Реально преследуем свои собственные). Уровень проработанности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реально преследуем свои собственные). Уровень проработанности



Предлагаемых обществу решений, степень увязки и сбалансирован-

Ности по ресурсам, срокам, исполнителям можно оценить и эту оцен-

Ку использовать как критерий компетентности и степени нравствен-

Ности их авторов.

Ситуационный подход

Важным аспектом системного подхода является ситуационный (ситу-

ативный) подход, требующий рассмотрения системы как динамично

Развивающегося явления, открытого воздействию внешней среды.

Ситуация —сочетание условий и обстоятельств, создающих опре-

Деленную обстановку, положение.

Недавно вышла книга американских авторов Л. Росса и Р. Нисбет-

Та23, целиком посвященная рассмотрению проблем предсказуемости и

Связности поведения с точки зрения современной экспериментальной

И когнитивной социальной психологии. Ее выводы позволяют обосно-

Вать необходимость и принципы ситуационного подхода в исследова-

Нии и прогнозировании поведения систем. Авторы обращают внима-

ние на следующие уроки и выводы социальной психологии:

Слабость фактора индивидуальных различий в вопросах предска-

Зуемости поведения (статистическая корреляция между показате-

Лями индивидуальных различий и поведением в новой ситуации

Небольшая —максимум 0,30); таким образом, прогноз поведения

Человека, группы в новой ситуации на основе знания только инди-

Видуальных различий будет ненадежен.

На поведение очень часто решающее влияние оказывают ситуа-

Ционные элементы. Фундаментальная ошибка атрибуции (при-

Писывания причин): чрезмерное преувеличение значимости

Личностных черт, диспозиций при одновременной неспособно-

Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 39

сти признать важность ситуации как самостоятельного и силь-

Ного фактора, влияющего на поведение.

Недостаточная доказуемость влияния детских проблем и условий

Воспитания на поведение во взрослом возрасте. При проведении

Исследований данных явлений, возможно, сказывался эффект

Пигмалиона (очень хотелось доказать гипотезу, и получаемые ре-

Зультаты невольно трактовались в пользу гипотезы).

Проблема предсказуемости поведения возникает всегда, когда че-

Ловек (даже хорошо знакомый) оказывается в новой ситуации

(например, в опытах С. Милгрэма).24 Масштабность эффекта си-

Туативных факторов должна являться предметом специального

Исследования.

В 60-х гг. XX столетия американский психолог С. Милгрэм провел

Серию экспериментов по изучению степени влияния на поведение и

моральные ценности личности ≪другого≫ или ≪других≫, иначе —дру-

Гой авторитетной личности или группы.

В эксперименте испытуемому предлагалось ≪учить≫ другого чело-

Века, прибегая к наказанию ударом тока разной силы при проявлении

≪недостаточного прилежания≫. Удар током мог быть доведен до смер-

Тельно опасной силы. Естественно, что ситуация была инсценирована,

Но испытуемый об этом не знал. Так вот большинство испытуемых до-

Водило степень своего воспитующего воздействия (невзирая на вопли

≪жертвы учения≫) до уровня, на котором объект их воздействия дол-

Жен был бы погибнуть.

Полученные результаты С. Милгрэм объяснил так: люди, живущие

В обществе, склонны доверяться тем, кто им кажется авторитетным,

Занимающим более высокое положение, имеющим более высокий ста-

Тус, обладающим большими знаниями. Степень доверия авторитету

Может простираться вплоть до нанесения под влиянием этого автори-

Тета непоправимого вреда себе подобным.

Сами испытуемые объясняли свое поведение следующими причина-

ми:

•они попали ≪в ловушку≫, изначально согласившись участвовать в

Работе и следовать указаниям инструктора, а начав действовать,

уже не могли остановиться, выйти из эксперимента;

•обещав участвовать в эксперименте, они как бы приняли на себя

Обязательство вести себя так, как потребуется экспериментатору,

и эти ≪этикетные≫ правила нарушать было неприлично, неуважи-

Тельно по отношению к ученому-экспериментатору. Но когда те

40 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

Же действия производились с участием еще двух человек и те от-

Казывались продолжать эксперимент при наступлении опаснос-

ти для здоровья ≪жертвы≫, то и испытуемые в основном отказы-

Вались продолжать опыт. Это происходило и в том случае, когда

Авторитет экспериментатора подвергался кем-нибудь в группе

сомнению;

•если насилие совершалось не самим испытуемым, а только под

Его руководством чужими руками, барьер сопротивления воле эк-

Спериментатора, сострадания к объекту воздействия резко умень-

Шался. Кроме того, невозможность непосредственно наблюдать

Результаты своего воздействия также снижала порог сострада-

ния;

•отсутствие надзора за испытуемым приводило к снижению степе-

ни послушания;

•авторитет науки, которая как бы приняла в эксперименте ответ-

Ственность на себя, влиял на испытуемых в направлении увели-

Чения послушности.

Этот эксперимент, как и многие другие, показывает исключительно

Сильное влияние, причем отнюдь не всегда положительное, группы,

Лидера, авторитета на поведение человека. Человек, обычно добро-

Вольно входящий в состав группы, уже волей или неволей должен вос-

Принимать культуру группы, нормы и правила, действующие в группе,

Иногда ценой потери индивидуальных моральных норм.

Хотя результаты научных эмпирических исследований часто про-

Тиворечат житейскому опыту, люди, тем не менее, так же часто

Делают правильные прогнозы на основе ошибочных убеждений и

Ущербных прогностических стратегий. Таким образом, сосуще-

Ствуют научная и обыденная социальная психология: в опреде-

Ленных рамках, сходных ситуациях достаточно верный прогноз

Можно сделать на основе житейского опыта.

В основе отличий в поведении систем (людей) с позиций совре-

менной социальной психологии лежат три принципа:

Принцип ситуационизма (сила, тонкость и частая скрытость

ситуационных факторов). По К. Левину, существуют внешне

Незначительные, но, по сути, важные детали ситуации —ка-

нальные факторы, открытие или закрытие, отсутствие или на-

Личие которых (одобрение —неодобрение, отсутствие —на-

личие плана, программы, стимула и т. п.) существенно меняет

поведение;

Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 41

Принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации

Индивидом. Эта интерпретация —активная, она связана с при-

Данием значения и является результатом многих когнитивных

(связанных с мышлением) и мотивационных влияний. Интер-

Претация изменчива. Понять диспозицию мотивов поведения

личности легче, чем просчитать и интерпретировать ситуацию;

Принцип напряженности систем: и психика человека, и соци-

Альная группа —напряженные системы, поля, где имеет место

Неустойчивое равновесие между побуждающими и сдержива-

Ющими силами, и даже малый фактор внешней среды или си-

Туационного характера может вызвать лавинную реакцию. Со-

Стояние каждой части поля зависит от каждой другой части.

Для получения эффективного прогноза нужно не только ана-

Лизировать стимулирующие факторы, но и сдерживающие

(типа групповых норм). На пороге изменений система тем бо-

Лее находится в неустойчивом равновесии. Крупные манипу-

Ляции могут быть неэффективны, а малые (основанные на

Факторе напряженности, использующие каналы эффективно-

Сти) могут оказаться неожиданно эффективными.

Антикризисный подход как аспект ситуативного

Необходимо рассмотреть и место антикризисного подхода в управле-

Нии организацией и персоналом.

Понятие ≪кризис≫ происходит от греческого слова ≪krisis≫ и означа-

Ет поворотный пункт, решение, тяжелое переходное состояние, тяже-

Лое положение, острое затруднение.

Состояние кризиса, т. е. острого затруднения, имманентно присуще

Любой живой системе, поэтому кризисные явления в организации

Должны рассматриваться как естественное состояние, связанное с он-

Тогенезом (собственным развитием) и/или с внешней средой.

Жизненный цикл системы состоит из периодов зарождения, эволю-

ции, стабильности и инволюции (спада). Правомерно сравнение жиз-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.019 с.)