Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реально преследуем свои собственные). Уровень проработанностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предлагаемых обществу решений, степень увязки и сбалансирован- Ности по ресурсам, срокам, исполнителям можно оценить и эту оцен- Ку использовать как критерий компетентности и степени нравствен- Ности их авторов. Ситуационный подход Важным аспектом системного подхода является ситуационный (ситу- ативный) подход, требующий рассмотрения системы как динамично Развивающегося явления, открытого воздействию внешней среды. Ситуация —сочетание условий и обстоятельств, создающих опре- Деленную обстановку, положение. Недавно вышла книга американских авторов Л. Росса и Р. Нисбет- Та23, целиком посвященная рассмотрению проблем предсказуемости и Связности поведения с точки зрения современной экспериментальной И когнитивной социальной психологии. Ее выводы позволяют обосно- Вать необходимость и принципы ситуационного подхода в исследова- Нии и прогнозировании поведения систем. Авторы обращают внима- ние на следующие уроки и выводы социальной психологии: Слабость фактора индивидуальных различий в вопросах предска- Зуемости поведения (статистическая корреляция между показате- Лями индивидуальных различий и поведением в новой ситуации Небольшая —максимум 0,30); таким образом, прогноз поведения Человека, группы в новой ситуации на основе знания только инди- Видуальных различий будет ненадежен. На поведение очень часто решающее влияние оказывают ситуа- Ционные элементы. Фундаментальная ошибка атрибуции (при- Писывания причин): чрезмерное преувеличение значимости Личностных черт, диспозиций при одновременной неспособно- Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 39 сти признать важность ситуации как самостоятельного и силь- Ного фактора, влияющего на поведение. Недостаточная доказуемость влияния детских проблем и условий Воспитания на поведение во взрослом возрасте. При проведении Исследований данных явлений, возможно, сказывался эффект Пигмалиона (очень хотелось доказать гипотезу, и получаемые ре- Зультаты невольно трактовались в пользу гипотезы). Проблема предсказуемости поведения возникает всегда, когда че- Ловек (даже хорошо знакомый) оказывается в новой ситуации (например, в опытах С. Милгрэма).24 Масштабность эффекта си- Туативных факторов должна являться предметом специального Исследования. В 60-х гг. XX столетия американский психолог С. Милгрэм провел Серию экспериментов по изучению степени влияния на поведение и моральные ценности личности ≪другого≫ или ≪других≫, иначе —дру- Гой авторитетной личности или группы. В эксперименте испытуемому предлагалось ≪учить≫ другого чело- Века, прибегая к наказанию ударом тока разной силы при проявлении ≪недостаточного прилежания≫. Удар током мог быть доведен до смер- Тельно опасной силы. Естественно, что ситуация была инсценирована, Но испытуемый об этом не знал. Так вот большинство испытуемых до- Водило степень своего воспитующего воздействия (невзирая на вопли ≪жертвы учения≫) до уровня, на котором объект их воздействия дол- Жен был бы погибнуть. Полученные результаты С. Милгрэм объяснил так: люди, живущие В обществе, склонны доверяться тем, кто им кажется авторитетным, Занимающим более высокое положение, имеющим более высокий ста- Тус, обладающим большими знаниями. Степень доверия авторитету Может простираться вплоть до нанесения под влиянием этого автори- Тета непоправимого вреда себе подобным. Сами испытуемые объясняли свое поведение следующими причина- ми: •они попали ≪в ловушку≫, изначально согласившись участвовать в Работе и следовать указаниям инструктора, а начав действовать, уже не могли остановиться, выйти из эксперимента; •обещав участвовать в эксперименте, они как бы приняли на себя Обязательство вести себя так, как потребуется экспериментатору, и эти ≪этикетные≫ правила нарушать было неприлично, неуважи- Тельно по отношению к ученому-экспериментатору. Но когда те 40 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫ Же действия производились с участием еще двух человек и те от- Казывались продолжать эксперимент при наступлении опаснос- ти для здоровья ≪жертвы≫, то и испытуемые в основном отказы- Вались продолжать опыт. Это происходило и в том случае, когда Авторитет экспериментатора подвергался кем-нибудь в группе сомнению; •если насилие совершалось не самим испытуемым, а только под Его руководством чужими руками, барьер сопротивления воле эк- Спериментатора, сострадания к объекту воздействия резко умень- Шался. Кроме того, невозможность непосредственно наблюдать Результаты своего воздействия также снижала порог сострада- ния; •отсутствие надзора за испытуемым приводило к снижению степе- ни послушания; •авторитет науки, которая как бы приняла в эксперименте ответ- Ственность на себя, влиял на испытуемых в направлении увели- Чения послушности. Этот эксперимент, как и многие другие, показывает исключительно Сильное влияние, причем отнюдь не всегда положительное, группы, Лидера, авторитета на поведение человека. Человек, обычно добро- Вольно входящий в состав группы, уже волей или неволей должен вос- Принимать культуру группы, нормы и правила, действующие в группе, Иногда ценой потери индивидуальных моральных норм. Хотя результаты научных эмпирических исследований часто про- Тиворечат житейскому опыту, люди, тем не менее, так же часто Делают правильные прогнозы на основе ошибочных убеждений и Ущербных прогностических стратегий. Таким образом, сосуще- Ствуют научная и обыденная социальная психология: в опреде- Ленных рамках, сходных ситуациях достаточно верный прогноз Можно сделать на основе житейского опыта. В основе отличий в поведении систем (людей) с позиций совре- менной социальной психологии лежат три принципа: Принцип ситуационизма (сила, тонкость и частая скрытость ситуационных факторов). По К. Левину, существуют внешне Незначительные, но, по сути, важные детали ситуации —ка- нальные факторы, открытие или закрытие, отсутствие или на- Личие которых (одобрение —неодобрение, отсутствие —на- личие плана, программы, стимула и т. п.) существенно меняет поведение; Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 41 Принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации Индивидом. Эта интерпретация —активная, она связана с при- Данием значения и является результатом многих когнитивных (связанных с мышлением) и мотивационных влияний. Интер- Претация изменчива. Понять диспозицию мотивов поведения личности легче, чем просчитать и интерпретировать ситуацию; Принцип напряженности систем: и психика человека, и соци- Альная группа —напряженные системы, поля, где имеет место Неустойчивое равновесие между побуждающими и сдержива- Ющими силами, и даже малый фактор внешней среды или си- Туационного характера может вызвать лавинную реакцию. Со- Стояние каждой части поля зависит от каждой другой части. Для получения эффективного прогноза нужно не только ана- Лизировать стимулирующие факторы, но и сдерживающие (типа групповых норм). На пороге изменений система тем бо- Лее находится в неустойчивом равновесии. Крупные манипу- Ляции могут быть неэффективны, а малые (основанные на Факторе напряженности, использующие каналы эффективно- Сти) могут оказаться неожиданно эффективными. Антикризисный подход как аспект ситуативного Необходимо рассмотреть и место антикризисного подхода в управле- Нии организацией и персоналом. Понятие ≪кризис≫ происходит от греческого слова ≪krisis≫ и означа- Ет поворотный пункт, решение, тяжелое переходное состояние, тяже- Лое положение, острое затруднение. Состояние кризиса, т. е. острого затруднения, имманентно присуще Любой живой системе, поэтому кризисные явления в организации Должны рассматриваться как естественное состояние, связанное с он- Тогенезом (собственным развитием) и/или с внешней средой. Жизненный цикл системы состоит из периодов зарождения, эволю- ции, стабильности и инволюции (спада). Правомерно сравнение жиз-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.007 с.) |