Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция теории и практ ики управления

Поиск

Глава 1. Г енезис концепций и теорий управления. 16

1.1. Предтечи идей управления.................. 16

1.2. Генезис научных идей управления............. 18

1.3. Российская школа управления............... 26

Глава 2. _ Предмет и структура социологии управления............ 33

2.1. Содержание социологии управления............ 33

2.2. Предмет социологии управления.............. 39

2.3. Основные направления управления общественным

развитием............................ 44

Раздел II

Управленческ ий цикл

Глава 3. С оциальное предвидение...................... 54

3.1. Сущность социального предвидения............ 55

3.2. Методы социального предвидения.............. 59

3.3. Роль интуиции в социальном предвидении........ 62

Глава 4. С оциальное прогнозирование.................... 66

4.1. Сущность социального прогнозирования.......... 67

4.2. Алгоритм и методы социального прогнозирования.... 73

4.3. Эффективность социальных прогнозов........... 82

Глава 5. С оциальное планирование..................... 87

5.1. История возникновения социального планирования... 87

5.2. Сущность социального планирования........... 90

5.3. Формы и методы социального планирования....... 94

5.4. Показатели и нормативы социального планирования... 98

Глава 6. С оциальное проектирование.................... 104

6.1. Сущность социального проектирования.......... 104

6.2. О методологии социального проектирования....... 107

6.3. Методы и этапы социального проектирования...... 109

6.4. Виды социального проектирования............ 113

6.5. Действенность социальных проектов........... 116

Содержание

Глава 7. Социальное программ ирование................... 119

7.1. Социальная проблема как объект программирования... 119

7.2. Сущность и специфика социального

программирования...................... 123

7.3. Формы и методы социального программирования.... 125

7.4. Алгоритм социального программирования........ 131

Глава 8. Социальные технологии...................... 136

8.1. Что такое социальная технология............. 136

8.2. Формы, виды и этапы социальных технологий..... 142

8.3. Технологическая культура................. 146

8.4. Социальный эксперимент.................. 150

Глава 9. Социология организаций..................... 158

9.1. Социология организаций как специфическая

управленческая концепция................. 158

9.2. Природа и строение организации.............. 161

9.3. Основные и ситуационные методологии управления

организацией......................... 166

9.4. Внешнее организационное окружение

как важнейшее условие функционирования

и развития организаций................... 168

Раздел III

Человеческ ий факт ор управления

Глава 10. Г енезис идей о человеческих ресурсах управления....... 176

10.1. Сущность и содержание управления

человеческими ресурсами................ 177

10.2. Субъект деятельности в сфере УЧР........... 182

10.3. Пути совершенствования управления

человеческими ресурсами................ 187

Глава 11. С тиль управления......................... 192

11.1. Теория личностных черт................. 192

11.2. Бихевиористский (поведенческий) подход....... 199

11.3. Ситуационный подход.................. 205

11.4. Российская школа моделей управления........ 210

11.5. Современные теории стилей управления........ 214

Глава 12. У частие (соучастие) в управлении................ 220

12.1. Предтечи идей и практики участия в управлении... 220

12.2. Соучастие в управлении

(патисипативное управление).............. 225

12.3. Социальное партнерство – феномен современных

трудовых отношений................... 231

Содержание

Глава 13. У правление творческим потенциалом.............. 241

13.1. Что такое творчество и его особенности

в производственных организациях........... 241

13.2. Этапы, типы, формы и фазы творческого труда... 249

13.3. Методы организации творческого процесса...... 254

13.4. Перспективы развития творчества

в организациях...................... 262

Глава 14. С оциально-психологические ресурсы организации....... 264

14.1. Социально-психологические отношения:

от эксперимента до теории................ 265

14.2. Межличностные отношения

в первичной организации................. 269

14.3. Непосредственный руководитель и подчиненный:

социально-психологические резервы.......... 275

14.4. Звено «работник – администрация»

в структуре взаимоотношений в организации..... 279

Библиографический указатель. 286

Предисловие

В настоящем учебнике автор избрал принципиально иную

схему рассмотрения управлениячерез его алгоритм, пос-

ледовательно осуществляемые стадии, которые состоят из

предвидения, прогнозирования, проектирования, програм-

мирования, планирования, социальных технологий, соци-

ального эксперимента, социологии организаций. Ведь лю-

бой руководитель, осуществляя управленческие функции,

сознательно или интуитивно последовательно реализует

цикл регулирующих функций, начинает с целеполагания

(что и чего он предполагает достигнуть, что реализуется в

процессе предвидения и прогнозирования). Затем он про-

должает эту цель конкретизировать в планах, проектах,

программах и завершает свои действия организационной

работой, которая венчает некоторый конечный результат.

Оценивая этот результат, любой представитель управления

на основе полученных данных на новом витке совершенс-

твует и повторяет управленческий цикл, уточняя цель, и

опять воплощая ее в программе, плане, проекта и т.д. Идея

об управленческом цикле в наиболее совершенном и закон-

ченном виде на современном этапе развития социальных

наук была высказана и обоснована академиком В.Г. Афа-

насьевым в его широко известном произведении «Научное

управление обществом» (М., 1968).

Предлагаемый автором учебник посвящен анализу пос-

ледовательно сменяющих друг друга функций управления.

Основным его утверждением является положение, что лю-

бой человек, причастный к управлению, на любом уровне

организации общества – от государства до низовой трудо-

вой ячейки, от производственной до просветительской и

общественной организации, так или иначе, в устном или

письменном виде, осуществляет такие операции. Такой

подход – через алгоритм управления – крайне необходим

для анализа механизма изменений, в одинаковой мере ак-

туальному, как для теории и методологии социологии, так

и для всех специальных и отраслевых направлений социо-

логической науки. Механизм регулирования присущ всем

без исключения областям деятельности людей, имманентен

ей. Он олицетворяет выработку и применение способов, ме-

тодов и форм осуществления намеченных изменений.

Предисловие

Все это было связано с тем, что время настоятельно

поставило вопрос о преодолении, с одной стороны, тех-

нократизма управленческих функций, с другой, идеоло-

гизации и политизации управления. Это в равной степени

относится не только к управлению экономикой, но и к

управлению социальной, политической, духовной жиз-

нью. Сама реальность потребовала «очеловечивания» уп-

равления.

В настоящее время эта отрасль знания стала превращать-

ся в учебную дисциплину. На первом этапе это были от-

дельные лекции, сначала прозвучавшие в среде инженер-

но-технических работников. Им наряду с техническими,

технологическими, организационными, экономическими

знаниями стали давать сведения и материалы, которые ка-

сались работы с людьми, работниками производства. Уже

один их первых представителей зарождающейся науки уп-

равления Ф.Тейлор активно выступал со своеобразными

инструктажами после проведения соответствующих изыс-

каний как работать с персоналом, что и как надо учитывать

потребности и интересы работника в процессе организации

производственной деятельности.

В современной научной литературе социология управле-

ния, ее социальные проблемы выступают в виде различных

трактовок.

Что касается зарубежной учебной литературы, то там

преобладают различные концепции менеджмента, которые

в основном связаны с производством.

Среди отечественных разработок можно отметить нали-

чие нескольких подходов к трактовке предмета социологии

управления.

Во-первых, имеется литература и учебные пособия, кото-

рые основаны на философской трактовке, нередко прибегая

к использованию понятия – социальное управление.

Во-вторых, имеются учебные пособия, которые ориенти-

рованы на анализ в основном субъектных отношений, в том

числе и в историческом аспекте, на роли субъекта управле-

ния и методов, применяемых ими в процессе решения пос-

тавленных задач.

В-третьих, в ряде работ социология управления пред-

ставлена в значительной мере социологией менеджмента,

Предисловие

что связано с решением прикладных, но не теоретико-ме-

тодологических задач.

В-четвертых, есть учебники, которые сориентированы

на решение проблем государственного и муниципального

управления и выполняемых ими функций, что отвечает на

ряд принципиальных вопросов управления, в том числе и

осуществляемых на различных уровнях социальной орга-

низации – в регионе, в городе, в производственной органи-

зации.

И наконец, имеются учебные пособия и курсы лекций,

в которых предлагается анализ функций управления в раз-

личных сферах деятельности – в культуре, науке, сфере ус-

луг, образовании и т.д.

* * *

В основу данного учебника положены главы авторского учеб-

ника «Социология», первое издание которого состоялось в 1994 г.

а затем неоднократно переиздавалось. За этот период концепция

изложения проблем социологии управления не изменялась – она

только дополнялась и расширялась, уточнялась в связи с новыми

материалами, новой информацией.

В настоящем тексте для изложения отдельных глав привлека-

лись тексты коллег, которым я хочу высказать признательность –

профессору, доктору философских наук В.Э. Бойкову (глава 1) и

профессору, доктору социологических наук В.В. Щербине (Гл. 9

и 10), кандидату социологических наук И.М. Матасовой (глава

11), тексты которых использованы при написании данных глав.

В книге использованы материалы профессоров, докторов социо-

логических наук А.В.Тихонова и Г.А. Цветковой.

Раздел I

Эволюция теории

И практ ики управления

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.007 с.)