые

Элементарные физиологические потребности, обеспечивающие выжи-

Вание организма, а наиболее сильным и ожидаемым стимулом остает-

Ся оплата труда.

Понятия ≪культура производства≫, ≪культура труда≫ являются бо-

Лее привычными для многих отечественных предпринимателей, кото-

рые получили образование в период ≪развитого социализма≫.

Приведем определения основных элементов культуры производ-

ства, как они предлагаются А. А. Погорадзе:

•культура условий труда —это совокупность объективных условий

И субъективных факторов, определяющих поведение человека в

Процессе производственной деятельности. Эта часть культуры про-

Изводства включает характеристики и показатели санитарно-гиги-

Енических, психофизиологических, социально-психологических и

эстетических условий труда;

•культуру средств труда и трудового процесса характеризуют та-

Кие элементы, как внедрение новейших достижений науки и тех-

Ники в производство, уровень механизации и автоматизации, ка-

Структура корпоративной культуры 115

чество оборудования и инструментов, ритмичность и планомер-

Ность работы предприятия, уровень материально-технического

Обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование

Передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обес-

печения дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направ-

Лений повышения культуры средств труда и трудовых процессов

является совершенствование организации труда И производства:

передовая техника требует передовой организации;

•культуру межличностных отношений (коммуникаций) в трудо-

Вом коллективе определяют социально-психологический климат,

Наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разде-

Ление всеми работниками ценностей и убеждений компании. Кро-

Ме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет

Коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура

Внешних коммуникаций также является элементом корпоратив-

ной культуры, важным фактором имиджа и эффективности;

•культуру управления определяют методы управления, стиль ру-

Ководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие пер-

Сонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев,

Включая коммуникативную компетентность, применяемые мето-

Ды стимулирования, повышения уровня удовлетворенности тру-

дом и т. д.;

•культуру работника правомерно представить в виде совокупности

Нравственной культуры и культуры труда. Нравственная культура

имеет внешнюю составляющую, которая" проявляется в поведении

Человека, знании им этикета, правил поведения, хороших манер.

Внутреннюю культуру составляют нравственность его мышления,

Ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эм-

Патически воспринимать состояния других людей, сопереживать.

Культуру труда определяют исходя из уровня образования И ква-

лификации работника, его отношения к труду, дисциплинирован-

ности (включая технологическую и трудовую дисциплину), испол-

Нительности, творчества на рабочем месте.

Подход А. Маслоу к отображению потребностей человека (≪пирами-

да потребностей≫) представляется продуктивным для демонстрации

Структуры и взаимосвязи элементов культуры предприятия, только в

этом случае пирамида получается ≪двуглавой≫, поскольку в культуре

Фирмы различаются ее внешненаправленная и внутренняя, глубинная

составляющие (рис. 3.1).

Такое отображение элементов культуры фирмы не может претендо-

Вать на универсальность, применимость к каждому конкретному пред-

Приятию. Уникальность организаций проявляется, в частности, в непо-

Вторимости всех элементов культуры и уникальности путей их развития,

Однако в общем случае при рассмотрении элементов культуры и их взаи-

Морасположения, для формирования отношения к материальным эле-

Ментам как базисным, в значительной степени определяющим высшие

Духовные элементы, эта схема представляется полезной.

Взаимоотношения субъектов организации можно и полезно рас-

Сматривать как взаимоотношения культур: элементы культуры лич-

Ности влияют на ожидания личности и представление об элементах

Культуры будущего места работы. Источником конфликта могут стать

Разные уровни культур субъектов организации. Прогноз успеха взаи-

Модействия субъектов должен включать и прогноз культурологиче-

Ских особенностей партнеров по общению, будь то личности, группы

Или организации.

Материальная культура корпорации,

Ее измерение и оценка уровня

Основные производственные фонды являются важнейшей составной

Частью материально-технической базы и имущества любой организа-

ции.79 Рачительный владелец, ≪культурный хозяин≫ будет заботиться

Материальная культура корпорации, ее измерение и оценка уровня 11 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.016 с.)