Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л



дет реализовываться, а затем и функционировать проекти-

руемый объект. При этом следует учесть, что при решении

любой проблемы требуется учет интересов и желаний лю-

дей, а это лучше достигается, когда проектировщик внима-

тельно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным для социального проектирования является

метод а на ло ги и. Всегда имеются эффективно функциони-

рующие предприятия, организации, населенные пункты,

в которых рационально решены те или иные социальные

проблемы. Их подходы к делу в известных пределах мо-

гут служить образцом, эталоном, даже если не все детали

в должной степени проработаны. Опираясь на такие дости-

жения, беря лучшее и освобождаясь от неоправдавших себя

идей, создают по аналогии социальный проект, который

может обеспечить достижение сформулированных целей и

предполагаемых результатов.

При подготовке проекта нередко возникает необходи-

мость принять новое решение, которое вызвано неудов-

летворенностью существующей практикой. В связи с этим

встает вопрос: как улучшить положение, найти более раци-

ональный и эффективный способ управления? В этом слу-

чае наиболее приемлем м ет ода сс оц иа ци и, когда решение

социальной проблемы в другой сфере общественной жиз-

ни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели.

Своеобразный вариант ассоциации в проектировании –это

п ри сп ос об ле ни е, когда оправдавший себя в иной ситуации

опыт решения проблем применяется к интересующему объ-

екту. Метод ассоциации может использоваться через м од и-

ф ик ац ию С учетом накопленных знаний разрабатываются

подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объ-

ект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но

и существенные, содержательные и структурные элементы

изменяемого объекта.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних при-

нципов функционирования объекта, и с заменой их новыми

исходными положениями, ведущими к коренному преоб-

разованию проектируемых данных. Этот прием называется

п ол но й р ео рг ан из ац ие й. Метод ассоциации предусматрива-

ет сочетание приемов приспособления, модификации и пол-

ной реорганизации.

111

Г ла ва6. С оц иа ль но е п ро ек ти ро ва ни е

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проекти-

рования возможны ситуации, не похожие на упомянутые

выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих

случаях применяется метод мозгового штурма, когда мо-

билизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал:

объявляется своеобразный конкурс идей, способных значи-

тельно продвинуть поиск оптимального решения проблем

того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г.

А. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной

конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен

один из вариантов этого метода –м ет одс ин ек ти ки, со-

гласно которому несколько предложенных идей рассмат-

риваются отдельно друг от друга, а потом между ними ус-

танавливаются определенные взаимосвязи и определяются

их приоритеты на основе сопоставления. Несомненно, учи-

тывая динамизм и сложность социальных процессов, не-

обходимо шире практиковать конкурс идей, стараясь при

этом избегать влияния славы, заслуг, званий участников

конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается

в условиях известной неопределенности, отсутствия яснос-

ти в отправных моментах развития процесса или явления.

Между тем во всех случаях, будь то формирование нового

города, реконструкция предприятия, создание новой орга-

низации или формирование желаемого процесса, требуются

определенная логика, последовательность событий, в соот-

ветствии с которыми реализуется проект.

В основе процесса проектирования лежит анализ обще-

ственной потребности, что позволяет сформулировать ц ел ь.

Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому н ач ал ьн ый э та п п ро ек ти ро ва ни я п ре дп ол аг ае т п ои ск с вя за нн ыйсо п-

р ед ел ен ие м г ла вн ыхп от ре бн ос те й. Взять, например, та-

кой исторический факт. В конце 1920-х –начале 1930-х гг.

был осуществлен смелый проект строительства Днепрогэса,

реализация которого была вызвана потребностью построить

в минимальный срок совершенно новое, технически передо-

вое предприятие и одновременно создать условия для раци-

ональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот

опыт –строительство города и предприятия –показал, как

важно, чтобы научная идея отражала действительные пот-

112

Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л

ребности как производства, так и людей и соответствовала

объективным критериям.

Н а э та пеп ои ск а, о бо сн ов ан ияп ро ек та, необходимо

хотя бы в самом общем виде представить тот р ез ер в ир е-

с ур с в ре ме ни, который отводится для его выполнения.

Одновременно уточняется цель разработки социального

проекта: дается характеристика того состояния, какого

хотелось бы достичь исходя из требований общественного

прогресса.

Сформулировав цель, приступают к этапу сбора н ео б-

х од им ойи нф ор ма ци и, обращаясь к любым источникам,

включая и научные исследования. Приоритет отдается тем

сведениям, в которых зафиксирован с ов ре ме нн ыйу ро ве нь п оз на ни я с оц иа ль но гоп ро це сс а. Кроме того, надо прини-

мать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех

решений, которые имеются в мировой практике.

Этап составления задания на проектирование предпола-

гает использование полученной информации и определение

того, к ак имп ар ам ет ра м о нод ол жн о у до вл ет во ря ть(и ли с оо тв ет ст во ва ть. И здесь большую роль играет выработ-

ка принципиально новых идей, которые раскрывают пути

эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть кон-

цепции, которая может включать различные варианты

решений. Лучше, если эти варианты представлены в виде

матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых,

с учетом изменения тех или иных переменных (сроков,

материальных, финансовых и трудовых ресурсов, перво-

очередности и важности реализации отдельных элементов

проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким

образом: посредством теоретического анализа и с помощью

эксперимента.

Н а з ак лю чи те ль но й с та ди и п ро ек ти ро ва ни я принима-

ется решение. Оно выступает в виде к он кр ет но й п ро гр ам мы д ей ст ви й, которая в заданных параметрах намечает те или

иные средства достижения поставленной цели при наличии

определенных ограничений. Решение содержит также воз-

можные варианты, сроки, основные этапы и последователь-

ность операций.

113

Г ла ва6. С оц иа ль но е п ро ек ти ро ва ни е

В ид ы с оц иа ль но гоп ро ек ти ро ва ни я

Со ци ал ьн оеп ро ек ти ро ва ни е н ов ыхо рг ан из ац ий. Опыт со-

Циального проектирования новых организаций, главным

Образом производственных, накапливался постепенно. Дол-

Гое время социальные аспекты их формирования учитыва-

Лись недостаточно, в результате чего возникали различного

Рода отклонения, что впоследствии сказывалось на эффек-

Тивности трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых организаций о сн ов но й с оц иа ль

Н ойц ел ьюя вл яе тс я с оз да ни е с та би ль ны х, у ст ой чи вы х

К ол ле кт ив ов(о бъ ед ин ен ий о бщ но ст ей. Поэтому при их

Проектировании тщательно разрабатываются такие акции,

Как комплектование и закрепление рабочей силы (персона-

ла), создание благоприятных условий труда, формы и мето-

ды профессиональной подготовки и т.д. На промышленных

Предприятиях для ослабления негативных последствий ис-

Пользования тяжелого ручного труда и труда, не требующе-

Го квалификации, применяются компенсирующие средства,

Влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых организаций важно соблюде-

Ние п ри нц ип а к ом пл ек сн ос ти. При обосновании целесооб-

Разности и социально-экономической перспективы проекта

Обычно принимаются во внимание состояние и уровень раз-

Вития производительных сил: энергетических ресурсов, ком-

Муникаций, а также наличие трудовых ресурсов. С формаль-

ной точки зрения такой подход удовлетворяет требованиям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.025 с.)