Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звание, чем чернокожие. (годы угнетения негативно сказались на

Поиск

мотивации достижений чернокожих солдат);

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

•южане-чернокожие предпочитали находиться в подчинении бе-

Лых офицеров с Юга, а не с Севера. (Офицеры с Юга были более

опытными и умелыми во взаимодействии с чернокожими);

•по мере продолжения боев солдаты все больше стремились воз-

Вратиться домой до окончания войны. (Солдаты знали, что во

Время боев они подвергаются смертельной опасности).

Дальнейшие рассуждения Лазарсфельда: ≪Каждое из этих утверж-

Дений прямо противоположно тому, что было обнаружено в действи-

тельности≫. На самом деле в книге отмечалось, что необразованные

Солдаты адаптировались хуже; чернокожие в большей степени стреми-

лись к повышению и т. д. ≪Если бы мы сообщили об истинных резуль-

Татах исследования (как их узнал Шлезингер), читатель бы так же на-

весил на них ярлык "очевидного". Явно что-то не так с аргументацией

очевидности... Поскольку можно понять любую человеческую реак-

Цию, очень важно знать, какие реакции и при каких условиях действи-

тельно имели место наиболее часто≫.

Ошибки хиндсайта.109 Ошибка хиндсайта —тенденция преувеличи-

Вать чью-либо способность предвидеть, как все обойдется, после того,

как результат стал известен. Она также известна как феномен ≪Я знал

это!≫ Исследования показали, что когда люди узнают о результатах эк-

Сперимента, то они воспринимают их как ожидаемые, заранее прогно-

Зируемые, короче, результаты, достигаемые наукой, не являются для

Них неожиданностью.

Проблема со здравым смыслом заключается в том, что мы взываем к

Нему после того, как знакомимся с фактами. События становятся оче-

Видны и предсказуемы после того, как они произошли, а не до того.

Исследования Д. Барац: студенты получили предполагаемые резуль-

Таты социологических исследований, некоторые из них соответство-

вали действительности (например: во время подъема экономики люди

Тратят большую часть своего дохода, чем во время спада; люди, регу-

Лярно посещающие церковь, стремятся иметь больше детей, чем редко

посещающие), а некоторые —нет. И те, и другие результаты студенты

оценивали как ≪я знал это≫.110 (Эффекты хиндсайта и Барнума.)

Научные исследования и связанные с ними артефакты111

СЭС: Артефакт (от лат. artefaktum —искусственно сделанное) —про-

цесс или образование, несвойственное изучаемому объекту в норме и

Возникающее обычно в ходе его исследования. Искусственно сделан-

Ное, не присущее природе изделие, продукт цивилизации, культуры.

Культура управления 165

На путях психологического исследования расставлено множество

Капканов, очень часто толкающих к ошибочным выводам и к интер-

Претациям, плохо согласующимся с реальными фактами.

Эффект плацебо (СЭС: плацебо —(лат. placebo —понравлюсь),

Лекарственная форма, содержащая нейтральное вещество. Приме-

Няется для изучения роли внушения в лечебном эффекте какого-

Либо лекарства, в качестве контроля при исследовании эффектив-

ности новых лекарств) обнаружен медиками, основан на внушении,

Оказываемом невольно или преднамеренно врачом или эксперимен-

Татором.

Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод. В 1953 г. психиатр

У. Мендел участвовал в исследовании эффекта нового транквилиза-

Тора резерпин по слепому методу: он не знал, что ему даются просто

Подслащенные таблетки. Была и группа, которой реально давали это

Лекарство. Но и у его пациентов отмечалось резкое снижение агрес-

Сивности. Оказалось, что этому он обязан не только эффекту плацебо,

Не только вере в чудодейственность лекарства, но и изменениям в сво-

Ем поведении: он начал относиться к пациентам с желанием увидеть

Позитивные изменения, как к обычным нормальным людям, а пациен-

Ты отвечали взаимностью на человеческое отношение.

Эффект плацебо —частный случай эффекта Хоторна, исследован-

ном промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго:

Участники эксперимента в ответ на включенность в исследования, че-

Ловеческое отношение к ним вели себя так и давали такие результаты,

Каких, по их мнению, ожидали экспериментаторы.112

Эффект аудитории —присутствие других, даже пассивное, влияет

На скорость и качество обучения.

Данная тема хорошо разработана в социальной психологии: эффект

Социальной фасилитации: усиление хорошо знакомых, привычных ре-

акций в присутствии других и замедление слабо освоенных действий:

Опытный работник повышает качество работы в присутствии публики,

например на конкурсе мастерства, неопытный —ухудшает. Влияние

Других приводит к социальной фасилитации, социальной лености (ее

Демонстрируют наши халтурщики при коллективной ответственности.

Это как бы ≪зайцы≫ в хозяйственных организациях), деиндивидуали-

зации (утраты индивидуальности и демонстрации ≪стадного≫ поведе-

ния, например, в толпе). Социальная психология исследует три модели

Социального влияния: групповая поляризация, групповое мышление,

Влияние меньшинства, а также явление лидерства в группе как край-

Ний случай влияния меньшинства.113

Глава 3. Структурные элементы корпоративной культуры

Эффект Пигмалиона (греческий скульптор, изваявший прекрас-

Ную статую девушки и умоливший богов оживить ее для себя), или

Эффект Розенталя. Американский психолог Розенталь (1966) назвал

Так явление, при котором экспериментатор, убежденный в обоснован-

Ности своей гипотезы, непроизвольно действует так, чтобы она полу-

Чила фактическое подтверждение. Как пишут Росс и Нисбетт,114 уче-

Ные-бихевиористы115 зачастую игнорировали факты, противоречащие

их теории ≪стимул —реакция≫, например такие, как нелинейность,

Прерывистость (скачкообразность) процесса обучения, неадекват-

Ность реакции стимулу у разных испытуемых, влияние на поведение

Одновременно многих факторов, невсеобъемлемость постулата Уот-

Сона о возможности кого угодно обучить чему угодно.

Эффект первого впечатления —при оценке личности или черт ха-

Рактера человека наибольшее значение часто придается первому впе-

Чатлению, а все последующие сведения, противоречащие ему, игно-

Рируются. Первичность против вторичности:116 предъявление одного

И того же списка качеств в разном порядке доказывает большую от-

Носительную силу влияния первых характеристик перед вторыми.

Но если между предъявлениями блоков информации есть временной

Разрыв, то реакция осуществляется на более позднюю информацию.

Фундаментальная ошибка атрибуции, приписывания причин поведе-

Ния —игнорирование влияния ситуации, гипертрофирование роли

Личностных качеств (диспозиции), предубеждений, эффекта первого

Впечатления.

Эффект Барнума (основатель знаменитого американского цирка):

Каждую минуту на свет рождается простофиля. Это склонность людей

Принимать за чистую монету описания или общие оценки своей лич-

Ности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или

Ритуальным соусом. Этим пользуются, в частности, астрологи.

Знание этих эффектов помогает понять роль психологии и социаль-

Ной психологии в правильном, объективном восприятии действитель-

Ности и понимании себя и других людей.

3.5.6. Нравственные ценности ≪акул≫

и ≪дельфинов≫ бизнеса

Ведущую роль в личной культуре человека играет его мировоззрение,

Существенной частью которого является система и диспозиция ценнос-

Тей личности. Ценности определяют, для чего, как считает сам человек,

он живет. Сравним психологические портреты ≪акулы≫ и ≪дельфина≫

Бизнеса.

Культура управления 167

Для этого приведем точку зрения на мотивы и набор профессио-

Нальных качеств предпринимателя,117 которой придерживаются рос-

Сийский и американский специалисты в сфере бизнеса.118

Мотивы:

•желание быть хозяином своей судьбы;

•стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятель-

Ности от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино,

изменить принцип: ≪Работать, чтобы жить≫ на принцип: ≪Жить,

чтобы работать≫;

•желание получать достойное вознаграждение за свой труд и зна-

Чительно улучшить свое материальное положение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.)