Вания, поддержания и развития корпоративной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вания, поддержания и развития корпоративной культуры.



Мы предлагаем материалы по корпоративной культуре, соответ-

Ствующие разным пожеланиям читателей.

Если вы ищете просто пример для разработки правил поведения сво-

Их работников, вы найдете его в приложении. При этом вы сможете

осуществить компиляцию на основе материала отечественного и ≪им-

портного≫ происхождения.

Если вы чувствуете, что ваше представление о собственной компании

Не совпадает с мнением ваших клиентов, акционеров, деловых партеров,

наконец, сотрудников, вы можете рассмотреть материалы, посвящен-

Ные проблемам восприятия и факторам, на него влияющим, а также ре-

Комендации, как получить более-менее объективное мнение субъектов

О корпорации. Субъекты, активные участники процесса взаимодей-

Ствия с корпорацией, находятся и внутри, и вне ее.

Если вы чувствуете, что не совсем понимаете, что происходит с

вами, с другими людьми, что чужая (а иногда и своя) душа — потемки,

Советуем познакомиться с материалами, вводящими вас в область пси-

хологии и социальной психологии, пройти самостоятельно, опираясь

На цитируемую в книге литературу по психологии, социологии, соци-

альной психологии и другим наукам, так называемый ≪психологиче-

ский ликбез≫ (слово ≪ликбез≫ в период массовой борьбы с неграмотно-

Стью в нашей стране в первые годы советской власти произошло как

сокращение от ≪ликвидации безграмотности≫).

Введение 13

Если вы считаете, что уже знаете о культуре достаточно, возможно,

Наша книга поможет вам систематизировать знания, наведет на новые

Мысли, на новую литературу, которую мы использовали, и поможет в

Поисках литературы в дальнейшем. Поскольку гуманитарные науки

Продолжают свое развитие, знания любого уровня время от времени

Требуют обновления и пополнения.

Мы исходили из того, что культура корпорации — очень сложное,

Многослойное явление, включающее и материальное, и духовное в

Жизни, деятельности, поведении корпорации по отношению к субъек-

Там внешней среды и к собственным сотрудникам. Культура должна

Быть гармоничной и комплектной, т. е. в идеале в ней должны присут-

Ствовать, ощущаться, проявляться все элементы, уровень развития

Всех этих элементов должен достаточно высоким. Известны слова док-

тора Астрова, героя пьесы А. П. Чехова ≪Дядя Ваня≫: ≪В человеке

должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли≫.2 Так

Вот и в корпорации должно быть все прекрасно: и материальное, и ду-

Ховное, и внутренняя среда, и отношения с внешней средой, и рядовые

Работники, и руководители, и группы, и коллектив в целом.

Главное, на наш взгляд, — это стремление к совершенствованию, не

Успокаиваться на достигнутом и руководствоваться высшими гуман-

Ными ценностями. Единственное, ради чего стоит жить и человеку, и

Корпорации, — это благодарность людей за добро, что вы им приноси-

Те, благодарная память потомков.

Глава 1

Что такое ≪корпоративная культура≫

Понятие культуры, этики, этикета,

Цивилизации (маленький словарь)

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,

Развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития

Общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в ти-

Пах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в со-

здаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие ≪культу-

ра≫ применяется для характеристики определенных исторических эпох

(например, античная культура), конкретных обществ, народностей и

наций (например, культура майя), а также специфических сфер дея-

тельности или жизни людей (например, культура труда, быта, художе-

ственная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни лю-

дей. Культура в широком смысле включает в себя предметные

Результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты по-

Знания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также

Человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (зна-

Ния, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетичес-

Кого развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Такое определение можно обнаружить в СЭС. (Эту аббревиатуру, а

также название ≪Энциклопедический словарь≫ мы будем в дальнейшем

Применять для обозначения неоднократно издававшегося массовыми ти-

Ражами Советского энциклопедического словаря. В частности, мы

пользуемся изданием: Советский энциклопедический словарь/Научный

Совет; А. М. Прохоров (пред.) и др. — М.: Советская энциклопедия, 1981.)

Как мы видим, полное определение понятия культуры включает

Множество составляющих ее элементов, уровней, смыслов. Поэтому в

Конкретном случае следует обозначать контекст, смысл, в котором

употребляется это понятие. В частности, очень часто понятие ≪куль-

тура≫ используется в узком смысле, т. е. для обозначения только ду-

ховной культуры, только набора этических норм и правил, обычаев и

Традиций, а применительно к культуре организации — для обозначе-

Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации (маленький словарь) 15

Ния традиций, норм, правил, обычаев, влияющих на поведение работ-

Ников организации.

Для обозначения явлений этого круга более адекватным представ-

ляется понятие ≪этика≫.

Этика как философская наука изучает мораль. Мораль — форма об-

Щественного сознания, общественный институт, выполняющий функ-

цию регулирования поведения человека. Понятие ≪этика≫ имеет и вто-

рое значение: это система норм нравственного поведения и обязанностей

Людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

В деловой сфере сейчас развивается этика делового общения (ЭДО)

Прикладная паука, которая изучает факторы формирования и проявле-

Ние в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных па-

Раметров в отношениях между производителями и потребителями,

Служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, ком-

Паниями и государством, компаниями и обществом.

Попутно определим понятие ≪этикет≫: это совокупность правил

Поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Знание правил этикета и следование его предписаниям может на ка-

Кое-то время ввести в заблуждение относительно моральных устано-

Вок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая

Сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых

Насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истин-

Ного лица.

Мы считаем целесообразным рассматривать все аспекты корпора-

тивной культуры, т. е. использовать понятие ≪культура корпорации≫ в

Широком смысле.

Материальная культура — физические объекты, созданные челове-

Ческими руками (их называют артефактами — от лат. artefactum — ис-

кусственно сделанное, в нашем случае — процесс или образование, не-

свойственное природе и возникающее обычно в ходе ее преобразования):

Паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, гал-

Стук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем,

Что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое

Значение, выполняют определенную функцию и представляют извест-

Ную ценность для группы или общества.

Нематериальная, духовная культура: нормы, правила, образцы, эта-

Лоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, симво-

Лы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат

Деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.

Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они

16 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

Существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим обще-

нием.3 (Но их можно выразить, передать ≪из уст в уста≫ посредством уст-

Ной и письменной речи.)

Практически так же определяется понятие ≪культура≫ в социоло-

гии. Согласно ≪Краткому словарю по социологии≫,4 слово ≪культура≫

применяется в двух смыслах:

Личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом

И ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памя-

ти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом

Смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бы-

Товой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.03 с.)