Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры



реальности, в которой существовал феномен ≪двойной≫ и даже

≪тройной≫ морали, присущей многим людям того времени.

≪С культурно-нормативной точки зрения общество советского типа

Принято представлять, с подачи Дж. Оруэлла, как общество двоемыс-

Лия И двойной морали. Нам кажется, что здесь утверждаются даже Не

два, а как минимум три сосуществующих стандарта поведения:

•официальные стандарты (поведение на публике);

•формальные неофициальные стандарты (поведение среди коллег

или сотоварищей);

•неформальные стандарты (поведение в своем узком, семейном

Или дружеском, кругу).

В результате поведение одного и того же человека на открытом со-

Брании трудового коллектива столь же резко отличается от поведения

среди коллег, как последнее от его вечерних "кухонных" разговоров≫.125

Но посмотрите, как красиво смотрится этот набор! Уберите ≪партий-

ность≫, и иметь руководителя с такими качествами предпочтет чуть ли

Не каждый. Это один из тех идеалов, на пропаганде которых выросли

теперешние пятидесятилетние и старше, что впитали ≪с молоком мате-

ри≫; это, по сути, корни, от которых трудно оторваться.

3. Сейчас довольно часто в научных и популярных изданиях (за ис-

ключением, может быть, труда Дж. Максвелла) лидерские харак-

Теристики неправомерно не включают нравственные качества,

Особенно ценимые людьми.

≪Данные исследования А. Л. Свенцицкого на одном из петербург-

Ских предприятий говорят о том, что рабочие и руководители цеха

Пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как офи-

Циального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей

цеха) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства,

Умение организовать работу и требовательность. Рабочие же считают

Наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую оче-

Редь справедливыми, доброжелательными, умеющими сохранять спо-

койствие, сдерживать свои обещания≫.126

Менеджер должен понимать, что его руководители хотят видеть в

Нем одни качества, а подчиненные —другие. Не следует это несоответ-

Ствие ожиданий разных профессионально-квалификационных групп

Принимать за основу для развития в себе лицемерия, двуличия: эти ка-

Чества вполне могут уживаться в структуре личности, дополнять друг

Друга, позволять быть не только хорошим специалистом и руководи-

Телем, но и хорошим человеком.

Культура управления 177

Приведенные в нашей таблице качества успешных зарубежных ме-

Неджеров приводят к успеху и благоприятно воспринимаются обще-

Ством совсем в иной среде, чем та, которая сложилась в России. Наш

бизнес еще не прошел этапа ≪табу≫, т. е. принуждения к социально

Одобряемому поведению, этапа воспитания, а поэтому при полной сво-

Боде у него не срабатывают нравственные ограничения —они еще не

Успели сформироваться. Российский бизнес нуждается в эффектив-

Ном социальном и государственном контроле, основанном на приори-

Тете и защите прав личности.

Имея в виду качества тех, кто называет себя современной россий-

ской ≪элитой≫, Ж. Т. Тощенко, автор статьи, из которой позаим-

Ствован этот материал, отказывает им в праве так называться и

напоминает об истинном значении слова ≪элита≫, связанном с

Нормативно-ценностными установками общества.

Так, В. Парето, итальянский социолог и экономист (1848-1923), пи-

Сал, что наличие власти и богатства предполагает определенные качества

У людей, претендующих на звание элиты. Среди них воинская доблесть,

Происхождение, личное достоинство, искусство управлять. Испанский

Философ и социальный мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)

Относил к элите тех, кто обладает интеллектуальным или моральным

Превосходством, наивысшим чувством ответственности. Элите должно

Быть присуще творчество.

Что касается ожиданий общества в отношении качеств руководи-

телей, то здесь возможны такие точки зрения:

•пока нет ясности в перспективах социально-экономического

Развития, нет и определенности в качествах людей, способных

обеспечить достижение этих целей;

•качества, проявления которых конкретная группа, а в случае с

Элитой —все общество, ожидает от руководителя, зависят от

Уровня руководителя, важности выполняемых им задач, по-

Следствий принимаемых им решений, степени влияния на

Судьбы людей, социальной значимости его деятельности: чем

она выше, тем требования к качествам строже;

•целесообразно определить и заняться формированием обще-

Человеческой нравственной основы личности не только руко-

Водителя, но и любого члена общества, чем-то типа нравствен-

Но-мотивационного ядра, которое должно быть стержнем и

Критерием оценки поведения любого члена общества, и осо-

Бенно руководителя, поскольку его деятельность связана с

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Воздействием на других людей, а значит, потенциально соци-

ально опасна;

•возможна выработка Кодекса управленца и разработка меха-

низмов обеспечения его выполнения (типа ≪судов офицерской

чести≫);

•повторим: если в наборе качеств, которые считались в идеале

Присущими советскому руководителю, партийность пони-

Мать как опору на социальную группу единомышленников, то,

Пожалуй, под этим набором качеств сейчас подпишется боль-

Шинство населения.

Экономический критерий

Социальной приемлемости бизнеса

Как считает профессор С. Б. Лебедев: ≪В любом обществе считаются

Этичными и моральными только те действия правительственных орга-

Нов и бизнесменов, которые ведут к улучшению жизни большинства

Населения страны. В России за последние годы наблюдается противо-

положная тенденция: "перестройка" привела к весьма существенному

Обнищанию большинства населения и немыслимому —в рамках пра-

Вового общества —обогащению меньшинства на фоне более чем двой-

Ного падения производства и уровня национального дохода.

Этично и морально ли такое положение?

Добиться повышения уровня жизни можно только одним путем:

Существенно увеличив объем производства товаров и услуг в стране.

Но никто не захочет увеличивать объем производства, если большая

Часть произведенного будет у него изыматься. Необходима четкая

Система стимулов, побуждающих бизнесменов к увеличению объема

Производства, включая и внедрение соответствующих морально-эти-

Ческих норм.

Работая на увеличение богатства страны, богатства общества, чело-

Век и сам должен жить богаче. В данном контексте уместен философ-

ско-экономический вопрос: "Как должно соотноситься увеличение бо-

Гатства индивидуума с приращением богатства общества, страны в

целом?" Предлагается решение этого вопроса на основе критерия:

где ΔБ0—увеличение богатства общества (национального дохода, ва-

Лового внутреннего продукта страны) за счет деятельности соответ-

Культура управления 1 79

ствующего индивидуума за определенный период; ΔБи —увеличение

богатства (стоимости имущества и денежных средств) индивидуума за

Тот же период.

Например, если человек открыл новое производство, создал новые

Рабочие места, произвел новые товары и услуги, новые знания, создал

Хороший сервис, при этом платил разумные налоги, установленные

Государством, и стал богатым —это морально и этично. Если же чело-

Век становится богатым, не внося ничего нового в развитие страны, это

Очень вредно, так как данное богатство нажито за счет явно амораль-

Ных действий.

В заключение необходимо заметить, что в России морально-этиче-

ские нормы поведения всегда определялись "верхами". До тех пор, пока

В высших эшелонах власти будет процветать коррупция (о чем постоян-

Но сообщают средства массовой информации), до тех пор, пока депута-

Ты будут заботиться в первую очередь о своих правах и привилегиях, а

Не об интересах избравшего их народа, ожидать улучшения морально-

этического поведения граждан в стране —излишне оптимистичноЃв.127

Проявления культуры руководителя

В моделях его трудового поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.018 с.)