Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя и внутренняя среда корпорации

Поиск

И круг субъектов ее интересов

Внешнее окружение организации, по Мескону и др.,21 выглядит как

показано на рис. 1.1.

На наш взгляд, точнее было бы вместо слова ≪воздействие≫ приме-

нить слово ≪взаимодействие≫, в этом случае точнее был бы отражен ха-

Рактер отношений организации с внешней средой и субъектность сто-

рон взаимодействия, их активность и самостоятельность.

Внутренние субъекты культуры корпорации, т. е. те, кто влияет на

Формирование корпоративной культуры, определяет ее сущность и

поддерживает, показаны на рис. 1.2.

Группы —это формальные (подразделения) и неформальные (по

Интересам) общности, а также профессионально-квалификационные

И социальные группы. В подразделениях организации, в иных группах

имеет место такое явление, как субкультура, оказывающая влияние на

Корпоративную культуру, взаимодействующая с ней.

Субъект ≪организация≫ рассматривается и как целостный организм

(по Файолю, ≪единство материального и социального≫), и как весь тру-

Довой коллектив.

Особо сильное воздействие на культуру корпорации оказывают та-

Кие личности, у которых имеются властные полномочия: руководители

И владельцы, линейный и функциональный менеджмент. Организаци-

Онно-технические проблемы в области культуры корпорации (анализ

Состояния, выявление недостатков, меры по их устранению) решаются

Специалистами либо со стороны, либо в составе собственной службы

Управления персоналом.

Внешняя и внутренняя среда корпорации и круг субьектов ее интересов 31

Взаимоотношения субъектов организации можно и полезно рас-

Сматривать как взаимоотношение культур: элементы культуры лич-

Ности влияют на ее ожидания и представление об элементах культу-

Ры будущего места работы, и источником конфликта может быть

Разный уровень культур субъектов организации. Прогноз успеха бу-

Дущего взаимодействия должен включать и прогноз культурологиче-

Ских особенностей партнера по общению, будь то личность, группа

Или организация.

32 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

В процессе коллективной разработки поэтапного стратегического

плана-программы развития американской авиационной компании

Honeywell, демонстрирующей здравый смысл и системный подход22,

Был определен круг субъектов развития фирмы: групп и личностей, на

Которых повлияют изменения в фирме и которые способны повлиять

На развитие событий.

Ранжирование субъектов и определение трех наиболее важных при-

Вело разработчиков к выводу, который сейчас признан хрестоматий-

ным: наиболее важные группы —это клиенты компании, ее акционеры

И сотрудники.

О том же пишет и видный современный социолог и экономист Р. Мер-

Тон. Он указывает на необходимость для современного бизнесмена ви-

Деть интересы трех групп, зачастую несовпадающие, но от удовлетворе-

Ния которых зависит будущее организации: это интересы собственников

фирмы (акционеров), потребителей продукции (покупателей) и сотруд-

Ников фирмы.

Таким образом, очевидно, что группы носителей интересов, которые

Должна в первую очередь учитывать корпорация, —это клиенты, акци-

онеры, сотрудники (рис. 1.3).

Стрелки в этом треугольнике показывают взаимосвязь между

субъектами, многообразие ролей и статусов, которыми они обладают:

Клиент может быть одновременно и акционером, и сотрудником, а со-

Трудник —акционером. Кстати, превращение сотрудников в акционе-

Основные подходы к правильному восприятию деловых партнеров 33

Ров повышает преданность организации, причастность к ее делам, сти-

Мулирует рост отдачи.

Основные подходы к правильному

Восприятию деловых партнеров

ВЗГЛЯДЫ людей на окружающий их мир и на себя самих основываются

На массе субъективных представлений. Наука тоже развивается благо-

Даря трудам людей, субъектов, разделяющих те или иные взгляды на

Вещи, имеющих свою позицию, угол зрения, под которым они предпо-

Читают смотреть на предмет исследования. Эта точка, угол зрения, ис-

ходные принципы определяют то, что называется подходом.

В науке есть неплохо зарекомендовавшие себя общепринятые под-

Ходы, позволяющие получить достаточно объективные знания, ото-

Рваться от крайнего субъективизма. Речь идет о системном подходе,

Ситуативном подходе (ответвление системного), культурологическом

Подходе, наиболее популярном в социальных науках.

Научное (энциклопедическое) определение любого интересующе-

Го нас явления, как правило, позволяет понять его структуру, сущ-

ность, основные элементы, типологию, вид, вот почему рассмотрение

любого объекта следует начинать с изучения его определения, жела-

тельно энциклопедического. Например, в приведенном выше опреде-

лении культуры очевидно ее понимание как единства материального

и духовного начала. Из определения следует, что культура —явление

Сложное, многозначное, многоуровневое, динамичное. Наличие этих

Признаков говорит о системной сущности культуры и необходимости

Системного подхода к исследованию ее элементов.

Исходя из определения культуры в широком смысле можно, по-види-

Мому, считать, что право быть отнесенным к элементам культуры имеет

Все, что связано с человеческой деятельностью и возникает, использует-

Ся, воспроизводится в процессе труда, игры, учения, общения. Отсюда

Вытекает правомерность культурологического подхода при исследова-

Нии всего, что так или иначе связано с человеческой деятельностью.

Системный подход

Системный подход — направление в методологии научного познания и

Социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов

Как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он

ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обес-

34 Глава 1. Что такое ≪корпоративная культура≫

печивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей

сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Си-

стема — это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой

Таким образом, что возникает определенная целостность, единство.

Системный подход основан на здравом смысле и на том, что системы

Проявляются буквально во всем, что нас окружает, и в нас самих, что

Познание закономерностей в действиях или свойствах систем для про-

Гнозирования их поведения —исключительно сложный и трудоемкий

Процесс, не всегда дающий однозначный результат. К настоящему вре-

Мени выделено очень много не только типов, но и типологий систем,

Выявлено большое количество их свойств, но процесс познания не бли-

Зок к завершению, а поэтому и прогнозирование поведения систем ос-

Тается вероятностным по своей сути: чем больше мы знаем о системе,

Тем более высока вероятность нашего прогноза, но она никогда не бы-

вает равна 100%. Назовем некоторые наиболее общие свойства систем,

которые присущи и таким системам, как личность и коллектив:

Целостность —свойства целого (всей системы) принципиально

Не могут быть сведены к сумме свойств ее элементов; у системы

есть собственные свойства, которых нет ни у одного из ее элемен-

Тов; поведение и свойства элемента системы зависят от его места

И функций в системе.

Структурность —поведение системы обусловлено не столько

Свойствами ее элементов, сколько свойствами ее структуры, тем,

Как элементы расположены и взаимодействуют в системе.

Взаимозависимость системы и среды —система вычленяется из

Среды, формируется и проявляет свои свойства во взаимодей-

Ствии со средой.

Автономность —система существует и развивается согласно не

Только общим, но и ее собственным, только ей присущим зако-

Нам; уникальность присуща и системам, и их онтогенезу, т. е. ин-

Дивидуальному развитию.

5. Адаптивность —система обладает определенной ≪живучестью≫,

Может приспосабливаться к изменениям внешней среды. В каче-

Стве замечания: когда в управлении персоналом игнорируется

Уникальность каждого работника, это значит, что руководство

Рассчитывает на свойство адаптивности человека. Обычно дей-

Ствительно человек адаптируется к работе, которая не очень ему



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.007 с.)